Мастер и мастерство в педагогике. Профессиональный идеал. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Мастер и мастерство в педагогике. Профессиональный идеал.

2018-01-04 2388
Мастер и мастерство в педагогике. Профессиональный идеал. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Критерии мастерства педагога:

  • целесообразность (по направленности);
  • продуктивность (по результату - уровню знаний, воспитанности школьников);
  • оптимальность (в выборе средств);
  • творчество (по содержанию деятельности);

Глоссарий понятий:

· Мастерство – высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия. Учитель –не только человек большого сердца, но и человек, у которого ум и сердце в ладу. Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами свой профессиональной деятельности.

· Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим: гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности педагогическую технику. Во-первых, педагогическое мастерство -это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно выстроить педагогический процесс; во-вторых, фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остров, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы; в-третьих, педагогические способности –дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования; в-четвертых, техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.(Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна.-М.:Просвещение,1989, -С. 10.)

· Педагогическое мастерство -это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. (Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России,2001,- С.12.)

· Педагогическое мастерство с технологической точки зрения -это система, основным компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. (Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России,2001,- С.13.)

· Мастер - это особо сведущий или искусный в своем деле (В. Даль).

· Педагогическая техника -совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности (компоненты: умение управление собой, умение управлять другими, умение сотрудничать). (Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России,2001,- С.31.)

 

Литература:

1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М.: 1999, с. 3-28.

2. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А.С. Роботовой. М.: 2000.- С. 60-74.

3. Корчагина В. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю. //Школьные технологии,- №3, 2004.

4. Никитина Н., Кислинская Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: 2004.

5. Несколько рекомендаций для тех, кто стремится овладеть выразительной речью //Директор школы,- № 9.- 2004.

6. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна.-М.:Просвещение,1989. -с.6 -48.

7. Орлов А., Агафонова А. Введение в педагогическую деятельность. М.: 2004.-С.63 – 135.

8. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е. Мастерство и личность учителя. На примере деятельности учителя иностранного языка. М.: Флинта: Наука,-2001.-240 с.

9. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- С.13.

10. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России,1999.-212 с.

11. Профессия – учитель. /Под ред. А.С. Роботовой. –М.: Академия,2005.-368 с.


Задание 1.2 Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики.

Методическая помощь к данному заданию!

Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой «архив» ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

Классификация педагогических ситуаций:

1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемы, управляемые);

5. По участникам (студент- студент, студент-преподаватель);

6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

7. По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

 

Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и знаний и выработанных способов действия.

 

Алгоритм описания ситуации:

1. Оценка ситуации.

A. Уяснить педагогический смысл ситуации, т.е. с точки зрения формирования и развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, ценностных ориентаций. Указать: место, где произошла ситуация; что произошло; кто участвовал в ситуации и т.д.

B. Определите педагогическую проблему, т. е. трудность, противоречие, существующее или назревающее в формировании и развитии личности ребенка. У проблемы есть причины (истоки). Попытайтесь их выявить.

C. На каких педагогических позициях стоите в решении данной проблемной ситуации (пед. подходы, концепции, конкретные психолого-педагогические знания о…)

2. Прогнозирование. Сформулируйте несколько вариантов решения педагогической проблемы. Подумайте, что могло бы произойти (поведение воспитанника, поведение педагога и т.д.) при различных решениях.

3. Решение. Опишите тот вариант решения педагогической проблемы (трудности), который Вы выбрали на педагогической практике (или выбрал педагог, учитель, воспитатель, социальный педагог). Обоснуйте принятое решение.

4. Используйте при оценивании, прогнозирования и решения методы воспитания. Формы воспитания, стили общения и управления.

 

Пример разбора педагогической ситуации.

Поздравление учителя с днем рождения.

11-й класс. Ученики поздравляют свою учительницу литературы и одновременно классную руководительницу с днем рождения, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный родительским комитетом. На такое поздравление учительница отвечает сухим: «Спасибо» и уходит. Дети не поняли ее реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что учительница ожидала совсем другого поздравления – она хотела, чтобы каждый ее ученик подошел к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил ее. Она обвинила детей в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководительства и преподавания в этом классе. Через какое-то время дети решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, дети не получили нужных им знаний по некоторым темам.

 

Оценка:

Ученики проявили должное внимание по отношению к своей учительнице. Они поздравили ее, хотя и не обязаны были это делать. Учительница смешала свои личные отношения с профессиональной деятельностью.

 

Прогнозирование:

Ученики потеряют уважение к своей учительнице. Они в выпускном классе останутся без надлежащей поддержки классного руководителя. Понизится их успеваемость по литературе.

 

Решение:

Учителю не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделять уделить обучению детей литературе, а выяснение отношений оставить на внеклассное время.

(Маша Л., 2-й курс)

Да-а… Интересно, кто здесь повел себя по-детски: школьники или учительница?..

 

Вообще-то, на мой взгляд, обижаться на детей за то, что поздравили «не так», не очень правильно. Все же дети старались… ну, а уж если учитель недоволен своими учениками, то нет ли в этом его вины?

 

Примеры педагогических ситуаций.

1. Учитель приглашает к доске ученика, просит повернуться лицом к классу, а сам, стоя слева от ученика, задает ему вопросы. Мифологически предполагается, что класс всячески заинтересован в том, чтобы слушать ответ ученика. Далее ученик у доски начинает метаться с точки зрения этикета отвечать тому, кто задает вопросы, и смотреть в глаза всему классу.

2. «Вы знаете, - говорит учительница, - у меня просто не хватает сил дотянуть до конца пятый и шестой уроки. Я так выматываюсь, что приходится задавать учащимся самостоятельную работу или никчемное переписывание, и хотя мне стыдно от этого, но что делать, я просто не знаю».

3. Я пятый год работаю в школе. В школе работает и моя жена. В 10 «А» классе вот уже полгода ученица Лиза К. отказывается отвечать на уроке и выполнять любые задания, которые я специально для нее готовлю. По другим предметам у нее все в порядке. Когда прихожу к ней домой, поговорить с ней и ее родителями, она демонстративно встает и уходит, несмотря на протесты родителей. Жена считает, что девочка влюблена в меня, но мне от этого не легче, тем более, что на меня многие старшеклассницы стали смотреть «как-то странно».

4. Всякая попытка учительницы, преподающей историю в 5-7 классах, добиться, чтобы ученики слушали объяснение, выполняли задания, реагировали на выставляемые ею оценки, ни к чему не приводит. Учительница перечитала гору литературы, советовалась со всеми, с кем только можно, в том числе со школьным психологом, но изменить ничего не даётся. Учительница посетила множество уроков у корифеев, но понять, почему и как им удаётся увлечь детей, найти с ними контакт, её так и не удалось.

5. Ученик 9-го класса Слава К. рассказал учительнице страшную тайну, взяв с неё честное слово, что она никогда никому и никому не расскажет о том, что она от него услышала. Речь шла об очень серьёзном уголовном преступлении, а также о том, что криминальная группа заставляет подростка идти по этому пути дальше. Ученик заверил, что если она предпримет какие-то неосторожные движения, её попросту убьют. Учительница в ужасе.

6. Учительница вывезла восьмиклассников за город, в лес. Сначала ребята бегали, кричали, бросались шишками и ветками, потом сели, положив головы на рюкзаки и сумки и замолчали. Делать что-либо, двигаться, говорить им уже не хотелось. Вернувшись, они жаловались на скуку и бесполезно потерянное время. Что нужно было делать, чтобы расшевелить их, чем заинтересовать?

7. Учителя долго готовили совместно с ученическим активом предметный вечер по литературе, но на этот вечер никто из учащихся не явился, несмотря на объявления, выданные каждому приглашения, привлекательную тему вечера.

8. В школе появился учитель, который раз в неделю ведёт какой-то спецкурс без оценок. Уроки у него проходят весело, раскованно, дети получают удовольствие, домашние задания делать не надо. В школе только и разговоров, что об этом учителе. Дети от него без ума, все остальные учителя поблекли и потеряли свой авторитет. Ученики ставят методы этого преподавателя в пример и пренебрежительно относятся к выполнению домашних заданий по другим предметам.

9. Восьмиклассники договорились игнорировать классные часы и вместо этого собираются почти всем классом у кого-нибудь дома и по специальной договорённости, подготовившись заранее, ведут разговоры о всяких интересных делах, событиях, открытиях, а потом пьют чай, кофе, фанту, колу и танцуют. Своего классного руководителя они на эти пиры не приглашают, но родители раскали об этом учителю, и он задумался…

10. У ребёнка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Весь день его расписан по минутам, мать, отец, бабушка и дедушка определили его в разные кружки и секции. Уроки заставляют его делать по 5-6 часов в день, ругают за всякую промашку. Летом на даче ребёнок должен читать внепрограммную классику, слушать часами серьёзную музыку, учить стихи великих поэтов, когда приходят гости, мальчик должен показывать им свои таланты.

11. Учитель где-то раскопал анкету со следующими вопросами:

- Кем бы ты хотел быть? Большинство учащихся 9-го класса ответили: «Не знаю».

-Что главное в жизни? – «Деньги»

Зачем нужно учиться? – «Чтобы не приставали родители».

Ответы учащихся поразили учителя, и он решил, что надо что-то делать Но что?

12. Девочка влюбилась в одноклассника, он вроде бы поначалу ответил ей взаимностью, но потом стал самоутверждаться за её счёт, издеваясь и потешаясь над нею.

13. Учитель испробовал все способы затушить искру любопытства у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, а он знай себе на каждом уроке сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьном учебнике.

14. Учитель выяснил, что у учеников 10-го класса еженедельно проводится в среднем 3 зачёта, 2 контрольные работы, 3 устных опроса на человека. Ученики также должны законспектировать или выучить 150 страниц самых разнообразных заданий в неделю. Учитель решил исправить ситуацию. Чем закончилась эта исория, попробуйте предположить.

15. В октябре в 9 «Б» классе классный журнал был подменён другим, в который кто-то вписал все тексты, изменив только оценки учащихся странным образом: все оценки занижены на 1-2 балла.

(Из Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1994)


Задание 2.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.