Перечень форм текущего, промежуточного и итогового контроля. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Перечень форм текущего, промежуточного и итогового контроля.

2018-01-04 458
Перечень форм текущего, промежуточного и итогового контроля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика студентов 4 курса

 

Факультет физико-математический, исторический, технологии и предпринимательства, иностранных языков, естественно-географический, русского языка и литературы

Форма (очная)

Курс - 4, семестр – 7

Всего часов (ч)

Зачёт, семестр – 7

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

(Регистрационный номер и дата утверждения ГОС)

 

(Шифр дисциплины в ГОС указывается, к какому компоненту относится данная дисциплина (федеральный, национально-региональный, вузовский), (шифр дисциплины по учебному плану).

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры и представлена на утверждение кафедры педагогики и социальной работы, номер протокола заседания кафедры, дата его проведения:

 

Программу разработала ассистент

кафедры педагогики и

социальной работы Мануйлова Е.А.

Заведующий кафедрой

педагогики и социальной

работы Калинина С.Б.

ПСКОВ, 2012

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов значимое место занимает педагогическая практика. Она является частью учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и вооружает студентов первоначальным опытом профессионально-педагогической деятельности.

Студенты 4 курса уже готовы применить полученные теоретические знания психолого-педагогического блока на практике, т.к. к этому времени они получили представление о педагогической профессии; познакомились с методикой осуществления учебно-воспитательного процесса; освоили различные современные педагогические технологии и приёмы.

Педагогическая практика проводится в условиях, максимально приближённых к реальной профессиональной деятельности. Особенностью организации практики является её интегративный характер: выполнение функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога-психолога.

Поэтому педагогическая подготовка будущих педагогов, их педагогические умения (гностические, коммуникативные, конструктивные, организаторские, прикладные), знания и навыки могут рассматриваться на трёх уровнях:

1. Креативный уровень когда студент умеет выделять проблемы в воспитательной деятельности и может творчески использовать знания, умения, навыки, помогающие в их решении.,

2. Эвристический уровень, когда студент способен предвидеть ход и результаты деятельности не только своей, но и у учащихся.

3. Репродуктивный уровень, когда студент умеет анализировать, воздействовать, общаться, планировать и т.д.

ЦЕЛЬ: отработать системный подход в проектировании и проведении внеурочной воспитательной работы с классом.

 

Перед студентами стоят следующие задачи:

1. Познакомиться с современным состоянием, инновациями педагогической системы школы.

2. Выйти на уровень взаимосвязи психолого-педагогических, специальных и профессиональных умений, навыков студентов:

- Умение использовать диагностические методики (беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование и т.д.) для изучения межличностных отношений и индивидуальных особенностей учащихся;

- Умение использовать школьную документацию и продукты творческой деятельности учащихся в изучении их и классного коллектива;

- Умение ставить, формулировать и осуществлять воспитательные задачи в работе с детьми;

- Умение соотносить поставленные цели, задачи, содержание и формы воспитательных мероприятий;

- Умение общаться, устанавливать стиль отношений с коллегами-студентами, учителями и учащимися на основе взаимопонимания, уважения и доверия и ответственности;

- Умение анализировать полученную информацию с прогнозом на развитие и коррекцию;
умение осуществлять адекватный самоанализ и самооценивание.

Также задача классного руководителя состоит в репродуцировании следующих требований: своевременное и качественное выполнение домашних заданий; дежурство по школе, по классу; участие во внеклассных мероприятиях; воспитание социально адаптированного человека, умеющего работать над собой; подлинно образованного человека; культурного человека; создание условий для развития личности.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ.

I. Установочная конференция:

· Постановка цели, задач педагогической практики.

· Знакомство студентов с программой исследовательской деятельности на период практики.

· Знакомство студентов с требованиями по оформлению отчётности по педагогической практике.

 

II. Самостоятельная работа студентов в образовательном учреждении.

 

1. Адаптационная неделя.

Первая неделя педагогической практики рассматривается как адаптационная. В течение этой недели:

· Студент знакомится со спецификой образовательного учреждения.

· Изучает документацию (журнал, дневники и др.), отдельных учащихся и коллектив класса.

· Составляет предварительную характеристику класса (см. Психолого-педагогическая характеристика класса).

· Планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу с классом на период практики (см. Планирование воспитательной работы).

2. Содержание практики включает следующие направления деятельности студента:

· Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики или «Учитель крупным планом. Презентация учителя-мастера »;

· Психолого-педагогическая характеристика класса;

· Планирование воспитательной работы в классе;

· Проведение ключевого (системообразующего) внеклассного мероприятия.

· Рефлексия по итогам практики.

 

III. Заключительная конференция:

· Представление наиболее интересных результатов педагогической практики.

· Представление лучших студенческих работ – отчётов.

· Выявление проблем, типичных трудностей.


ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАДАНИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Задание 1. Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики или «Учитель крупным планом. Презентация учителя-мастера» (задание осуществляется на выбор студента)

1.1 Учитель крупным планом. Презентация учителя-мастера.

Возьмите слово за основу

И на огонь оставьте слово

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звезд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз и два…

Кено.

Задание:

Изучите и изложите положительный опыт учителя, воспитателя-мастера образовательного учреждения.

Методическая помощь к данному заданию!

Этапы:

1.Соберите информацию о том, кого завуч, классные руководители, учителя, учащиеся могут назвать учителем, воспитателем-мастером (беседа, анкетирование, посещение уроков).

2.Составьте портрет учителя, воспитателя-мастера, ответив на следующие вопросы:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Место работы.
  • Должность.
  • Звания, награды и аттестационная категория.
  • Общий педагогический стаж.
  • Проведите беседу с учителем, воспитателем-мастером (примерный круг вопросов):
  • Ваши кумиры в педагогической профессии?
  • Ваши педагогические заповеди?
  • Каковы пути овладения педагогическим мастерством?
  • Ваши достижения в решении актуальных вопросов педагогической науки и практики.
  • Опишите вашу систему работы.
  • Какое место занимали и занимают самообразование и самовоспитание в вашей педагогической деятельности?
  • Каково место творчества в развитии педагогического мастерства?
  • Каковие проблемы в творческой и профессиональной деятельности испытывает педагог?
  • В чем, на Ваш взгляд, состоит совершенствование профессии учителя?
  • Можете ли Вы себя назвать счастливым человеком? В чем это выражается?

 

Задание 1.2 Подбор педагогических ситуаций и их решения в период педагогической практики.

Методическая помощь к данному заданию!

Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой «архив» ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому, любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

Классификация педагогических ситуаций:

1. По месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

2. По степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

3. По степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

4. По степени управляемости (жестко заданные, неуправляемы, управляемые);

5. По участникам (студент- студент, студент-преподаватель);

6. По заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

7. По содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.
Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

8. По характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

 

Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и знаний и выработанных способов действия.

 

Алгоритм описания ситуации:

1. Оценка ситуации.

A. Уяснить педагогический смысл ситуации, т.е. с точки зрения формирования и развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, ценностных ориентаций. Указать: место, где произошла ситуация; что произошло; кто участвовал в ситуации и т.д.

B. Определите педагогическую проблему, т. е. трудность, противоречие, существующее или назревающее в формировании и развитии личности ребенка. У проблемы есть причины (истоки). Попытайтесь их выявить.

C. На каких педагогических позициях стоите в решении данной проблемной ситуации (пед. подходы, концепции, конкретные психолого-педагогические знания о…)

2. Прогнозирование. Сформулируйте несколько вариантов решения педагогической проблемы. Подумайте, что могло бы произойти (поведение воспитанника, поведение педагога и т.д.) при различных решениях.

3. Решение. Опишите тот вариант решения педагогической проблемы (трудности), который Вы выбрали на педагогической практике (или выбрал педагог, учитель, воспитатель, социальный педагог). Обоснуйте принятое решение.

4. Используйте при оценивании, прогнозирования и решения методы воспитания. Формы воспитания, стили общения и управления.

 

Пример разбора педагогической ситуации.

Поздравление учителя с днем рождения.

11-й класс. Ученики поздравляют свою учительницу литературы и одновременно классную руководительницу с днем рождения, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный родительским комитетом. На такое поздравление учительница отвечает сухим: «Спасибо» и уходит. Дети не поняли ее реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что учительница ожидала совсем другого поздравления – она хотела, чтобы каждый ее ученик подошел к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил ее. Она обвинила детей в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководительства и преподавания в этом классе. Через какое-то время дети решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, дети не получили нужных им знаний по некоторым темам.

 

Оценка:

Ученики проявили должное внимание по отношению к своей учительнице. Они поздравили ее, хотя и не обязаны были это делать. Учительница смешала свои личные отношения с профессиональной деятельностью.

 

Прогнозирование:

Ученики потеряют уважение к своей учительнице. Они в выпускном классе останутся без надлежащей поддержки классного руководителя. Понизится их успеваемость по литературе.

 

Решение:

Учителю не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделять уделить обучению детей литературе, а выяснение отношений оставить на внеклассное время.

(Маша Л., 2-й курс)

Да-а… Интересно, кто здесь повел себя по-детски: школьники или учительница?..

 

Вообще-то, на мой взгляд, обижаться на детей за то, что поздравили «не так», не очень правильно. Все же дети старались… ну, а уж если учитель недоволен своими учениками, то нет ли в этом его вины?

 

Примеры педагогических ситуаций.

1. Учитель приглашает к доске ученика, просит повернуться лицом к классу, а сам, стоя слева от ученика, задает ему вопросы. Мифологически предполагается, что класс всячески заинтересован в том, чтобы слушать ответ ученика. Далее ученик у доски начинает метаться с точки зрения этикета отвечать тому, кто задает вопросы, и смотреть в глаза всему классу.

2. «Вы знаете, - говорит учительница, - у меня просто не хватает сил дотянуть до конца пятый и шестой уроки. Я так выматываюсь, что приходится задавать учащимся самостоятельную работу или никчемное переписывание, и хотя мне стыдно от этого, но что делать, я просто не знаю».

3. Я пятый год работаю в школе. В школе работает и моя жена. В 10 «А» классе вот уже полгода ученица Лиза К. отказывается отвечать на уроке и выполнять любые задания, которые я специально для нее готовлю. По другим предметам у нее все в порядке. Когда прихожу к ней домой, поговорить с ней и ее родителями, она демонстративно встает и уходит, несмотря на протесты родителей. Жена считает, что девочка влюблена в меня, но мне от этого не легче, тем более, что на меня многие старшеклассницы стали смотреть «как-то странно».

4. Всякая попытка учительницы, преподающей историю в 5-7 классах, добиться, чтобы ученики слушали объяснение, выполняли задания, реагировали на выставляемые ею оценки, ни к чему не приводит. Учительница перечитала гору литературы, советовалась со всеми, с кем только можно, в том числе со школьным психологом, но изменить ничего не даётся. Учительница посетила множество уроков у корифеев, но понять, почему и как им удаётся увлечь детей, найти с ними контакт, её так и не удалось.

5. Ученик 9-го класса Слава К. рассказал учительнице страшную тайну, взяв с неё честное слово, что она никогда никому и никому не расскажет о том, что она от него услышала. Речь шла об очень серьёзном уголовном преступлении, а также о том, что криминальная группа заставляет подростка идти по этому пути дальше. Ученик заверил, что если она предпримет какие-то неосторожные движения, её попросту убьют. Учительница в ужасе.

6. Учительница вывезла восьмиклассников за город, в лес. Сначала ребята бегали, кричали, бросались шишками и ветками, потом сели, положив головы на рюкзаки и сумки и замолчали. Делать что-либо, двигаться, говорить им уже не хотелось. Вернувшись, они жаловались на скуку и бесполезно потерянное время. Что нужно было делать, чтобы расшевелить их, чем заинтересовать?

7. Учителя долго готовили совместно с ученическим активом предметный вечер по литературе, но на этот вечер никто из учащихся не явился, несмотря на объявления, выданные каждому приглашения, привлекательную тему вечера.

8. В школе появился учитель, который раз в неделю ведёт какой-то спецкурс без оценок. Уроки у него проходят весело, раскованно, дети получают удовольствие, домашние задания делать не надо. В школе только и разговоров, что об этом учителе. Дети от него без ума, все остальные учителя поблекли и потеряли свой авторитет. Ученики ставят методы этого преподавателя в пример и пренебрежительно относятся к выполнению домашних заданий по другим предметам.

9. Восьмиклассники договорились игнорировать классные часы и вместо этого собираются почти всем классом у кого-нибудь дома и по специальной договорённости, подготовившись заранее, ведут разговоры о всяких интересных делах, событиях, открытиях, а потом пьют чай, кофе, фанту, колу и танцуют. Своего классного руководителя они на эти пиры не приглашают, но родители раскали об этом учителю, и он задумался…

10. У ребёнка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Весь день его расписан по минутам, мать, отец, бабушка и дедушка определили его в разные кружки и секции. Уроки заставляют его делать по 5-6 часов в день, ругают за всякую промашку. Летом на даче ребёнок должен читать внепрограммную классику, слушать часами серьёзную музыку, учить стихи великих поэтов, когда приходят гости, мальчик должен показывать им свои таланты.

11. Учитель где-то раскопал анкету со следующими вопросами:

- Кем бы ты хотел быть? Большинство учащихся 9-го класса ответили: «Не знаю».

-Что главное в жизни? – «Деньги»

Зачем нужно учиться? – «Чтобы не приставали родители».

Ответы учащихся поразили учителя, и он решил, что надо что-то делать Но что?

12. Девочка влюбилась в одноклассника, он вроде бы поначалу ответил ей взаимностью, но потом стал самоутверждаться за её счёт, издеваясь и потешаясь над нею.

13. Учитель испробовал все способы затушить искру любопытства у одного любознательного мальчика: и родителей вызывал, и к директору водил, а он знай себе на каждом уроке сидит с поднятой рукой и норовит такие вопросы задать, ответов на которые нет в школьном учебнике.

14. Учитель выяснил, что у учеников 10-го класса еженедельно проводится в среднем 3 зачёта, 2 контрольные работы, 3 устных опроса на человека. Ученики также должны законспектировать или выучить 150 страниц самых разнообразных заданий в неделю. Учитель решил исправить ситуацию. Чем закончилась эта исория, попробуйте предположить.

15. В октябре в 9 «Б» классе классный журнал был подменён другим, в который кто-то вписал все тексты, изменив только оценки учащихся странным образом: все оценки занижены на 1-2 балла.

(Из Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1994)


Задание 2.

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе.

2. Анализ развития учащихся класса (воспитанность учащихся, развитость познавательных интересов и творческих способностей, успеваемость, мотивационно-потребностная сфера, потребность заниматься самовоспитанием, социокультурное развитие, личностные достижения, учащиеся группы риска).

3. Социальная ситуация: особенности отношений, ценностные ориентации, степень влияния ближайшего социального окружения.

4. Анализ развития коллектива класса: микроклимат, социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, развитие общественной активности, общественное мнение класса.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя: какие мероприятия принимаются наиболее охотно, в каких были пассивными? Почему? Какая деятельность положительно влияла на учащихся? Какие дела способствовали сплочению классного коллектива? Что повлияло на развитие учащихся?

6. Участие учащихся в жизнедеятельности школы: мотивы участия в делах школы, участие в школьном самоуправлении.

7. Анализ педагогического взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: частота и характер контактов, влияние родителей на воспитательную деятельность класса, результативность педагогического просвещения родителей и родительских собраний, эффективность индивидуальной работы с родителями, взаимодействие с «проблемными семьями».

 

Планирование воспитательной работы в классе на основе

ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

1. Андриади И.А. Основы педагогического мастерства. М.: 1999, с. 3-28.

2. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя: Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. СПб.: КАРО, 2003.-208с. (каб. педагогики).

3. Введение в педагогическую деятельность /Под ред. А.С. Роботовой. М.: 2000.- С. 60-74.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. –М.: ТЦ Сфера, 2000.-128с. (каб. педагогики).

5. Воронов В. Как составить план работы /Воспитание школьников.1999, № 4. – С.-28.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания – М., 2002.

7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /отв.ред. М.И.Рожков – М.: Владос, 2001.

8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: «Академия», 2001. – 208с.

9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.. 1989.

10. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Лузина Л.М. Входящему в школьный класс. Псков, 2000.

12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе – М.,1999.

13. Педагогический опыт народных традиций /Под ред. Н.С. Маляковой. - Псков: ПОИПКРО, 2003. - 163 с.

14. Новое в образовательном процессе. Псков, 2002.

15. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб., 2000.-228с. (каб. педагогики).

16. Педагогическое мастерство и педагогические технологии./ Под ред. Л.А.Байковой, Л.К. Гребенкиной.- М.: Педагогическое общество России, 2001.- С.13.

17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России,1999.-212 с.

18. Профессия – учитель. /Под ред. А.С. Роботовой. –М.: Академия,2005.-368 с.

19. Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.

20. Психолого-педагогический практикум / Под ред. А.П. Тряпициной.- СПб.: РГПУ, 2003.-185с. (кааб. педагогики).

21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе – М., 2000.

22. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел - Смоленск, 1996.

23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.

Дополнительная:

1. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы// Воспитание школьников, 2000.-№1,2; 2001.-№ 4 – 8.

2. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя /Классный руководитель.1999, № 3. - 17-29.

3. Дереклеева Н. И. Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. М., 2000.

4. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995.

5. Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой З.И. и др. М., 1991.

6. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: 2001.

7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2. /Под ред. Н. А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.

8. Корчагина В. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю. //Школьные технологии,- №3, 2004.

9. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2002.- № 4.-С. 19-26.

10. Классному руководителю / Под ред. М.И Рожкова – М., 1999.

11. Классному руководителю о классном часе. - М., 2002.

12. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.-128с. (кааб. педагогики).

13. Несколько рекомендаций для тех, кто стремится овладеть выразительной речью //Директор школы,- № 9.- 2004.

14. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. Кочетова А.И., Минск, 1987.

15. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. Став­рополь, 93. (74.200.58 - обл. биб-ка). П693

16. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя.//Классный руководитель, 1999, № 7-8.-С.47-249.

17. Словарь современных форм воспитательной работы.//Воспитание школьников, 2000.- № 8-10; 2001.- №1-3.

18. Светенко Т.В., Галковская И.В. Большая книга о маленькой школе. – Псков, - 2003.

19. Сценарии классных часов и вечеров. 7 – 9 классы. / Сост. В. А. Ведерникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – с.80.

20. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция),3 -8 классы. /Сост. Н. А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004. – 160 с.

21. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997.

22. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

23. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.


ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

В настоящее время существует большое количество журналов, газет, методических пособий для классного руководителя, где можно найти не только сведения о новых наиболее эффективных педагогических средствах, методиках, фактах, цифрах, но и уже готовые материалы для классных часов, тематические планы, методические советы и многое другое.

1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” издается с января 1997 года и выходит 8 раз в год. Здесь вы можете получить полную информацию:

- о книгах, методических пособиях, журналах;

- о курсах повышения квалификации, семинарах для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- о прайс-листах;

- о подписке.

Так, например, в №1, 2004 года вы можете найти стихи к празднику последнего звонка и выпускного, стихи и песни, посвященные учителям, школе, стихи для школьных праздников, инсценировки, конкурсы, тематические сценки к каждому празднику. В каждом выпуске журнала есть рубрика “Материалы для классных часов”. Здесь представлены классные часы, приводятся беседы на тему нравственных ценностей.

В №2, 2004 года вы познакомитесь с методикой КТД: планирование, организация, этапы КТД, подведение итогов, методические советы по разработке КТД, примеры КТД. Безусловно, данные советы можно применить на практике.

В №3, 2004 года есть рубрика “Сценарный отдел”, материалы которой так же можно внедрить в практику.

2. Научно-методический журнал “Директор школы” издаётся с 1993 года и выходит 10 раз в год. Статьи, авторы которых дают взаимные рекомендации, комментируют и подробно знакомят читателей с той частью предлагаемых нововведений, инноваций, которые непосредственно касаются жизни общеобразовательной школы. Так, например, в №7 2004 года вас может заинтересовать статья Букатовой В. “Как из родительского собрания сделать собрание родителей”.

На страницах журнала всегда представлены высказывания самых разных взглядов, журнал интересен для чтения и полезен для практической работы.

3. Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” основан в 1933 году и представляет следующие рубрики:

- Воспитание и образование;

- Альтернативы;

- Консультация;

- Методическая копилка;

- Критика и библиография.

4. Теоретический и научо-методический журнал “Воспитание школьников” издается с 1966 года, выходит 10 раз в год. Журнал представляет следующие рубрики:

- Директору школы;

- Классному руководителю;

- Социальному педагогу;

- Школьному психологу;

- Для бесед с родителями;

- Точка зрения;

- Здоровье.

Статьи журнала затрагивают большой спектр вопросов, касающихся воспитательной работы в классе, так же журнал приводит публикацию актуальных методических разработок занятий, классных часов, педагогических мастерских для родителей и учащихся, темы бесед с родителями и учащимися.

5. “Семья и школа” - журнал для родителей, основан в 1871 году, возобновлен в 1946 году. В журнале вы найдете следующие рубрики:

- Советы и рекомендации;

- Повод для размышления;

- Чтение;

- Домашние задания.

Журнал представляет материалы иностранной печати, статьи по материалам Интернета, статьи преподавателей, психологов, социологов, медиков и письма родителей, детей.

6. Научно-теоретический журнал “Педагогика” издается с 1937 года. Вы сможете обнаружить следующие рубрики:

- Научные сообщения

- Вопросы обучения и воспитания

- Кадры науки, культуры, образования

Статьи исследователей касаются психолого-педагогических проблем, философских, дидактических проблем. Представлен опыт работы Российских государственных институтов, университетов. Так же представлены оригинальные методические решения актуальных проблем образования, опыт и анализ работы педагогов, авторское видение теоретических основ воспитательного процесса.

7. Российский общественно-педагогический журнал “Народное образование” издаётся с 1803 года. В нём представлены следующие рубрики:

- Образовательная политика;

- Управление образованием;

- Проблемы обучения;

- Школа и воспитание;

- Жизнь в профессии;

- Информационный иммунитет;

- Официальные вести;

В №1 2004 года статья Лодкиной Т., Кевля Ф. “Диагностика в работе классного руководителя с семьёй ” представляет модель анализа работы классного руководителя и предполагаемые в помощь примеры карточек семьи для индивидуальной работы с ней.

8. Научно-теоретический журнал “Школьные технологии”. Научно-теоретические и научно-методические статьи по проблемам образования, анализ школьной жизни, опыт, реализуемый в практике педагогов. Представлены методики, объективные данные, экспертизы, диагностики, примеры способов работы.

9. Общероссийская газета для родителей, учеников и учителей “Педагогический вестник”. Вы можете использовать её сами и посоветовать её родителям и своим ученикам.

 

 

Тематика классных часов.

5 - 8 классы.

1. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности, милосердие и толерантность.

2. С кем дружить? Выявить представление учащихся о том, что такое дружба, способствовать успешному протеканию процесса самопознания и самосозидания личностей учащихся, содействовать формированию дружного коллектива класса.

3. Окружающая среда, человек и природа, общение с природой как отдых, духовная работа, наслаждение жизнью, отношение к флоре и фауне.

4. Человек и семья: социальные семейные роли отца и матери, сына и дочки, бабушки и дедушки. Жизнь близких. Изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора.

5. Человек и его профессия: профессиональный труд как способ самовыражения, способности и таланты в профессиональном труде, определение профессиональных интересов.

6. Человек и творчество: конструкторское, художественное, познавательное товарищество на основе общих интересов, человек в общении с другими людьми. Роль другого в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые.

7. Человек в отношении к самому себе: проявление и развитие достоинства. Способы защиты от посяганий на собственное достоинство. Внешность как выражение к самому себе.

8. Создание собственного имиджа: проблема имиджелогии, умение производить положительное впечатление, быть приятным в общении, мобилизировать усилия учащихся на создание собственного имиджа, коррекция навыков ведения беседы, общения и поведения.

9. Родина: место, где человек родился, познал счастье жизни, история Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Интернационализм как национальное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства.

10. Диалог культур: традиции и обычаи народов мира. Знакомство учащихся с понятием “культура мира” и раскрытие его составляющих. Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру. Продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.

11. Общество как социальная среда человека: общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами; общество как фактор развития человека, условия существования человека в обществе, условия духовной жизни в обществе.

12. Различия человека в обществе: богатые и бедные, злые и добрые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители. Возрастные, национальные, психологические, половые различия. Углубление знаний об истории англоговорящих стран мира и европейских государств.

13. Память человечества о заслугах героев: безымянные герои, дань уважения им.

14. Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек, долг человека по отношению к обществу, долг общества по отношению к отдельной личности.

Классы.

1. Добро как общая категория: сотворение добра как творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.

2. Красота в жизни человека: красота природы, вещей, предметов, красота человеческого лица, движений человека, Красота как характеристика поступков человека, красота как продукт человеческой деятельности. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и женская, красота детства, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение видеть красоту и создавать ее. Атмосфера красоты в школе, в семье, в школе, в городе.

3. Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, гармония мира и его единство. Общие закономерности человеческой жизни, формирование вкуса к жизни в процессе ее целостного восприятия. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Выявление позиции в поступке, различие жизненной позиции мужчины и женщины: природное предназначение. Иерархия интересов, склад физический и духовный. Образ человека и образ жизни.

4. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека.

5. Государство как регулятивный аппарат общественной жизни: демократическое государство как власть народа, способы взаимоотношений государства и граждан.

6. Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Культура отбора и восприятия информации, роль средств массовой информации в жизни человека.

7. Профессиональные склонности и интересы учащихся: подготовить учащихся к выбору будущей профессии, обратить внимание на характерные особенности представителей разных профессий, познакомить учащихся с особенностями некоторых профессий.


Приложение 2

КЛЮЧЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УМЕНИЕ –

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика студентов 4 курса

 

Факультет физико-математический, исторический, технологии и предпринимательства, иностранных языков, естественно-географический, русского языка и литературы

Форма (очная)

Курс - 4, семестр – 7

Всего часов (ч)

Зачёт, семестр – 7

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего п


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.