Чем обусловливаются дидактические закономерности обучения и как их нужно осуществлять? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Чем обусловливаются дидактические закономерности обучения и как их нужно осуществлять?

2018-01-04 167
Чем обусловливаются дидактические закономерности обучения и как их нужно осуществлять? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научная и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловливается задачами школьного обучения, в процессе которого необходимо обеспечивать научное образование и формирование у учащихся научных взглядов и убеждений, общечеловеческих ценностей и нравственности, составляющих основу их мировоззрения. Осуществление указанной закономерности требует: глубокой научной доказательности изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдения принципа историзма в изложении изучаемого материала, показа развития и утверждения истины; использования новейших Идей и научных достижений в обучении.

Проблемность обучения. Это кардинальная закономерность процесса обучения. Суть дела в том, что познание, в том числе и учебное, есть всегда выход за пределы имеющихся знаний и активный, иногда весьма напряженный мыслительный поиск путей для решения возникающих проблем, вопросов и задач, требующих новых знаний или новых приемов практической деятельности. Хотя в содержании школьного образования имеется немало описательного материала, учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.

Можно, например, просто объяснять, почему в корне различных слов иногда пишется кос, иногда кас. Но лучше, если вначале учитель напишет на классной доске слова касался - коснулся и обратится к учащимся с вопросом, почему в этих родственных словах в одном случае в корне пишется буква а, в другом - о. Тем самым он сразу заставит учащихся задуматься, вовлечет их в познавательный поиск, вызовет мыслительную активность.

Наглядность обучения. Эта закономерность обусловливается рядом факторов.

Первый. Наглядность обучения является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Я.А.Коменский писал: "... если мы желаем учащимся привить истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".

Второй. К.Д.Ушинский отмечал, что знания будут тем полнее и прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются: "Паук потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой... Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются".

Третий. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения усваиваются детьми легче, если они базируются на восприятии изучаемых предметов и явлений.

Четвертый. Наглядность повышает интерес к учению я делает его более легким. К.Д.Ушинский подчеркивал: "Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету".

С помощью наглядных и технических средств обучения, в частности кинодемонстраций, можно наблюдать жизнь в глубинах моря, в безлюдных снежных просторах, движение жидкостей по капиллярам и т.д. Система наглядных и технических средств обучения включает в себя реальные предметы и явления в их натуральном виде; модели машин и механизмов; муляжи; иллюстративные и графические пособия; учебные кинофильмы; компьютеры и т.д.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Эта закономерность вытекает из сущности обучения как процесса активной учебно-познавательной деятельности по осмыслению и овладению изучаемым материалом. В реализации этой закономерности существенное значение имеют: возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала и т.д.); расширение самостоятельной работы по осмыслению и усвоению изучаемого материала, проведение наблюдений, организация практических работ и т.д.; умелое развитие таких мыслительных действий, как анализ, обобщение, умозаключение, поощрение творчества, изобретательность и т.д.

Доступность обучения. Эта закономерность вытекает из необходимости учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Следовательно, и объем Изучаемого материала, и степень его теоретической сложности должны соответствовать умственным возможностям Учащихся в его усвоении. В то же время необходимо предусматривать достаточное количество времени (уроков) на Изучение этого материала.

Но доступность ни в коей мере не означает нарочитой облегченности обучения. К.Д.Ушинский отмечал, что мечтать легко и приятно, а мыслить, думать трудно. Для этого требуется продолжительное сосредоточение внимания, аналитико-синтетическая деятельность ума и проявление волевых усилий, что для многих детей оказывается делом нелегким. Тем более важное значение приобретает то, чтобы характер содержания изучаемого материала не превышал умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.

Систематичность и последовательность обучения. Указывая на огромное значение этой закономерности, К.Д.Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто".

Обеспечить систематичность и последовательность обучения - значит постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должно начинаться изложение на уроке каждой новой темы); добиваться глубокого осмысления и усвоения содержания изучаемого материала и его внутренней логики; приучать учащихся к систематической домашней учебной работе; регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся; своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях учащихся и оказывать им необходимую помощь.

Прочность обучения и его цикличность. Эта закономерность отражает ту особенность обучения, согласно которой овладение знаниями, умениями и навыками, а также мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и сохраняются в памяти.

Педагогика решительно отвергает механическую зубрежку, которая когда-то процветала в старой школе, и исходит из необходимости глубокой мысленной проработки знаний в сознании учащихся и развития у них не только мышления, но и памяти, без чего невозможно успешное обучение- Неприемлемым является и широко пропагандируемое так называемое развивающее обучение без прочного овладения изучаемым материалом и сводящее учебную работу главным образом, как отмечал Т.Гексли, к "умственной гимнастике". Нельзя развивать ум, не накапливая в сознании учащихся прочного фонда хорошо осмысленных знаний.

Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в процессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий, а именно: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала; его последующее более глубокое осмысление; его усвоение (запоминание); применение усвоенных знаний на практике с целью выработки соответствующих умений и навыков; повторение, систематизацию и упрочение усвоенного материала.

Я.А.Коменский, указывая на прочность усвоения знаний, вместе с тем отмечал: "Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком". При этом он считал необходимым, чтобы "сегодняшнее закрепляло вчерашнее и открывало путь к завтрашнему".

Осмысленность изучаемого материала и прочность овладения им достигается тогда, когда его усвоение носит рассредоточенный характер. Но, как отмечал К.Д.Ушинский, повторение как процесс прочного овладения знаниями должно осуществляться "не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж".

Наконец, для обеспечения прочного овладения изучаемым материалом необходимо осуществлять регулярную проверку и оценку знаний учащихся.

Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы. Данная закономерность обусловливается в основном двумя факторами.

Во-первых, задачами обучения, важнейшими из которых являются овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков (обучающая функция), развитие мыслительных и творческих способностей, а памяти (умственное развитие), формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание).

Во-вторых, характером содержания учебного материала и учебно-познавательной деятельности учащихся, которые позволяют одновременно обеспечивать обучение, развитие и воспитание последних. Реализация этой закономерности, однако, происходит отнюдь не сама по себе, а нуждается в специальных педагогических усилиях учителя.

Процесс этот, в частности, требует от учителя при подготовке к занятиям:

— тщательного продумывания, какие конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи позволяет ему решать материал каждого урока;

— выбора более активных методов обучения, создающих предпосылки для глубокого осмысления изучаемого материала, развития мышления, памяти и творческих способностей учащихся;

— обстоятельного раскрытия и усвоения учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключенных в изучаемом материале и способствующих формированию взглядов и убеждений.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.