Тема 1. Понятие риторики. Педагогическая риторика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 1. Понятие риторики. Педагогическая риторика

2018-01-04 168
Тема 1. Понятие риторики. Педагогическая риторика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: общая риторика, частная риторика, педагогическая риторика, риторический идеал.

Содержание темы

Понятие риторики. Риторика как мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи (ars bene dicendi) и научная дисциплина, изучающая отношение мысли к слову (bene dicendi scientia).

Предмет и задачи риторики.

Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.

Общая и частные риторики.

Педагогическая риторика. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.

Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

 

Тема 2. Исторические изменения предмета риторики

Основные понятия: Античная риторика, риторический идеал, диалектика, софистика, неориторика.

Содержание темы

Становление и основные этапы развития риторики. Риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме. Риторический идеал античности. Риторика в России. Особенности русского риторического идеала. Современный этап развития риторики. Концепции и дефиниции неориторики.

 

Раздел II. Общение.

Тема 3. Роль общения в социальной практике. Способы и средства общения.

Основные понятия: Виды и формы общения: устное – письменное, вербальное – невербальное, монологическое – диалогическое, фатическое – нефатическое, контактное – дистантное, опосредованное – непосредственное, официальное – неофициальное, межличностное – групповое – массовое и т. д.; Языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность. Коммуникативно-речевая ситуация. Речевая интенция. Стили общения. Речевой этикет.

Содержание темы

Виды и формы общения (устное – письменное; вербальное – невербальное; монологическое – диалогическое; фатическое – нефатическое; контактное – дистантное; опосредованное – непосредственное; официальное – неофициальное; межличностное – групповое – массовое и т. д.). Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения (языковая и речевая компетентность; психологическая компетентность; коммуникативная компетентность). Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как “зона повышенной речевой ответственности”. Коммуникативная и речевая ситуация. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный), Стили общения. Педагогические стили общения (общение – устрашение; общение – заигрывание; общение – с четко выраженной дистанцией; общение – дружеского расположения; общение – совместной увлеченности познавательной деятельностью). Индивидуальный речевой стиль оратора.

 

Тема 4. Единицы общения: дискурс, текст, речевой жанр

Основные понятия: Дискурс, речевой акт, текст, речевой жанр, норма языка.

Содержание темы

Дискурс как процесс речевого поведения, как форма реализации устного общения. Речевой акт (речевое действие) как единица дискурса. Проблема описания типов речевых действий и типов дискурса.

Текст (высказывание) как единица общения, как продукт социального взаимодействия. Текст как динамическая единица. Основные признаки текста. Категории текста (информативность, цельность и связность, завершенность, модальность и др.). Типология текстов. Первичные и вторичные тексты.

Стили речи и стилистическая окраска текста.

Речевой жанр как типизированное высказывание. Речевой акт и речевой жанр. Речевой жанр и риторический жанр.

Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

 

Тема 5. Коммуникативные качества речи

Основные понятия: Правильность речи, чистота речи, богатство речи, точность речи, выразительность речи, логичность речи.

Содержание темы

Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Правильность и чистота речи.

Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная). Точность речи учителя. Термины и профессионализмы в речи учителя. Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности.

Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.

Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Риторическая логика.

Типичные логические ошибки и пути их устранения. Логичность речи учителя


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.