Лекция № 1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Лекция № 1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

2018-01-04 274
Лекция № 1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ № 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ.

План:

Педагогика как наука о воспитании.

Объект, предмет, субъект и задачи педагогики.

Этапы развития педагогики как науки.

Основные функции педагогики.

Связь педагогики с другими науками.

Основные отрасли педагогической науки.

Методы исследования в педагогике, их характеристика.

Структура педагогики. Основные категории педагогики.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях...

Константин Ушинский

Педагогика как наука о воспитании

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или детоведение.

Существует много определений педагогики. Вот некоторые из них.

1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно – обучающей практики формирования подрастающего поколения, особенности и условия организации педагогического процесса;

2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение;

3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека;

4) упорядоченная совокупность знаний о воспитании и обучении и процессах развития личности под их влиянием, дающая возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

Все приведенные определения не противоречат друг другу, а отражают разные подходы к ней:

1) с позиции перечисления того, что изучается этой наукой;

2) понимания педагогики как значимой отрасли знаний о человеке;

3) с позиции изучения взаимосвязи процессов воспитания и обучения с самовоспитанием и самообучением;

4) с позиции научного знания о воспитании и развитии человека и процессах управления ими. Здесь не делается акцент только на воспитании детей и молодежи, как одно время трактовалась педагогика. Педагогика рассматривается как наука о воспитании человека вне возрастных рамок.

В целом, во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

1) Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2) Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3) Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Говоря о динамике развития педагогической мысли от народной до научной педагогики, следует учитывать, что деление на этапы весьма условно. В принципе псе эти формы педагогической мысли продолжают развиваться и в настоящее время.

Основные функции педагогики

Выделяют следующие основные функции педагогики:

Научно-теоретическая - изучает сущность педагогических процессов и явлений, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия создания благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включённой в это взаимодействие. Устанавливает законы, принципы, теории, концепции.

Конструктивно-техническая - обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов. Если бы педагогика только изучала, что такое воспитание, каковы законы его действия, она мало помогала бы в конкретной педагогической практике. Педагогика - практико-ориентированная, прикладная наука. Она возникла как для того, чтобы объяснять суть воспитатель ого взаимодействия, так и для того, чтобы ответить на вопросы о целях, задачах, методах и средствах обучения и воспитания растущей личности, конкретно выражая разрабатываемый философией общечеловеческий, идеал.

Прогностическая - в научной теории, которая глубоко и всесторонне изучает предмет, всегда четко отслеживаются перспективы развития всей науки, ее отдельных направлений появление и развитие новых. Исследует и прогнозирует пути развития всей системы народного образования, отдельных ее ступеней. В связи с этим возникла новая педагогическая отрасль - педагогическая футурология.

 

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структурные элементы педагогической системы - это субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения.

Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, детские объединения и организации, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания.

Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея, продуманной, системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Педагогические системы могут действовать в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, практики отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А.С.Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и др.

Педагогическая технология - понятие и стоящее за ней направление в педагогической науке, интенсивно развивающееся с 1950-х гг. Она занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебного и воспитательного процессов и является системой способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий. Педагогическая технология конкретизирует методики обучения и воспитания. В ее основе лежит идея управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Понятие «формирование личности» имеет как общесоциальное, так и педагогическое содержание. Как социальное понятие - обозначает процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Как педагогическое - близко по значению понятию воспитание - целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

ЛЕКЦИЯ № 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИКИ.

План:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.