Дешифрирование объектов гидротехнических и водного транспорта — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дешифрирование объектов гидротехнических и водного транспорта

2018-01-04 380
Дешифрирование объектов гидротехнических и водного транспорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

7.8.1. Распознавание на аэроснимках оросительных, обводнительных, осушительных, деривационных (подводящих воду для использования её энергии), водосбросных и других каналов и канав, а также канализованных участков рек не вызывает затруднений. Как правило, они характеризуются прямолинейностью очертаний и четкостью углов поворотов.

7.8.2. Большинству названных объектов сопутствуют узкие отвалы вынутого при строительстве грунта, образующие валы и дамбы с одной или двух сторон каналов и канав. Все они хорошо видны на аэроснимках, особенно при стереоскопическом просмотре. Валы и дамбы к тому же отбрасывают характерные тени. Типична и разветвленность оросительной и осушительной сети. Наряду с ними имеется и водосбросная (коллекторная) сеть. У условных знаков последней рекомендуется помещать черные пояснительные надписи, например, «коллектор», «главный колл.»

7.8.3. При топографическом дешифрировании постоянные мелиоративные и деривационные каналы и канавы следует показывать условными знаками каналов и канав с водой независимо от того, была ли во время аэросъемки или полевого обследования в них вода (она может подаваться только по мере необходимости). В то же время заброшенные, недействующие ирригационные каналы и канавы, противопожарные и различные граничные канавы, бывшие противотанковые рвы изображают на планах условными знаками сухих каналов и канав, хотя в части из них весной, а также после сильных дождей имеется некоторое количество воды.

7.8.4. Не следует наносить на планы различные канавы временного характера, даже если они видны на аэроснимках. Например, канавы и выводные борозды на полях (они ежегодно запахиваются и прокладываются в других местах), временные осушительные так называемые «картовые» канавы на торфоразработках (они уничтожаются в процессе добычи торфа). Их аэрофотоизображения зачеркивают синими крестиками.

7.8.5. Обозначения прямых участков канализованных рек, каналов и канав вычерчивают по линейке и четко фиксируют их углы поворотов. Старые арыки, утратившие прямолинейность, показывают строго по аэроснимкам, не утрируя их изображения.

7.8.6. У изображаемых в две линии каналов и канав на плане должны быть даны их характеристики: ширина по верху и глубина. По дополнительным требованиям, например, при съемках для мелиорации земель, в характеристику включают два показателя ширины — по верху и по дну (атом числе и для канав в одну линию). У мелиоративных каналов и канав в качестве их глубины обычно принимают расстояние по вертикали от уровня бровки более низкого берега до уровня дна в центре поперечного профиля канала. Соответственно, в качестве ширины канала по верху принимают расстояние между берегами на уровне бровки более низкого берега. Это нужно учитывать при вычерчивании обозначений каналов в две линии по аэрофотоизображениям их верхних бровок.

Однако на местности есть много каналов и канав, у которых дамбы и валы на берегах непосредственно (без бермы) примыкают к бровке вырытой части канала. Отличить собственно верхнюю бровку самого канала на аэроснимке, а иногда и в натуре, бывает трудно. К тому же многие из таких каналов могут пропускать гораздо больше воды (за счет дамб и валов по берегам). Поэтому, в подобных случаях, рекомендуется наносить знаки самого канала по краям аэрофотоизображения воды в нем, либо по его верхним бровкам, если удается их выявить. Здесь же даются соответствующие характеристики канала. Рядом с ними следует помещать и «максимальные характеристики» — ширину и глубину между бровками ограждающих дамб или валов (см. рис. 16).

7.8.7. Сами дамбы, валы и бермы на них (горизонтальные или слабо наклоненные узкие площадки, сооружаемые вдоль откоса для повышения его устойчивости) должны отображаться на планах с максимально возможной полнотой. Характеристики высоты этих искусственных объектов (с внешней стороны дамбы или вала), наряду с характеристиками каналов, должны обеспечить полную информацию о их размерах.

7.8.8. Условные знаки дамб и валов в зависимости от их величины, наличия места и загрузки плана другими элементами ситуации допускается вычерчивать в одну или две линии, с двухсторонними и даже односторонними штрихами (особенно на планах масштаба 1:5000).

7.8.9. Самые крупные каналы показывают по аэрофотоизображению их береговых линий в межень и в соответствии с натурой обозначениями выемок или дамб по всему береговому откосу выше линии уреза воды. Характеристики их должны строго соответствовать данному методу показа. На канализованных же участках рек, в отлитие от каналов, следует помещать те же характеристики, что и на других участках рек, т.е. дополнительно указывать и грунт дна.

7.8.10. В последние годы всё шире применяются различные облицовки и экраны бортов и дна открытых наземных каналов и канав для уменьшения потерь воды и предохранения их от размыва. Бетонирование, мощение и другие виды укрепления бортов и дна этих объектов отображают на планах тонкими черными линиями, как бы «отсрочивающими» по внешнему контуру их условные знаки («береговые линии»), и сокращенными надписями, характеризующими материал укрепления. Например, «бет.», «ЖБ плиты» и т.п. В случаях, когда для применения такого приема нет места, достаточно вдоль обозначений канав (зеленых сплошных линий) поместить черную сокращенную надпись о типе укрепления: «бет.» и т.п. Данный прием используют и при изображении узких укрепленных канав с отвесными стенками на железнодорожных станциях.

7.8.11. Дамбы и валики могут встречаться на местности и без каналов и канав, причем обычно они хорошо заметны на аэрофотоизображении. Показывают дамбы и валики на планах в одну или две линии — в зависимости от ширины гребня вала в натуре, но учитывая, что минимальное расстояние между двумя линиями обозначения гребня 0,3 мм. В данном случае у знаков дамб и валиков нужно дать характеристику их ширины по низу (числитель дроби) и максимальной высоты (знаменатель). При перегрузке плана масштаба 1:5000 допускается многочисленные межчековые валики на рисовых полях показывать одной тонкой (0,1 мм) линией, как это предусмотрено условными знаками для карт масштаба 1:10000.

7.8.12. Во избежание разночтений в изображении на аэроснимках или фотопланах каналов и канав с водой (при слабой различимости голубых заливок водных поверхностей)и сухих каналов и канав, вычерчиваемых в две линии — последние надлежит сопровождать синими пояснительными надписями «сух.»

7.8.13. На планах иногда трудно отличить канавы, проложенные по валу (например, для обеспечения самотека воды), от обозначений каналов и канав с узкими «внемасштабными» валиками, которые из-за недостатка места вычерчены в одну линию со штрихами с одной внешней стороны. Для устранения возможности разночтений необходимо применять черные пояснительные надписи «канава по валу», и, кроме того, чаще давать на плане отметки урезов воды, высотные отметки на валах и у их подножий, характеристики канав и валов. Анализ их позволит легко установить, что именно изображено.

7.8.14. Строящиеся каналы выделяются на аэроснимках резкостью своих очертаний, «разрытостью», полным отсутствием задернения.

На аэрофотоизображении и самих каналов, и сопутствующих дамб, свежий грунт сильно контрастирует с окружающим фоном, поэтому распознавать их нетрудно. Условные знаки выемок, дамб и валиков вдоль строящихся каналов вычерчивают на планах сплошными линиями, а не «звеньями». Наносят и построенные на момент дешифрирования различные сооружения.

7.8.15. На мелиоративных каналах встречаются водораспределительные устройства и регуляторы самых различных конструкций и внешнего вида. Большинство из них заметно на аэроснимках: видна светлая оторочка этих сооружений, а нередко расширение здесь внешней «стенки» канала и изменение уровня воды в нем, сама перемычка и отходящие в стороны обычно более узкие каналы. В условных знаках дан ряд образцов изображения водораспределительных устройств. Из них нужно выбрать наиболее подходящий для каждого конкретного случая и вычертить его по аэрофотоизображению. При необходимости допускается несколько изменять начертание обозначения по сравнению с образцом, приведенным в таблицах. При дешифрировании нужно установить и отобразить на плане наличие на водораспределителе выражающейся в масштабе заслонки (щитка).

При необходимости выделить небольшой водорегулятор на плане рядом с его условным знаком помещают черную пояснительную надпись «peг.»

Когда водораспределительные устройства на каналах, пересекающих шоссейные и другие автомобильные дороги, совмещены с «обычными» мостами или трубами и на них сооружены щиты-заслонки, то последние следует отображать на планах так, как это показано в Условных знаках для карт масштаба 1:10000 — с той стороны обозначения, с которой в натуре установлена заслонка.

7.8.16. Водовыпуски на дамбах и валиках лиманного орошения, как правило, хорошо заметны на аэроснимках. Внешне некоторые из них напоминают мосты, но к ним подходит не дорога, а непроезжий вал. К тому же эти водовыпуски имеют щиты-заслонки. Показывать на планах водовыпуски следует знаком водораспределительного устройства, вычерчиваемым по фактическим очертаниям, и сопровождать черной пояснительной надписью «водовыпуск».

Для переброски воды каналов через различные препятствия — дороги высших классов, овраги, реки, возвышенности, другие каналы и т.п. сооружаются дюкеры, мосты-водоводы (акведуки), туннели или подземные участки каналов.

7.8.17. Дюкером называют трубопровод (нередко большого диаметра), уложенный в земле под препятствием, находящимся в выемке или понижении. Здесь канал с обеих сторон от препятствия полностью прерывается. Эта особенность облегчает дешифрирование дюкеров на аэроснимках. На них бывают видны и наружные (внешние) сооружения самого дюкера, которые следует обвести на аэрофотоизображении по внешнему контуру и соединить знаком подземного канала.

7.8.18. Акведук представляет собой сооружение в виде моста, по которому в особом лотке, жёлобе или трубопроводе над препятствием протекает вода. В Условных знаках дан лишь один вариант показа акведука. На планах их отображают в соответствии с натурой и аэрофотоизображением: дешифрируют и сам мост (с подразделением по материалу), и его опоры, и водовод-«канал», лоток, водопровод, и его «переход» в канал. На аэроснимках акведуки напоминают обычные мосты, но к ним вместо дорог с обеих сторон примыкают каналы, либо водопроводы (в последнем случае акведуки отличаются некоторой «ажурностью»). Знак канала на акведуке в зависимости от его ширины вычерчивают в две или в одну линию.

7.8.19. Туннели и подземные участки каналов сооружают при пересечении трассой канала возвышенностей или других каналов, расположенных на дамбе. На аэроснимках канал здесь обрывается, как бы «воткнувшись» в препятствие. Заметна бывает обычно светлая облицовка портала (оголовка). В зависимости от величины туннеля, его внешних очертаний и размеров самого канала, туннели на планах отображают знаком канала или канавы, проходящих через трубу, либо показом самого портала и сопутствующих подпорных стенок и других сооружений, а также подземного участка канала. Во всех случаях рекомендуется дать черную пояснительную надпись «туннель».

7.8.20. На некоторых каналах встречаются различные сопрягающие сооружения: быстротоки, ступенчатые перепады, перепады с водобойным колодцем или смешанного типа, а также сбросы консольные. Все их дешифрируют на аэроснимках, по прямым признакам. При стереоскопическом просмотре хорошо заметно резкое изменение уровня воды, на некоторых объектах — ступенчатость или падение воды, как в небольшом водопаде (демаскируется и уступом, и пеной). При дешифрировании важно передать очертания сооружения, особенности его конструкции, начало и конец быстротока, по возможности — число ступеней на перепаде, материал постройки (толщиной линий условного знака и черной сокращенной пояснительной надписью). Высоту перепада воды следует измерять в натуре или на стереофотограмметрических приборах.

7.8.21. Водозаборы и насосные станции на каналах могут иметь различный внешний вид. Здесь используются и водопроводы, и каналы (со шлюзами-регуляторами и без них), и даже сложные водозаборные узлы с рядом отстойников для очистки воды от взвешенных наносов. Все эти объекты показывают на планах строго по аэрофотоизображению и сопровождают надписями «насосн. ст.», «отстойник» и т.п.

7.8.22. На каналах встречаются также водокачки, стационарные насосы (даже без навесов или построек) и передвижные насосы. При выборе номенклатурного термина нужно учитывать размеры и значение сооружения, а также, как его называют на месте. Стационарные насосы без построек рекомендуется показывать на планах маленьким черным квадратиком (1,0х 1,0 мм) и сопровождать надписью «насос». В местах периодической установки передвижных насосов (например, в точках отвода каналов или трубопроводов от реки, водоема, либо другого канала) рекомендуется, как и на топографических картах масштаба 1:10000, помещать надпись «передвижн. насос». Черный квадратик при этом не вычерчивается.

7.8.23. Чигири — простейшие приспособления для подъёма воды (деревянное колесо с ковшами, либо барабан, через который перекинута цепь или канат с черпаками), приводимые в движение волами, верблюдами или лошадями. На аэроснимках непосредственно распознаются не все чигири, но многие из них демаскируются отходящими оросительными каналами и канавами.

7.8.24. Лотки и желоба для подачи воды (из сборного железобетона, деревянные и др.) строятся на участках, где сооружение канала почему-либо неудобно, невыгодно или где в канале могут быть большие потери воды. Наряду с почти горизонтальными строятся и наклонные лотки, особенно — на опорах. Желоба и лотки хорошо заметны на аэрофотоизображении. Как и многие каналы, они характеризуются прямолинейностью очертаний. Обычен для них светлый тон. Видны, и опоры этих объектов. К тому же часть желобов, особенно на опорах, отбрасывает весьма характерные тени.

При показе лотков и желобов на плане нужно подчеркнуть прямолинейность их отрезков, передать материал сооружения, наличие, а иногда — и высоту опор. Материал лотков отображают так же, как и облицовку каналов: при наличии места «оторочивающими» черными линиями и сокращенной пояснительной надписью «бет.», «дер» и т.п. При отсутствии места — зеленым условным знаком желоба в сопровождении надписи, характеризующей материал,— «бет.» и т. п.

7 8.25 Кяризы — слабонаклоненные подземные галереи для сбора и вывода на поверхность грунтовых вод предгорных конусов выноса. В конце кяриза обычно имеется выводной арык, водосборный колодец или водохранилище. С поверхностью земли подземная галерея сообщается посредством вспомогательных вертикальных колодцев, служащих для очистки кяриза и вентиляции. Извлекаемый при постройке и ремонтных работах грунт укладывается вокруг устьев таких колодцев в виде невысоких валиков. Цепочки этих размещающихся через несколько десятков метров друг от друга круговых валиков хорошо видны на аэроснимках и позволяют проследить трассы кяризов. Встречаются и системы кяризов, а именно несколько сходящихся подземных галерей, собирающих воду в одну главную галерею.

7.8.26. Смотровые колодцы с валиками у действующих кяризов на аэроснимках четко выделяются в виде маленьких двойных кружков, из которых внутренний — более темный. На планах масштаба 1:2000 кружки обозначения показывают на месте колодцев по аэрофотоизображению; на планах масштаба 1:5000 — по условному знаку — через 15 мм. Колодцы недействующих старых кяризов более заплывшие, иногда видны в виде цепочек частично разрушенных («с пропусками») бугорков, некоторые почти не различимы.

7.8.27. Плотины, как правило, отчетливо читаются на аэроснимках. На реках они перегораживают всё русло и резко контрастируют с аэрофотоизображением воды. Выше плотины река разливается и образует водохранилище. Видна бывает и водосливная часть плотины (или небольшой водослив), демаксируемые резким перепадом уровней воды между верхним и нижним бьефами и в пределах последнего — светлыми шлейфами пены. На глухих плотинах в балках и оврагах на аэроснимках хорошо читается сама плотина, часто переходящая в дамбы, и водное зеркало пруда, и различные сопутствующие объекты. При стереоскопическом просмотре уверенно распознается разность уровней верхнего и нижнего бьефов.

7.8.28. Подводные плотины отличаются на аэрофотоизображении от надводных тем, что перепад воды через тело плотины виден у первых по всей или почти по всей ширине реки (канала). В то же время у надводных плотин такой перепад либо полностью отсутствует (глухая плотина, или когда вода сбрасывается в нижний бьеф при помощи труб, каналов-водоспусков и т.п.), либо производится через специальные водосливы, занимающие лишь часть длины плотин. Выступающие из воды элементы подводной плотины должны быть показаны на плане, как у надводных плотин.

7.8.29. У надводных плотин на аэроснимках нужно отдешифрировать водосливы, которые могут иметь самые различные очертания. В соответствии с натурой, по возможности, передают наличие или отсутствие на водосливе затворов-щитков и ледорезов, а сокращенной пояснительной надписью — материал, из которого сооружен водослив, если он отличается от материала самой плотины.

7.8.30. На плотинах, перегораживающих небольшие ручьи или овраги, нередко сооружаются простейшие водосливы-трубы, часть из которых слабо различима на аэрофотоизображении. В балках и оврагах часто встречаются так называемые глухие земляные плотины. У некоторых из них оборудованы резервные обводные канавы. Канавы эти, огибающие плотину и иногда напоминающие овраги, но не согласующиеся с рельефом, хорошо читаются на аэроснимках. Их следует показывать, как искусственные формы рельефа. Если нижняя часть такой канавы укреплена, например, бутовым камнем или бетонированием, то это следует отобразить на плане отсрочивающими знак черными линиями и сокращенной надписью о материале укрепления («кам.», «бет.» и т.п.).

7.8.31. У обозначений надводных плотин длиной на плане 1 см и более (по дополнительным требованиям — и у меньших) должны указываться материал сооружения и ширина гребня плотины с точностью до 0,1 м, а также отметки урезов воды верхнего и нижнего бьефов. Материал постройки плотин передают сокращенными надписями: «бет.» — бетонные, «бет.-земл.»* — бетонно-земляные. «дер.» — деревянные, «дер.-земл.» — деревянно-земляные, «ЖБ» — железобетонные, «земл.» — земляные, «кам.» — каменные, «мет.» — металлические. При недостаточности места допускаются и ещё более краткие надписи: «Д», «К», «М», «д.-земл.».

7.8.32. В случаях, когда к плотине-сооружению, удерживающему воду и создающему подпор, примыкают изображаемые тем же условным знаком земляные дамбы, на планах рекомендуется (исходя из требований последующего картосоставления) дать синие поперечные черточки, показывающие края плотины, а следовательно, и её длину. Это следует оговорить на полях плана и в его формуляре.

7.8.33. Выделение проезжих плотин среди непроезжих обычно не вызывает затруднений, так как к первым с обеих сторон подходят хорошо видные на аэрофотоизображении дороги. У непроезжих плотин, как правило, узкие гребни. На краях гребней проезжих плотин, в отличие от непроезжих, вычерчивают «усики» (под углом 45° к оси плотины).

* Двойные надписи даются, в частности, в случаях, когда из-за недостатка места или по другим причинам не удается отдельно указать материал водосливной и «глухой» части плотины, а также у комбинированных плотин.


7.8.34. Прорванные плотины легко распознаются на аэроснимках — видны разрыв гребня и отсутствие подпора пруда или водохранилища.

7.8.35. В водохранилищах и прудах нередко остаются затопленные участки леса, отдельные деревья и кустарники. Они, даже засохшие, обычно хорошо видны на аэроснимках и могут служить ориентирами. Показывать эти объекты следует условными знаками для карт масштаба 1:10000:леса— большими (1,5 мм) кружками без оконтуривания, отдельные деревья и кусты — соответствующими обозначениями «для суши». Данные знаки при необходимости даются с отбором, но крайние на своем месте, чтобы подчеркнуть границы и площади затопления древостоев и отдельных деревьев.

7.8.36. Шлюзы уверенно дешифрируются на аэроснимках по прямым признакам: хорошо видны стенки камеры шлюза, более тонкие полоски ворот и небольшие здания с насосными установками. При стереоскопическом просмотре фиксируется резкая разность уровней воды, связанная со шлюзованием. У многих шлюзов с одной или двух сторон имеются как бы вводящие в камеру воронкообразные ограждения.

Все эти объекты наносят на планы строго по аэрофотоизображению. «Стрелку» обозначения ворот (затворов) шлюза ориентируют острием против течения реки (канала). Если над шлюзом переброшен мост, в частности пешеходный, их знаки дают в сочетании. Характеристики шлюзов требуется помещать лишь на планах масштаба 1:5000 (на планах масштаба 1:2000 — только для обеспечения последующих работ по картосоставлению и при том — синим цветом). Длину камеры и ширину ворот шлюза можно измерить на аэроснимке, однако лучше такие данные, наряду с величиной глубин на пороге ворот, получать в управлении района гидротехнических сооружений или в бассейновых управлениях пути.

7.8.37. Набережные на аэрофотоизображении четко отличаются от неукрепленных берегов, даже крутых. Для первых характерен светлый фототон и резкие правильные очертания; парапеты в верхней части набережной отбрасывают характерные тени. Хорошо читаются на аэрофотоизображении различные спуски и лестницы на набережных, сооружаемые поперек и вдоль последних. Так, в соответствии с натурой, их показывают на планах.

7.8.38. Молы, волнорезы, пирсы, траверсы, буны, дамбы (уходящие в воду), шпоры отчетливо изображаются на аэроснимках, где их светлые полоски резко контрастируют с темной поверхностью воды. Многие из названных объектов начинаются на берегу, другие — у самой линии уреза воды. Это, в соответствии с местностью, следует отображать на плане. Русловыправительные буны устанавливают под углом к берегу, и не в одиночку, а целыми сериями, иногда у обоих берегов реки. В таблицах условных знаков дан целый набор обозначений для молов и других перечисленных сооружений. Выбирать нужно наиболее подходящее, а при необходимости несколько изменять его, чтобы точнее передать очертание или особенности объекта (с отвесными или наклонными стенками). Сокращенную надпись о материале, из которого он сооружен, помещают при наличии места.

7.8.39. Ледорезы обычно хорошо видны на аэрофотоизображении. К тому же они всегда сооружаются выше по течению, чем тот объект, который они защищают — промежуточные устои моста, водосливная часть плотины. У большинства современных капитальных мостов ледорезы, как правило, совмещены с быками. В этих случаях отображают одни промежуточные устои, если они внемасштабные, или согласно натуре вычерчивают соответствующие быки удлиненными, а иногда — даже заостренными с одной стороны.

7.8.40. Подпорные стенки сооружаются для укрепления склона и предупреждения сползания или обрушивания грунта на ответственных участках. Чаще всего подпорные стенки строятся вдоль обрывистых берегов рек и морей, ocобeнно, в больших городах, вдоль дорог, в горах и т.д. На аэроснимках нередко напоминают обычные, только очень крутые (иногда буквально отвесные) насыпи и выемки с очень четкими очертаниями и светлым фототоном. Видимая на азрофотоизображении светлая полоска подпорной стенки часто весьма узкая.

7.8.41. Спланированные откосы занимают существенно большую площадь. Неукрепленные откосы обычно располагаются под углом естественного равновесия грунта (порядка 45°), укрепленные откосы бывают и более крутыми. Относительные глубины спланированных откосов рекомендуется измерять на стереофотограмметрических приборах. Надписи, характеризующие способ укрепления откоса, помещают лишь на самых больших откосах, при этом, как правило, только по дополнительным требованиям. В случаях, когда неясно, какой условный знак применить: укрепленного спланированного откоса или наклонной подпорной стенки, следует использовать консультации специалистов.

Переход от знаков внемасштабного откоса к обозначениям откоса, выражающегося в масштабе плана, в соответствии с натурой, должен быть плавным. По изображениям спланированных откосов условные знаки травянистой растительности давать не требуется (а задернованные откосы следует относить к укрепленным). Кустарниковую и древесную растительность по откосам и дамбам, выражающимся в масштабе плана, показывают в обычном порядке.

7.8.42. Ряжи — сооружения в виде ящика-сруба из бревен (реже — брусьев), заполненного камнями. Эти остатки быков ряжевых мостов, некоторых плотин или подпорных стенок остаются кое-где в руслах рек или на акваториях. Обычно ряжи хорошо заметны на аэроснимках и дешифрирование и показ их на планах не вызывают трудностей.

7.8.43. «Кусты» свай в воде — остатки свайных мостов, некоторых плотин и других сооружений — на реках с быстрым течением демаскируются полосками пены. Показывают такие «кусты» (с разделением по материалу свай) на своем месте внемасштабным условным знаком.

7.8.44. Большинство водомерных постов и футштоков на аэрофотоизображении непосредственно не распознаются. В СССР особенно широко распространены свайные водомерные посты, состоящие из 1 —3 реперов, установленных в верхней части склона, и ряда деревянных или чугунных свай, забитых сверху вниз по откосу берега по прямой линии, чаще всего в створе с реперами. Сваи эти на аэроснимках не видны, но заметна бывает тропинка, проложенная вдоль свай до воды (часть из них находится под водой).

На реечных водомерных постах и футштоках имеется линейка с сантиметровыми делениями, укрепленная на устое моста, шлюза, стенке набережной, либо других долговременных гидротехнических сооружениях в русле реки или акватории водоема. Сами эти объекты обычно хорошо видны на аэрофотоизображении. Автоматические посты представляют собой специальную небольшую постройку-будку, в которой установлены самопишущие приборы. Постройки автоматических постов, как правило, заметны на аэроснимках, как и узкие, часто подвесные, пешеходные мостики гидрометрических створов, оборудованных на некоторых водомерных постах.

Для исключения пропусков таких важных объектов, как посты, сведения о их местоположении, средних многолетних меженных уровнях воды и реперном хозяйстве должны быть собраны заблаговременно. При дешифрировании аэроснимков условный знак водомерного поста наносят у линии уреза воды основанием — в конце створа свай и, кроме того, показывают реперы поста, а при их наличии — мостик или линию гидроствора (в соответствии с натурой).

7.8.45. Пристани с оборудованными причалами, как правило, дешифрируются по прямым признакам. Эти объекты резко контрастируют с темным фототоном водной поверхности и к тому же выделяются характерными очертаниями и тенями (особенно плавучие пристани-дебаркадеры). К ним подходят дороги, на берегу имеются склады и другие здания. Нередко рядом с пристанями видны суда и лодки. На аэроснимках крупных механизированных портов четко выделяются длинные, круто обрывающиеся в воду причальные стенки с проложенными вдоль них подъездными путями, высокими портальными кранами и т.п.

Показывая на планах пристани с оборудованными причалами, их контуры обводят по аэрофотоизображению. При необходимости к образцам, приведенным в таблицах Условных знаков, добавляют ряд дополнительных деталей — в строгом соответствии с натурой.

7.8.46. На некоторых сравнительно небольших судоходных реках встречаются совсем легкие причалы — мостки, едва заметные на аэроснимках. Чтобы не пропустить их при дешифрировании, нужно заранее знать примерное местонахождение подобных объектов. Это в еще большей степени относится к постоянным якорным стоянкам, остановочным пунктам и местам причала судов, не оборудованных мостками или другими приспособлениями. Иногда такие «точки» на берегу, у которых подваливают суда, не имеют дешифровочных признаков. В других случаях заметны подходящие и обычно обрывающиеся здесь тропинки или дороги. Выявить подобные «пристани» и необорудованные остановочные пункты помогают официальные документы «Тарифные руководства № 4-р» и маршрутные описания основных внутренних водных путей.

7.8.47. Дешифрирование маяков не вызывает затруднений. Они, как правило, имеют характерный вид башни или вышки с сильным источником света в верхней части. К тому же маяки всегда показываются на лоцманских и навигационных картах, которые необходимо использовать. Это же относится и к дешифрированию огнейсветящих береговых навигационных знаков. От маяков они отличаются более скромными размерами и меньшей мощностью.

7.8.48. Из постоянных береговых знаков судоходной обстановки на аэроснимках обычно хорошо заметны высокие створные знаки с четырехугольными или трехугольными щитами, отбрасывающими характерные тени. Крупные створные знаки устанавливаются на берегах морей, водохранилищ, озер. В то же время вдоль малых и средних судоходных рек сооружаются сравнительно небольшие створные знаки, к тому же часто переставляемые с места на место из-за изменений в положении фарватера. Такие знаки не могут служить надежными ориентирами. Плохо или совсем не видны на аэрофотоизображении другие береговые знаки — сигнальные мачты, штормовые мачты и т.п.

Для обеспечения правильного показа всех этих объектов на топографических планах необходимо использовать лоцманские и навигационные карты, а в бассейновых управлениях пути (БУП), либо в подчиненных им технических участках или районах гидротехнических сооружений уточнять, какие из навигационных знаков постоянные, а какие не следует наносить на планы из-за нестабильности их местоположения. Когда такие знаки решено не показывать, это следует оговорить в формуляре плана.

7.8.49. Водные станции (открытые купальни, лодочные причалы и др.) обычно хорошо заметны на аэрофотоизображении: видны мостки, ограждения бассейна, причалы с лодками, легкие строения на берегу и т.п.

7.8.50. Отчетливо распознаются на аэроснимках оборудованные пляжи, т.е. сам пляж, его ограждения, легкие постройки и навесы, тенты, иногда — ряды лежаков. При показе на планах оборудованных пляжей в центре их дают условный знак — «зонтик» (при необходимости уменьшенный в 1,5—2 раза) и отображают постройки и сооружения, кроме временных.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.