Тема 2. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ (1 ч) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 2. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ (1 ч)

2018-01-04 438
Тема 2. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ (1 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткое содержание

Современное понимание феномена развития личности с ОВЗ. Клинический, психологический и педагогический аспекты изучения специфики развития, социализации и воспитания личности с ОВЗ. Сущность понятия и природа личности: факторы, движущие силы, процесс развития, возрастная периодизация.

Соотношение понятий развитие, социализация и воспитание личности. Понятие о «норме» и «патологии» развития личности. Варианты развития личности. Атипичное (аномальное) развитие: понятие, причины, категории, систематики. Характеристика детей с нарушениями психического развития: понятие, классификация и характеристика различных форм психического дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому).

Л. С. Выготский о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, сложной структуре атипичного развития. Первичный и вторичный дефекты. Зоны актуального и ближайшего развития личности.

Особенности развития, социализации и воспитания личности детей с ОВЗ. Характеристика процессов социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья. Жизненные перспективы детей с ОВЗ. Статистика (международная и отечественная) о частоте и соотношении различных отклонений, нарушений развития человека, в том числе детей и подростков.

 

Тема 3. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования (1 ч)

Краткое содержание

Социокультурный аспект развития системы специального образования. Основные этапы становления национальных систем специального образования (осознание необходимости призрения инвалидов; начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений; становления системы специального образования; создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования).

История развития системы специального образования в России. Международный опыт образования лиц с ОВЗ и система специализированной помощи детям в государствах Западной Европы. Гуманизация отношения общества к лицам с ОВЗ, идеи интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь современного общества.

 

Тема 4. Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ (1 ч)

Краткое содержание

Современная система специальных образовательных услуг. Медико-социально-педагогический патронаж. Развитие службы ранней диагностики, профилактики и специализированной помощи лицам с ОВЗ. Социально-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Система специального образования: характеристика принципов построения, вертикальной и горизонтальной структур, компонентов, уровней и форм получения образования. Характеристика общего (дошкольного, школьного) и профессионального образования лиц с ОВЗ. Виды специализированных учреждений по ведомственной принадлежности, организационно-правовым формам, направленности.

История становления, современное состояние и пути развития системы специального образования в России. Современное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ОВЗ: виды, решаемые задачи, структура, направления развития и совершенствования. Реформирование системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и подходы к реализации.

 

Тема 5. Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ (1 ч)

Краткое содержание

Государственная политика России в области социальной защиты и законодательная основа специализированной помощи лицам с ОВЗ. Ратификация Российской Федерацией нормативных документов, регламентирующих права лиц с умственными и физическими недостатками развития, принятых ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о правах ребенка (1989), Декларация о правах инвалидов (1975), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993), Конвенция о правах инвалидов (2006) и др.).

Закрепление прав лиц с ОВЗ в российском законодательстве (Конституция РФ (1993), Семейный кодекс РФ (1995), Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2012), Федеральная целевая программа «Доступная среда на 2011–2020 годы» (2015), др.

Тема 6. Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ (1 ч)

Краткое содержание

Современные идеи и подходы к решению задач социализации, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе, основные модели их восприятия в общественном сознании. Нормативно-правовые основы интегрированного обучения в России. Модели интегрированного обучения (вынужденная, интернальная, экстернальная). Основные формы интегрированного обучения (комбинированное, частичное, временное, полное интегрированное обучение).

Предпосылки и условия образовательной интеграции в России. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Структура модели социально-образовательной интеграции. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения.

Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования. Деятельность специалистов службы сопровождения. Психолого-медико-педагогическое (коррекционное) сопровождение: цель, задачи, основные направления реализации. Работа с семьей ребенка с ОВЗ в ситуации интегрированного обучения.

Инклюзивное образование в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Внедрение инклюзивного образования в России: понятие, идеи, подходы к реализации. Разработка моделей инклюзивного образования в исследованиях дефектологов. Международный и отечественный опыт реализации подхода инклюзивного образования: достижения, проблемы и перспективы развития.

Модуль 2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.