Тема 1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития (1 ч) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития (1 ч)

2018-01-04 372
Тема 1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития (1 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

на 2016-2017 учебный год

 

 

Наименование дисциплины: «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Уровень ОПОП: бакалавриат

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования

Форма обучения: очная

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ № 1457 от 14.12.2015 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (от _________, протокол №_____).

 

 

Разработчик: к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии О. И. Карпунина.

 

Программа одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии от «03» июня 2015 года, протокол № 10.

 

 

Саранск 2016


1. Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – углубление, расширение и обобщение теоретических основ и научных достижений современной специальной педагогики, изучение нормативно-правовых основ и современных подходов к обучению и воспитанию лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование профессионального мышления, готовности к систематическому профессиональному самообразованию, подготовка будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности в системе общего и специального образования.

Задачи дисциплины:

– формировать профессиональное мировоззрение будущих дефектологов;

– способствовать освоению сферы будущей профессиональной деятельности;

– формировать терминологический аппарат данной отрасли знания;

– осваивать научно-организационные основы воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

– формировать гуманистическую направленность будущих дефектологов, готовность осуществлять профессиональную деятельность в сфере общего и специального образования на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;

– углублять профессиональный интерес к междисциплинарным проблемам и вопросам, возникающим на стыке медицинских наук, общей и специальной психологии и педагогики, частных методик.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Учебная дисциплина Б1.В.ДВ.13 «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» является дисциплиной вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование профилю Психология и педагогика инклюзивного образования.

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина по выбору «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», являются сферы образования, культуры, здравоохранения, а также социальная сфера.

Освоение дисциплины готовит будущих бакалавров к работе со следующими объектами профессиональной деятельности: обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.

Профильными для данной дисциплины являются следующие виды профессиональной деятельности:

-социально-педагогическая;

-психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения;

-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

во всех видах профессиональной деятельности:

- формирование способности учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

- формирование готовности использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

- формирование способности понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

формирование способности осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.

Для освоения дисциплины «Современные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин 1) базовой части ОПОП ВО: Теория обучения и воспитания. История педагогики и образования; Дефектология; 2) вариативной части ОПОП ВО: Теория и практика образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития, Обучение и воспитание детей с сенсорными нарушениями, Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Обучение и воспитание детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения:

–знаниетеории и истории общей педагогики;

– знание сущности, содержания, структуры образовательных процессов и систем, педагогических технологий и инновационных процессов в сфере общего образования;

– знание методов проведения специальных психолого-педагогических исследований;

– знание закономерностей психического развития;

– знание здоровьесберегающих технологий и способов их реализации;

– знание медико-биологических и лингвистических основ специальной педагогики и специальной психологии;

– знание актуальных технологий обучения, в том числе информационных и коммуникационных технологий и средств для лиц с ОВЗ;

– знание содержания основных этапов онтогенеза психофизического развития индивида;

– знание морфофункциональных особенностей организма в норме и у лиц с ОВЗ;

– использование в своей профессиональной деятельности информационных и коммуникационных технологий для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;

– определение диагностических и прогностических показателей психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;

– проведение анализа собственной профессиональной деятельности;

– умение работать со специальной медицинской литературой;

– осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере общего образования;

– владение системой знаний о человеке как субъекте навыками поиска, отбора, анализа, переработки, хранения и использования профессионально значимой информации;

– владение приемами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития;

– владение основами использования различных средств коммуникации в разных видах профессиональной деятельности.

Изучение данного учебного курса является необходимой основой для подготовки студентов к государственной итоговой аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

- способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов, федеральные законы, решения Правительства Российской Федерации, органов власти по вопросам образования лиц с ОВЗ;

- правовые основы системы образования и будущей профессиональной деятельности;

- теоретико-методологические основы дефектологии и специальной педагогики, категориальный аппарат, основные направления исследований;

- основные направления и перспективы развития дефектологии, специального и инклюзивного образования, системы социальных институтов раннего выявления и оказания квалифицированной помощи лицам с ОВЗ в России и Республике Мордовия;

- концепции психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и системы коррекционно-педагогического воздействия;

- сущность, закономерности, принципы, содержание, структуру коррекционно-педагогических процессов и систем, инновационные процессы в сфере специального и инклюзивного образования;

- современные педагогические технологии и педагогические системы воспитания, развития, образования и реабилитации лиц с ОВЗ;

- классификации и статистические данные о лицах с ОВЗ, особенности их развития, образования, социализации и интеграции в общество;

- общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- специфику совместной и индивидуальной деятельности детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- особенности взаимодействия с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности;

уметь:

- применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- определять направления коррекционно-педагогического воздействия в зависимости от типа нарушенного развития;

- организовывать коррекционно-педагогический процесс с использованием современных технологий;

- эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности;

владеть:

- готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

- способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

- способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;

- готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- организацией коррекционно-педагогического процесса в образовательных организациях различного типа и вида;

- способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Семинарские занятия (СЗ)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Подготовка к практическим занятиям    
Тестирование (подготовка и прохождение)    
Вид промежуточной аттестации: зачет    
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание модулей дисциплины

№ п/п Наименование модуля дисциплины Содержание модуля
  Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ Специальная педагогика: достижения и перспективы развития. Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования. Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ. Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ. Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ
  Современные проблемы образования лиц с ОВЗ Современные исследования в области дидактики специальной педагогики. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ. Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ. Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами. Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ

 

5.2. Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № модулей данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
1. Дисциплина изучается в последнем семестре    

5.3. Модули дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Наименование модуля дисциплины Лекции (ч) Семинар-ские занятия (ч) СРС (ч) Всего (ч)
1. Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ        
Специальная педагогика: достижения и перспективы развития        
Современные подходы к развитию, социализации и воспитанию личности с ОВЗ        
История становления и перспективы развития национальных систем специального образования        
Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ        
Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ        
Современные исследования в области интегрированного и инклюзивного образования лиц с ОВЗ        
2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ        
Современные исследования в области дидактики специальной педагогики        
Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ        
Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ        
Современные подходы к образованию лиц с интеллектуальными, сенсорными и речевыми нарушениями        
Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма, нарушениями опорно-двигательного аппарата и сложными дефектами        
Актуальные проблемы специальной педагогики и образования лиц с ОВЗ        
Всего        

 

5.4. Интерактивные формы занятий

№ модуля дисциплины Тема занятия Вид занятия Интерактивная форма
  Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ ЛК мультимедийная презентация
Современные тенденции развития отечественной системы образования лиц с ОВЗ ЛК мультимедийная презентация
Современная нормативно-правовая база образования лиц с ОВЗ СЗ тестирование
  Совершенствование коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ ЛК мультимедийная презентация
Современные исследования в области воспитания и формирования личности с ОВЗ ЛК электронные ресурсы
Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования СЗ круглый стол, дискуссия
6 занятий в интерактивной форме составляют 25,0 % аудиторных занятий

 

5.5. Формы оценки сформированности компетенций

Код компетенции Семестр Форма оценки
ОПК-1 восьмой практическая работа, тестирование
ОПК-6 восьмой решение практикоориентированных задач
ОПК-7 восьмой тестирование
ОПК-8 восьмой практическая работа, тестирование
ПК-36 восьмой решение практикоориентированных задач
ОПК-1, 6, 7, 8; ПК-36 восьмой зачет

5.6. Содержание лекций

Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-организационные основы образования лиц с ОВЗ

Современные идеи и подходы к решению задач социализации, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе, основные модели их восприятия в общественном сознании. Нормативно-правовые основы интегрированного обучения в России. Модели интегрированного обучения (вынужденная, интернальная, экстернальная). Основные формы интегрированного обучения (комбинированное, частичное, временное, полное интегрированное обучение).

Предпосылки и условия образовательной интеграции в России. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в раннем и дошкольном возрасте. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Структура модели социально-образовательной интеграции. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения.

Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования. Деятельность специалистов службы сопровождения. Психолого-медико-педагогическое (коррекционное) сопровождение: цель, задачи, основные направления реализации. Работа с семьей ребенка с ОВЗ в ситуации интегрированного обучения.

Инклюзивное образование в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012). Внедрение инклюзивного образования в России: понятие, идеи, подходы к реализации. Разработка моделей инклюзивного образования в исследованиях дефектологов. Международный и отечественный опыт реализации подхода инклюзивного образования: достижения, проблемы и перспективы развития.

Модуль 2. Современные проблемы образования лиц с ОВЗ

Педагогический процесс: понятие, сущность, функции, источники и движущие силы. Структура педагогического процесса, его основные компоненты, их характеристика, целостность и взаимосвязь. Закономерности, принципы, правила построения и факторы успешности педагогического процесса.

Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, задачи, компоненты, специфические свойства. Значение и место коррекционно-педагогического процесса в системе образования детей с нарушенным психофизическим развитием. Специфические задачи и направленность коррекционно-педагогического процесса, его методологические, научно-организационные и методические основы.

Воплощение идей Л. С. Выготского и его последователей в построении и научном обосновании коррекционно-педагогического процесса. Средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования. Условия и факторы его успешности. Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса специальной школы.

История развития различных подходов к осуществлению коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Проблема поиска путей и средств оптимизации коррекционно-педагогического процесса в современной специальной школе. Современные исследования в области совершенствования коррекционно-педагогического процесса, коррекционно-педагогических технологий и систем.

Понятие и сущность процесса обучения в системе коррекционно-педагогического процесса. Коррекционная направленность процесса обучения в специальной школе, условия и факторы ее реализации. Проблемы совершенствования процесса обучения в системе коррекционно-педагогической работы специальной школы. Характеристика исследований, направленных на выявление особенностей процесса обучения в специальной школе. Современные принципы обучения детей с ОВЗ. Совершенствование содержания специального образования детей с ОВЗ. Поиск эффективных методов обучения в специальной школе. Специфика использования средств обучения и обеспечения коррекционно-педагогического процесса в специальной школе. Совершенствование организационных форм обучения в специальной школе.

Вопросы к зачету

1. Специальная педагогика: достижения и перспективы развития.

2. Предметные области и приоритетные направления развития специальной педагогики.

3. Научные достижения специальной педагогики.

4. Вклад выдающихся ученых-дефектологов в развитие специальной педагогики.

5. Научные идеи и вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной дефектологии.

6. Современные подходы к развитию, воспитанию и социализации личности с ОВЗ.

7. Клинический аспект изучения лиц с ОВЗ.

8. Психологический аспект изучения лиц с ОВЗ.

9. Педагогический аспект изучения лиц с ОВЗ.

10. История становления и перспективы развития национальных систем специального образования.

11. Характеристика этапов становления национальных систем специального образования.

12. История развития системы специального образования в России.

13. Государственная политика в области социальной защиты детей с ОВЗ и правовые основы специального образования в России.

14. Современная система специального образования в России.

15. Реформирование и развитие системы специального образования: основные идеи, задачи, направления и опыт реализации.

16. Проблема интеграции и интегрированного обучения лиц с ОВЗ на современном этапе.

17. Развитие интеграционных процессов в образовательной сфере высокоразвитых стран мира.

18. Состояние и перспективы развития системы специального образования в Республике Мордовия.

19. Проблема совершенствования коррекционно-педагогического процесса.

20. Особенности процесса обучения лиц с ОВЗ.

21. Совершенствование содержания специального образования.

22. Проблема стандартизации содержания специального образования на современном этапе развития педагогической науки и практики.

23. Современные технологии и методы специального образования.

24. Современные активные формы организации специального обучения.

25. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

26. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ.

27. Современные подходы к образованию лиц с умственной отсталостью.

28. Современные подходы к образованию лиц с ЗПР.

29. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями слуха.

30. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями зрения.

31. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями речи.

32. Современные подходы к образованию лиц с синдромом раннего детского аутизма.

33. Современные подходы к образованию лиц с нарушениями ОДА.

34. Современные подходы к образованию лиц со сложными (комбинированными) дефектами.

35. Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования.

36. Проблема совершенствования нормативно-правовой основы специального образования.

37. Проблема профилактики, раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с ОВЗ.

38. Проблема создания единого специального образовательного пространства в России.

39. Проблема реализации идей интегрированного обучения и инклюзивного образования в системе общего и специального образования.

40. Проблема медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ на современном этапе.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М.: Юрайт, 2015. ‒ 448 с.

2. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова. – М.: Юрайт, 2012. ‒ 1 электрон. опт. диск.

3. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология/ Т. Г. Неретина. – М.: Флинта, 2014. – 377 с.

4. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2013. – 384 с.

 

Дополнительная литература

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 224 с.

2. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н. Ю. Борякова. – М.: Изд-во «АСТ, Астрель», 2008. – 222 с.

3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. – СПб: Лань, 2003. – 650 с.

4. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.

5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 271 с.

6. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А. А. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2008. – 129 с.

7. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. – М.: Парадигма, 2012. – 311 с.

8. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 285 с.

9. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

10. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М.: Академия, 2008. – 238 с.

11. Информационные и коммуникационные технологии в социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Атухова, А. Е. Будо, Н. Н. Быстрова [и др.]. – Хабаровск: ДВАГС, 2008. – 227 с.

12. Калашникова, М. Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / М. Б. Калашникова. – Великий Новгород: НовГУ, 2007. – 67 с.

13. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики / Г. А. Карпова. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 353 с.

14. Карпунина, О. И. Специальная педагогика (олигофренопедагогика) в опорных схемах: учеб. пособие [Электронный ресурс] / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – Режим доступа: http://home.mordgpi.ru.

15. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2008. – 300 с.

16. Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Колесникова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.

17. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учеб. пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб: КАРО, 2006. – 144 с.

18. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М.: Академия, 2004. – 144 с.

19. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. – СПб: КАРО, 2006. – 336 с.

20. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 703 с.

21. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.

22. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2008. – 220 с.

23. Назарова, Н. М. Сравнительная специальная педагогика / Н. М. Назарова, Е. Н. Моргачева, Т. В. Фуряева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.

24. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

25. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – М.: Флинта, 2010. – 376 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru

26. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 374 с.

27. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова [и др.]. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.

28. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008. – 479 с.

29. Панасенко, К. Е. Основы специальной педагогики и психологии / К. Е. Панасенко, О. Д. Коптева. – Белгород: БелГУ, 2006. – 220 с.

30. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полон-ский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

31. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / авт.-сост. Е. М. Беленькая. – Омск: ИРООО, 2007. – 97 с.

32. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии / сост. Ю. А. Герасименко. – Шадринск: Шадрин. Дом печати, 2008. – 178 с.

33. Реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе начального профессионального образования / сост. Т. Н. Филютина, Ю. А. Герасименко. – Шадринск: Шадрин. Дом печати, 2008. – 154 с.

34. Система образования для детей с проблемами в здоровье / авт.-сост. Г. В. Головченко [и др.]. – Вып. 10. – М.: Школьная книга, 2008. – 247 с.

35. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 191 с.

36. Словарь-справочник по специальному образованию / авт.-сост. О. Л. Алексеева [и др.]. – Екатеринбург: Калинина Г. П., 2008. – 191 с.

37. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации / отв. ред. Н. Н. Иванова. – Тамбов: ТГУ, 2007. – 272 с.

38. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

39. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

40. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 3. Педагогические системы специального образования / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 400 с.

41. Специальная педагогика: настоящее и будущее / научн. ред. Н. Н. Быстрова. – Хабаровск: ДВГГУ, 2007. – 168 с.

42. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 360 с.

43. Специальная школа. Шаги в будущее / авт.-сост. Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторолина. – Великий Новгород: Нов ГУ, 2008. – 39 с.

44. Специальные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / отв. ред. Н. В. Новоторцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 263 с.

45. Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.

46. Сурдопедагогика / сост. Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М.: Академия, 2005. – 571 с.

47. Титов, В. А. Дефектология: конспект лекций / В. А. Титов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 380 с.

48. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. – М.: Книголюб, 2008. – 139 с.

49. Трофимова, Н. М. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

50. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. – СПб: КАРО, 2007. – 256 с.

51. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск: Гревцов. – 2009. – 280 с.

52. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / П. А. Янн; пер. с нем. Л. Н. Родиченко, Н. М. Назаровой; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Академия, 2003. – 248 с.

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Альманах ИКП РАО – http://almanah.ikprao.ru/

2. Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского Российской академии образования – http://www.gnpbu.ru

3. Дайджест по инклюзивному образованию № 1 – http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru/?1073

4. Дайджест по инклюзивному образованию № 13 – http://centertversk.ru/files/ inklyuziya/ daydzhesti/dajwest_yanv_2012.pdf

5. Дефектологический словарь – http://www.defectology.ru/

6. ИКПедия – http://childrens-needs.com/stati

7. Институт коррекционной педагогики РАО – http://институт-коррекционной-педагогики.рф/

8. Институт проблем инклюзивного образования – http://www.inclusive-edu.ru/

9. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию Департамента образования города Москвы «Образование без границ» – http://edu-open.ru/

10. Информационно-правовая система «Гарант» – http://www.garant-park.ru/ present

11. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» – http://www.consul tant.ru/

12. Министерство образования и науки РФ – http://минобрнауки.рф/

13. Министерство образования РМ – http://minobr.e-mordovia.ru/

14. Музей ИКП РАО – http://музей.институт-коррекционной-педагогики.рф/

15. Мультимедиа-Коллекция Института проблем инклюзивного образования – http://inclusive-edu.ru/mu


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.