Тема: Психология профессионального конфликта — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Психология профессионального конфликта

2018-01-04 364
Тема: Психология профессионального конфликта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Оппонент А. Противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы
2. Объект конфликта В. Практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса
3. Конфликтная ситуация С. Субъект, непосредственно вовлеченный в конфликт, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими
4. Инцидент D. Предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт
Е. Межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии

 

2. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Цели конфликта А. Предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт
2. Конфликт В. Столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями
3. Сущность конфликта С. Противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы
4. Объект конфликта D. Межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии
Е. Субъективные мотивы участников конфликта, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами

 

3. Соответствие типов межличностных отношений и причин возникновения конфликтных ситуаций

Типы межличностных отношений Причины возникновения конфликтных ситуаций
1. Нравственные А. Несоблюдение норм делового и неформального общения
2. Коммуникативные В. Характерологические недостатки отдельных членов коллектива
3. Психологические С Нарушение управленческих норм, функций, правил
4. Правовые D. Низкая этическая культура
5. Организационно-управленческие Е. Нарушениефинансовойдисциплины
F. Невыполнение обязанностей, как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненных

 

4. Элементы, составляющие структуру конфликта

1) организационная структура предприятия

2) цели конфликта

3) причина конфликта

4) психологические особенности личности

5) объект конфликтной ситуации

6) оппоненты

7) повод столкновения

 

5. Составные элементы формулы конфликта

1) участники

2) объекты

3) индивидуум

4) конфликтная ситуация

5) рабочая группа

6) инцидент

 

6. Последовательность стадий протекания конфликта

1) конфликтные действия

2) переход потенциального конфликта в реальный

3) снятие или разрешение конфликта

4) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм

 

7. Соответствие вида конфликта и вызывающих его причин

Вид конфликта Причины
1. Внутриличностный А. Отличия в темпераменте, типе личности
2. Межличностный В. Неопределенность полномочий
3. Межгрупповой С. Конфликт между формальной и неформальной организациями
4. Организационный D. Конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов
Е. Фрустрация

 

8. Соответствие вида конфликта и вызывающих его причин

Вид конфликта Причины
1. Внутриличностный А. Конфликты между линейным и штабным персоналом
2. Межличностный В. Одновременное стремление личности к достижению и избежанию цели
3. Межгрупповой С. Коммуникативные барьеры, искажающие информацию
4. Организационный D. Фрустрация
Е. Потенциальные конфликты с другими организациями

 

9. Соответствие вида конфликта и вызывающих его причин

Вид конфликта Причины
1. Внутриличностный А. Необходимость играть одновременно несколько ролей
2. Межличностный В. Конфликт по поводу выпуска конкурирующих товаров
3. Межгрупповой С. Недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами
4. Организационный D. Конфликты с местными органами власти
Е. Дефицит информации

 

10. Соответствие вида конфликта и вызывающих его причин

Вид конфликта Причины
1. Внутриличностный А. Недостаточно четкое распределение властных полномочий и ответственности
2. Межличностный В. Конфликт между советом трудового коллектива и администрацией
3. Межгрупповой С. Фрустрация
4. Организационный D. Нарушение последовательности в деятельности групп при решении задачи, стоящей перед организацией в целом
Е. Взаимодействие ролей

11. Стиль (тактика) поведения в конфликте при низком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»

1) приспособление

2) избежание

3) сотрудничество

4) компромисс

5) конфронтация

 

12. Стиль (тактика) поведения в конфликте при низком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»

1) избежание

2) конфронтация

3) приспособление

4) компромисс

5) сотрудничество

 

13. Укажите стиль (тактику) поведения в конфликте при высоком значении «Напористости» и высоком значении «Партнерства»

1) компромисс

2) приспособление

3) избежание

4) конфронтация

5) сотрудничество

 

14. Стиль (тактика) поведения в конфликте при высоком значении «Напористости» и низком значении «Партнерства»

1) сотрудничество

2) приспособление

3) конфронтация

4) избежание

5) компромисс

 

15. Укажите стиль (тактику) поведения в конфликте при среднем значении «Напористости» и среднем значении «Партнерства»

1) компромисс

2) сотрудничество

3) конфронтация

4) приспособление

5) избежание

 

16. Предложите способы разрешения (прерывания) конфликта на первой стадии – появления проблемы

1) процедуры с участием третьей стороны

2) дискуссионное обсуждение проблемы

3) принятие решения третьей стороной

4) единоличное решение руководителя

5) встречи с целью обмена информацией

 

17. Предложите способы разрешения (прерывания) конфликта на втор

стадии – усиления встречных действий

1) переговоры, основанные на распространении интересов

2) встречи с целью обмена информацией

3) процедуры с участием третьей стороны

4) единоличное решение руководителя

5) принятие решения третьей стороной

 

18. Предложите способы разрешения (прерывания) конфликта на последней стадии – активных конфликтных действий

1) принятие решения третьей стороной

2) единоличное решение руководителя

3) встречи с целью обмена информацией

4) дискуссионное обсуждение проблемы

5) процедуры с участием третьей стороны

 

Примерные тематические варианты тестов для промежуточной аттестации

ВАРИАНТ № 1

1. Из перечисленных областей знания, укажите, имеющие первую степень родства с психологией труда:

1) техническая эстетика

2) философия

3) палеоантропология

4) экономика труда

5) художественное конструирование

 

2. Какой группе профессий соответствуют такие объекты труда как:

6) автомобили

7) искусственные языки

8) клиенты

9) музыкальные произведения

10) растения

а) «человек-природа»

б) «человек-техника»

в) «человек-человек»

г) «человек-знак»

д) «человек-художественный образ»

 

3. Дайте определения следующим понятиям:

1) деятельность 2) субъект труда 3) действие

4) макроэлементы действий

а) системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой)

б) труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности и ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности

в) такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака: наличие процесса действий, сознательное направление его на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование, егозначение для существования и развития человека и (или) общества

г) способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях

д) совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели

 

4. Из перечисленных характеристик личности укажите, относящиеся к индивидуально-личностным свойствам:

1) стресс

2) возрастные особенности

3) способности

4) навыки

5) опыт

 

5. Назовите методы построения простых объектов теории

1) наименование (этикетирование)

2) синтаксическое комбинирование

3) логическое генерирование

4) определение

5) номологическое объяснение

 

6. Метод психологии труда, применяемый в тех случаях, когда же­лательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека

1) метод анализа ошибок

2) беседа

3) естественный эксперимент

4) интервью

 

7. Метод психологии труда, применяемый непосредственно на рабочем месте, в основе которого лежит самонаблюдение

1) трудовой метод

2) метод изучения документации

3) естественный эксперимент

4) алгоритмический метод

 

8. Какой метод и прием построения теоретических объектов сводится к подведению новых эмпирических явлений под известные категории науки и указание связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических?

1) номологизация

2) вербальное комбинирование

3) наименование (этикетирование)

4) интерпретация (истолкование)

5) определение

 

9. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому) соответствуют следующие компоненты:

▪ осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях

▪ эмоциональное сопровождение указанного знания

 

10. Из перечисленных областей знания, укажите, имеющие вторую степень родства с психологией труда:

1) история техники

2) физиология труда

3) техническая эстетика

4) художественное конструирование

5) гигиена труда

 

11. Из указанного перечня средств, орудий труда выберите вещественные средства:

6) персональный компьютер

7) отвертка

8) жесты

9) тонометр

10) интонации речи

 

12. Дайте определения следующим понятиям:

1) эргатическая функция 2) эргатическая система 3) объект труда

4) предмет труда 5) предметная область труда 6) цели труда

7) условия труда

а) часть внешнего мира, на которое направлено сознание субъекта

б) любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда)

в) система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту

г) набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде

д) заданные извне или построенные самим субъектом труда представления об ожидаемых результатах деятельности

е) наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т.е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий)

ж) предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы», как компонент эргатической системы

з) система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности

 

13. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому) соответствуют следующие компоненты:

▪ когнитивный (познавательный) – сознание субъектом большей или меньшей ответственности перед людьми

▪ аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с параметрами «стабильности – изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимых с ее целью

14. Какой метод и прием построения теоретических объектов сводится к поиску походящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события?

1) вербальное комбинирование

2) логическое генерирование

3) наименование (этикетирование)

4) интерпретация (истолкование)

5) номологизация

 

15. Методы математической обработки результатов исследования

1) лонгитюдный метод

2) моделирующий эксперимент

3) дисперсионный анализ

4) корреляционный анализ

5) наблюдаемый опрос

6) анализ заданий

 

16. Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанными с ними

  Основоположник «школы человеческих отношений» а Э. Мэйо
  Основоположники школы социальных проблем б Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард
  Основоположники ситуационного подхода в управлении в Ч. Бернар, Г. Саймон, Ф. Слезник
  Основоположники эмпирической школы г А. Маслоу
д П. Дракер, Р. Дэвис, Э. Дейл

 

17. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому) соответствуют следующие компоненты:

▪ знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) деятельности, их множестве, их возможностях и ограничениях

▪ собственно владение средствами деятельности (умелость)

▪ положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их применению, состояние подъема чувств при этом

 

18. Установите соответствие между основными разделами (направления) психологии труда и предметом их изучения

  Разделы (направления) психологии труда   Предмет изучения
  Психология труда в традиционном варианте а Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения
  Инженерная психология б Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности
  Психология управления в Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек–машина», а в более современных вариантах – «человек–машина–среда–социум–культура–природа»
  Профориентация г Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования
д Субъект труда, т.е. человек

 

19. Назовите методы построения сложных объектов теории

1) интерпретация (истолкование)

2) эмпирическое подтверждение

3) вербальное комбинирование

4) дедуктивное предсказание

5) синтаксическое комбинирование

 

20. Какой метод и прием построения теоретических объектов сводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия?

1) интерпретация (истолкование)

2) определение

3) номологизация

4) вербальное комбинирование

5) наименование (этикетирование)

 

21. Генетические методы исследования

1) естественный эксперимент

2) каузометрия

3) дисперсионный анализ

4) психобиография

5) трудовой метод

6) тест специальных способностей

 

22. Метод психологии труда, заключающийся в оценке тех или иных особенностей личности людьми, наблюдавшими ее в различных видах деятельности

1) формирующий эксперимент

2) наблюдение

3) метод обобщения независимых характеристик

4) трудовой метод

 

23. Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанными с ними

  Основатель первой в мире психологической лаборатории, которая стала Международным центром экспериментальной психологии а Фредерик Тейлор
  Основатель научного управления (менеджмента) б Гуго Мюнстенберг
  Создатель концепции классической школы управления – административной теории в Вильгельм Вундт
  Основатель психотехники г Анри Файоль
    д Элтон Мэйо

 

24. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому) соответствуют следующие компоненты:

▪ более или менее ясное знание о продукте деятельности

▪ более или менее четкое сознание его социальной ценности

▪ более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов

 

25. Дайте определения следующим понятиям:

1) методы психологии 2) валидность метода 3) надежность метода

4) трудоемкость овладения методом

а) уровень ква­лификации необходим для специалиста, реализующего данный метод

б) адекватность, действенность, точность измерения

в) время, требующееся для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом другой, смежной профессиональной области

г) постоянством и устойчивостью ре­зультатов, получаемых при помощи данного психологического мето­да

д) приемы и средства, при помощи кото­рых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практичес­ких рекомендаций

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основной целью самостоятельной работы студентов является подготовка к практическим занятиям и экзамену по дисциплине, а также, совершенствование практических навыков освоения данного курса.

Самостоятельную работу студентов можно разделить на несколько видов. Это подготовка к текущим домашним заданиям, самостоятельное чтение рекомендованной литературы по специальности, защита рефератов, разработка и презентация проектов.

Уровень сформированности компетенции оценивается в соответствии с программой курса, распределением часов по видам и формам работ. Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие обучающегося на всех этапах ее освоения путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации: изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы дисциплины, методических указаний и разработок, указанных в программе, особое внимание уделяется структуре и содержанию курса.

Необходимо систематически готовиться к практическим (семинарским) занятиям, изучать рекомендованные к прочтению учебные пособия, монографии, научные статьи и другие материалы. Также при подготовке заданий приветствуется использование любой соответствующей теме научной литературы на родном и иностранном языках, включая различные источники Интернет.

Методический материал, обеспечивает рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по темам практических занятий курса.

Для успешного изучения теоретического материала дисциплины студентам предлагается выполнить практико-ориентированные задания, которые преследуют следующие дидактические цели:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний;

- самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- развитие умений использовать методики и техники самообразовательной деятельности и личностного роста.

Роль этого вида учебной деятельности позволяет сформировать у магистрантов потребность к постоянному самообразованию, развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

К каждой практической работе студенты оформляют конспект, в котором указываются:

- тема и цели работы;

- описание отрабатываемых знаний, умений, навыков (методик, техник и т.п.);

- выводы.

При подготовке к практическому занятию необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме занятия и составить список обязательной и дополнительной литературы по вопросам плана занятия. Ведущей дидактической целью практических занятий является систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, разделу, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, конспектировать прочитанное, высказывать свою точку зрения и т.п.

Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области.

При подведении рейтинга студента принимаются во внимание р абота на практических занятиях (обсуждение теоретических вопросов, выполнение практических заданий и т.д.).

При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике занятий.

Студенту рекомендуется следующая схема самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу.

2. Ответить на вопросы плана практического занятия.

3. Выполнить домашнее задание.

4. Проработать тестовые задания и/или задачи.

5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

· Примерные задания для подготовки к практическим занятиям

Тема: Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина.

Задание:

Сделайте аннотацию одной из статей, посвященной актуальным проблемам психологии труда по следующей схеме:

1. Автор статьи.

2. Название статьи.

3. Источник, выходные данные.

4. Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности.

5. Позиция автора.

6. Ваше собственное отношение к проблеме.

7. Основные тезисы (не менее 3 тезисов).

 

Примерный перечень научных трудов для разбора статей:

1. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - Вып. 1. - 616 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0159-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87258

2. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - Вып. 2. - 624 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0182-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87427

3. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Бодрова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - Вып. 3. - 400 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0223-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86286

4. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Институт психологии, Российская академия наук; под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Вып. 5. - 426 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0273-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271585

5. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2014. - Вып. 6. - 528 с.: ил., схем. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0296-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271640

 

Критерии оценки анализа текста статьи:

· освещены и верно интерпретированы все основные идеи, представленные в тексте; корректно использован понятийный аппарат; определена позиция автора (оценена степень субъективности приведенных данных); предложен и аргументирован собственный взгляд на проблему; продемонстрирован большой лексический запас, логичность и ясность изложения – 3 балла

· выделены не все или не представлены в развернутом виде основные идеи, содержащиеся в тексте; предложен, но не аргументирован собственный взгляд на проблему; допущенные ошибки в терминах и в использовании базовых структур и лексических единиц не затрудняют понимание – 2 балла

· ответ не включает или неверно интерпретирует значительную часть идей, представленных в тексте; не предложен собственный взгляд на проблему; бедный словарный запас и однообразные речевые структуры не позволяют адекватно выразить идею; большое количество ошибок затрудняет понимание – 1 балл

· текст интерпретирован неверно – 0 баллов

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.