Профессиография и психография труда — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Профессиография и психография труда

2018-01-04 461
Профессиография и психография труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОФЕССИОГРАФИЯ И ПСИХОГРАФИЯ ТРУДА

 

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

 

Программа магистратуры

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Для студентов 1 курса, очная форма обучения

 

Составитель:к.психол.н., доцент Ю.Ю. Гудименко

 

Тверь 2017 г.


I. Аннотация

1. Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом

Профессиография и психография труда

2. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является: познакомить обучающихся с одной из отраслей профессиоведения, через изучение профессиональной деятельности людейна основе моделей и методов психологии труда,ознакомив с методами анализа и описания профессиональной деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:

- ознакомить с основными понятиями, методами профессиоведения для проведения психологического изучения труда и использования этих сведений в дальнейшей практической деятельности;

- научить самостоятельно, описывать профессии, специальности, конкретные виды работ, профессионально составляя профессиограммы и психограммы;

- научить определять основные требования, предъявляемые к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, определять факторы, обусловливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью.

3. Место дисциплины (или модуля) в структуре ООП

Учебная дисциплина «Профессиография и психография труда» входит в вариативную часть, в состав обязательных дисциплин, в модуль «Дисциплины подготовки по основному виду профессиональной деятельности: научно-исследовательский». Содержательно она является продолжением учебного процесса и опирается на знания, полученные студентами при изучении дисциплин «Основы научно-исследовательской деятельности», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «История психологии труда», «Организационная психология», «Научные школы и теории в современной психологии», закладывает основы знаний для освоения дисциплин вариативной части, производственной и преддипломной практик, в процессе которых изучаются и осваиваются технологии и методы психологического изучения профессий и прикладных исследований в психологии труда.

Учебная дисциплина непосредственно связана с «Психологией труда», которая закладывает основы изучения профессиональной деятельности специалиста.

Уровень начальной подготовкиобучающегося для успешного освоения дисциплины «Профессиография и психография труда»:

· Иметь представление о современных проблемах и тенденциях развития теоретической и прикладной психологии труда.

· Знать основные методы и технологии психологического изучения профессий, трудового поста, профессионального становления специалиста, степени соответствия человека и профессии

· Владеть навыками сбора, анализа и обобщения психологической информации, приемами сравнительного анализа и проведения интерпретации полученных данных.

 

4. Объем дисциплины:

Для 2016/2017 года набора:

3зачетных единиц,108академических часов, в том числе

контактная работа: практические занятия 14часов, самостоятельная работа: 67часов, контроль – 27 часов.

 

Для 2017/2018 года набора:

3зачетных единиц,108академических часов, в том числе

контактная работа: практические занятия 12часов, самостоятельная работа: 51часов, контроль – 45 часов.

5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине  
ПК-2 Готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий Начальный Владеть: основными приемами разработки программы и методического обеспечения теоретического и практического исследования, правилами организации проведения научного исследования, адекватного целям, ситуации и контингенту респондентов; Уметь: формулировать актуальную проблему, цель и задачи исследования, формулировать научные гипотезы, подбирать адекватные методы исследования индивида и группы с учетом их психологических характеристик; Знать: основы методологии психологического исследования, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики на основе анализа достижений современной психологической науки и практики.
ПК – 3 Способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе Заключительный Владеть: - способностью проведения всестороннего анализа базовых механизмов психических процессов с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе; - способностью проведения всестороннего анализа состояний человека с учетом его антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности в фило-социо- и онтогенезе; - способностью проведения всестороннего анализа индивидуальных различий субъектов с учетом их антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности в фило-социо- и онтогенезе.   Уметь: - решать разнообразные задачи по анализу базовых механизмов психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе по запросу практики

 

6. Форма промежуточнойаттестации -экзамен

7. Язык преподавания русский.

II. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Для набора 2016 г.

Наименование разделов и тем Всего (час.) Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические (лабораторные) работы
Тема 1. История психологического исследования профессиональной деятельности.   -    
Тема 2. Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».   -    
Тема 3. Профессиограмма как описание профессии.Классификация видов профессии   -    
Тема 4. Психограмма. Структура и анализ психограммы   -    
Тема 5.Этапы разработки профессиограмм   -    
Тема 6. Цели разработки и направления использования профессиограмм   -    
Тема 7. Методологические принципы разработки профессиограмм.   -    
Контроль   - - -
ИТОГО        

Для набора 2017 г.

Наименование разделов и тем Всего (час.) Контактная работа (час.) Самостоятельная работа (час.)
Лекции Практические (лабораторные) работы
Тема 1. История психологического исследования профессиональной деятельности.        
Тема 2. Понятия: «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «модель специалиста», «формула профессий».        
Тема 3. Профессиограмма как описание профессии.Классификация видов профессии        
Тема 4. Психограмма. Структура и анализ психограммы        
Тема 5.Этапы разработки профессиограмм        
Тема 6. Цели разработки и направления использования профессиограмм        
Тема 7. Методологические принципы разработки профессиограмм.        
Контроль        
ИТОГО        

 

III.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (или модулю)

- содержание учебной программы;

- тесты для текущего контроля и самоконтроля;

- методические рекомендации и задания по организации самостоятельной работы:

· примерные задания для подготовки к практическим занятиям;

· задания для подготовки к промежуточной аттестации;

· тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию.

- перечень возможных вопросов для контроля и самоконтроля при подготовке к промежуточной аттестации;

- электронные презентации.

 

IV.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (или модулю)

1. Типовые контрольные задания для проверки уровня сформированности компетенцииПК-2 Готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий.

Этап формирования компетенции, в котором участвует дисциплина Типовые контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков(2-3 примера) Показатели и критерии оценивания компетенции, шкала оценивания
Начальный Владеть: - основными приемами разработки программы и методического обеспечения теоретического и практического исследования, - правилами организации проведения научного исследования, адекватного целям, ситуации и контингенту респондентов. Задание № 1 1. Разработайте проект системы прогнозирования профессиональной пригодности для конкретной профессии с выделением желательных ПВК и возможных противопоказаний (в качестве примера берется та профессиональная деятельность, с которой обучающиеся уже имели возможность познакомиться) 2. Заранее обучающиеся получают задание по выявлению ПВК для штатной должности (специальности) и составления ее психограммы. Результаты представляются и аргументируются. (Приложение 1)   Задание № 2 Составьте таблицу методов изучения профессии в зависимости от целей исследования и этапов работы, разместив в ней методы, описанные О.Г. Носковой: - опросный метод; - метод коллективной дискуссии; - метод экспертных оценок; - трудовой метод; - метод анализа технической документации; - наблюдение; трудовой метод; - «фотография» рабочего дня; - пооперационное описание трудовой деятельности; - метод составления индивидуальной характеристики; - метод анализа ошибок и рекордов в труде; - экспериментальный метод; - характерологический метод, метод критических инцидентов; - метод анализа биографий и автобиографий; - психосемантические методы. - Самостоятельно разработан проект системы прогнозирования профессиональной пригодности, безошибочно и исчерпывающе выделены ПВК. Результаты представлены и аргументированы – 3 балла - Проект системы прогнозирования профессиональной пригодностиразработан с помощью преподавателя, недостаточно выделено ПВК. Результаты представлены с допущением ошибок и слабо аргументированы – 2 балла - Проект системы прогнозирования профессиональной пригодности слабо разработан, недостаточно выделено ПВК. Результаты представлены с грубейшими ошибками и без аргументаций– 1 балл - Проект системы прогнозирования профессиональной пригодности не разработан, не выделены ПВК. Результаты не представлены и не аргументированы– 0 баллов - Самостоятельно составлена таблица методов изучения профессии в зависимости от целей исследования и этапов работы, оформлена и представлена без ошибок, с соблюдением всех требований – 3 балла - Таблица методов изучения профессии в зависимости от целей исследования и этапов работысоставлена частично или фрагментарно, оформлена и представленас ошибками, не соблюдены все необходимые требования– 1балл - Таблица методов изучения профессии в зависимости от целей исследования и этапов работы не составлена, не оформлена и не представлена– 0 баллов
Начальный Уметь: - формулировать актуальную проблему, цель и задачи исследования, - формулировать научные гипотезы, подбирать адекватные методы исследования индивида и группы с учетом их психологических характеристик;
Начальный Знать: - основы методологии психологического исследования, - категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики на основе анализа достижений современной психологической науки и практики Задание № 3 Тестирование (Приложение 2) - Правильно выбран вариант ответа – 1 балл - Вписан верный ответ – 2 балла - Определена верность двух суждений и логической связи между ними – 3 балла - Определена верность одного суждения – 1 балл

Приложение 1

МЕТОДИКА

РАЗДЕЛ I

На вопросы первого раздела отвечает руководитель экспертной группы, используя данные документальных источников и обсуждая, при необходимости, варианты ответов с экспертами

1 Наименование штатной должности ________________________________________

2 Наименование специальности, к которой относится штатная должность _____________________________________________________________________________

3 Вид деятельности

4 Содержание и характер деятельности на штатной должности (основные функции, из которых складывается деятельность, их соотношение)___________________________ _____________________________________________________________________________

5 Что должен знать и уметь специалист (согласно программы обучения) _____________________________________________________________________________

 

6. Существуют ли профессиональные ограничения по росту, весу, зрению, внешности (если есть другие, дополните перечень)

Назовите конкретно _______________________________________________________

 

7. Должность, фамилия и инициалы экспертов, которые будут отвечать на перечисленные ниже вопросы ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ II

 

Во втором разделе опросника необходимо оценить применительно к штатной должности (специальности) значимость каждого из перечисленных качеств, делая пометки в одной из граф справа — в зависимости от того, признается ли качество важным, второстепенным или не влияющим на успешность деятельности.

№№ Какое значение для успешной работы на штатной должности имеет:   важное   второстепенное   нейтральное
      4.  
1. Различение основных цветов            
2. Различение силы зрительного раздражителя            
             
3. Правильная глазомерная оценка размеров (расстояний)      
4. Различение мелких или отдаленных предметов      
5.   Обнаружение и различение пространственного расположения предметов            
6. Оценка и сравнение размеров зрительного раздражителя      
7. Оценка различий в форме фигур            
8. Различение величины углов            
9. Выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора      
10. Переносимость длительно действующего светового раздражителя
11.   Быстрое восстановление зрительной функции после воздействия внезапного и сильного светового раздражителя
12. Быстрая адаптация к свету и темноте.
13. Быстрое восприятие и понимание письменной речи
14. Узнавание и различение тихих и недостаточно четких звуков
15. Быстрое определение направления, откуда исходит звук
16. Узнавание и различение звуковых ритмов
17. Выносливость (малая утомляемость) слухового анализатора

 

18. Переносимость длительно действующего звукового раздражителя

19. Быстрое восстановление слуховой функции после внезапного и сильного звукового раздражителя

20. Точное различение звуковых раздражителей по громкости

21. Точное различение звуковых раздражителей по тону

22. Быстрое восприятие и понимание устной речи

23. Обнаружение и различение запахов

24. Узнавание и различение вкусовых ощущений

25. Температурная чувствительность

26. Чувствительность к колебаниям атмосферного давления (на различных высотах)

27. Различение с помощью осязания степени гладкости предметов, их толщины и твердости

28. Вибрационная чувствительность

29. Точная оценка состояний равновесия и ускорения

30. Узнавание и различение двигательных ритмов

31. Оценка и сравнение весовых характеристик предметов

32. Устойчивость к укачиванию

33. Оценка и сравнение временных промежутков

34. Длительное сохранение интенсивного (концентрированного внимания)

35. Быстрый переход от одной деятельности к другой (быстрая смена направленности внимания)

36. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности (распределение внимания)

.37. Способность не ослаблять внимания под влиянием испуга или неожиданных внешних воздействий

38. Быстрое запоминание зрительной информации

39. Быстрое запоминание слуховой информации

40. Хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическою связь

41. Длительное сохранение информации в памяти

42. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем

43. Точной воспроизведение материала сразу после краткого его зрительного предъявления

44. Точное воспроизведение материала сразу после краткого его слухового предъявления

45. Умение забывать уже использованную и ненужную информацию в дальнейшей деятельности

46. Умение оперировать представлениями с целью возможных изменений обстановки и ожидаемых результатов деятельности

47. Способность создавать правильное представление о реальных процессах на основе закодированной информации

48. Склонность анализировать складывающиеся в ходе деятельности ситуации путем практического манипулирования (воздействия) с объектом

49. Способность проанализировать ситуацию и принять решение на основе имеющихся наглядных образов (восприятии, представлений)

50. Способность оперировать отвлеченными понятиями и рассуждениями при оценке обстановки и принятии решения

51. Умение выделить в информации существенное, главное

52. Умение принять решение в очень короткие сроки

53. Умение действовать нешаблонно, быстро принимать решения в изменяющейся обстановке

54. Независимость и самостоятельность суждений

55. Быстрое и точное выполнение арифметических действий

56. Выносливость к напряженной и длительной умственной деятельности

57. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения

58. Хорошая дикция и выразительная речь

59. Правильное и быстрое формулирование своих мыслей письменно

60. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми

61. Склонность к работе в одиночестве

62. Способность речевого аппарата к интенсивной работе без срывов

63. Одновременное выполнение руками и ногами координированных и точных движений

64. Точные и координированные движения обеими руками

65. Подвижность пальцев, способность быстро и точно манипулировать с помощью пальцев мелкими предметами (выполнять мелкие действия)

66. Быстрая двигательная реакция на зрительный раздражитель

67. Быстрая двигательная реакция на слуховой раздражитель

68. Быстрая и точная двигательная реакция на движущийся объект__

69. Выносливость к длительным физическим перегрузкам

70. Большая физическая сила

71. Способность длительно переносить голод и жажду, сохраняя работоспособность

72. Высокая эмоциональная устойчивость

73. Склонность к риску

74. Настойчивость

75. Решительность

76. Смелость

77. Самообладание и выдержка

78. Умение сохранить работоспособность в условиях аварийных ситуаций, дефицита времени

79. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления

80. Умение сохранить активность при малой загруженности информацией (побороть скуку, сонливость)

81. Целеустремленность

82. Дисциплинированность

83. Интерес к технике, управлению механизмами

84. Интерес к механической обработке материалов (деталей)

85. Интерес к деятельности, приносящей видимые, осязаемые результаты

86. Интерес к деловым контактам и общению с другими людьми

87. Интерес к волевому совершенствованию

88. Интерес к физическому совершенствованию

89. Склонность к работе исполнительского типа

90. Доброжелательность и отзывчивость

91. Высокий уровень ответственности

 

 

         
92. Трудолюбие            
93. Бережное обращение с вещами            
94. Аккуратность в работе            
95. Чувство собственного достоинства            
96. Скромность            
97. Коллективизм            
98. Имение брать на себя ответственость за принятые решения и действия            
           
           
99. Имение правильно оценивать окружающих людей, выявить их сильные слабые стороны            
           
           
100. Способность побуждать людей к активной деятельности            
           
101. Критическое отношение к своей работе -            
102. Критическое отношение к работе других людей            
103. Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию            
104. Активность в общественной работе            
105. принципиальность            
106. Требовательность            
107. Инициативность и находчивость            
108. Двигательные способности            
109. Художественные способности            
110. Технические способности            
111. Математические способности            
112. Артистические способности            
113. Музыкальные способности            
114. Литературные способности            
115. Научные способности            
116. Организаторские способности            
  Назовите другие качества, которые не даны в опроснике, но являются важными для штатной должности.            

 

РАЗДЕЛ III

На этом этапе с опросником необходимо выполнить следующее:

1. Выписать (столбцом) все качества, которые были признаны Вами профессионально важными для штатной должности (специальности)" при ответах на вопросы № 1—116 раздела II настоящего опросника.

2. Оценить степень значимости для успешной работы по штатной должности (специальности) каждого из выписанных (профессионально важных) качеств по десятибалльной шкале. Наиболее значимым дать оценку 10, чуть менее значимым—9, еще менее значимым—8 и т. д.

3. Выписать (столбцом) те качества, которые получили высшие оценки, но так, чтобы общее их число не превышало 13—15. Поэтому прежде всего должны учитываться качества, получившие 10 баллов. Затем, если их окажется меньше 13—15, качества с девятью, восьмью и др. балльными оценками.

4. Полученную выборку из 13—15-и качеств необходимо проранжировать. Для чего справа от каждого качества нужно обозначить цифрой его место (ранг) среди других качеств с учетом степени важности для штатной должности: наиболее важному определить место 1, второму по важности—2 и т. д. Переписать качества столбцом с учетомихрангового места, с 1-го по 15-е.

Примечание: Если общее количество профессионально важных качеств не более 15-я, их оценка с помощью десятибалльной шкалы не производится - качества сразу ранжируются.

РАЗДЕЛ IV

Данный раздел методики имеет целью определить наиболее приемлемый для специалиста, работающего на изучаемой должности, тип темперамента.

Инструкция экспертам: Уважаемые товарищи, ниже представлены четыре группы качеств. Внимательно прочитайте перечень качеств в каждой из них, после чего выберете одну из групп, где перечислены, на ваш взгляд, качества в большей мере желательно (по сравнению с другими группами) для специалиста данного профиля. Выбирать следует ту или иную группу качеств полностью, а не отдельные качества в ней.

а) Подвижен, активен, впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители. Обычно жизнерадостен, общителен. Предпочитает подвижную и разнообразную деятельность, тяготится однообразной кропотливой работой, на интересной для него работе может проявить настойчивость, энергию и работоспособность. Неудачу переживает недолго. Легко входит в новую обстановку, привыкает к новым требованиям. Имеет много друзей. Настойчив в интересах и склонностях.

б) Легко возбудим, отличается порывистостью в поведении, выразителен в жестах и мимике. Речь быстрая, страстная. В своих интересах и увлечениях постоянен. Способен быть сосредоточенным, нацеленным на выполнение конкретной работы. Не теряется при внезапно возникающих трудностях и с большей энергией их преодолевает. Способенувлечь за собой людей. Нередко вспыльчив, невыдержан и тогда ему трудно контролировать себя в поступках и высказываниях.

в) Усидчив, работоспособен, склонен к самостоятельной работе. Приступает к работе не спеша, тщательно обдумав ее. Приняв решение, всегда доводит его до конца спокойно и неотступно. Переключаться с одной работы на другую и совмещать различные виды деятельности не любит. Не любит споров, дискуссий. Обычно аккуратен, исполнителен в поступках и мышлении. В силу своей инертности несколько тугодум.

г) Молчалив, спокоен. Сдержан во внешнем проявлении чувств, но внутренне очень чувствителен. Долго переживает неудачу. Отличается душевностью, всегда благодарностью отвечает на внимание. Предпочитает работать в спокойной, привычной обстановке. Склонен к одиночеству. Говорит медленно, тягуче. Порою проявляет мнительность, неуверенность в себе, принимая решение, долго перебирает обычно его возможные варианты. Имеет сравнительно высокие умственные способности.

ПОЛУЧАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После выполнения заданий всех разделов настоящей Методики мыполучаем следующие материалы:

1. Общую профессиографическую характеристику штатной должности (специальности) - по результатам заполнения I раздела.

2. Полный перечень профессионально важных для нее индивидуально-психологических качеств - по результатам заполнения II раздела.

3. Ранжированную совокупность основных профессионально важных качеств для штатной должности (специальности), ее психограммы - после работы с III разделом.

4. Наиболее приемлемый для специалиста данного профилятип темперамента - после выполнения IV раздела Методики.

Приложение 2

ВАРИАНТ ТЕСТА

1. Соответствие терминов и определений

Термин Определение
1. Профессиография А. Описа­тельно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач
2. Квалификационная характеристика В. Описание, разработанное и утвержденное Министерством труда и социального развития РФ по отно­шению к каждой профессии
3. Профессиограмма С. Процесс изучения, психологичес­кая характеристика и проектирование профессии
4. Психограмма D. Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК)
Е. Научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника

 

2. Соответствие названий принципов профессиографирования и их содержания

Принцип Содержание
1. Целенаправленности А. Учет внутрипрофессиональных различий, а также объединение в группы сход­ных по каким-либо параметрам профессий
2. Перспективности и реальности В. Учет возможных ва­риаций индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими
3. Личностного подхода С. Учет тенденций развития профессии в культурно-исторической перспективе
D. Психологическое изучение профес­сии должно проводиться для решения исследо­вательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы

 

 

3. Содержание уровней системного анализа профессий по Е.М.Ивановой

Уровень анализа Содержание
1. Нормативно-параметрический А. Сама структура и взаимоотношение раз­личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­логическую структуру труда
2. Морфологический В. Характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характери­стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­ность труда)
3. Функциональный С. Интегрированные нормативно-парамет­рические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­лом)
D. Функциональные со­стояния, типичные для трудовой деятельности, активационные ресурсы работников в их динамике

 

 

4. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес

1) диагностическая

2) ориентировочно-диагностическая

3) методическая

4) информационная

 

5. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда

1) информационная

2) диагностическая

3) ориентировочно-диагностическая

4) методическая

 

6. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы

1) методическая

2) конструктивная

3) информационная

4) диагностическая

 

7. Вид профессиограммы (по Е.М.Ивановой), предназначенной для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

1) диагностическая

2) конструктивная

3) информационная

4) методическая

 

8. Вид психограммы по В.Штерну и ее содержание

Вид психограммы Содержание
1. Полная А. Психологическое обследование личности касается лишь важных для обсуждения проблемы сторон
2. Частичная В. Разовое психологическое обследование личности
3. Срезовая С. Психологическое обследование личности несколько раз во времени
4. Продольная D. Психологическое исследование обощенных нормативных показателей профессии и психологической структуры профессиональной деятельности
Е. Психологическое изучение составляется по обширной программе

 

 

9. Автор, включающий в структуру психограммы следующие разделы: общая характеристика труда; требования к психическим процессам; требования к эмоционально-волевой сфере; типичные психологические состояния в процессе труда; ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации); противопоказания и ограничения

1) А.К.Маркова

2) Е.М.Иванова

3) Э.Ф.Зеер

4) С.Г.Геллерштейн

 

10. Общее название методов профессиографии, включающее: анкеты, опросы, включенное наблюдение

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

 

11. Общее название методов профессиографии, включающее: беседы,наблюдение, эксперимен:

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

 

12. Общее название методов профессиографии, включающее: измерение артериального давления, антропометрических и технических данных, регистрация ЭКГ

1) физиологические

2) социологические

3) психологические

4) описание технологических процессов

 

13. Методы профессиографирования и их назначение по Е.М.Ивановой


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.