История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-04 | 1162 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.
1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах и предложениях.
Проверяются следующие группы звуков:
- гласные А, О, У, Э, И, Ы;
- свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);
- сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);
- глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);
- мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).
При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т.д.
Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой. Это даёт возможность обнаружить трудности денервации артикуляцинного акта, особенно в случаях «стёртой» дизартрии.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.
При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д - передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ - полумягким).
|
2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.
Чтобы обследовать умение ребёнка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он даёт название; затем эти же наименования предлагаются для отражённого произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребёнку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.
Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков.
Отмечается характер искажения:
- сокращение числа слогов: маток вместо молоток,
- упрощение слогов: туль вместо стул,
- уподобление слогов: татуетка вместо табуретка,
- добавление числа слогов: команамата вместо комната,
- перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.
3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребёнку предъявляются для повторения предложения, состоящих из слов повышенной звуко-слоговой сложности:
Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.
Подберите стихотворения, поговорки, сказки для обследования мелодико-интонационной стороны речи Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. Особенно мы рекомендуем сказку Л.Н. Толстого «Три медведя», а также русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка» и др.
|
При чтении сказок ребенок подражает голосам сказочных героев. Так, при чтении «Трех медведей» сначала ребенок подражает голосам медведей на одних гласных звуках (голос повышается):
При чтении сказки «Теремок» ребенок подражает голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки-погрызухи, лягушки-квакушки, зайчика, лисы, волка и медведя. Голос постепенно понижается и грубеет.
Колобок в одноименной сказке поет свою нехитрую песенку милым, приятным, веселым голоском.
Жалобно плачет зайчик, сердито лают собаки, угрожающе рычит медведь, весело, звонко, но грозно кукарекает петух, и, наконец, сначала уверенно, а потом плаксиво говорит лиса в сказке «Лиса, заяц и петух».
Радостно, весело, звонко поет коза, грубым голосом кричит волк в сказке «Волк и семеро козлят».
Тоскливо, грустно зовет козленочек свою сестрицу Аленушку, печальным голосом отвечает ему Аленушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Квакает лягушка, человечьими голосами говорят медведь, селезень, заяц, щука («Царевна-лягушка»).
Свистит молодецким посвистом, кричит богатырским покриком Иванушка-дурачок, зовя Сивку-бурку («Сивка-бурка»).
Сказочный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи и от глупости, справедливость от несправедливости, доброту от жадности, благородство от жестокости и коварства.
Кроме сказок, народ создал большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Они веселят ребенка, развивают у него чувство юмора, учат его мыслить. Бодрые, радостные песенки связаны с движением, они очень ритмичны, динамичны. С первых месяцев жизни ребенок слышит спокойную, мелодичную колыбельную, в дальнейшем свои игры он сопровождает речитативной считалкой, ритм которой сменяется веселой плясовой потешкой. Песенки, потешки, считалки, прибаутки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно.
|
Игры-инсценировки разыгрываются детьми. Дети перевоплощаются в героев этих коротких ритмичных стихотворений, подражают их голосам и даже пытаются создавать маленькие этюды для более точной передачи смысла стихотворения.
Гибкость и модуляции голоса развивает чтение стихотворений А. С. Пушкина (особенно сказки в стихах), К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, басен И.А. Крылова, С. Смирнова. Очень ритмичные, экспрессивные, наполненные глубоким смыслом, моралью, эти тексты оказывают положительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и на развитие мелодики его интонаций.
Приводим примерный голосовой материал.
Стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» развивает диапазон голоса при подражании голосам животных и птиц -- слона, крокодила, зайчат, медведя, цапли, газели, кенгуру.
У меня зазвонил телефон,
-- Кто говорит?
-- Слон.
-- Откуда?
-- От верблюда.
-- Что вам надо?
-- Шоколада.
-- Для кого?
-- Для сына моего.
-- А много ли прислать?
-- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!
Составьте план обследования состояния словаря и грамматического строя речи, учитывая возраст ребенка.
- Исследуя активный словарь существительных мы предлагаем ребенку назвать поочередно предметы на картинке и подобрать к ним обобщающее слово. Картинки предъявляются в соответствии с возрастом ребенка и программой Д/с.
- Предлагаем ребенку назвать части тела
- Предлагаем ребенку назвать части одежды
- Предлагаем ребенку назвать части машины
- Исследуя глагольный словарь, можно предложить детям игру «Кто как передвигается? Кто как кричит?» Логопед выполняет действие с игрушкой, дети отвечают на вопросы: Что делает змея? (ползет) Что делает кошка? (ходит, лежит, спит) Какие звуки издает? (мяукает, мурлычет…
|
- Исследуя словарь прилагательных мы предлагаем ребенку подобрать картинку с противоположным значением
- Исследуя словарь качественных прилагательных ребенку предлагается назвать цвет и форму предмета
- Также можно предложить ребенку подобрать прилагательные к картине, ответив на вопрос «Лес какой?»
- Для исследования словаря относительных прилагательных мы предлагаем несколько игр: «Чей лист»- дети называют листья (дубовый, кленовый, осиновый., «Сварим обед» - Наварила наша мама ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье!
Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:
Из вишни варенье - вишневое
Из клубники - клубничное и т. д.
На примере этой игры мы не только исследуем относительные прилагательные, но и словоизменение прилагательных по родам: вишневый компот, вишневое варенье, вишневая ватрушка, вишневый сок. Дети также называют названия супов: картофельный суп, гороховый… Можно предложить детям игру «Из чего я сделан?» - стол из дерева - деревянный…
- Исследуя словарь притяжательных прилагательных можно предложить детям игру «Чьи уши?» - заячьи, лисьи…
- Исследуя словарь наречий мы предлагаем детям игру «Сделай все наоборот»: например логопед ходит медленно, а дети быстро. Тепло-холодно, тихо-громко, близко-далеко.
- Исследуя количественные числительные мы предлагаем ребенку сосчитать количество изображенных предметов. Исследуя порядковые числительные, мы предлагаем ребенку ответить на вопросы по картинке к сказке «Репка»: Которым по счету стоит дед? Которой по счету стоит бабка?
- Обследование грамматического строя речи мы начинаем с словоизменения
- Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по числам можно исследовать на материале игры «Один-много». Также на материале этой игры можно исследовать изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок-котята, ухо-уши, лоб-лбы)
- Изменение существительных по падежам можно исследовать выполняя соответствующие действия с мячом. Логопед: У меня в руках мяч. Это (мяч). У меня нет (мяча). Я протягиваю руку к (мячу). Я бросаю (мяч). Я играю с (мячом).
- Множественное число существительных в родительном падеже можно исследовать на материале игры «Чего не стало?»
- Для обследования согласования прилагательных с существительными единственного числа ребенку предлагается назвать цвет предметов
- Для обследования согласования существительных с числительными 2 и 5 можно использовать игру «На лесной поляне»
|
- Для обследования употребления предложно-падежных конструкций можно использовать игру «Прятки». Ребенку задаются вопросы: где спряталась матрешка (в шкафу…
- Дальше мы переходим к обследованию словообразования
- Для обследования образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов используют игру «Назови ласково»
- Для обследования образования названий детенышей животных используют игру «Найди деток»
- Для исследования образования слов, обозначающие профессию от существительных с помощью суффиксов, детям можно предложить игру «Профессии»: стекло-стекольщик, сварка-сварщик, кран-крановщик, сапог-сапожник, двор-дворник
- Для исследования образования приставочных глаголов логопед или ребенок демонстрирует действие, дети его называют (ходит-уходит-входит-выходит; бежит-убегает-выбегает-вбегает)
- Исследуя образование приставочных глаголов противоположного значения мы предлагаем игру «Сделай все наоборот». Ребенок или логопед выполняет действие - приклеивает, привязывает, собирает, наливает, закрывает, другой ребенок или герой «Незнайка» выполняет противоположные действия - отклеивает, отвязывает, разбирает, выливает, открывает.
- Для обследования глаголов совершенного и несовершенного вида детям предлагается ответить на вопросы: Что делает чебурашка? (пьет чай) Что сделала кукла? (выпила чай). Что делает девочка? (рисует зайчика) Что сделала девочка? (нарисовала зайчика).
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!