Повсеместное введение всеобуча. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Повсеместное введение всеобуча.

2018-01-04 302
Повсеместное введение всеобуча. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1935 г. Распространение циркуляров об изъятии из всех биб­лиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март).

Уголовная ответственность распространяется на детей стар­ше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель).

Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов стро­ительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате все­обучем дефективных детей в 1936 году».

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, не­полной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дис­циплину.

1936 г. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в со­ветском обществе (июнь).

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль).

На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Кон­ституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководя­щим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективи­зацию сельского хозяйства (5 декабря).

Резюме

Рубежом между вторым и третьим периодом эволюции от­ношения государства и общества к людям с умственными и физическими недостатками мы условились считать время по­явления первых специальных учебных заведений для детей с нарушением слуха и для детей с нарушением зрения. Фран­ция, Великобритания, Германия пересекли эту условную гра­ницу в конце XVIII столетия. Точкой отсчёта третьего перио­да в Российской империи служат прецеденты открытия в сто­лице училищ для глухих (1806) и для слепых (1807). На Западе период завершается в 1914 г. залпами Первой мировой войны. Условной нижней границей третьего периода эволюции отношения Советского государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками можно считать время реализации второго пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства СССР (1933—1937).

В СССР завершение периода приходится на середину 1930-х гг., именно тогда происходит законодательное оформ­ление отечественной системы специального образования, вклю­чающей несколько типов специальных школ: для детей с на­рушением слуха, зрения, интеллекта и трудновоспитуемых. По своей протяжённости третий период в нашей стране оказался короче, чем в Европе, он длился менее полутора веков. Глав­ное его отличие и уникальность в том, что эволюционный про­цесс развития был прерван двумя революциями и Граждан­ской войной.

К концу первой четверти XX в. Российская империя имела шансы эволюционно завершить первый этап строительства си­стемы специального образования, естественным образом вста­вая на европейский путь и не уступая по срокам западным странам-лидерам, однако этого не случилось. Социалистиче­ская революция 1917 г. коренным образом изменила ценност­ные ориентации государства, его политическое устройство, общественный уклад, что не могло не отразиться на судьбах «ненормальных» детей. Фундамент действовавшей в стране системы государственного и общественного призрения, специ­ального образования новая власть целенаправленно разрушает.

Российская система специального образования начала оформ­ляться в логике абсолюта христианских ценностей, обязанности государства и общества заботиться об убогих, в условиях вза­имодействия царского правительства, различных слоёв населе­ния и церкви, частных и общественных инициатив. Заверша­ется первый этап строительства отечественной системы в ло­гике государства диктатуры пролетариата. Специальная школа подчиняется идее полезности граждан государству, при полном устранении общества от заботы о детях-инвалидах, запрете фи­лантропии и церковной благотворительности, вне диалога с ро­дителями, неправительственными организациями. Единствен­ным заказчиком и источником финансирования специальной школы становится государство.

Уникальность третьего периода в России состоит в том, что складывавшаяся до 1917 г. традиция оказалась пресечённой. Люди, которые закладывали фундамент российской специаль­ной школы, и те, кто пришёл им на смену, образно говоря, продолжать строительство, действовали в кардинально различ­ных системах культурно-нравственных координат. Полномо­чия правительства непомерно выросли, тогда как инициативы специалистов, общественных движений и родителей сведены на нет. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в государстве одного типа (монархическом христианском), тогда как её окончательное оформление происходит в государстве другого типа (атеистическом государстве диктатуры пролетариата).

Советская власть взяла на себя ответственность за дефек­тивных детей, исключив из процесса заботы о них все негосу­дарственные институты, и начала формировать особое обра­зовательное пространство, которое условно можно назвать «дефектологическим квадратом». Институализация «ненор­мальных» детей, характерная для всех стран, приступающих к созданию системы специального образования, в СССР при­обрела гиперболизированный масштаб. Стены специальной

школы — «дефектологического квадрата» — отделили особого ребёнка не только от нормально развивающихся сверстников, что происходило повсеместно, но и от заботы общества, фи­лантропов, церкви. Даже роль родителей в судьбе собственно­го ребёнка-инвалида минимизируется, решение всех вопросов берёт на себя государство. Ничего похожего в истории запад­ноевропейских стран не происходило. Советская специальная школа не могла формироваться в европейском русле и также не могла стать преемницей школы дореволюционной, а потому путь её дальнейшего развития оказался уникальным.

Если оценивать новую школу по критериям, предложен­ным её заказчиком — государством, следует признать, что к се­редине 1930-х гг. Наркомпросу РСФСР удалось в трёх круп­нейших городах страны — Москве, Ленинграде и Киеве — со­здать успешно работающие модельные учреждения для детей и подростков с нарушением слуха и зрения, классы и школы для умственно отсталых детей.

Главными показателями формирования национальной си­стемы специального образования СССР являлись повсеместная организация практики обучения аномальных детей, охват боль­шинства детей из числа выявленных, централизованная под­готовка педагогических кадров для работы в специальных уч­реждениях, законодательная регуляция их деятельности (пра­вила комплектования, цели и содержание обучения, наличие специальных программ и особых учебников), юридически за­креплённые механизмы финансирования. К середине 1930-х гг. система специального образования СССР обладала всеми пере­численными показателями.

Опыт Европы убеждает, что механизмы финансирования системы специального образования могут быть разными и даже противоположными: от государственного финансирования с незначительными благотворительными субсидиями граждан (опыт Германии) до финансирования системы на средства благотворителей с незначительными государственными дотаци­ями (опыт Англии). СССР пошёл по пути государственного финансирования. Удалось организовать массовую подготовку педагогов-дефектологов, динамично решались вопросы учебно­-методического и технического оснащения специальных школ.

Организуя всеобуч телесно и умственно дефективных де­тей, государство стремилось добиться их последующего вклю­чения в трудовую и социальную жизнь, регламентируемую за­конами и правилами того времени. Задачу, поставленную правительством, наркомпросы РСФСР, Украины, Белоруссии, учёные и дефектологи-практики решили достаточно успешно. Максимально возможное число детей, официально признан­ных нуждающимися (согласно действовавшему на тот момент законодательству) в специальном обучении, удалось выявить

и охватить всеобучем. Выпускники специальных школ полу­чали тот уровень грамотности, общения, развития речи, трудо­вой подготовки, который позволял подавляющему большин­ству из них впоследствии найти работу, стать «полезными членами общества».

СССР подошёл к масштабному строительству дифферен­цированной системы специального образования. История учит, что национальные системы специального образования закла­дываются в определённом, как правило, благоприятном, экономическом, политическом и культурном контексте жизни стра­ны. Судить о том, насколько устойчивыми они оказываются, можно при изменении этого контекста.

Глава 5 ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬШИНСТВУ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (1936 – 1991 гг.).

Введение

Прежде чем мы предпримем экскурс в историю четвёртого периода эволюции отношения Советского государства и обще­ства к телесно и умственно дефективным детям, вспомним, как протекал этот период в Западной Европе. Там условным рубежом между третьим и четвёртым периодом стала Первая мировая война, завершение же периода обретения права на об­разование большинством детей с недостатками физического и умственного развития в европейских странах строго датиру­ется временем ратификации ими деклараций ООН «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).

По своей продолжительности, а она составила примерно 60 лет, чётвертый период оказался самым коротким, но при этом и наиболее динамичным, события развивались стреми­тельно, подчас крайне драматично.

Правительства европейских стран, накануне Первой миро­вой войны законодательно закрепивших право детей с недостатками физического и умственного развития на получение школьного образования, в 1920—1930-е гг. сталкиваются с ря­дом проблем, требующих незамедлительного разрешения. Обе­спечение специального обучения, изначально обходившееся государственной или городской казне накладнее обычного, требовало всё больших средств. Взяв на себя бремя расходов, правительство вскоре присваивает право решать, каким кате­гориям детей специальная школа может открывать двери, а каким нет, насколько дифференцированной должна быть си­стема специального образования, как готовить учительский корпус, из каких источников и в каких размерах школа долж­на финансироваться, и, наконец, главное — чему она должна учить своих подопечных.

Рассматривая развитие практики специального образова­ния как производную от эволюции отношения государства и общества к инвалидам, мы на примере Западной Европы убедились в том, что цели, содержание и организационные формы специального обучения, предлагаемого в конкретной стране, могут иметь отличия, и подчас весьма значительные. Беглое знакомство с историей становления учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей в границах одной страны способно натолкнуть неискушённого читателя на мысль о том, что с течением времени выкристаллизуются некие единые модели, равно подходящие и Европе, и миру. Проследив, как выстраивалась практика специального образо­вания в ряде европейских стран, мы смогли убедиться, что это не так. Накануне Первой мировой войны все страны Западной Европы обладали сетью специальных школ, но их системы в целом, как и школы каждого вида, наряду с общими чертами имели явные национальные отличия.

Планы по распространению закона о всеобуче на глухих, слепых и умственно отсталых детей, принимавшиеся в начале XX в. в экономически безоблачные годы и в незыблемом, как казалось тогда, мире, реализовывать предстояло на континенте, чей политический облик изменился до неузнаваемости. Некогда мощные империи распались, давая жизнь новым независимым государствам, которые, выстраивая собственные образователь­ные системы, принципиально откажутся от моделей, ранее на­вязываемых метрополией. В результате революционных преоб­разований прекратят своё существование многие монархии, смена государственного строя неминуемо приведёт к реформе школы в ряде стран школа станет светской. Резко сократятся финансовые возможности филантропов, ибо даже страны-победители вступят в затяжную полосу политических и экономи­ческих кризисов, что уж говорить о проигравших. Немецкая специальная школа некогда многими, в том числе и россиянами, бравшаяся за образец, едва не исчезнет в этот период совсем — фашистское правительство, пришедшее в Германии к власти в начале 1930-х гг., решит упразднить её как институт государства: отклонение в умственном или физическом разви­тии нацисты признают основанием для эвтаназии. Попытка фашистских режимов реализовать на практике теорию «выс­ших» и «низших» рас, о праве господства «высших» над осталь­ным миром приведёт к массовому истреблению отдельных групп населения по расовым, национальным, политическим, религиозным и иным мотивам. Дети, признанные властью «не­нормальными», также попадут в мартиролог жертв фашистско­го геноцида.

После разгрома стран гитлеровской коалиции Нюрнберг­ский трибунал осудит нацистский режим как преступный и античеловечный. Желая защитить мир от угрозы появления подобных режимов в будущем, страны-победительницы созда­ют Организацию Объединённых Наций, делегируя ей разра­ботку теперь уже международного законодательства в сфере прав человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека — документ, положивший начало кардинальным изменениям официального отношения к инвалидам, к детям с особыми образовательными потребностями.

Появление Всеобщей декларации прав человека свидетель­ствует о глобальных переменах, произошедших в XX в. в со­знании глав правительств и части гражданского общества ряда стран планеты. Ратификация декларации национальным пра­вительством фиксирует смену курса социальной политики государства. Его следствием становится признание граждан­ских прав инвалидов, права детей с недостатками физического и умственного развития на образование.

В контексте нового понимания прав человека значительная часть населения планеты постепенно придёт к осознанию не­обходимости школьного обучения уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и иных категорий де­тей с отклонениями в физическом и умственном развитии. С начала 1950-х гг. положение этих детей благодаря обрете­нию ими гражданских прав коренным образом меняется во всех без исключения странах Европы. Прямо или косвенно тому способствовали идеологические установки приходящих к власти либерально-демократических партий, законодатель­ные инициативы правительства, борьба рабочих движений, профсоюзов за гражданские права и свободы, возрастающая активность неправительственных организаций и обществен­ных движений, а также реформы образования, неминуемо заставляющие государство совершенствовать сеть специальных учебных заведений, дифференцировать прежде построенную систему специального образования.

Содержанием четвёртого периода эволюции отношения го­сударства и общества к детям с недостатками физического и умственного развития является обретение большей частью из них права на школьное обучение, а потому этот период всегда соотносится с этапом интенсивного строительства и дифферен­циации национальных систем специального образования. На излёте четвёртого периода законодательное оформление прав детей-инвалидов подкрепляется благоприятной экономической ситуацией и либерально-демократическими реформами, вследствие чего в странах благоденствия уделяется всё большее вни­мание обучению детей «с особыми потребностями», система их образования становится всё более дифференцированной. Если накануне Первой мировой войны существовало три типа специ­альных школ, то к середине 1970-х гг. число типов специаль­ных учреждений увеличивается, достигая в некоторых странах десяти и более. Одновременно с горизонтальной дифференци­ацией происходит усложнение системы по вертикали, она при­растает дошкольной и постшкольной ступенями. Повсеместно увеличивается процент детей, охваченных специальным обуче­нием. На нике этапа развития и дифференциации националь­ных систем специального образования в странах благоденствия этот показатель составляет 3% и более от общей численности популяции детского населения. Формируются институты со­циальных работников, школьных психологов, множатся центры и службы помощи и консультирования родителей, стремитель­но растёт число разнообразных неправительственных органи­заций, обществ, движений, союзов и ассоциаций, решающих проблемы социальной опеки детей «с особыми потребностями».

Завершение четвёртого периода ознаменует принятие ООН деклараций «О правах умственно отсталых» (1971), «О правах инвалидов» (1975). Соответственно дату ратификации упомя­нутых деклараций правительством конкретной страны можно считать временем завершения ею четвёртого периода и вхож­дения в пятый период эволюции отношения к детям, которых теперь официально станут именовать детьми с особыми об­разовательными потребностями.

В нашей стране условной нижней границей четвёртого пе­риода можно признать середину 1930-х гг. Именно к этому времени в РСФСР, БССР и УССР благодаря курсу на всеобуч немалая часть телесно и умственно дефективных детей (глухих, слепых, умственно отсталых) получает возможность реализо­вать своё право на образование. В контексте решения задач второй пятилетки планировалось развернуть масштабное стро­ительство дифференцированной сети специальных школ во всех автономных и союзных республиках. Коррективы в ра­дужные планы внесло принятое в июле 1936 г. постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нар- компросов». Партийное решение едва не привело к ликвидации с таким трудом выстраиваемой практики специального обуче­ния и к разгрому отечественной дефектологической науки.

В июне 1941 г. на Советский Союз нападает фашистская Германия, в ходе Великой Отечественной войны (1941 — 1945) специальные учреждения, оказавшиеся в зоне оккупации, пе­рестанут функционировать, многие из их воспитанников и пе­дагогов погибнут, школьные здания превратятся в груды раз­валин. Только благодаря личному мужеству и состраданию сотрудников специальных школ часть воспитанников избежит драматической судьбы. Ценою огромных усилий советских и партийных органов на местах часть специальных школ удаст­ся эвакуировать в глубокий тыл, где ученикам и их учителям придётся выдержать суровые испытания.

Вынужденное масштабное перемещение детей и педагогов на восток и юг страны существенно преобразит ранее сложи­вшуюся «географическую карту» сети специальных учрежде­ний. Регионы, прежде не имевшие опыта обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей и не предполагавшие в соответствии со строгими партийными указаниями 1936 г. приобретать его, столкнутся с необходимостью принимать эва­куированных. Драматические события войны приведут к не­ожиданным последствиям, специальные школы появятся там, где государство открывать их не планировало. После победы одни учителя из числа вынужденно переселённых вернутся на прежние места, другие же останутся в тех краях, куда занесла их война, помогая укоренению специальных учебных заведе­ний.

Несмотря на идеологическое давление 1930-х гг. и траге­дии войны, советская специальная школа выстоит и начнёт крепнуть, чему будут способствовать сначала послевоенные правительственные решения об обучении сирот войны и вве­дении обязательного семилетнего образования, а затем поли­тическая «оттепель» 1960-х гг. Именно в этом относительно благоприятном внутриполитическом контексте система специ­ального образования в СССР станет стремительно расширять­ся и дифференцироваться, охватывая всё больший процент и число категорий детей с недостатками физического и ум­ственного развития.

Отечественной дефектологической науке придётся решать задачи, которые политическая власть не ставила перед иссле­дователями ни в одной другой стране мира: требовалось обеспечить достижение аномальными детьми столь же высокого уровня образования, что и в норме. Исполняя требования пар­тии и правительства по освоению дефективными детьми цензового школьного образования, советская дефектологическая наука достигает высокого уровня развития, что за рубежом признают и друзья, и недруги СССР.

Иностранные делегации, посещавшие в 1960—1970-е гг. за­нятия в экспериментальных группах и классах школы для глу­хих детей НИИ дефектологии АПН РСФСР, будут восхищать­ся академическими знаниями учеников, признавая, что уровень их образования выше того, что даёт западная специальная школа. Что же касается повсеместной практики, то обеспечить специальное школьное обучение всем детям с недостатками физического и умственного развития не удавалось. По офици­альным данным, в 1980-е гг. специальные образовательные уч­реждения СССР принимали лишь треть от общего числа в том нуждающихся. Часть тех, кому не находилось места за пар­той в специальных заведениях, учились в обычных школах, не получая там всей полноты необходимой дефектологиче­ской помощи. (Включение ребёнка с особыми образователь­ными потребностями в обычную среду без оказания ему квалифицированной психолого-педагогической поддержки — фор­мальная инклюзия — для нашей страны не более чем хорошо забытый плохой опыт.) Были и те, кто в силу тяжести нарушения (например, дети со сложной структурой дефекта, ран­ним детским аутизмом, глубоко умственно отсталые) не мог освоить предлагаемый объём знаний, вследствие чего призна­вался «необучаемым».

Безусловным достижением советской системы специально­го образования была трудовая подготовка. Многие молодые люди получали в стенах специальной школы профессию. Благодаря целенаправленному профессиональному обучению, существованию специальных учебно-производственных предпри­ятий для инвалидов, производственных структур ВОГ, ВОС и ВОИ, а также в силу специфики рынка труда в СССР про­блем с трудоустройством у подавляющего большинства вы­пускников специальных школ не возникало. Сотни инвалидов по слуху и зрению получали среднее специальное и высшее профессиональное образование. Правительство, заинтересо­ванные ведомства, да, пожалуй, и знакомая с проблемой часть общества систему специального образования, построенную уси­лиями нескольких поколений советских дефектологов, искрен­не считали оптимальной. Она действительно соответствовала запросам того государства, которым создавалась. Не сомнева­емся, советская система специального образования продолжа­ла бы совершенствоваться, согласуясь с буквой и духом Про­граммы КПСС и партийных решений, но политические вихри 1985—1991 гг. вновь прервут эволюционный ход событий. Сме­на советским партийным руководством прежнего курса (пере­стройка) приведёт к глобальным политическим и экономиче­ским реформам, а затем к распаду СССР (1991).

Как мы уже знаем, смена социокультурных координат всег­да влечёт за собой изменение отношения к интересующим нас детям, следствием чего становится обязательное реформирова­ние ранее созданной практики специального образования.

Одним из последствий отказа от коммунистической идео­логии, провозглашения курса на построение в стране открытого гражданского общества станет ратификация Российской Федерацией международных конвенций о правах человека, в том числе деклараций ООН «О правах умственно отсталых» и «О правах инвалидов», что случится в 1991 г. Тогда же начинается если не полный демонтаж советской системы специаль­ного образования, то решительная её реконструкция с оглядкой на западные образцы. Продолжительность периода обретения права на образование большинством детей с недостатками фи­зического и умственного развития не превысила в СССР 60 лет, что вполне сопоставимо с протяжённостью аналогично­го периода на Западе. Отличия — в характере перемен. Если в странах Западной Европы изменение отношения к инвалидам и переход в пятый период шли эволюционным путём, то в СССР они развивались по революционному сценарию, смена системы ценностей общества и тотальное изменение государ­ственной политики произошли в «историческое одночасье».

Прежде чем перейти к содержательному анализу периода обретения большинством детей с недостатками физического и умственного развития права на образование, приведём хронологию исторических событий, под влиянием которых в Совет­ском Союзе формировалась дифференцированная система спе­циального образования.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.