История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-04 | 308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ее отличие в общении учителя и учеников в основном на репродуктивной основе (как беседа). Он в ходе изложения материала время от времени задает вопросы по теме, с тем, чтобы привлечь учеников к участию в работе через диалог. Вопросы, в зависимости от цели и текущей на занятии ситуации, разнообразны.
Кроме того, иногда учителя специально как бы забывают важные наименования, события, даты, путают содержание и обращаются к учащимся за «подсказкой».
Учитель, планирующий и проводящий информационно-диалогическую лекцию, должен помнить о том, что любая ответная реплика учащихся (реплика-реакция), преимущественно, зависит от реплики (вопроса) - стимула.
Б. Проблемная лекция: варианты работы.
Организация диалога на проблемной основе достаточно альтернативна. Это вызвано рядом обстоятельств: возрастом учащихся; уровнем их правовых знаний; навыками и умениями мыслить и рассуждать; сложностью поставленных в лекции вопросов и задач и др.
Проблему формулирует и решает лектор. Ученики осознают логику его мысли.
Главное: для учителя — вести диалог «самому с собой» (монолог);
для учащихся— следовать за рассуждениями лектора (про себя, мысленно).
При правильной постановке проблемной задачи, решение которой знает только учитель, в проблемную ситуацию «вливаются» все или почти все учащиеся. Учитель не дает готовых знаний для разрешения ситуации, а своими рассуждениями, постановкой детализирующих вопросов, комментариями постепенно подводит обучаемых к истине. Учащиеся же, следуя мысленно за лектором, как бы разговаривают с ним и таким образом участвуют в обсуждении вопроса.
Проблему озвучивает лектор. Ученики принимают участие в ее разрешении.
|
Главное для лектора — вызвать и поддерживать диалог с учащимися.
В процессе диалога в разговор-рассуждение включаются все большее число присутствующих. Лектор вводит новые знания и контраргументы, проблемная ситуация постепенно разрешатся, и участники обсуждения в конечном счете приходят, может быть, не к полному, но единому мнению.
Учитель побуждает учеников самих подойти к осознанию проблемы и ее решению.
Информацию лектор преподносит в повествовательном варианте, но так, чтобы у слушателей на определенных отрезках лекции возникало желание самим ставить вопросы: «Почему?», «Как же так?» и т. п. Когда ученики, по существу, сами вошли в состояние проблемной ситуации, она разрешается по второму варианту либо в смешанном порядке.
4. Проблему озвучивает преподаватель и предлагает отработать ее в часы самостоятельной подготовки обучающихся.
Самое важное - побудить учащихся к самостоятельному осмыслению проблемной задачи (вопроса), с тем чтобы, выполняя домашнее задание, они попытались решить ее.
Семинарские занятия по дисциплине «Правоведение».
Семинар – форма организации учебного процесса в высшей или средней школе, заключающаяся в самостоятельном изучении учащихся по заданию преподавателя отдельных вопросов и тем лекционного курса с последующим оформлением материала в виде реферата или доклада; небольшой учебный курс или конференция специалистов, посвященная какому- либо вопросу или проблеме, при обсуждении которого широко используются активные методы поиска оптимальных решений в данной области теории и практики (см.: психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – С. 393).
Семинарские занятия, организуемые и проводимые в процессе преподавания права, можно разделить на несколько видов в зависимости от характера деятельности обучающихся:
Семинар-исследование; Семинар с элементами дискуссии; Семинар-собеседование; Семинар с элементами ролевой игры; Семинар-практикум; Семинар-конференция; Семинар-интервью или пресс-конференция и другие.
|
I. Семинар-исследование
Термин исследовать означает «подвергнуть (подвергать) научному рассмотрению в целях познания, выяснения чего-либо; изучить, изучать» (Словарь русского языка. — Т. 1. — С. 686).
Семинар-исследование — форма учебного занятия, сущность которого заключается в приобретении и частичной реализации правовых знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования.
Еще в годы зарождения семинаров как вида занятий утверждалось, что наиболее плодотворная работа в приобретении и усвоении знаний слушателями осуществлялась именно на них. Со временем, сохраняя свою сущность, семинар приобретал новые формы. Все более просматривался исследовательский фактор в усвоении знаний.
Семинар-исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного-двух уроков.
1 этап. Подготовительная работа: постановка задачи; формулирование исходной проблемы; планирование семинара.
Семинар-исследование — наиболее сложная форма групповых занятий, чаще применяемая во втором концентре общеобразовательных учреждений и вузах. Его многоплановость требует обстоятельной подготовительной работы.
Руководитель семинара, прежде всего, определяется с задачей, которая будет предложена участникам занятия. В общих чертах она может выглядеть как осмысленное, целенаправленное приобретение и углубление правовых знаний на основе реализации образовательной, воспитательной, практической и методической функций.
Следующий шаг — формулирование исходной проблемы исследования. Часто учителя допускают ошибку, предлагая учащимся, вопрос для обсуждения в сослагательном наклонении (предполагаемое, желаемое действие). В результате вместо серьезного исследования вопроса учащиеся занимаются неприкрытым угадыванием (Что было бы, если бы …). Право не терпит сослагательного наклонения.
Исходная проблема для семинара-исследования должна носить правовой или морально-правовой характер, логично вписывается в изучаемый курс, заинтересовывать на ее разрешение, проблематична при восприятии.
|
Определив задачу и сформировав исходную проблему семинара-исследования, учитель разрабатывает его план. Хорошо продуманный и частично реализованный накануне занятия, план способствует более быстрой адаптации учащихся к проведению исследовательского разговора на семинаре. Он содержит:
Цель, задачи семинара; Исходную проблему; Логику семинара; Литературу для изучения; Сравнительный анализ исследуемой проблемы с аналогичными проблемами (в мировом ракурсе); Разработка для учащихся специальных заданий (опросных листов, анкет, тестов); Содержание занятия (поиск ответов на вопросы, использование заданий - анкетирование, тестирование, опросы (ход)); Практические задания по реализации идеи (проекта решения проблемы).
На отдельные вопросы плана ответы могут быть даны заранее (еще до семинарского занятия).
2 этап. Обсуждение темы семинара - реализация функций семинара (образовательной или познавательно-исследовательской, воспитательной, практической, методической).
Способы обсуждения темы могут быть различными. Но при этом необходимо помнить о главном — реализации основных функций семинара:
Образовательная (познавательно-исследовательская) функция данного вида семинара предполагает приобретение и усвоение знаний способами, использование которых требует введения элементов исследования, творческого поиска новых для учащихся правовых знаний (данных, обобщений, выводов).
Первым шагом в реализации функции является выявление уровня знаний участников семинара по проблеме. Проводится оно традиционно — через тестирование, беглый устный опрос, краткую письменную летучку и т. п.
Вторым шагом в реализации функции является определение специализации участников семинара. Вполне допустимо создать четыре микро группы по два-три человека, поставив перед каждой свою задачу. 1 группа будет прослеживать на всем протяжении семинара реализацию образовательной (образовательной) функции. 2 группа вычленяет воспитательные элементы в выступлениях учащихся и обобщает их. 3 группа систематизирует практические предложения, прозвучавшие на семинаре. 4 группа оценивает методику выступлений: убежденность, доказательность, эмоциональность и т.п.
|
Представителю каждой микро группы в определенное учителем время дается возможность высказать свое мнение или по каждому выступлению, или в целом за занятие. Весомость оценки заметно возрастает, если мнения учителя и членов микро групп совпадают.
Хронологическая основа исследуемой проблемы, составляемая преимущественно современный период развития общества, актуальность проблемы и интерес для учащихся – критерии определения проблемы для исследования на семинаре.
Воспитательная функция семинара-исследования предполагает такую организацию работы, при которой рассматриваемые проблемы и сам ход семинара способствуют выработке у учащихся качеств и позиций. Применительно к данному виду семинара важно исследовательским путем, прослеживая динамику развития процесса, идеи, убедиться в его достоверности, понять место проблемы в жизни российского общества, увидеть ее влияние на жизнь, быт, духовность, ментальность россиянина и т. п.
Практическая функция семинара-исследования предполагает вычленение из занятия правового опыта, демонстрация его использования в ходе рассмотрения проблемы, формулирование заданий на их реализацию в современных условиях. Исходя из этого учащиеся, вошедшие в соответствующую микро группу, учатся собирать и представлять в обобщенном виде правовой опыт, разрабатывать предложения по усилению практической направленности изучения курса права и т. д.
Методическая функция наряду с общими положениями, подпадающими под ее реализацию на других формах семинара, дополняется действиями учащихся исследовательского характера.
3 этап, заключающе-ориентирующий. Он включает:
• оценку семинара и действий участников;
• определение степени завершенности изучения обсуждаемой темы;
• вычленение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Оценка семинара и действий участников. При определении оценок учитель акцентирует внимание на исследовательском компоненте, выделяет наиболее успешные фрагменты его реализации в целом и отдельными участниками, учитывает мнение представителей микро групп.
Степень завершенности изучения обсуждаемой темы определяется учителем. Он перечисляет те вопросы (подвопросы), которые отработаны полностью и которые не нашли должного освещения на занятии.
Вычленять вопросы, подлежащие дальнейшему исследованию можно коллективно. Учитель перечисляет такие вопросы, учащиеся высказывают о них свои мнения. Важно, чтобы для дальнейшего исследования не был отобран случайный или незначительный вопрос.
Значение семинара-исследования заключается в том, что привнесение на занятие элементов исследования (теоретических и практических) в значительной мере повышает интерес учащихся (студентов) к праву, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития общества и законодательства, ценить правовой опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!