I. Особенности развития русской культуры в XVIIв. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

I. Особенности развития русской культуры в XVIIв.

2018-01-03 235
I. Особенности развития русской культуры в XVIIв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Это переходный период от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены развитием российской культуры XVIIв.

Особенности русской культуры этого времени состояли в следующем:

§ Самая главная ее черта состоит в широком обмирщении, т.е. постепенном разрушении средневекового, всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи.

§ Заметным становится личностное начало, изображение живых людей.

§ На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

II. Материальная культура.

Быт русских людей в XVIIв. менялся постепенно. И хотя питание, и одежда оставались традиционными, происходили изменения. Появлялись заморские напитки и кушанья, в конце XVIIв. многие модники предпочитали иностранное платье.

Богатые дома все чаще строились из камня. Помещения украшались зеркалами и картинами, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными, например, научились производить стекло.

III. Общественно-политическая мысль.

Бурные события столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить причины и характер происшедших потрясений. Так, например управляющий Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын в «Сказании» развивал мысль, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясения, поставившего страну на край гибели.

В центре внимания многих публицистов оказались вопросы государственного устройства. Симеон Полоцкий выступал сторонником самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и подавлять мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их происхождением, а личными заслугами.

Оценка самодержавия как лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Юрия Крижанича, выходца из Хорватии. По его мысли, цель самодержавия обеспечить стране покой и благополучие народа.

IV. Образование и письменность.

Рост ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40—50% были грамотными.

Еще в 40-х годах XVIIв. боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре (в Москве), где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике и философии. В роли распространителя просвещения выступали как государство, так и церковь.

В 1687г. была открыта Славяно-греко-латинская академия, созданная по инициативе С. Полоцкого Сильвестра Медведева. Здесь преподавались как светские, так и духовные дисциплины: грамматика, риторика, богословие и др. Преподавание велось на греческом и латинском языках, что и дало ей название. В качесте преподавателей выступали греческие монахи, например братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений.

С 1621г. в Посольском приказе для царя и его окружения оставлялись «Куранты» — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.

Постепенно накапливались знания. Например, в области географии. В 1648г. во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой. В 1649г. Е. Хабаров открыл земли по Амуру. В. Поярков исследовал земли среднее и нижнее течение Амура, первым совершил плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря. В. Атласов исследовал полуостров Камчатка.

V. Литература. Театр.

В литературе XVIIв. черты обмирщения особенно заметны. Появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался неправедный и корыстный суд. В «Калязинской челобитной» и ряде других произведений высмеивались распутные нравы духовенства.

В «Повести о Горе-Злочастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит в монастырь. Характерно, что, раньше такой конец литературного произведения воспринимался положительно, теперь же отрицательно.

Новым в литературе стало появление стихосложения. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого.

Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию протопопа Аввакума». Аввакум выступил не только как страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как реформатор литературного языка, смело вводя в письменную речь просторечие.

Развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, затем впервые появился балет. Но после смерти Алексея Михайловича театр был упразднен.

VI. Архитектура.

Зодчество принадлежит к той сфере, культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVIIв. произошли наиболее существенные изменения. В архитектуре обмирщение прежде всего выразилось в масштабном светском строительстве.

В это время сложились новые архитектурные стили. В 80-х гг. XVIIв. сложился своеобразный «узорчатый» стиль. Его образцами являются московские церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках. В конце XVIIв. появился новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты — живописность, строгая симметричность всего сооружения, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерный образец этого стиля — церковь Покрова в Филях, построенная в 1693—1694гг. в усадьбе Нарышкиных и отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления ярок и пр.

Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Среди светских построек видное место занимал деревянный загородный царский дворец в Коломенском (1667—1678гг.), состоявший из множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной резьбой. Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVIIв.).

Жилые каменные дома стали строиться в два и три этажа. Они живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова в Москве. К концу века жилые постройки стали больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.