Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-04 | 258 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
С О Ц И О Л О Г И Я
Цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Специальность: 030501.65 – «Юриспруденция»
Принята на заседании кафедры социальных и гуманитарных дисциплин
(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)
Заведующий кафедрой
___________________________ (_____________________)
Утверждена Учебно-методической комиссией юридического факультета
филиала КГУ (протокол № _____ от «____»____________ 200__ г.)
Председатель комиссии
_____________________________ (___________________)
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Социология» предназначена для студентов 4 курса специальности 030501 «Юриспруденция»
Автор: Муртазина Лилия Робертовна, кандидат социологических наук
Краткая аннотация:
Изучение курса «Социология» нацелено на становление активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышение уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки, умение самостоятельно анализировать социальные явления и процессы: прогнозировать направления и перспективы их развития; определить место социологии среди других социально-гуманитарных наук.
Изучение данной дисциплины призвано решить следующие учебные задачи:
Рабочая программа составлена для студентов специальности «Юриспруденция», изучающих дисциплину «Социология» по очной и заочной форме обучения. Программа включает в себя краткую аннотацию; требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Социология»; объем дисциплины и виды учебной работы; требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы; содержание разделов дисциплины; тематику семинарских занятий; методические рекомендации преподавателю и методические указания студентам; список основной и дополнительной литературы; тематики реферативных работ с методическими указаниями к их выполнению; вопросы для подготовки к экзамену (зачету); тестовый материал. Рабочая программа и рекомендации разработаны в соответствии с целевыми установками и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может использоваться:
|
1) преподавателями дисциплины «Социология» - при построении лекционных и семинарских занятий, а также при организации самостоятельной работы студентов;
2) студентами, изучающими социологию - при подготовке к семинарским занятиям; экзамену (зачету).
Данная программа и методические рекомендации призваны стать ориентиром по организации и активному усвоению изучаемой дисциплины как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
Курс «Социология» предполагает внеаудиторный и аудиторный виды работ. Аудиторные занятия предполагают лекционные, семинарские формы занятий. Лекционные занятия информируют студентов о достижениях науки, об основных положениях курса, раскрывают особенности каждой конкретной темы или знакомят с отдельными проблемами, решенной в науке или решаемой сейчас. Семинарские занятия предполагают обсуждение различных проблем и положений, уяснение методов исследования в социологии.
|
Внеаудиторная работа предполагает подготовку студента к семинарским занятиям по предложенному ниже плану и вопросам; работу с первоисточниками с последующим их конспектированием и выступлением; составление терминологического словаря, а также проработку материла, полностью вынесенного на самостоятельную работу студента.
1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Социология»:
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в обществе; исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
- обладать теоретическими знаниями об основных категориях и методах социологической науки;
- понимать сущность исторического развития основных направлений социологической мысли;
- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества, в важнейших социологических теориях и подходах;
- приобрести навыки аналитической работы на примере изучения современных социальных явлений и процессов: установление причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах):
Форма обучения – очная.
Количество семестров – 1
Форма контроля: 8 семестр – зачет
№ п/п | Виды учебных занятий | Кол-во часов 8 семестр |
1. | Всего часов по дисциплине | |
Самостоятельная работа | ||
2. | Аудиторных занятий | |
3. | в том числе: лекций | |
4. | семинарских занятий |
Форма обучения – очная (спо)
Количество семестров – 1
Форма контроля: 6 семестр – зачет
№ п/п | Виды учебных занятий | Кол-во часов 6 семестр |
1. | Всего часов по дисциплине | |
Самостоятельная работа | ||
2. | Аудиторных занятий | |
3. | в том числе: лекций | |
4. | семинарских занятий |
|
Форма обучения – заочная (со)
Количество семестров – 1
Форма контроля: 8 семестр – экзамен
№ п/п | Виды учебных занятий | Кол-во часов 8 семестр |
1. | Всего часов по дисциплине | |
Самостоятельная работа | ||
2. | Аудиторных занятий | |
3. | в том числе: лекций | |
4. | семинарских занятий |
Форма обучения – заочная (спо)
Количество семестров – 1
Форма контроля: 6 семестр – зачет
№ п/п | Виды учебных занятий | Кол-во часов 6 семестр |
1. | Всего часов по дисциплине | |
Самостоятельная работа | ||
2. | Аудиторных занятий | |
3. | в том числе: лекций | |
4. | семинарских занятий | - |
Содержание дисциплины
1. Требования Государственного образовательного стандарта
Семинар № 1 (2 ч.)
Семинар № 2 (2ч.).
Семинар № 3 (2ч.).
Семинар № 4 (2ч.).
Семинар № 5 (2ч.).
Социальные группы иобщности.
1. Понятие социальной структуры общества.
2. Общая характеристика социальных общностей и групп. Виды общностей.
3. Массовые общности.
4. Социальные движения.
5. Классификация социальных групп. Малые группы и коллективы.
6. Целевые общности (социальные организации). Характерные черты организации. Формальные и неформальные организации.
7. Социальные движения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под социальными общностями?
2. Назовите основные свойства общностей.
3. Каковы общие характеристики общностей?
4. Какие типы толпы выделяет Герберт Блумер?
5. Назовите способы воздействия, реализуемые в стихийных массовых общностях.
6. Каково содержание понятий «публика» и «толпа»?
7. Относиться ли мода к типам социальных движений?
8. Что такое «социальные группы» и по каким признакам их можно классифицировать?
9. Что называют социологи малой группой?
10. Чем различаются референтные группы от нереферентных?
11. Какие существуют требования для того, чтобы назвать малую группу коллективом?
Литература.
1. Основная литература.
1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.
2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.
|
2. Дополнительная литература.
1. АБачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.
2. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.
3. Гревцов Ю. И. Социология [Текст]: курс лекций / Ю. И. Гревцов; Ассоциация юридический центр. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 468 с- ISBN 5-94201-154-
4. Кравченко А. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 480 с.- ISBN 5-238-00233-5.
5. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: [монография]. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 873, [7] с.;???? В пер.- ISBN 5-17-029089-6- ISBN 5-9713-0703-7- ISBN 5-9762-0143-1.
7. Общая социология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. члена-корр. РАН Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с- ISBN 5-06-005307-5.
8. Социология [Текст]=Sociology: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.
9. Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / РАН; Ин-т социально-полит. исследований; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: НОРМА, 2005. - 912 с.- ISBN 5-89123-618-4.
10. Фролов С. С. Социология [Текст]: учеб. для вузов / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2007. - 344 с.- Библиогр.: с. 335-343. - ISBN 5-8297-0007-7.
Семинар № 6 (2ч.).
Социальные взаимосвязи.
1. Понятие социальных связей, их виды.
2. Формы социальных связей.
3. Сущность социальных институтов.
4. Типология социальных институтов.
5. Сущность института семьи и брака.
6. Сущность института образования и науки
7. Сущность института религии.
8. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите элементы социального действия как системы.
2. Какие условия возникновения любых социальных взаимодействий выделил в своей работе «Системы социологии» П. Сорокин?
3. Дайте определение социального института.
4. Каково содержание понятий «институт» и «институционализация»?
9. Перечислите важнейшие институты современного общества.
10. Что такое явные и латентные функции социального института? Какой американский социолог первым предложил их различать?
11. Раскройте сущность семьи как социального института и как малой социальной группы.
Литература.
1. Основная литература.
|
1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.
2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.
2. Дополнительная литература.
1. Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.
2. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.
3. Кравченко А. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 480 с.- ISBN 5-238-00233-5.
4. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.
5. Общая социология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. члена-корр. РАН Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с- ISBN 5-06-005307-5.
6. Социология [Текст]=Sociology: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.
7. Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / РАН; Ин-т социально-полит. исследований; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: НОРМА, 2005. - 912 с.- ISBN 5-89123-618-4.
8. Фролов С. С. Социология [Текст]: учеб. для вузов / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2007. - 344 с.- Библиогр.: с. 335-343. - ISBN 5-8297-0007-7.
Семинар № 7 (2ч.).
Контрольная работа № 1.
Общие вопросы истории и теории социологии.
Вариант 1.
А) Теория общества и государства Николо Макиавелли.
Б) Теория обмена.
А) Статус
Б) Социальные институты
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) Кого считают первыми социальными философами?
Б) Назовите основоположника «понимающей социологии».
В) Кому принадлежит работа «Самоубийство» (1897)ставшая образцом обоснования социологии как эмпирической науки.
Вариант 2.
А) Теория общественного договора Томаса Гоббса.
Б) Теория социального конфликта.
А) Роль
Б) Социальная система
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) Кто сформулировал «закон трех стадий» развития общества.
Б) Какое понятие Джордж Мид считал важнейшей единицей анализа в своей теории человеческой эволюции?
В) Кому принадлежит теория социальной эволюции?
Вариант 3.
А) Учение о народном суверенитете Жан Жака Руссо.
Б) Теория социального действия.
А) Социальный состав населения
Б) Социальная структура.
3. Ответьте на следующие вопросы:
А) С чьим именем связана теория географического детерминизма?
Б) Назовите основоположника теории конфликта, который выступал за революционный путь изменения общества.
В) Назовите основоположника позитивизма в социологии.
Контрольная работа № 2.
Контрольная работа № 3.
Темы рефератов.
Тема 1. Социология как наука.
Темы рефератов и докладов:
Тема 2. История социологической мысли. Классические социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
Тема 3. Современные социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
Тема 4. Общество и социальные институты.
Темы рефератов и докладов:
Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Темы рефератов и докладов:
Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Темы рефератов и докладов:
Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Темы рефератов и докладов:
Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Темы рефератов и докладов:
Тема 9. Методы социологического исследования.
Темы рефератов и докладов:
Методические указания по подготовке к экзамену и зачету.
Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения.
Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к экзаменам и зачету:
1) Приступая к подготовке к экзаменам и зачету, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать
сегодня.
2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам.
4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
5) Готовясь к экзамену и зачету, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав
вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять
материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
6) При подготовке к экзаменам и зачету полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.
7) В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.
8) Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробовать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (желательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии
установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.
9) Если в какой-то момент подготовки к экзаменам и зачету вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную проблему. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.
Вопросы к зачету.
1. Предмет, объект, функции социологии.
2. Структура социологического знания, место социологии в системе наук.
3. Уровни социологического анализа и основные теоретические парадигмы в социологии.
4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
5. Возникновение социологии как науки. Социологический проект О.Конта.
6. Классические социологические теории: социологическая теория марксизма.
7. Классические социологические теории: «Органическая социология» Г. Спенсера.
8. Теория социального реализма Э. Дюркгейма.
9. Понимающая социология М. Вебера.
10. "Субъективная социология" М.М. Ковалевского.
11. Социологический позитивизм П.Сорокина.
12. Теория социального действия, ее содержание (Т. Парсонс и др.).
13. Теория социального конфликта, ее содержание (Р. Дарендорф, Л. Козер)
14. Теория обмена, ее содержание (Дж. Хоманс и др.).
15. Символический интеракционизм, содержание (Дж. Мид и др.).
16. Феноменологическая социология А. Шюца и этнометодология (Г. Гарфинкель).
17. Общая характеристика методов социологического исследования.
18. Анализ документов в социологическом исследовании.
19. Опросные методы в социологическом исследовании (анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование).
20. Наблюдение и эксперимент в социологии.
21. Этапы социологического исследования.
22. Понятие общества. Основные признаки общества, типология обществ.
23. Общество как социокультурная система. Ценностно-нормативная система культуры.
24. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Культура как фактор социальных изменений.
25. Основные подходы к пониманию личности. Структура личности.
26. Концепции личности Чарльза Кули, Джорджа Мида.
27. Концепции личности З. Фрейда и Э. Фромма.
28. Социологические концепции личности.
29. Сущность социализации, ее виды.
30. Социальный контроль и социальные санкции.
31. Понятие девиации в социологии. Виды и формы девиаций.
32. Социальная структура общества.
33. Социальные статусы и роли.
34. Социальные общности и группы. Виды общностей.
35. Массовые общности и социальные движения.
36. Понятие социальной группы, виды малых групп.
37. Социальные организации и их виды.
38. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Виды и формы социальных связей.
39. Общественное мнение как институт гражданского общества.
40. Понятие «социальный институт». Их признаки, виды и функции.
41. Семья как важнейший социальный институт.
42. Понятие социальной стратификации, ее измерение.
43. Системы социальной стратификации.
44. Социальная мобильность и маргинальность.
45. Теории социального неравенства.
46. Понятие социальных изменений, типы изменений.
47. Социальные революции и реформы.
48. Концепция социального прогресса
49. Мировая система и процессы глобализации.
50. Место России в мировом сообществе.
Литература
1. Базовый учебник.
Социология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 448с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.
2. Основная литература.
3. Дополнительная литература.
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!