Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы

2018-01-04 307
Психофизиология потребностно-эмоциональной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Эмоции - это реакции организма на раздражители, исходящие из внешней и внутренней среды, направленные на усиление или ос­лабление состояний, вызванных этими раздражителями. Эмоция раз­вивается на основе активации структур мозга и отражает соотношение какой-либо потребности и вероятности ее удовлетво­рения, которое субъект оценивает на основе опыта.

Малая веро­ятность избежать нежелательное воздействие вызывает тре­вогу, а малая вероятность достигнуть желаемую цель - разочарование.

Лимбические структуры мозга:

1 — поясная извилина; 2 — гиппокамп; 3— таламус; 4 — гипоталамус; 5— энторйнальная кора; 6 — амигдала; 7— перегородка

Потребность - это специфическая необходимость организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие.

У человека существует три группы потребностей: витальные, социальные и творческие. Потребности являются основой мотиваций.

Эмоция проявляется быстро развивающимся аффектом либо длительным настроением. Эмоции, возникающие на основе социальных и творческих, духовных потребностей - чувства.

Первая физиологическая теория эмоций была предложена свыше ста лет тому назад. В настоящее время принята " информационная" теория эмоций. Струк­туры мозга, активирующиеся при эмоциях, получают информацию о по­требностях и имеющихся средствах их удовлетворения. Все сведения о необходимых и реально имеющихся возможностях трансформируются мозгом в оценку вероятнос­ти достижения цели. Оценка вероятности (прогнозирование) является информационной катего­рией по своей природе.

Функции эмоции:

1.
Отражательная. Получение пищи на фоне голода приводит к максимальной величине пищевого рефлекса, сопровождающегося положительными эмоциями.

2.
Подкрепляющая. Положительная эмо­ция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потреб­ности, а отрицательная - об удалении от него, субъект стремится продлить первое и прервать второе.

3.
Компенсаторная. Эмоции влияют на мозговые системы, регулиру­ющие поведение, а также вегетативные функции ор­ганизма.


Важнейшую роль в формировании эмоций играют структуры, ко­торые называют лимбической системой. С эмоциями связана также ретикулярная формация, способная активировать мозг и проводить к его зонам информацию, которая яв­ляется необычной или биологически значимой.

В головном мозге и в клетках задних рогов спинного мозга об­наружены рецепторы, воспринимающие действие опия и его произ­водных и эндорфинов. Эндорфин из эндорфинсодержащих клеток действует на опиатные рецепторы, блокируя передачу болевых сигналов. Много таких клеток и рецепторов об­наружено в лимбической системе.

Эмоции реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения АД, ЧСС и ЧД, температуры, ширины зрачков, секреции слюны, электрического сопротивления кожи, мы­шечное напряжение и т.д. При этом симпатический отдел мобили­зует ресурсы, а парасимпатический - сбере­гает их.

Значимые сигналы проходят через ретикулярную сис­тему и таламус к коре. Параллельно сигналы поступают к лобной коре через гипоталамус, миндалину и гиппокамп. После "определения" структурами мозга биологи­ческой значимости сигнала, гипоталамус включает механизм возбуждения ВНС.

Десять фундаментальных эмоций составляют основную мотивационную систему, каждая эмоция обладает уникальной мотивацией, разные эмоции характеризуются четкими раз­личиями но внешних выражениях, эмоции способны усиливать или ослаблять другую и эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами.

К числу десяти фундаментальных эмоций относятся:

 

1.
Интерес - положительная эмоция, мотивирующая творческие стремления.

2.
Радость - мотивирует созидание, по­стоянно желаемая эмоция.

3.
Удивление - эмоция, способствующая освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направ­ляющая внимание на объект, вызвавший удивление.

4.
Горе - эмоция, связанная с чувством одиночества и жалос­тью к себе, снижает энергетический потенциал человека.

5.
Гнев - эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости или уверенности в себе,

6.
Отвращение - часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивациями и субъективными переживаниями.


7. Презрение - сопутствует гневу или отвращению, эти три эмоции называются "враждебной триадой".

7.
Страх - эмоция за счет нервной стимуля­ции, сигнализирующей о опасности, "парализует" или мо­билизует энергию.

8.
Стыд - мотивирует желание спрятаться, ис­чезнуть, способствует сохранению самоуважения.

9.
Вина - эмоция, возникающая в ситуациях, когда субъект чувствует личную от­ветственность.


Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессия, любовь, враждебность).

В экспериментах "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов черной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет роль в возникновении чувства удовольствия.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессив­ности, снижению и извращению сексуальной активности, за­труднению в различении качества пищи и ее пригодности для еды.

При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении - от эйфории до депрессии, утрата спо­собности к планированию, апатия, эмоциональная заторможенность. Это обуславливается тем, что лимбическая система связана с зонами коры, особенно с височными (память), теменными (ориенти­ровка в пространстве) и лобными (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллек

 


Биологические потребности порождают биологические, а социальные - социальные мотивации. Потребности и возникающие на их основе мотивации придают поведенческим актам активную направленность.

Потребности, лежащие в основе мотиваций, вы­ступают в качестве системоорганизующего фактора построения ФС. Однако потребность и мотивация сами по себе не могут сформировать ФС.

 

Потребность выступает в качестве побудительной энергетической силы, стимулирую­щей организм к ее удовлетворению. Мотивации принадлежит побуждающая роль в организации всех компонен­тов системы на достижение результата. Результат консолидирует эле­менты в ФС.

Поведенческие акты все время строятся на основе программирования резуль­татов. Программирование поведения является веду­щим системным свойством мозга. Программирование результатов в ФС осуществляет аппарат акцептора результата действия. Программируются:

 

1.
Параметры потребного результата.

2.
Параметры среды, ведущие к удовлетворению по­требного результата.

3.
Параметры среды, препятствующие удовлетворе­нию.

4.
Способы достижения потребного результата.


В системной организации поведение осуществляется по принципу саморегуляции: от потребности к ее удов­летворению.

Схематически весь саморегуляторный процесс поведения может быть представлен следующим образом: начало реакции - организм, испытываю­щий потребность; ее завершение - удовлетворение этой потребности, т. е. полезный приспособительный результат. Между ними включено поведение, его этапные результаты, направленные на конеч­ный результат, и их постоянная оценка с помощью обратной афферентации.

Если рефлекторная организация поведения строит­ся по схеме: стимул - реакция, то системная орга­низация поведения имеет саморегулирующуюся организацию от потребности к ее удовлетворению. Такая организация получила название «системный квант поведения» (К. В. Судаков).

Каждый единичный «системоквант» поведения включает:

 

1.
возникновение потребности

2.
формирование мотивации

3.
мотивация формирует поведение

4.
достижение промежу­точных результатов

5.
удовлетворение исходной потребности

6.
оценка результатов с помощью обратной афферентации

7.
обогащение программы поведения - акцептора ре­зультата действия.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.