Психические расстройства у мигрантов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психические расстройства у мигрантов

2018-01-04 460
Психические расстройства у мигрантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отдельную категорию пострадавших составляют мигранты. Термином «мигрант» обозначают людей разной культуры, национальности, религии, различных по социально-демографическим характеристикам. По направлению перемещения выделяют внутреннюю миграцию (внутри страны) и внешнюю (за пределы страны). Актуальность проблемы беженцев и мигрантов, в том числе и проблема их психического здоровья, растет из года в год в связи с неуклонным увеличением их числа. Согласно статистическим данным, сегодня в мире насчитывается около 20 млн беженцев и еще вдвое больше людей, вынужденно перемещенных внутри их собственных стран.

Наибольшему риску возникновения психического расстройстваподвержены люди при внешней незапланированноймиграции (беженцы). Проблемы, скоторыми они сталкиваются по прибытии в новую страну или новый регион, – это в первую очередь новое общество, новый язык, новая культура. На адаптацию человека в месте миграции влияет также национальность и принадлежность к той или иной этнической группе. Стрессовые реакции, возникшие до миграции и во время переселения, усиливаются в процессе адаптации человека к новым условиям. В этих условиях беженцы особенно остро ощущают отсутствие своей культуры в процессе принятия новых обычаев; осознают, что многие из них уже не смогут вернуться на родину, испытывают ностальгию, чувствуют изоляцию.

Кроме того, беженцы сталкиваются и с другими трудностями. Определенные формы их поведения, их речь часто не принимаются новым обществом; люди не могут самовыразиться из-за языкового барьера, что может вызвать психическую травму, равносильную глухоте и немоте. Особенно значительным стрессовым фактором для человека является изменение культуры, поскольку независимо от других факторов возникает конфликт между старыми и новыми культурными ценностями. Состояние, которое переселенцы нередко испытывают в другой стране, американский антрополог К. Оберг (1960) назвал «культурным шоком», утверждая, что вхождение в новую культуру для каждого человека является запутывающим, смущающим и дезорганизующим переживанием. Такое сильное нервное потрясение может произойти под влиянием новых условий, когда сенсорные, символические, вербальные и невербальные системы, бесперебойно обеспечивавшие нормальную жизнь в родной стране, перестают адекватно работать. Концепция культурного шока в том виде, в котором она была сформулирована К. Обергом, опиралась на так называемый клинический подход к изучению процессов адаптации в другой культуре. В дальнейшем культурный шок стали рассматривать как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новому культурному окружению. Однако учитывать влияние культурного шока на психическое состояние беженцев представляется абсолютно необходимым.

Вынужденная миграция входит в число экстремальных жизненных ситуаций, будучи равносильной проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от человека усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому беженцу, а также наиболее значимым для него людям – членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями.

В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации беженцев можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение повседневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие в социальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурных отношениях, целостность и интегрированность личности. Успешность адаптации во многом определяется психическим состоянием человека. Уровень социокультурной адаптации беженцев и уровень их психического здоровья взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Среди критериев психического здоровья мигрантов обычно рассматриваются: состояние душевного благополучия; отсутствие болезненных психических проявлений; адекватность отражения действительности и реагирования; соответствующий возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отношениях; способность управлять поведением и ставить жизненные цели, а также поддерживать надлежащий уровень активности в их достижении. В то же время нельзя забывать, что оценка человека как здорового, нормального и рационального в большей степени зависит от обстоятельств, от социального, культурного и исторического контекста.

В ситуации вынужденной миграции граница между нормой и патологией становится менее определенной и размытой. То, что в обычных жизненных обстоятельствах следует трактовать как нарушение психического здоровья, в трагической и неординарной ситуации вынужденной миграции является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства.

Анализ психологических проблем и психических расстройств вынужденных мигрантов показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая все основные сферы личности – эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную. Нарушения в различных сферах психического здоровья мигрантов, накладываясь друг на друга, могут привести к интегральным проблемам в масштабах целой личности. Важнейшая из таких проблем – кризис идентичности. Также следует отметить психосоматические нарушения и расстройства.

Результаты исследований свидетельствуют, что ухудшение психического здоровья мигрантов связано не только с интенсивностью отдельных негативных событий, но и с их количеством. Вынужденный отъезд и жизнь в чужой культуре почти всегда сопровождаются событиями разной степени экстремальности в количестве, достаточном для того, чтобы вызвать физиологический и психологический стресс. Причем, казалось бы, на первый взгляд не очень существенные события (по Р. Лазарусу – «повседневные неприятности»), которыми насыщена жизнь вынужденных мигрантов, могут иногда оказывать на них более негативное влияние, чем утрата близких или потеря работы.

Сложную проблему представляет собой психическое здоровье детей-беженцев. Массовые перемещения людей неизбежно влекут за собой случаи распада и разлучения семей. Риск особенно повышается при нестабильном положении лагеря для беженцев. Можно выделить две общих проблемы, требующие особого внимания. Во-первых, некоторые дети принадлежат к уязвимым и неблагополучным семьям (неполные семьи; многодетные семьи; семьи, осуществляющие присмотр за чужими детьми, помимо собственных). Во-вторых, многие дети могут быть безнадзорными в связи с потерей семьи и дома. В последнем случае у детей наблюдаются относительно однотипные признаки переживаемых страданий. Развитие таких детей порой останавливается или даже идет вспять.

Дети младшего возраста, разлученные со своими семьями, часто проявляют следующие расстройства: короткие приступы сильного плача; неприятие воспитателя; отказ от пищи; расстройства пищеварения; расстройства сна.

У детей в возрасте 4–5 лет наблюдаются такие же реакции, и они часто ведут себя как дети младшего возраста. В этом возрасте могут отмечаться следующие расстройства: сосание пальцев; ночное недержание мочи; эмоциональная неустойчивость (ребенок легко теряет самообладание или проявляет неадекватные эмоции); в речи появляются признаки, свойственные детям более младшего возраста. У безнадзорных детей в возрасте 4–5 лет часто бывают кошмары и ночные страхи. Они могут также испытывать страхи конкретных объектов и явлений (громких голосов, животных и т. п.) или воображаемых существ (привидений, ведьм и др.).

У детей школьного возраста проявляются следующие симптомы: замкнутость по отношению к воспитателям, депрессия, раздражительность, беспокойство, неспособность сосредоточиться, плохое поведение в школе, замкнутость по отношению к сверстникам.

У подростков, разлученных с семьями, часто возникают нарушения: депрессия, капризность, замкнутость, агрессивность, головные боли и иные функциональные соматические расстройства.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.