Принципы целостного педагогического процесса — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Принципы целостного педагогического процесса

2018-01-04 549
Принципы целостного педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип развивающего и воспитывающего обучения рассматривают как ведущий. Он предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые являются основой выбора идеалов и социального поведения.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Виды наглядности по степени возрастания их абстрактности можно подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (аудиоаппаратура);
  • символическую и графическую наглядность (карты, схемы, графики, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью педагога).

При использовании данного принципа:

  • следует сочетать наглядный материал со словами преподавателя;
  • не следует перегружать занятие наглядными пособиями;
  • работа с наглядными материалами должна стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние науки. Поэтому:

  • следует пользоваться научной терминологией;
  • необходимо использовать в процессе обучения современное оборудование;
  • нужно вовлекать учащихся в наблюдение за изучаемыми явлениями и процессами, обучать их элементам научного поиска, научным методам исследования.

Принцип связи обучения с практикой предполагает раскрытие учащимся жизненной значимости (применимости) получаемой теоретической информации. В связи с этим:

  • необходим анализ примеров и ситуаций из реальной жизни при изложении теоретического материала;
  • выполнение практических действий должно опираться на знание теории и технологии;
  • следует формировать навыки работы со справочной и нормативной (научной) литературой.

Принцип сознательности и активности - один из основных принципов современной дидактики. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного получения знаний. Активности и сознательности учащихся можно добиться:

  • через личность преподавателя и его умение активизировать деятельность учащихся;
  • через постановку и решение проблемных задач.

Принцип доступности (учета индивидуальных особенностей обучающихся) требует учета особенностей развития учащихся с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для этого необходимо:

  • изучать индивидуальные особенности (интересы, темперамент, мышление, память, внимание, причины отставания в учебе) с помощью психолого-педагогических методов исследования;
  • подбирать учебный материал так, чтобы он, с одной стороны не был непосильным для данного возраста и уровня подготовленности учащихся, с другой стороны, не был излишне упрощенным, тормозящим их развитие.

Принцип системности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, создание у учащихся целостной научной картины мира. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что подразумевает:

  • переход к изучению нового материала только после усвоения старого;
  • умение классифицировать знания, устанавливать внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Реализуется через правила:

  • необходимо регулярно закреплять материал, связывать его с предыдущим;
  • нужно формировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Так же выделяют принципы: культуро-, природосообразности; фундаментальности образования и его профессиональной направленности; положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Смысл этих принципов заложен в их наименовании.

 

 

" Процесс обучения - это общение, в процессе которого происходят управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности" (П.И. Пидкасистый ).

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

 

Основными компонентами процесса обучения являются:

  1. Дидактический компонент (обобщает цели, содержание, виды, методы, средства, способы и формы обучения);
  2. Гносеологический компонент (определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися под руководством педагога объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя);
  3. Психологический компонент (охватывает преимущественно внутреннюю, психологическую сторону познавательной деятельности учащихся в процессе обучения);
  4. Кибернетический компонент (отражает все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации);
  5. Социологический компонент (охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимосвязи, направленность, социальную значимость обучения);
  6. Организационный компонент (включает организацию учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность др.).

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности учащегося обуславливают функции обучения:

  1. Образовательную - освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике;
  2. Воспитывающую - формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения;
  3. Развивающую - ориентация на развитие личности как целостной психической системы, включающей речь, мышление, сенсорную, эмоционально-волевую, двигательную и мотивационно-потребностную сферы личности.

Одной из актуальнейших проблем современности является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации педагогического процесса и переосмыслением целей и результатов образования.

Качество педагогического процесса определяется:

  • степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
  • соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);
  • степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.

В заключение отметим следующее.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего, от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными факторами, еще одним важным фактором - научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.