Педагогический процесс как система, его сущность — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Педагогический процесс как система, его сущность

2018-01-04 500
Педагогический процесс как система, его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных и развивающих задач называют педагогическим процессом.

Педагогический процесс включает следующие компоненты:

  1. Субъекты педагогического процесса (педагоги и воспитанники);
  2. Содержание образования (присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии в процессе взаимодействие субъектов педагогического процесса);
  3. Педагогические средства (специально организованные условия при наличии хорошей материальной базы);
  4. Цели образования;
  5. Формы;
  6. Результаты обучения.

Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Педагогические воздействия могут быть: прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые).

Ответная реакция воспитанников : активное восприятие, переработка информации игнорирование противодействие эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки.

Долгое время было распространено противопоставление обучения и воспитания. Но уже к середине XIX в. прогрессивные педагоги стали обоснованно аргументировать единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в работах И.Ф. Гербарта . Более глубоко идея целостного педагогического процесса была выражена К.Д. Ушинским . Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.

Прогрессивные идеи Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н.Ф. Бунакова , П.Ф. Лесгафта , В.П. Вахтерова и др.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых политических и социально-экономических условиях внесли С.Т. Шацкий , П.П. Блонский , А.С. Макаренко . Однако начиная с 30-х годов прошлого века, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский , М.А. Данилов , Б.Т. Лихачев , Ю.П. Сокольников ).

Авторы современных теорий едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

 

Аспектами целостности педагогического процесса являются:

  1. Содержательно-целевой (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру).
  2. Организационно-процессуальный (единство содержания образования, делового взаимодействия педагогов и воспитанников, а также взаимодействие их на уровне личностных отношений и самообразования).
  3. Операционально-технологический (отношение к учебно-воспитательному процессу с позиций субъект-субъектных отношений).

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются: цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, деятельность ученика, результат совместной деятельности педагога и воспитанника.

Те положения, на которые опираются педагоги, разрабатывая содержание, методы, организационные формы обучения, называют дидактическими принципами (принципами обучения).

Каждый принцип реализуется в учебном процессе через ряд дидактических правил, которые описывают педагогическую деятельность в определенных условиях для достижения поставленных целей.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.