Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2018-01-04 158
Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука. Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии? На эти вопросы ответ представляется не таким простым, как может показаться вначале.

Вопросы для самопроверки

  • Что изучает психология как наука?
  • Что является объектом и предметом науки психологии?
  • Какие задачи ставит перед собой психологическая наука?
  • С какими науками связана психология?
  • Дайте характеристику основных методов психологии.
  • Какой вклад в развитие психологической науки внесли философы Античного мира?
  • Назовите особенности психологической мысли в Средние века.
  • Как развивалась психологическая мысль в Новое время?
  • В чем особенности подхода к психическому развитию в гуманистической и когнитивной психологии?
  • Каковы основные особенности развития современной российской психологической науки?

Вопросы для самопроверки

  • Что такое психика и каковы ее основные функции?
  • Каковы основные уровни психического отражения?
  • Что такое сознание?
  • Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?
  • Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?
  • Чем отличается поведение от деятельности?
  • Какова структура человеческой деятельности?
  • Чем отличается деятельность человека от животных?
  • Виды человеческой деятельности и их характеристика.
  • Каковы основные компоненты деятельности человека?
  • Какова роль психических процессов в человеческой деятельности?

ГЛАВА 2. РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Тема 3. Психические процессы

Психические процессы можно представить как совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Конечно, деление сознания на психические познавательные процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования, однако помогает в эмпирическом изучении психики и разработке объяснительных схем.

Вопросы для самопроверки

  • Охарактеризуйте ощущение человека как психический познавательный процесс.
  • Какое свойство восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими?
  • Что общего и различного между ощущением и восприятием?
  • Что такое внимание человека? Назовите основные виды внимания.
  • Назовите основные виды памяти. Дайте им характеристику.
  • Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
  • Каковы основные функции речи?
  • Перечислите основные волевые качества личности. Охарактеризуйте их.

Тема 4. Психология личности

Вопросы для самопроверки

  • Раскройте психологическую структуру личности.
  • Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
  • Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
  • Какие бывают виды групп?
  • Перечислите основные признаки группы.
  • Основные характеристики и функции межличностного общения?
  • Назовите наиболее общие качества группы.

Вопросы для самопроверки

  • Что изучает педагогика? (предмет, источники развития).
  • Что называется обучением?
  • Что такое образование?
  • Охарактеризуйте систему педагогических наук.
  • Как развивалась педагогическая мысль до XVII века?
  • Какова роль Я.А. Коменского в становлении педагогической науки?
  • Какой вклад внес К.Д. Ушинский в развитие педагогической мысли в России?
  • Каковы взгляды современных зарубежных педагогов?

Тема 6. Образование как общечеловеческая ценность

Понятие и сущность содержания образования

На основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) содержание понятия "образование" можно понимать как совокупность:

  1. системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
  2. опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
  3. опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
  4. опыта ценностного отношения к миру.

При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия "образование", смысл, вкладываемый в него, требует уточнения. Известный специалист в области образования Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки образования:

  • образование как ценность;
  • образование как система;
  • образование как процесс;
  • образование как результат.

Ценностная характеристика образования рассматривается как взаимосвязь трех блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Педагогические ценности как индивидуально-личностная система включают:

  • ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
  • ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);
  • ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
  • ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
  • ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

Системный аспект образовательных стратегий и образовательных структур рассматривается (Б.С. Гершунский) с точки зрения их централизации и децентрализации:

Образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов, которая характеризуется:

  1. социальным масштабом (образование в мире, стране, обществе, регионе, организации и.т.д.; государственное, частное, общественное, светское, религиозное и т.д.);
  2. ступенью образования (дошкольное, школьное, высшее, повышение квалификации, аспирантура, докторантура);
  3. профилем образования (общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное).

Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса.

Процесс образования предполагает разграничение двух его сторон: обучение в единстве с воспитанием.

Учение (научение) - включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует всестороннему развитию обучающегося.

Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверяет этот факт документом.

Рассматривается в двух планах:

  1. образ результата - фиксируется в Федеральном государственном стандарте в форме общекультурных и профессиональных компетенций и включает требования к знаниям, умениям и качествам человека;
  2. сам человек и его опыт как совокупность сформированных качеств, знаний и умений.

Обозначая цель образования, (как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия), выделяют внешнюю и внутреннюю ее направленность.

Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества.

Внутренняя цель образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями, навыками и возможностью их применения на практике.

Современное понимание образования находим в Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 г.): " Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности".

 

Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

  1. высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;
  2. формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
  3. духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
  4. формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;
  5. удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
  6. развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Уровень "погружения" обучаемых в содержание образования, между тем, не одинаков, и происходит это по следующим основаниям:

  1. Содержание начального обучения строится на основе связи с личным опытом ребенка, с теми представлениями об окружающем мире, которые он получил до школы.
  2. Содержание обучения в средних классах строится на основе систематического и последовательного изучения русского языка, литературы, алгебры и др.
  3. В старших классах содержание учебных предметов становится еще более глубоким и приближается к логике современной науки.
  4. Содержание образования в учебных заведениях строится по трем системам:
  • концентрическая (одна тема много раз перерабатывается, повторяется и усложняется) - начальная школа;
  • спиральная (тема усложняется, расширяется и к ней в любое время можно вернуться) - средняя школа;
  • линейная (материал, тема изучаются подробно, досконально, но к ней больше не возвращаются) - для старших классов и высшего профессионального образования.

В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно определяется федеральным государственным стандартом (ФГОС) и конкретизируется в образовательных программах, учебных планах и учебных дисциплинах.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются не реже одного раза в десять лет. ФГОС включают в себя требования:

  • к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • к результатам освоения основных образовательных программ (за исключением основных образовательных программ дошкольного образования).

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования;
  • вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;
  • признание документов иностранных государств об образовании.

В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования. Содержание образования реализуется через образовательные программы, которые представляют собой комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.

Федеральным законом Российской Федерации (2007 г. № 309-ФЗ) установлена взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программ (ПрООП) и основных образовательных программ (ООП).

 

Разработка примерных основных образовательных программ (ПрООП) относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. Примерная ООП носит рекомендательный характер: целью ее разработки является предоставление ориентировочного варианта для формирования основной образовательной программы (ООП) каждого конкретного учебного учреждения (например, вуза, если речь идет о высшем профессиональной образовании). Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы. Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер.

В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.

Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Дополнительные профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей.

К дополнительным профессиональным программам относятся:

  • образовательные программы профессиональной переподготовки;
  • программы повышения квалификации (программы профессионального развития, квалификационные программы).

 

К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:

  1. дошкольного образования;
  2. общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования).

Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.

К основным профессиональным относятся образовательные программы:

  1. среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);
  2. высшего образования (программы бакалавриата (прикладного, академического), программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, специализированные последипломные программы (ординатура, ассистентура-стажировка).

Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) включает:

  • учебный план;
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов;
  • календарный учебный график;
  • программы практик;
  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ООП ВПО устанавливает:

  • цели;
  • планируемые результаты;
  • структуру и содержание образования;
  • условия и технологии реализации образовательного процесса;
  • системы деятельности преподавателей, обучающихся, организаторов образования;
  • средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки обучающихся на всех этапах их обучения в вузе.

Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разрабатываемой с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. В настоящее время, проблема компетентностного подхода к определению содержания образования, качеству подготовки выпускника актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе.

Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Ключевым принципом компетентностного подхода является ориентация на результаты обучения, выраженные на языке компетенций. Принципиальную схему построения образовательного процесса на основе такого подхода можно представить в следующем виде (рис. 25). Существуют различные подходы к понятию "компетенция". Термин "компетенция" (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В контексте рассматриваемой проблемы (содержания образования) под компетенцией понимают способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Это квалификационная характеристика выпускника в момент его включения в профессиональную деятельность.

 

 

Рис. 25. Принципиальная схема построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода

Компетенция также рассматривается, как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускника вуза, которые он должен приобрести и продемонстрировать после завершения всей образовательной программы или ее части. Однако, компетенция - не просто сумма знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция тесно связана с мобилизацией знаний, умений и поведенческих отношений в условиях конкретной деятельности.

Компетенции - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении обучения. В этом смысле, понятие компетенции включает:

  • знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);
  • знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

В отличие от терминов "знание", "умение", "навык" понятие "компетенция" имеет интегральный характер.

Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентности человека. Понятие "компетентность", если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату. Компетентность - характеристика качества цели. Б.Д. Эльконин полагает, что "компетентность - мера включенности человека в деятельность".

Компетентность означает наличие определенных компетенций. Все разнообразие компетенций может быть сведено к двум типам: интегральные и дифференциальные.

 

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приводится следующая классификация интегральных компетенций (по содержанию и направленности):

  • общенаучные компетенции;
  • инструментальные компетенции;
  • социально-личностные и общекультурные компетенции.

К интегральным (ключевым, универсальным) компетенциям относят:

  • ценностно-смысловые - компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучаемого, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для собственных действий и поступков, принимать решения;
  • общекультурные - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные и культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах;
  • учебно-познавательные - совокупность компетенций обучаемого в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;
  • информационные - владение современными средствами информации (телевизором, телефоном, факсом, компьютером, принтером, модемом, ксероксом и т.п.) и информационными технологиями (электронной почтой, аудио- и видеозаписью, Интернетом); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение социальными ролями; умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, провести дискуссию и др.;
  • социально-трудовые - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; знание прав и обязанностей в экономических и юридических вопросах, в области профессионального самоопределения;
  • компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Набор дифференциальных компетенций определяется видами деятельности и профессиональными задачами, специфичными для каждого направления подготовки и включает:

  • общепрофессиональные компетенции;
  • специальные, профессионально профилированные компетенции.

 

Обобщенную систему компетенций выпускника вуза можно представить в виде схемы (рис. 26).

 

Рис. 26. Система компетенций выпускника вуза

Компетенции должны быть диагностируемыми и оцениваемыми, то есть наличие и степень их сформированности у выпускника необходимо объективно диагностировать (зафиксировать). Для этих целей разрабатываются соответствующие оценочные средства (тесты, ситуационные задачи (кейсы), деловые игры и др.). Таким образом, компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Новые подходы к содержанию образования отражаются в структуре учебных планов и учебных курсов.

 

Структура учебного плана предусматривает соответствующие циклы и разделы подготовки и аттестации выпускников вузов.

Учебные циклы:

  1. Гуманитарный, социальный и экономический (ГСЭ) цикл.
  2. Математический и естественнонаучный (МЕН) цикл.
  3. Профессиональный (П) цикл.

 

Каждый учебный цикл ООП ВПО имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части, наполняемые учебными курсами (предметами, дисциплинами, модулями) в соответствии с необходимостью формирования определенных компетенций выпускников вузов.

Результаты освоения базовой части цикла, и ее содержание регламентируются образовательными стандартами.

Результаты освоения вариативной части цикла, и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда.

Вариативная часть дает возможность расширения и углубления компетенций (знаний, умений, навыков), определяемых содержанием базовых дисциплин, модулей, позволяет обучающимся получить более насыщенный спектр личностно-деловых качеств для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.

Разделы учебного плана включают:

  1. Физическую культуру;
  2. Учебную и производственную практики;
  3. Итоговую государственную аттестацию.

Конкретное содержание учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, предусмотренных учебными планами, раскрывается в учебниках и учебных пособиях.

 

Учебник включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты полученных знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих "школу" данной дисциплины.

Требования к учебникам:

  • доступное научное изложение, формирующее личность, доказательность мышления;
  • удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала;
  • интересные упражнения, практические роботы, задания на сообразительность;
  • связь учебного материала с жизнью;
  • хорошее оформление;
  • соответствие учебника программе.

 

Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебные пособия могут быть включены спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему.

Таким образом, содержание образования находит свое выражение в комплексе мер и условий организационно-методического, нормативно-правового и социкультурного характера, направленных на социальные и личностные ожидания человека. Безусловно, содержание российского образования непрерывно совершенствуется с учетом реформирования образовательной системы России в условиях глобализации.

Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются:

  • общепланетарный глобализм и гуманизация образования;
  • культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования;
  • междисциплинарная интеграция в технологии образования, ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.

 

Целенаправленно организованный процесс управления социализацией правомерно называют образованием. В данном аспекте, под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

 

Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

 

Функцией образования является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

 

К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский ).

Система образования намного сложнее любых других систем, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Особенность образования как феномена социальной жизни заключается и в том, что основным видом деятельности учреждений образования признается создание образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, осуществляющими платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

 

Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Образовательные услуги - это элемент обр


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.