Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-04 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука. Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии? На эти вопросы ответ представляется не таким простым, как может показаться вначале.
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
ГЛАВА 2. РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
|
Тема 3. Психические процессы
Психические процессы можно представить как совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Конечно, деление сознания на психические познавательные процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования, однако помогает в эмпирическом изучении психики и разработке объяснительных схем.
Вопросы для самопроверки
Тема 4. Психология личности
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
Тема 6. Образование как общечеловеческая ценность
|
Понятие и сущность содержания образования
На основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) содержание понятия "образование" можно понимать как совокупность:
При всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия "образование", смысл, вкладываемый в него, требует уточнения. Известный специалист в области образования Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки образования:
Ценностная характеристика образования рассматривается как взаимосвязь трех блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная.
Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Педагогические ценности как индивидуально-личностная система включают:
Системный аспект образовательных стратегий и образовательных структур рассматривается (Б.С. Гершунский) с точки зрения их централизации и децентрализации:
|
Образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов, которая характеризуется:
Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса.
Процесс образования предполагает разграничение двух его сторон: обучение в единстве с воспитанием.
Учение (научение) - включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует всестороннему развитию обучающегося.
Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверяет этот факт документом.
Рассматривается в двух планах:
Обозначая цель образования, (как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия), выделяют внешнюю и внутреннюю ее направленность.
|
Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества.
Внутренняя цель образования заключается в развитии личностного потенциала, овладении прочными знаниями, умениями, навыками и возможностью их применения на практике.
Современное понимание образования находим в Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 г.): " Образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности".
Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
|
Уровень "погружения" обучаемых в содержание образования, между тем, не одинаков, и происходит это по следующим основаниям:
В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно определяется федеральным государственным стандартом (ФГОС) и конкретизируется в образовательных программах, учебных планах и учебных дисциплинах.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются не реже одного раза в десять лет. ФГОС включают в себя требования:
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами, обеспечивают:
В целях обеспечения реализации права на образование отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные образовательные стандарты включаются специальные требования. Содержание образования реализуется через образовательные программы, которые представляют собой комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
Федеральным законом Российской Федерации (2007 г. № 309-ФЗ) установлена взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), примерных основных образовательных программ (ПрООП) и основных образовательных программ (ООП).
Разработка примерных основных образовательных программ (ПрООП) относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. Примерная ООП носит рекомендательный характер: целью ее разработки является предоставление ориентировочного варианта для формирования основной образовательной программы (ООП) каждого конкретного учебного учреждения (например, вуза, если речь идет о высшем профессиональной образовании). Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы. Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей имеют для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, рекомендательный характер.
В системе образования с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей и (или) уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся реализуются дополнительные образовательные программы, к которым относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы направлены на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Дополнительные профессиональные программы реализуются в целях профессионального развития, совершенствования профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) должностных обязанностей.
К дополнительным профессиональным программам относятся:
К основным образовательным программам относятся образовательные программы, разработанные по уровню образования, профессии, направлению подготовки или специальности, по которым устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. В системе образования Российской Федерации реализуются основные общеобразовательные и основные профессиональные образовательные программы.
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения основных профессиональных образовательных программ и программ профессиональной подготовки. К основным общеобразовательным относятся образовательные программы:
Основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовку квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.
К основным профессиональным относятся образовательные программы:
Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) включает:
ООП ВПО устанавливает:
Структура ООП ВПО соответствующего уровня и профиля подготовки базируется на компетентностной модели выпускника, разрабатываемой с учетом внешних требований к качеству образования со стороны государства и других потребителей. В настоящее время, проблема компетентностного подхода к определению содержания образования, качеству подготовки выпускника актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе.
Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Ключевым принципом компетентностного подхода является ориентация на результаты обучения, выраженные на языке компетенций. Принципиальную схему построения образовательного процесса на основе такого подхода можно представить в следующем виде (рис. 25). Существуют различные подходы к понятию "компетенция". Термин "компетенция" (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В контексте рассматриваемой проблемы (содержания образования) под компетенцией понимают способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Это квалификационная характеристика выпускника в момент его включения в профессиональную деятельность.
Рис. 25. Принципиальная схема построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода
Компетенция также рассматривается, как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускника вуза, которые он должен приобрести и продемонстрировать после завершения всей образовательной программы или ее части. Однако, компетенция - не просто сумма знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция тесно связана с мобилизацией знаний, умений и поведенческих отношений в условиях конкретной деятельности.
Компетенции - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении обучения. В этом смысле, понятие компетенции включает:
В отличие от терминов "знание", "умение", "навык" понятие "компетенция" имеет интегральный характер.
Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые проявляются в компетентности человека. Понятие "компетентность", если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату. Компетентность - характеристика качества цели. Б.Д. Эльконин полагает, что "компетентность - мера включенности человека в деятельность".
Компетентность означает наличие определенных компетенций. Все разнообразие компетенций может быть сведено к двум типам: интегральные и дифференциальные.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приводится следующая классификация интегральных компетенций (по содержанию и направленности):
К интегральным (ключевым, универсальным) компетенциям относят:
Набор дифференциальных компетенций определяется видами деятельности и профессиональными задачами, специфичными для каждого направления подготовки и включает:
Обобщенную систему компетенций выпускника вуза можно представить в виде схемы (рис. 26).
Рис. 26. Система компетенций выпускника вуза
Компетенции должны быть диагностируемыми и оцениваемыми, то есть наличие и степень их сформированности у выпускника необходимо объективно диагностировать (зафиксировать). Для этих целей разрабатываются соответствующие оценочные средства (тесты, ситуационные задачи (кейсы), деловые игры и др.). Таким образом, компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Новые подходы к содержанию образования отражаются в структуре учебных планов и учебных курсов.
Структура учебного плана предусматривает соответствующие циклы и разделы подготовки и аттестации выпускников вузов.
Учебные циклы:
Каждый учебный цикл ООП ВПО имеет базовую (обязательную) и вариативную (профильную) части, наполняемые учебными курсами (предметами, дисциплинами, модулями) в соответствии с необходимостью формирования определенных компетенций выпускников вузов.
Результаты освоения базовой части цикла, и ее содержание регламентируются образовательными стандартами.
Результаты освоения вариативной части цикла, и ее содержание устанавливаются вузом с учетом потребностей регионального рынка труда.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления компетенций (знаний, умений, навыков), определяемых содержанием базовых дисциплин, модулей, позволяет обучающимся получить более насыщенный спектр личностно-деловых качеств для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования.
Разделы учебного плана включают:
Конкретное содержание учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, предусмотренных учебными планами, раскрывается в учебниках и учебных пособиях.
Учебник включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты полученных знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих "школу" данной дисциплины.
Требования к учебникам:
Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. В учебные пособия могут быть включены спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему.
Таким образом, содержание образования находит свое выражение в комплексе мер и условий организационно-методического, нормативно-правового и социкультурного характера, направленных на социальные и личностные ожидания человека. Безусловно, содержание российского образования непрерывно совершенствуется с учетом реформирования образовательной системы России в условиях глобализации.
Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются:
Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.
Целенаправленно организованный процесс управления социализацией правомерно называют образованием. В данном аспекте, под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
Функцией образования является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский ).
Система образования намного сложнее любых других систем, более жестко детерминированных - технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования - это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.
Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.
Особенность образования как феномена социальной жизни заключается и в том, что основным видом деятельности учреждений образования признается создание образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями, осуществляющими платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.
Образовательные услуги - это элемент обр
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!