Программа одобрена на заседании кафедры — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Программа одобрена на заседании кафедры

2018-01-04 168
Программа одобрена на заседании кафедры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра Психологии

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

_________________

 

 

Учебная программа

по дисциплине

«Психология семьи»

Направление подготовки: Психология

Профиль подготовки: Психология

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Программа одобрена на заседании кафедры

«____» ___________ 20___ г.

Протокол № _______

Москва

Содержание

I. Аннотация к дисциплине. 3

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.. 4

III. Образовательные технологии. 6

IV. Структура учебной дисциплины.. 7

V. Содержание учебной дисциплины.. 9

VI. Материально-техническое обеспечение. 9

VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 13

Темы рефератов (докладов): 132

Контрольные вопросы: Ошибка! Закладка не определена.

Типовые задания. Ошибка! Закладка не определена.

VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 18

Основная литература: 18

Дополнительная литература: 18

Интернет-ссылки: 19

IX. Составитель учебной программы.. 20

I. Аннотация к дисциплине

Дисциплина «Психология семьи» включена в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов. В настоящее время динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей. Таким образом, личностное и социально-психологическое изучение брака и семьи является чрезвычайно актуальным в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как при оказании помощи существующей семье, так и при подготовке молодежи к семейной жизни. Знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.

 

Место дисциплины в учебном процессе Университета.

Учебная программа дисциплины «Психология семьи» построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.

Изучению данной дисциплины предшествует овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогике.

Цели дисциплины:

· формирование знания истории возникновения и этапов развития института семьи; психологических особенностей, приобретенных современной семьей в результате глубинных трансформаций актуального периода развития;

· развитие у студентов научного подхода к деятельности по психологическому консультированию семьи.

Задачи:

· формирование знаний относительно основных процессов, происходящих в семье;

· развитие умения анализировать семейные проблемы с научных позиций;

· сформировать у студентов знания об основных подходах к психологическому консультированию семьи;

· ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методами диагностики и работы с этими феноменами;

· сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.

 

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Процесс изучения дисциплины вносит существенный вклад в формировании общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") таких, как:

· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

· основные теоретические подходы к изучению семьи;

· теории выбора брачного партнера;

· основные подходы к типологии семейных проблем;

· структуру, типы и функции родительского отношения к ребенку;

· установки, эмоции, стереотипы возникновения и развития семейных конфликтов;

· формы и виды семейного консультирования;

· морально-этические и юридические основы консультативной деятельности психолога с семьей.

уметь:

· провести анализ семейной ситуации с целью постановки «семейного диагноза»;

· провести диагностику супружеской пары в рамках системного подхода к семье, определить степени гибкости и сплоченности семейной системы;

· провести структурированное интервью членов семьи с целью построения генограммы.

иметь навыки:

· психологического анализа семейных проблем;

· оказания психологической помощи семье;

· самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.

III. Образовательные технологии

 

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

Активные формы обучения:

· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;

· диспуты;

· тренинги.

Студены выполняют самостоятельные задания по ключевым моментам курса:

· подготовка докладов по узловым проблемам курса и выступление с ними перед аудиторией;

· написание эссе объемом 2–3 страницы, посвященные личному отношению студента к тем или иным проблемам в деятельности профессионального психолога- консультанта при взаимодействии с семейными проблемами.

Интерактивные формы обучения:

· интерактивная лекция с мультимедийными презентациями и демонстрациями;

· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;

· диспуты.

V. Содержание учебной дисциплины [1]

Тема 2 Семья как система

Сущность системного подхода к семье. Понятие о структуре семьи. Взаимосвязь структуры и функций семьи.

Характеристика основных параметров семейной структуры. Состав семьи. Иерархия семьи. Сплоченность семьи. Границы семьи. Семейная гибкость системы. Семейные роли.

Динамика развития семьи. Основные подходы к описанию динамики семьи. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития (особенности этапов, задачи, характерные проблемы и нарушения). Динамика супружеских отношений. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.

Коммуникационная модель консультирования семьи. Сущность подхода: Работа с искажениями чужих сообщений. Понятие о деноменализации. Работа с вычеркиваниями и обобщениями. Понятие конгруэнтности общения. Двойная связь. Причины неконгруэнтных посланий. Работа с неконгруэнтными посланиями.

Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями. Феноменологический метод исследования реальности отношений. Семейно-системные переплетения и их разрешение методом расстановок. Условия, необходимые для хороших отношений. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях. Специфика отношений между родителями и детьми с точки зрения данного подхода и возможные нарушения, связанные с этой областью. Работа с ними методом расстановок. Удачные и неудачные отношения в паре, их коррекция методом расстановок.

 

 

VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

Основная литература:

1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О. А. Карабанова.-М., 2006

2. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В., Спб., 2007

3. Олифиронич Н.И. Психология семейных кризисов/Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич. - Куземкина, Т.Ф. Велента.- СПб., 2008.

 

Дополнительная:

1. Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие. / Т.В. Андреева – СПб., 2010.

2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2005. – 436 с.

3. Байярд Р., Байярд Дж. Мой беспокойный подросток.- М., 1991.

4. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А. Я. Варга. – СПб., 2001.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? -М., 2011.

6. Дружинин В. Психология семьи. -СПб., 2011.

7. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999

8. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

10. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2006.

11. Сафонова Т.Я. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми.- М., 1993.

12. Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб., 2000.

13. Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1989.

14. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2002.

15. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.

16. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М., 2006.

17. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – М., 2001.

18. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер – М., 2000.

19. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007.

20. Эдеймиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001.

 

Интернет-ссылки:

Наименование портала (издания, курса, документа) Ссылка
   Информация о психологах и психотерапевтах России и стран СНГ  Новости об актуальных событиях в мире психологии  Авторские публикации по психологии и психотерапии  Обзоры новых психологических книг  Анонсы интересных психологических сайтов в Интернет http://flogiston.ru/  
  Лицом к лицу с психологией. Книги, статьи, фильмы. http://psy-vis.ru/
3. Сайт «Психологической газеты» http://www.psy.su/guide/
4. Сайт «Мир психологии» http://psychology.net.ru
5. Информационная сеть российской психологии www.psi-net.ru
6. Научная и популярная психология: теория, история, практика www.psychology-online.net
7. Официальный сайт РПО http://рпо.рф/
8. Официальный сайт ППЛ http://www.oppl.ru/

[1] Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

Кафедра Психологии

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

_________________

 

 

Учебная программа

по дисциплине

«Психология семьи»

Направление подготовки: Психология

Профиль подготовки: Психология

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Программа одобрена на заседании кафедры

«____» ___________ 20___ г.

Протокол № _______

Москва

Содержание

I. Аннотация к дисциплине. 3

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.. 4

III. Образовательные технологии. 6

IV. Структура учебной дисциплины.. 7

V. Содержание учебной дисциплины.. 9

VI. Материально-техническое обеспечение. 9

VII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 13

Темы рефератов (докладов): 132

Контрольные вопросы: Ошибка! Закладка не определена.

Типовые задания. Ошибка! Закладка не определена.

VIII. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 18

Основная литература: 18

Дополнительная литература: 18

Интернет-ссылки: 19

IX. Составитель учебной программы.. 20

I. Аннотация к дисциплине

Дисциплина «Психология семьи» включена в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов. В настоящее время динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей. Таким образом, личностное и социально-психологическое изучение брака и семьи является чрезвычайно актуальным в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как при оказании помощи существующей семье, так и при подготовке молодежи к семейной жизни. Знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.

 

Место дисциплины в учебном процессе Университета.

Учебная программа дисциплины «Психология семьи» построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.

Изучению данной дисциплины предшествует овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогике.

Цели дисциплины:

· формирование знания истории возникновения и этапов развития института семьи; психологических особенностей, приобретенных современной семьей в результате глубинных трансформаций актуального периода развития;

· развитие у студентов научного подхода к деятельности по психологическому консультированию семьи.

Задачи:

· формирование знаний относительно основных процессов, происходящих в семье;

· развитие умения анализировать семейные проблемы с научных позиций;

· сформировать у студентов знания об основных подходах к психологическому консультированию семьи;

· ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методами диагностики и работы с этими феноменами;

· сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.

 

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Процесс изучения дисциплины вносит существенный вклад в формировании общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 ПСИХОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") таких, как:

· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

· основные теоретические подходы к изучению семьи;

· теории выбора брачного партнера;

· основные подходы к типологии семейных проблем;

· структуру, типы и функции родительского отношения к ребенку;

· установки, эмоции, стереотипы возникновения и развития семейных конфликтов;

· формы и виды семейного консультирования;

· морально-этические и юридические основы консультативной деятельности психолога с семьей.

уметь:

· провести анализ семейной ситуации с целью постановки «семейного диагноза»;

· провести диагностику супружеской пары в рамках системного подхода к семье, определить степени гибкости и сплоченности семейной системы;

· провести структурированное интервью членов семьи с целью построения генограммы.

иметь навыки:

· психологического анализа семейных проблем;

· оказания психологической помощи семье;

· самоанализа продуктивности собственной консультационной деятельности.

III. Образовательные технологии

 

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

Активные формы обучения:

· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;

· диспуты;

· тренинги.

Студены выполняют самостоятельные задания по ключевым моментам курса:

· подготовка докладов по узловым проблемам курса и выступление с ними перед аудиторией;

· написание эссе объемом 2–3 страницы, посвященные личному отношению студента к тем или иным проблемам в деятельности профессионального психолога- консультанта при взаимодействии с семейными проблемами.

Интерактивные формы обучения:

· интерактивная лекция с мультимедийными презентациями и демонстрациями;

· групповые дискуссии по основным темам учебной дисциплины;

· диспуты.

V. Содержание учебной дисциплины [1]


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.