Введение. Предмет этики, структура этического знания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Введение. Предмет этики, структура этического знания

2018-01-04 401
Введение. Предмет этики, структура этического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этика

Программа курса

 

Минск, 2009


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Этика является особой философской дисциплиной, ключевыми понятиями которой являются мораль и нравственность. В отличие от многих других наук, этика не только дает определенные знания, но и способствует формированию моральной компетентности личности, уровня нравственной культуры, принципам добродетельного поведения. Приобщение к этическому знанию необходимо для переведения полученного знания в личный опыт и практику, в связи с чем этика является важным элементом в структуре высшего образования.

Цель. Общая цель курса – дать целостное представление об этике как самостоятельной области знания, многообразии этических программ, этических норм и принципов, которые могут выступить основой формирования собственной этической позиции студента.

Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

1) определение предмета этики и основные исторические вехи ее развития;

2) описание роли морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание;

3) анализ понятия морали, особое внимание уделив структуре и функциям морали в современном обществе;

4) выделение важнейшие понятия этики и морального сознания;

5) рассмотрение наиболее злободневные проблемы прикладной этики – прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и др.).

По окончании курса студент должен приобрести следующие знания, навыки, умения:

- свободно оперировать понятийно-категориальным аппаратом этики;

- владеть навыками этической полемики, культуры диалога; знать и руководствоваться основными принципами этикетной культуры;

- уметь анализировать собственный нравственный выбор и выстраивать стратегию нравственного развития;

- знать особенности профессиональной этики выбранной сферы деятельности;

- разбираться и уметь анализировать основные нравственные коллизии современности.

Наиболее эффективным является изучение этики на основе знаний по философии, психологии, теории и истории культуры, светскому этикету.

Курс рассчитан на 1 семестр.


Тематический план
(для студентов дневной формы обучения)

№№ п\п Наименование темы Количество часов
лекц. сем.
Введение Введение. Предмет этики, структура этического знания      
Раздел 1   История этических учений    
1.1   1.2   1.3 1.4   Этика Древнего Мира (Древняя Индия, Древний Китай, античность) Этика Средневековья, Возрождения и Реформации Этическая мысль XVII-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке        
Раздел 2   Теоретические проблемы этики    
2.1 2.2 2.3   Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности      
Раздел 3   Прикладные проблемы этики.    
3.1   3.2   3.4 3.4 Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет              
  Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭТИКЕ

(для студентов заочной формы обучения)

 

№ п\п Наименование темы Количество
лекции семинары
Ведение Этика, ее предмет и роль в обществе      
Раздел 1 История этических учений    
1.1 1.2 1.3   Этика Древнего Мира и средних веков Этическая мысль XV-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке      
Раздел 2 Теоретические проблемы этики      
2.1 2.2 2.3 Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности        
Раздел 3 Прикладные проблемы этики      
3.1   3.2   3.3 3.4 Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет          
  Всего:    

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Раздел 1. История этических учений

Раздел 2. Теоретические проблемы этики

Раздел 3. Прикладная этика

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов дневной формы обучения)

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(для студентов заочной формы обучения)

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Учебники и учебные пособия

Этика. Под ред. А. А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2000.

А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. Этика. М., 2000.

Ю.А. Шрейдер. Этика. Введение в предмет. М., 1998.

Этика: учеб пособие. Под ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Мн., 2006.

 

Справочные издания

Этика. Энциклопедический словарь. М., Гардарики, 2001.

Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь / В.А.Бачинин.– СПб., 2005.

Современная западная философия: Словарь /Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М., 1991.

Новейший философский словарь. Мн., 2001.

Дополнительная литература

 

Абеляр. Этика, или Познай самого себя // Теологически трактаты. М.,1995. Антология гендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.

Артемьева О.В. Этика заботы: феминистская альтернатива классической философии // Этическая мысль. М., 2000.

Аристотель. Никомахова Э. // Соч. в 4-ех Т. 4. М. 1984.
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. М., Тюмень: Центр прикладной этики, 1997.

Бартко А. Н., Михаловска-Карлова Е. П. Био-медицинска этика. Теория, принципы и проблемы. Часть 2. Принципы и основные проблемы био-медицинской этики. М., 1999.

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник-84. М., 1986.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995

Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. О войне.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления и жизненных проблемах. М.: ИИЕТ, 1988.

Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997.

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

Бородай Ю. М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Витгенштейн. Лекция по Этике //Историко-философский ежегодник. М., 1989.

Вольф И. Современный этикет. М., 1997.
Ганди М. Сатъяграха. //Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

Гегель. Философия права. М., 1990.
Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. - М., 2002.
Декарт. Рассуждения о методе, гл. 1,3. // Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1989.
Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. М.: Гардарики, 2001.

Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И.Л.Зеленкова, Е.В. Беляева. Мн.,2000.

Зильбер А. П. Трактат об эвтаназии. Петрозаводск 1998.

Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М., 1998.
Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. //И. А. Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.

Кант. Критика практического разума. СПб., 2005
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 2006.

Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2006.

Кинг М.-Л. Паломничество к ненасилию. М., 1991.

Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. Тула, 2000

Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. М., 1996.

Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993.

Лаппо А. Самоучитель хороших манер для девушек. М., 2006.

Лаптенок С.Д. Этика и этикет. Мн., 2002.

Лафарг П. О благотворительности. //Этическая мысль. М., 1998.

Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века. М., 2008.

Майоров Г. Г. Этика в средние века. М., 1986.
Максимов Л. В. Проблема обоснования морали. М., 1991.

Малколм Н. Мур и обыденный язык. //Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Мандевиль Б. Басня о пчелах (Исследование о происхождении моральной добродетели). М., 1974.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К. И. Энгельс Ф, Соч., Т. 3.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844-1845 годов. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 42.

Матюшин Г. Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. М., 1998.

Мораль и рациональность. М., 1995.

Моральные ценности и личность. М., 1994.

Мосс М. Общества-обмен-личность. М., 1996.

Мур Дж. Принципы этики М., 1984.

Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). М.: ИВИ РАН, 2000.

Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993
Ницше. К генеалогии морали // Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г.Апресяна. М., 1996

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

Памятники римского права. М., 1997.

Рейчес Дж. Активная и пассивная эвтаназия. // Этическая мысль. М., 1990.

Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

Римские стоики. М., 1995

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Рьюз М., Ушсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987, № 1.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Св. Франциск Ассизкий. Сочинения. М., 1995.

Смертная казнь: за и против. Составители: Шипов О. Ф., Парфенова Т. С. М., 1989.

Спиноза Б. Этика. М., 2008.

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981

Фрейд З. Тотем и табу. Избранное. М., 1989.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 2000

Фуко М. Использование удовольствий. Введение // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

Фут Ф. Эвтаназия. //Философские науки. 1990, № 6.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Хартия работников здравоохранения. Папский совет по апостольству для работников здравоохранения. Ватикан-Москва, 1996.

Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995.

Хейзинга И. Осень средневековья. Соч. в 3-х тт. М., 1995.

Человек античности: идеалы и реальность. М., 1992.

Что такое мораль? М., 1988.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999

Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

Шостром Э. Анти-Карнеги. М., 2004.

Эпикур. Письмо Менекею // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998.

Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб., 2007.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга третья. О морали, часть 1. // Соч. в 2-х тт. Т. 1. М., 1996.

 


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Этика буддизма.

2. Этическая концепция джайнизма.

3. Этика Конфуция.

4. Политическая этика Платона.

5. Этика Аристотеля.

6. Этика Эпикура.

7. Христианская этика Средневековья.

8. Нравственный идеал христианства. Мировые религии о человеке и смысле его жизни.

9. Гуманистическая этика Возрождения.

10. Этика французского Просвещения.

11. Этика И.Канта.

12. Феноменология морали Г.В.Ф.Гегеля.

13. «По ту сторону добра и зла»: нравственный идеал Ф.Ницше.

14. Проблемы человека в этике ХХ века.

15. Этика экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю)

16. Этические воззрения Л.Н.Толстого.

17. Этические воззрения Ф.М.Достоевского.

18. Этическая проблематика во фрейдизме и неофрейдизме.

19. Протомораль первобытного общества.

20. Буржуазная мораль и этика протестантизма.

21. Моральный прогресс общества: за и против.

22. Традиции и инновации в развитии морали.

23. Искусство и мораль.

24. Мораль и политика.

25. Историческое формирование категории «добро».

26. Основные проявления зла.

27. Нравственная свобода и ответственность личности.

28. Человек и смысл его жизни. Проблема смерти и бессмертия.

29. Счастье как высшая ценность и условия его достижения.

30. Любовь как этико-философская категория.

31. Общение как нравственная ценность.

32. Роль и значение этикета в деловом общении.

33. Этикет народов мира.

34. Основные правила хорошего тона.

35. Мода, этикет и нравственность.

36. Общечеловеческая и профессиональная мораль: общее и различие.

37. Основная проблематика и направления экологической этики.

38. Биоэтика и ее проблемы.

39. Суицид как потеря смысла жизни.

40. Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность или бессердечие?

41. Нравственные проблемы современности: тупик или поиск новых моральных ориентиров?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи этики. Специфика этического знания.

2. Определение основных понятий: этика, мораль, нравственность, нравственная культура.

3. Типологии этических учений.

4. Этические учения Древнего Востока.

5. Античная этика: основные направления и персоналии.

6. Этическая мысль Средневековья, Возрождения и Реформации.

7. Этика Нового времени и Просвещения.

8. Этика немецкого классического трансцендентализма.

9. Этическая мысль ХIХ в.: «философии жизни» (А.Шопенгауэр. Ф.Ницше), С.Кьеркегор.

10. Этическая мысль ХIХ в.: Карл Маркс vs Макс Вебер.

11. Этическая проблематика в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский.).

12. Общая характеристика и особенности главных направлений этики ХХ века.

13. Аналитическая программа в этике ХХ века.

14. Утилитаристская программа в этике ХХ века.

15. Экзистенциально-гуманистическая стратегия в этике ХХ века. (экзистенциализм, «этика благоговения перед жизнью», этика ненасилия).

16. Религиозно-этическая программа в этике ХХ века (неотомизм, персонализм, «диалектическая теология»).

17. Проблема возникновения морали. Основные этические концепции происхождения нравственности.

18. Историческое развитие морали. Нравы родового общества и кодификация нравственности в Древнем мире.

19. Этический кодекс средневекового человека (крестьянин, монах, воин).

20. Бюргерская и буржуазная мораль: принципы и особенности становления.

21. Нравственные коллизии современного общества.

22. Мораль как система регуляции поведения человека. Свойства морали.

23. Структура и функции морали.

24. Высшие моральные ценности. Категории добра и зла.

25. Высшие моральные ценности: свобода, долг, счастье и смысл жизни.

26. Прикладная этика: понятие и проблемное поле.

27. Экологическая этика.

28. Биоэтика: круг проблем и пути их решения.

29. Профессиональная и деловая этика.

30. Культура общения и этикет.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи этики. Специфика этического знания.

2. Определение основных понятий: этика, мораль, нравственность, нравственная культура.

3. Типологии этических учений.

4. Особенности этики Древней Индии.

5. Этическая мысль Древнего Китая.

6. Античная этика: основные направления и персоналии.

7. Этика классической античности.

8. Этика эллинизма.

9. Этическая мысль Средневековья

10. Этика Возрождения и Реформации.

11. Этика Нового времени и Просвещения.

12. Этика немецкого классического трансцендентализма (И.Кант, Г.Гегель).

13. Этическая мысль ХIХ в.: «философии жизни» (А.Шопенгауэр. Ф.Ницше), С.Кьеркегор.

14. Этическая мысль ХIХ в.: Карл Маркс vs Макс Вебер.

15. Этическая проблематика в русской религиозной философии (В.С. Соловьев, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский.).

16. Общая характеристика и особенности главных направлений этики ХХ века.

17. Аналитическая программа в этике ХХ века.

18. Утилитаристская программа в этике ХХ века.

19. Экзистенциально-гуманистическая стратегия в этике ХХ века.

20. Религиозно-этическая программа в этике ХХ века (неотомизм, персонализм, «диалектическая теология»).

21. Проблема возникновения морали. Основные этические концепции происхождения нравственности.

22. Историческое развитие морали. Нравы родового общества и кодификация нравственности в Древнем мире.

23. Этический кодекс средневекового человека (крестьянин, монах, воин).

24. Бюргерская и буржуазная мораль: принципы и особенности становления.

25. Нравственные коллизии современного общества.

26. Мораль как система регуляции поведения человека. Свойства морали.

27. Структура морали.

28. Функции морали.

29. Высшие моральные ценности. Категории добра и зла.

30. Высшие моральные ценности: свобода, долг, счастье.

31. Любовь как этическая категория.

32. Концепции смысла жизни в этике.

33. Ситуация нравственного выбора, ее разновидности.

34. Этические проблемы насилия и ненасилия.

35. Прикладная этика: понятие и проблемное поле.

36. Экологическая этика.

37. Биоэтика: история возникновения, круг проблем и основные принципы.

38. Этические проблемы трансплантологии и реаниматологии.

39. Смертная казнь: за и против.

40. Этические аспекты воспроизводства человеческого потомства.

41. Нравственный смысл эвтаназии.

42. Профессиональная этика: назначение и основные принципы.

43. Основные принципы деловой этики. Общезначимый статус ценностей деловой этики.

44. Деловая этика. Благодеяние и благотворительность.

45. Имидж делового человека. Роль имиджа в управлении и деловом общении.

46. Профессионально-этические основы социальной работы.

47. Культура общения и этикет.

48. Основные правила современного светского этикета.

49. Особенности современного столового этикета.

50. Национальные особенности этикета. Белорусский этикет.

51. Особенности межкультурного общения и международный этикет.

52. Роль и значение этикета в деловом общении.

 

 

Этика

Программа курса

 

Минск, 2009


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Этика является особой философской дисциплиной, ключевыми понятиями которой являются мораль и нравственность. В отличие от многих других наук, этика не только дает определенные знания, но и способствует формированию моральной компетентности личности, уровня нравственной культуры, принципам добродетельного поведения. Приобщение к этическому знанию необходимо для переведения полученного знания в личный опыт и практику, в связи с чем этика является важным элементом в структуре высшего образования.

Цель. Общая цель курса – дать целостное представление об этике как самостоятельной области знания, многообразии этических программ, этических норм и принципов, которые могут выступить основой формирования собственной этической позиции студента.

Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

1) определение предмета этики и основные исторические вехи ее развития;

2) описание роли морали в культуре, ее менявшееся от эпохи к эпохе нормативное содержание;

3) анализ понятия морали, особое внимание уделив структуре и функциям морали в современном обществе;

4) выделение важнейшие понятия этики и морального сознания;

5) рассмотрение наиболее злободневные проблемы прикладной этики – прежде всего те из них, которые остаются открытыми для споров на нормативном уровне (эвтаназия, смертная казнь, проблема справедливого насилия и др.).

По окончании курса студент должен приобрести следующие знания, навыки, умения:

- свободно оперировать понятийно-категориальным аппаратом этики;

- владеть навыками этической полемики, культуры диалога; знать и руководствоваться основными принципами этикетной культуры;

- уметь анализировать собственный нравственный выбор и выстраивать стратегию нравственного развития;

- знать особенности профессиональной этики выбранной сферы деятельности;

- разбираться и уметь анализировать основные нравственные коллизии современности.

Наиболее эффективным является изучение этики на основе знаний по философии, психологии, теории и истории культуры, светскому этикету.

Курс рассчитан на 1 семестр.


Тематический план
(для студентов дневной формы обучения)

№№ п\п Наименование темы Количество часов
лекц. сем.
Введение Введение. Предмет этики, структура этического знания      
Раздел 1   История этических учений    
1.1   1.2   1.3 1.4   Этика Древнего Мира (Древняя Индия, Древний Китай, античность) Этика Средневековья, Возрождения и Реформации Этическая мысль XVII-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке        
Раздел 2   Теоретические проблемы этики    
2.1 2.2 2.3   Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности      
Раздел 3   Прикладные проблемы этики.    
3.1   3.2   3.4 3.4 Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет              
  Всего:      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЭТИКЕ

(для студентов заочной формы обучения)

 

№ п\п Наименование темы Количество
лекции семинары
Ведение Этика, ее предмет и роль в обществе      
Раздел 1 История этических учений    
1.1 1.2 1.3   Этика Древнего Мира и средних веков Этическая мысль XV-XIX вв. Развитие этических идей в ХХ веке      
Раздел 2 Теоретические проблемы этики      
2.1 2.2 2.3 Историческое развитие морали Структурно-функциональный анализ морали Высшие моральные ценности        
Раздел 3 Прикладные проблемы этики      
3.1   3.2   3.3 3.4 Понятие прикладной этики, ее проблемное поле Экологическая этика. Биоэтика и биомедицинская этика: общее и особенное Профессиональная и деловая этика Культура общения и этикет          
  Всего:    

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение. Предмет этики, структура этического знания

Понятия «этика», «мораль», «нравственность», история их становления. Этика и мораль: характер взаимодействия между ними. Круг этических проблем, образующих предмет этики. Место этики в структуре философского знания, этика как практическая философия. Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции. Специфика этического знания, его задачи и структура. Типологии этических учений (натуралистические, социологические, антропологические, супранатуралистические; гедонистические, утилитаристские, перфекционистские, гуманистические). Место этики в системе современной духовной культуры общества. Связь этики с другими гуманитарными науками: философией, историей, психологией, педагогикой, эстетикой, социологией, юриспруденцией.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.