Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-04 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Берестов В. Д. Книга для чтения в детском саду. — М.: Астрель, 2001.
Мешковин И., Лавро К Азбука. — М.: «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004.
Козлов С. Я на солнышке лежу. — М.: Самовар, 2010.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс / Под ред. Т. И. Максимовой. — М.: Эксмо, 2008.
Песенки, загадки, пословицы / Обр. Г. Науменко. — М.: Стрекоза, 2008.
Полная хрестоматия дошкольника. 3-4 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Полная хрестоматия дошкольника. 5-6 лет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — СПб.: Герион, 1993.
И другие сборники литературных произведений для чтения детям.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В предметно-образовательной среде для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны быть представлены следующие оборудование и материалы:
• азбука букв и слогов;
• альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.;
• атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или какого-либо другого материала, домик-теремок и др.;
• бубны;
• бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;
• вазочки, флажки, искусственные цветы, пластмассовые настольные елочки, подставки для яиц, деревянные яйца для моделирования пространственно-количественных отношений на плоскости стола и в песочном ящике;
• «дары Фребеля» — первая-пятая игра ребенка;
• детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
• детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер, микроволновая печь и т. п.);
|
• детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения;
• дидактические материалы М. Монтессори — «Десять геометрических тел с подставками и основаниями», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Металлические (пластмассовые) вкладыши», «Шершавые буквы», настенный модуль «Зубчатые колеса», модуль для прогона шаров (открытый), настенный модуль с объемными телами и зеркалами, настенный модуль для развития стереогности-ческого чувства, тактильная дорожка, настенный модуль с шестью замочками и задвижками, настенный модуль «Сравнение цветов», настенный модуль для упражнений в развитии запястья, рамки М. Монтессори (рамка с ремнями, рамка с бантами, рамка с молнией, рамка со шнуровкой и др.);
• детские игровые комплекты: «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности»;
• детские книги;
• декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
• диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к здоровью, труд медицинских работников, спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т. п.;
• домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые;
• дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см);
• дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.);
• доски: магнитная, ковролиновая, грифельная;
• зонтики (большие и маленькие);
• игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами;
• игровые наборы «Магазин» (с прилавком), «Парикмахерская» (различные варианты) и другие модульные наборы;
• игрушки для застегивания, коврики и шнуровки, например, коврики «Ассорти», «Животные, «Цифры», «Машина», «Бабочка», «Малыш», «Еж», шнуровки «Девочка», «Мальчик»;
|
• игрушки с крепящимися и съемными деталями;
• игрушки, изображающие сказочных персонажей;
• игрушки мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения;
• игрушки музыкальные;
• игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырехсоставные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др.;
• игровое пособие «Вертикальные счеты» (счеты на стержнях);
• игры на ковролинографе: «Счетный материал», «Устный счет», «Часики» и др.;
• иллюстрированные кубики с сюжетными картинками (четыре, шесть, восемь, двенадцать частей);
• изделия народного творчества (игрушки, предметы быта и др.);
• индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
• иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
• иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов о здоровье и здоровьесбережении, о труде медицинских работников и др.;
интерактивное игровое оборудование: «Звездное небо», звездная сеть с контроллером, зеркальный шар с мотором, пузырьковая колонна,
сухой душ, сухой бассейн с подсветкой (для занятий в темной сенсорной комнате);
• календари: отрывные, настенные, сувенирные и др.;
• калькуляторы (крупного размера);
• карандаши;
• картинки-пазлы предметные и сюжетные;
• картины из серий «Домашние животные», «Дикие животные», картины по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», различные картинки, выполненные в стиле коллажа и т. п.;
• картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
• карточки с изображением различного количества предметов;
• карточки с изображениями букв с недостающими элементами, буквами, неправильно расположенными в пространстве;
• карточки с буквами и контурное изображение букв из наждачной бумаги, картона, дерева и пластмассы, различного полистиролового материала и т. п.;
• карточки со слогами, словами;
• карточки с пиктограммами;
• кисти разной ширины и разного диаметра;
|
• книжки-игрушки из клеенки, картона;
• клеенки (индивидуальные пластиковые салфетки и салфетки из клеенки);
• колокольчики;
• компьютер, CD-диски, фотографии образцов построек из различного полифункционального модульного материала, последовательности сборки конструкций из палочек Кюинзенера и т.п.;
• конструкторы деревянные и пластмассовые (Lego-sistem, «Само-делкин-строитель», «Самоделкин-семья», «Самоделкин-фермер», «Само-делкин-зоопарк», «Наш дом», «Развитие», «Элтик» и др.);
• корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
• коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;
• коробки с крышками разных форм, коробки разного размера с отверстиями, игрушечные зверюшки разного размера, экран, лист бумаги и детали аппликаций, карточки с изображением контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.
• коробки-вкладыши разных размеров, бочки-вкладыши;
• коляски с рукоятками;
• контейнер для хранения мячей передвижной;
• кубики, кегли и шары пластмассовые;
• кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов;
• куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);
• куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность — средние (25-35 см) и большие (40-50 см);
• кукольная мебель деревянная и пластмассовая большого, среднего и малого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита и др.);
• кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний;
• ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12x3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см);
• линейки (портняжные, складные — деревянные и пластмассовые и др.), рулетки измерительные;
• логические блоки (блоки Дьенеша) из дерева и пластмассы с карточками-символами и заданиями;
• лоточки для скатывания шариков;
• магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;
• массажные кольца, валики, мячи (0 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см, 10 см, 55 см, 65 см, 75 см);
• материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
|
• маты: детские напольные и настенные, складные, сборные (высота 7-10 см, длина от 1-3 м), мат «Великан» и др.;
• мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г);
• посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и
др-);
• мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные (крупные кнопки), из мягкого полимерного материла и др.;
• муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы;
• мягкий алфавит;
• мягкие антропоморфные животные малого и среднего размера;
• мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
• мячи разного размера и цвета (большие, средние и малые, легкие и тяжелые, в том числе сенсорные (набивные) трех размеров;
• наборы для настольного театра из полистирола, пластмассы, дерева;
• наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
• наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;
• набор в контейнере для подвижных игр;
набор для бадминтона;
• набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника и т. п.;
• наборы детских инструментов (например, «Рабочий стол с инструментами», «Набор инструментов на тележке» и др.);
• наборы из трех-четырех картинок с общим сюжетом (сказки, литературные сюжеты, социально-бытовые и здоровьесберегающие ситуации) для установления логических связей и пересказа литературных произведений;
• наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;
• наборы картинок с символикой России (флаг, герб, портрет Президента);
• наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
• нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных и птиц;
• настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступной детям высоте от пола;
• настенный модуль с кранами и замками;
• настольная и напольная ширмы;
• настенное зеркало и индивидуальные зеркала, в том числе детское зеркало-книжка;
• настольно-печатные игры: «Большие и маленькие», «Веселый мяч», «Времена года», «Деревенский дворик», «Как избежать неприятности», «Колобок», «Кому что?», «Кто с кем?», «Мальчик — девочка», «Мои любимые сказки», «Мой дом», «Наши чувства и эмоции», «Объясни», «Повар», «Умная стрелка», «Учим дорожные знаки», «Ферма», «У нас порядок» и др.;
• оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, сушилка для белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, игрушечная посуда разных размеров и т. п.;
|
• обручи трех-четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и двух размеров (большие и маленькие);
• объемные или плоскостные изображения астрономических и природных объектов, строений: макеты солнца, тучц, деревьев, домов, животных, птиц, светильники «Луна», «Солнце», «Пламя» и др.;
• пазлы полистироловые, деревянные с геометрическими фигурами (напольные и настольные);
• палочки счетные размером 20 см (бамбуковые или деревянные) одного цвета и разноцветные;
пластилин;
• погремушки;
• полифункциональное игровое оборудование77: «Дидактическая черепаха» с пятью чехлами, «Змейка», игровая дорожка, «Пирамида», набор «Набрось колечко»; коврики «Гофр», «Топ-топ», со следочками; напольная дорожка «Гусеница», детская сенсорная дорожка, сухой бассейн, полифункциональный модульный набор «Гномик» («Радуга и др.), игровое панно «Ежик», игровой набор «Бросайка», «Лента-гусеница» (красная, желтая, синяя, зеленая), «Часики» и др.
• природный материал: шишки, желуди, ракушки, камешки разной величины;
• предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.);
• принадлежности доя мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
• проволока мягкая в полиэтиленовой или тканевой оплетке;
• прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранится различный природный и бросовый материал (крупа, песок, фасоль, ракушки, камешки, скорлупа орехов, яиц и т. п.);
• прозрачные пластмассовые бутылки, пузырьки, банки, стаканы для опытов на понимание принципа сохранения количества, для определения разного и одинакового количества, уровня воды в бутылке и т. п.;
• сачки, сита различных размеров (большие, средние, маленькие), ковшики (глубокий, мелкий, большой, средний, маленький) и т. п.;
• сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п.;
• специальный стол с углублениями для поддонов, в которые по мере необходимости наливается вода, насыпается песок, крупа, фасоль, ракушки, камешки и т. д.;
• «стена для рисования»: в классе или игровой комнате к стене прикреплен часто меняющийся большой лист плотной бумаги, на котором учащиеся могут вместе с учителем «тренироваться» в рисовании мелом, углем, фломастерами или также вместе со взрослым выполнять коллективные работы;
• стол дидактический» — столики с комплектами втулок, грибочков, пирамидок, геометрических фигур и т. п.;
• стол-ванна для игр с песком, водой и другими природными материалами;
стол для конструктора Lego, конторка, рассчитанная на разный рост детей. (Конторки применяются для игр детей стоя, а их внутреннее пространство может использоваться как игровое пространство для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, превращаясь в соответствии с замыслом игры в гараж, комнату и т. п.)
• счетный материал: палочки, полоски, цепочки, веревочки, пластилин, проволока;
• тележки, машины;
• телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);
• трафареты цифр;
• трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;
• формочки для теста-пата (круглые, квадратные, треугольные): большие, маленькие, мелкие, глубокие;
• цифры от «1» до «10»;
• часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);
• чистый просеянный и прокаленный песок.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любые другие материалы и оборудование.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося
ДЕЙСТВИЯ | ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ | ||
Имя и фамилия ребенка | |||
КОГНИТИВНЫЕ | Галя Т. | ||
1.СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте; б) перевод взгляда с одного объекта на другой; в) сопровождение взглядом движущегося объекта; г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком | ДА ДА ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО | ||
Выводы психолога: | По образцу | ||
2. СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: а) перемещение «косточек» по проволочной рамке; б) переворачивание плоских предметов (страниц); в) «адресация» предметов по форме; г) дифференциация форм по размерам; д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) | ДА ДА ЧАСТИЧНО ПОМОЩЬ ЧАСТИЧНО | ||
Выводы психолога: | По инструкции | ||
3. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ: а) захватывание карандаша; б) правильное удерживание карандаша; в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно); г) дифференциация символов в пределах про граммы (букв, цифр знаков) | ДА ЧАСТИЧНО НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | По подражанию | ||
4. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: а) установление визуального контакта с собеседником; б) ориентация на лицо взрослого; в) удержание позы во время диалога (сидя, стоя); г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции; д) адекватное использование мимики и выражения лица; е) умение выражать желание жестами, мимикой | ДА ДА ДА ПОМОЩЬ ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО | ||
Выводы психолога: | С привлечением внимания | ||
5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ: а) восприятие и понимание речи: - выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»); - выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»); 1— выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»); - выбрать названный предмет из двух; - выбрать названный предмет из трех; - принести названный предмет, выбрав из ряда объектов; - указать названную часть тела; - указать две и более названных частей тела; - указать названный цвет; - указать большой или маленький предмет; - показать названный предмет на картинке; - выполнить инструкцию с числительным («Покажи, где пять яблок»); - найти парные предметы; - найти парные картинки; - убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу; - повторить предложение из 3-4 слов; - назвать события рассказа в любом порядке; - назвать ключевые события рассказа в правильном порядке | ДА ДА 1—ДА 2 —ДА 3 — ПОМОЩЬ ДА ДА ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ДА НЕТ ЧАСТИЧНО НЕТ НЕТ ПОМОЩЬ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | По образцу | ||
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ | ЧАСТИЧНО НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ДА ДА ЧАСТИЧНО | ||
1.НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: а) знание наименований одежды; б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее; в) самостоятельное раздевание; г) различение обуви по схеме тела (правая, левая); д) самостоятельный прием пищи; е) самостоятельное пользование туалетом; ж) навыки личной гигиены | |||
Выводы психолога: | По подражанию | ||
2. НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБИХОДА: а) для приготовления напитков: - чайник; - чай, кофе; - молоко; - заварной чайник; - чашка; - блюдце; - стакан; - сахарница; - ложка | НЕТ ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ПОМОЩЬ ДА | ||
Выводы психолога: | Частичное | ||
13. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНОЙ ПИЩИ: - приготовление бутербродов из нарезанных продуктов; - пользование ножом; - приготовление салатов; - узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов; - использование консервного ножа; - пользование плитой (газовой или электрической); - выбор кухонной посуды; - жиры и масла | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
4.СТИРКА ВЕЩЕЙ: - пользование раковиной; - пользование водопроводными кранами; - моющие средства; - стиральная машина; - одежда и цветные ткани | ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | По подражанию | ||
5. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ - щетки, совок; - швабра; - пылесос; - выключатели, электророзетки; - ведро; - тряпка; - моющие средства | ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ | ||
Выводы психолога: | По инструкции | ||
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: - бакалея (каши, хлеб); - мясные продукты (колбасы, сосиски); - яйца; - молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир); - овощи; - напитки | НЕТ НЕТ ДА ЧАСТИЧНО ПОМОЩЬ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Частично | ||
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ: - консервные банки; - пакеты, коробки; - бутылки; - замороженные продукты; -тюбики | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ - узнавание достоинства купюр и монет; - ориентировка в стоимости товара; - выбор необходимого товара; - оплата и получение сдачи | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОНОМ: - действия при поступлении звонка; - умение вести разговор самостоятельно; - знание телефонов экстренной помощи | НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ: - узнавание места перехода; - распознавание сигналов светофора; - меры предосторожности на улице | НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ: - нахождение места остановки; - чтение и узнавание номера маршрута; - целевое ожидание на остановке; - оплата проезда; - распознавание конечного пункта поездки; - соблюдение норм поведения в общественном транспорте | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | ||
Выводы психолога: | Отсутствуют | ||
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие (операция) сформирована — «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом — «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью педагога — «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступна для выполнения — «НЕТ».
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!