Меттус Е.В., Литвина А.В., Загулова Г.Б., Гончарова Е.В. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Меттус Е.В., Литвина А.В., Загулова Г.Б., Гончарова Е.В.

2018-01-04 214
Меттус Е.В., Литвина А.В., Загулова Г.Б., Гончарова Е.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гимназия №56

ППМС-центр

ПРОГРАММА

АДАПТАЦИЯ -1

ПОСТУПАЕМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ШКОЛЕ

· Осущетсвление преемственности (дошкольные учреждения – школа)

· Определение уровня готовности к обучению

· Выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в школу

· Программа подготовки ребенка к школе

· Сопровождение ребенка в период адаптации к школе

Авторы программы:

Меттус Е.В., Литвина А.В., Загулова Г.Б., Гончарова Е.В.

Санкт-Петербург

2006 г.
Пояснительная записка

Ребенку пора в школу… Радость и волнение родителей. Множество вопросов, первый из которых – готов ли малыш к поступлению в первый класс? Как наверстать упущенное? Кто может в этом помочь? Какова роль родителей в сложном деле подготовки к школе?

Какую школу выбрать? Многообразие школ в настоящее время порой ставит в тупик не только родителей, но и работников дошкольных учреждений, которые зачастую не готовы дать достаточно четкие рекомендации мамам и папам, опираясь на достоверную информацию о возможных вариантах выбора и учитывая особенности ребенка. Государственная или частная школа? Общеобразовательная школа или гимназия? По какой программе будет учиться наш ребенок в начальной школе: по традиционной или развивающей? Какие программы в настоящее время существуют, и чем они отличаются друг от друга? Справится ли будущий ученик с дополнительными нагрузками?

Программа «Поступаем в первый класс» разработана с целью предупреждения возможных проблем у ребенка в процессе обучения в школе (особенно в период адаптации). Данная программа нацелена также на оказание помощи родителям в выборе образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс.

Целями программы, таким образом, являются:

1. Помощь семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в школу.

2. Предупреждение и преодоление трудностей в учебе у учащихся 1 классов.

3. Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1 класс.

Задачи программы:

1. Обеспечить эмоционально комфортные условия ребенку, поступающему в 1 класс.

2. Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с учениками в период их адаптации к школе.

3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях данного возрастного периода.

5. Оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

6. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и специалистов ППМС-центра начальной и школы и детскогот сада.

7. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.

Этапы реализации программы:

1. Этап подготовки детей к переходу в 1 класс

2. Знакомство с будущими первоклассниками. Диагностика готовности к поступлению в школу.

3. Диагностика проблем адаптационного периода.

4. Сопровождение учащихся первых классов.

5. Оценка результативности программы. Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы».

Программа имеет модульную структуру:

· Модуль 1. Преемственность (дошкольные учреждения – школа.

· Модуль 2. Диагностика (определение уровня готовности ребенка к обучению). Диагностика учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем в период адаптации первоклассников.

· Модуль 3. Выбор образовательного маршрута на этапе поступлении ребенка в школу.

· Модуль 4. Подготовка к школе.

· Модуль 5. Сопровождение ребенка в период адаптации к школе.

Первый модуль программы посвящен проблемам преемственности между дошкольным образованием и школой как необходимому условию успешной адаптации ребенка к школе.

Второй модуль программы – диагностический – включает в себя описание комплекса методик, используемого для определения уровня готовности ребенка к обучению. Третий модуль включает в себя описание вариантов выбора на этапе поступления ребенка в 1 класс, а также алгоритм принятия решения на основе анализа имеющихся вариантов. Модуль 4 включает в себя описание программы подготовки ребенка к школе, описание необходимых условий для организации процесса подготовки к школе. Пятый модуль включает в себя программу сопровождения первоклассников в период адаптации к условиям обучения в школе. В приложениях содержатся некоторые нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов поступления в школу.


МОДУЛЬ 1

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ



МОДУЛЬ 2.

Особенности развития

Физического Психического
ü Области мозга ребенка сформированы почти как у взрослого (ваш малыш уже готов к умственному труду). ü Двигательная сфера уже достаточно хорошо сформирована. Шестилетний малыш – это уже не «неуклюжий медвежонок», а достаточно ловкий человечек, который хорошо и с удовольствием бегает, прыгает, может выполнять подскоки, прыгать на одной ноге, ритмично двигаться под музыку … ü А вот позоночник еще не слишком крепок - процессы окостенения продолжаются. Это очень важно учитывать, подготавливая рабочее место будущего ученика. Помните: осанка ребенка в руках взрослых! ü Интенсивно развиваются координационные мышцы кисти руки (пальчики ребенка готовятся к письму!). Этот период особенно важен для развития мелкой моторики. Ниже мы расскажем об играх, которые помогут в этом. ü Ребенок начинает управлять своим вниманием и памятью. Он уже может удерживать внимание не только тогда, когда ему интересно и нравится заниматься чем-либо, но и тогда, когда от него это требуется. ü Однако ощущения, восприятие, представления развиты у ребенка гораздо лучше, чем мышление. Ему еще не очень-то хочется задуматься над тем, что и почему происходит вокруг него, но малыш все замечает, с интересом наблюдает за окружающими объектами и явлениями.  
Личностное развитие. Самосознание ü Ребенок начинает учитывать мнение и интересы других. «Я хочу, мне нужно» и т.д. уже соотносится с тем, что «Нам важно и намнужно», «Другому важно и нужно». ü Формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. ü Малыш учится управлять своим поведением, хотя зачастую это сопровождается значительнми трудностями. ü Для шестилетнего малыша еще характерна импульсивность и ситуативность. Он в большинстве случаев достаточно бурно реагирует на происходящее с ним «здесь и сейчас». ü К себе малыш относится чаще всего положительно, однако объективнее он оценивает результаты деятельности («Это у меня хорошо получилось: я построил высокую башню» и т.д.), чем свое поведение.  
Деятельность ü Игра. ü Продуктивные виды деятельности (лепка, конструирование и т.д.). ü Учение. Общение ü Преобладает личностное. ü Познавательное. ü Деловое. Взаимодействие в системах: ü ребенок – родные, ü ребенок – ребенок, ü ребенок- педагог, в процессе которого малыш познает себя и других.

Соотненесение возрастных особенностей шестилетнего ребенка с перечисленными выше компонентами готовности к обучению заставляет задуматься о целесообразности снижения возраста поступления в 1 класс до 6 лет и 6 месяцев. Шестилетний первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления, у него преобладает непроизвольная память и особенности внимания, присущие ребенку дошкольного возраста.

Тест Тулуз – Пьерона

(исследование устойчивости внимания и скорости преработки информации)

Конечно, очень важно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был хорошо осведомлен и обладал высоким интеллектуальным потенциалом. Но педагоги и психологи, к сожалению, часто сталкиваются с проблемами в учебной сфере и у таких способных, казалось бы, к обучению детей. С чем это связано? Среди ряда причин можно выделить две достаточно часто встречающиеся в настоящее время – это отсутствие устойчивости и произвольности внимания, а также быстрая истощаемость, утомляемость ребенка (то, что часто называют низкой работоспособностью). Кроме того, среди причин учебных затруднений у детей в школе встречается такая проблема, которую учителя часто называют «низкий темп обучения». В таких случаях, видимо, речь идет о низкой скорости переработки информации.

Для исследования особенностей внимания, работоспособности и скорости переработки информации можно использовать тест Тулуз-Пьерона. Эту методику мы рекомендуем использовать не только с целью диагностики. Это также неплохой инструмент для тренировки внимания.

Итак, что необходимо иметь под рукой для проведения этого теста?

Гештальт-тест Бендера

(исследование зрительно-моторной координации)

Эта методика позволяет определить, насколько хорошо подготовлена рука ребенка к письму, а также дает возможность проверить, способен ли ребенок воспроизвести графический образец.

Оборудование: лист формата А-4, стимульный материал (с рисунками фигур-образцов), ручка.

Речевое развитие

Речевые антонимы

Инструкция:

А теперь я буду говорить слово, а ты придумай, какое слово будет наоборот. Например, маленький, а наоборот – большой, чистый, а наоборот – грязный. Понятно?

Слова зачитываются по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, ему можно помочь, задав вопрос более конкретно: «пластилин мягкий, а камень…?».

1. Твердый - ….?

2. Широкий - ….?

3. Острый - ….?

4. Глубокий - ….?

Следует записывать ответы ребенка дословно, не исправляя их.

1 балл дается за правильно подобранный антоним.

0 баллов за приблизительные ответы (широкий – тонкий), а также за повторение слов с частицей «не».

0,5 баллов дается за правильные ответы, полученные только после оказания помощи-подсказки.

Если ребенок не может выполнить ни одно задание без подсказки, то вся его работа получает оценку 0,5 баллов.

По этому заданию подсчитывается общая сумма баллов, которая войдет в обобщенный показатель речевого развития.

 

Речевые аналогии

Инструкция:

теперь представь: «стол – скатерть» (можно показать руками). Эти два слова между собой как-то связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол – скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол – скатерть». «Пол» - выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

1. Стол – скатерть Пол - ….?

Произвольное владение речью

 

a) Исправление семантически неверных фраз.

Ребенку зачитываются предложения и задается вопрос: «Правильное оно или нет?». Если предложение неправильное, ребенок должен его исправить. Если ребенок говорит, что все верно, это фиксируется в протоколе. Затем переходят к следующему предложению.

Интуитивный визуальный

Анализ-синтез

 

Ребенку показывается, соответствующий стимульный материал.

В ряду из 4 картинок ребенку предлагается выбрать лишнюю. Ответы записываются. Если ребенок медлит с ответом, надо спросить, понимает ли он, что нарисовано. Если ребенку не понятно, надо ему их назвать.

Если ребенок говорит, что лишних картинок нет, это отмечается в бланке. Затем следует попросить ребенка поискать еще раз и записать выбранный ответ. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребенок в последнем задании говорит, что лишних картинок нет, но потом дает правильный ответ, то оно оценивается в 1 балл.

 

Рис. 4. Стимульный материал для исследования визуального анализа и синтеза.

 


Абстрактное мышление

 

Ребенку предъявляется соответствующий стимульный материал.

Инструкция:

Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь. Для чего холодильник используют, да? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку.

Запишите ответ, не требуя объяснений. Перейдите к следующему заданию.

 

Рис.5. Стимульный материал для исследования абстрактного мышления.

 

Продолжение инструкции:

У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижних картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди), и к этой (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок подойдет сразу к двум верхним?

Записать ответ и перейти к следующему заданию.

Слушай внимательно: какое слово длиннее – «змея» или «червячок».

Ответ фиксируется. Задание повторять нельзя.

 

Ребенку предлагается ряд чисел, который нужно продолжить. Ребенок выбирает ответ из предложенных, ответ записывается.

Какое чсло должно стоять после 5:

1, 3, 5, …? 4 6 7

За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

 


ПОКАЗАТЕЛИ

(соответствие полученного количества баллов уровням)

 

Показатели Е (низкий уровень,ниже нормы) D (слабый уровень, субнорма) С (средний уровень, норма) В (выше среднего) А (высокий уровень)
Речевое развитие 0-1 2-3 4-6 7-9 10-12
Понятийное интуитивное мышление 0-1 2-3 4-5 6-7  
Абстрактное мышление - 0-1      
Скорость переработки информации Менее 14 15-17 18-29 30-39 Более 40
Внимательность Менее 0,88 0,89-0,94 0,95-0,96 0,97-0,98 Более 0,99
Зрительно-моторная координация Качественный анализ
Кратковременная речевая память 0-1   3-4 5-7 8-9
Кратковременная зрительная память 0-1 2-4 4,5-7 7,5-6 10-16

 

 

2 этапу диагностики - исследование личностной и социально-психологичес­кой готовности ребенка к обучению в школе.

Мотивация

 

Ребенку можно задать следующие три вопроса:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

О сформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются уроки, занятия, получение знаний.

3. Как ты думаешь, где лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

Осформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых отдается предпочтение школьному обучению.

Уровни мотивации:

А, В (высокий, выше среднего) – положительное отношение к школе проявилось в ответах на все вопросы.

С (средний) - положительное отношение к школе проявилось в ответах на два вопроса.

D, Е (ниже среднего, низкий) - положительное отношение к школе не проявилось в ответах на вопросы или проявилось в ответе не более, чем на 1 вопрос.

 

3 этап обследования ребенка – определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школе.

Для определения эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе, а также для исследования тревожности дошкольника можно использовать методику «Веселый-грустный»**

Тест «Веселый – грустный»

(адаптированный вариант методики,

описанной в книге М.Н. Ильной «Подготовка к школе»)**.

 

Ребенку предлагается рассмотреть картинке, изображенные на рисунке 8.

Инструкция:

На рисунках изображены дети. На всех картинкаху детей нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица – веселое или грустное – у детей, изображенных на картинках. Если ребенок затрудняется сразу ответить, можно задать ему дополнительные воросы: «Как ты думаешь, что здесь происходит?» и т. д.

 

1. Ученики идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна (рис.8.1.).

2. Ученик у доски отвечает урок, рядом сидит учительница (рис 8.2.).

Анкета для родителей

Количество детей в семье  
Количество членов семьи  
Установлен ли для ребенка дома режим дня? да нет
Соблюдается ли режим дня ребенком? да нет
С кем ребенок проводит большую часть времени?  
Чем ребенок чаще занят дома?  
Как организован досуг ребенка? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? Какие?  
Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка?  
Как ребенок чаще всего реагирует на замечания родителей?  
Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?  
Сколько времени ребенок может самостоятельно заниматься одним делом (например, рисовать, рассматривать картинки в книге, играть)  
Охотно ли ребенок посещает детский сад, занятия в группах раннего развития и т.д.?  
Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке?  
Что больше всего огорчает, беспокоит?  

 

Качественный анализ ответов на вопросы данной анкеты позволяет определить уровень личностного, эмоционально-воевогого развития ребенка, а также помогает выявить его интересы и предпочтения.

 

Очень важный этап обследования – диагностика физической готовности ребенка к школе.

И хотя в нашей книге об исследовании физической готовности ребенка к обучению мы говорим в конце, все же целесообразно начинать собирать информацию о возможностях ребенка именно с изучения состояния его здоровья. Предлагаем вниманию читателей карту здоровья ребенка, разработанную авторами с целью всестороннего анализа данных медицинского обследования и медицинской документации. Данная карта поможет сфокусировать внимание на индивидуальных особенностях ребенка, особенностях его физического развития и состоянии здоровья как важнейших факторах, определяющих выбор школы для будущего первоклассника.

 


Карта здоровья ребенка

Наличие хронических заболеваний у родителей и близких родственников

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

От какой беременности ребенок __________________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1-ой половины, 2-ой половины беременности, падения,

травмы, инфекции, заболевания во время беременности)

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Роды (долгосрочные, срочные быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________________

__________________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_____________________________________

Когда закричал ребенок _____________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфикция, гипоксия _________________________________________________________

Резус-фактор (положительный, отрицательный, совместимость матери и ребенка по резус-фактору)

Вскармливание (грудное, искусственное) ______________________________________________________

Грудное вскармливание до __________________ Когда выписали из роддома_______________________

 

Перенесенные заболевания

(Соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До 1 года __________________________________________________________________________________

После 1 года _______________________________________________________________________________

После 3 лет ________________________________________________________________________________

Наличие хронических заболеваний ____________________________________________________________

У каких специалистов состоит на учете________________________________________________________

Наблюдаются ли у ребенка: частые головные боли, головокружения, повышенная потливость,

плохо переносит езду в транспорте, плаксивость, тики, навязчивые движения, страхи,

обкусывание ногтей, энурез, частые боли в животе, обмороки, судороги,

нарушения слуха, зрения, речи, плохая координация движений; чрезмерная полнота

Другие проблемы со здоровьем: ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________ Лепет _____________________________________

Первые слова (когда, какие) _________________________________________________________________

Первые фразы _____________________________________________________________________________

Отмечались ли: а) грубые искажения звукослоговой структуры слова _______________________________

б) грубые аграмматизмы ______________________ в) жесты ______________________________________

Занимались ли у логопеда, с какого возраста ___________________________________________________

Речевое развитие

Первые слова: до 1 года 1 год - 1,5 года 1,5 – 2 года после 2 лет после 3 лет

Особенности речи: нарушения звукопроизношения (какие звуки неправильно произносит): _____________

____________________________ Заикание: есть нет


МОДУЛЬ 3.

ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

МОДУЛЬ 5.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

Как организовать процесс подготовки ребенка к школе?

Могут ли родители сами справиться с этой задачей?

 

Дорогие родители, педагоги, няни, не стоит, засучив рукава, бросаться в бой с малышом, его свободным временем, таким необходимым ему для игр и развития,

и - учить, учить, учить …!

Чтобы занятия не превратились во всеобщую пытку, позволим себе дать несколько советов родителям от имени практикующих педагогов-психологов.

ü Заниматься с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятие не должно длиться более 35 минут (с двумя физкультминутками), лучше, если вы будете заниматься 20-30 минут (здесь важно учитывать индивидуальность ребенка). Главный показатель того, что вы все делаете правильно – ребенок не устает, и ему хочется еще и еще заниматься (пусть лучше останется чуть-чуть «голодным», чем переевшим интеллектуальной пищи).

ü Такие занятия нужно организовывать 2 раза в неделю, дополняя их познавательными и интересными играми и мероприятими «выходного дня» (такими как поход в музей или театр, экскурсия по городу или совместный просмотр хорошего (!) детского фильма или мультфильма). Важно, чтобы вы проводили занятия регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные занятия удвоением их частотности.

ü Занимайтесь с ребенком сами только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное - вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала до последней минуты занятия. Если этого добиться не удается, лучше обратиться за помощью к профессионалам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не должен!) абсолютно во всем соответствовать представлениям родителей о том, каким ему быть.

ü Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь или альбом и т.д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше – неожиданные!) предметы, удобное и уютное рабочее место.

ü Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я для тебя приготовила?)… Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша!

ü В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.

ü Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учителя – это один из самых эффективных методов усвоения учебного материала.

ü Современный ребенок много времени (к сожалению!) проводит у телевизора. Многие родители, включая своему малышу мультики, освобождают себя от необходимости с ним разговаривать (опять же, к сожалению!). Если для вас видеомагнитофон – обязательный атрибут семейной жизни, пожалуйста, внимательно отнеситесь к тому, что смотрит ваш малыш. В Приложениях вы найдете описание детской видеотеки, которая не только не повредит развитию вашего малыша, но и сможет во многом помочь вам при подготовке его к школе, а главное – позволит всей семье получить удовольствие от качественного и высокохудожественного произведения настоящего киноискусства.

Вопросы, которые можно задать ребенку после просмотра мультфильма или фильма:

1. Понравился ли тебе мультфильм (фильм)?

2. Кто из героев тебе понравился и почему?

3. Как ты думаешь, кто главный герой этого мультфильма (фильма)?

4. Попробуй придумать продолжение (следующую серию) этого фильма. Что станет с его героями?

ü И не забывайте, пожалуйста, о ее величестве КНИГЕ! Не стоит путать чтение вслух интересных книг с обучением чтению. Традиция читать вслух в семейном кругу (например, вечером, пред сном) не только позволит привить ребенку любовь к книге, но и даст возможность снять напряжение и усталость, а главное – это чудесное время для эмоционального контакта с ребенком! Только читать необходимо выразительно, демонстрируя ребенку грамотную и красивую речь.

Беседа с ребенком после прочтения книги может строиться следующим образом:

1. Понравилась ли тебе книга?

2. С кем из героев сказки ты хотел бы дружить?

3. Кому хотел бы помочь и почему?

4. Запомнил ли, кто автор книги? Какие книги этого автора читали раньше?

5. Попросите пересказать самый интересный и запомнившийся момент.

6. Не следует забывать об иллюстрации. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите рисунки, спросите, так ли он представлял себе героев, как их изобразил художник.

7. Рассмотрите вместе с ребенком обложку и подумайте, почему именно так она оформлена (кто или что изображено на ней и почему).

К 5-6 многие дети начинают читать сами, но требовать от ребенка самостоятельного чтения не стоит.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты:

1. Повторим, что читать книги детям следует выразительно, правильно расставляя ударения, делая акценты. Но не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошо получается, не очень хорошая дикция и т.д. Ваши старания все равно вознаградятся, ведь для ребенка главное, что ему читает близкий человек. Малыш прекрасно поймет те чувства, то настроение, которыми вы хотели с ним поделиться.

2. Прививая ребенку бережное отношение к книге, напомните ему, что она «живая», ведь рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести традицию: каждую новую книгу «приглашать» в дом как самого дорогого гостя, «усаживать» на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к этому.

3. Пусть чтение вслух станет вашей семейной традицией, сопровождаемой неким ритуалом. Сядьте вместе с ребенком поудобнее, может быть, ваш малыш забирется к вам на колени. Объясните ему, что книга не любит, когда ее прерывают. И все же, если ребенку очень хочется задать вопрос или прокомментировать услышанное, позвольте это сделать. Обязательно объясняйте непонятные слова, но только после того, как спросите ребенка: «А как ты думаешь, что это слово обозначает. Как ты его понял?».

4. Чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не заставляйте его вас слушать. Сколько времени читать вслух, вам даст понять заинтересованность ребенка, его внимание к книге.

5. Если интерес к книге не возник, есть смысл поменять ее на другую, которую ребенок выберет сам.

ü Занятия, конечно, важны, но они – лишь незначительная часть процесса подготовки ребенка к школе. Школа потребует от малыша четкого следования установленным в ней правилам и расписанию. У многих детей, которые не привыкли жить в соответствии с определенным расписанием (режимом дня), самой главной проблемой в период адаптации становится необходимость вставать в определенное время (довольно рано!) и вовремя ложиться спать. Родителям необходимо помнить о том, что разумный распорядок дня значительно облегчает ребенку жизнь! Соблюдение режима дня – важное условие успешной подготовки ребенка к школе. Часто приходится слышать от родителей: «Пусть поспят подольше, пока маленькие. Ну и что, что рано не встает, вечером-то ребенка не уложить – он засыпает за полночь вместе с нами!». Следствие такого отношения к режиму дня - типичные проблемы в начальной школе: ученик пришел на урок невыспавшийся, получил плохую отметку… У первоклассника, который не привык к определенным правилам (в том числе правилам режима дня), школа вызывает страх из-за требований, которые она ему постоянно предъявляет.

ü Несколько слов о кружках, секциях, спортивных и музыкальных школах … Как быть с дополнительным образованием? Конечно, если к шести годам у вашего ребенка уже четко выявились интересы и предпочтения в области дополнительного образования, а также проявились определенные способности (к музыке, танцам, занятиям спортом и т.д.), можно записать его в соответствующий кружок или секцию. Однако это бывает довольно редко. Чаще родители, записывая ребенка в музыкальную или спортивную школу, руководствуются собственными предпочтениями (а иногда (будем честными!) – собственными амбициями). Дополнительное образование, как и основное, требует очень продуманного и серьезного подхода со стороны родителей (а позже – самого ребенка). Не говоря уж о больших затратах времени, материальных затратах, кружок или секция часто становятся настоящей пыткой для ребенка, когда выбор за него был сделан родителями и неправильно. Наверное, есть смысл подумать о дополнительном образовании для малыша тогда, когда он начнет учиться в школе, и вся семья познакомится с расписанием уроков, объемом домашней работы (если ребенок будет учиться по программе, требующей выполнения домашнего задания уже в первом классе). Кроме того, необходимо так же, как и при выборе школы соотнести возможности ребенка (и всей семьи!) с его интересами и склонностями. Затем необходимо получить подробную информацию об имеющихся вариантах (особенно следует обратить внимание на близость центра дополнительного образования, дома творчества и т.д. к школе или дому, на сочетание расписания занятий кружка со школьным расписанием). Когда вся информация будет всесторонне проанализирована, можно предложить ребенку сначала посетить занятия в кружке или секции в качестве гостя, наблюдателя. После этого поговорите с ребенком, обсудив с ним возможность выбора этого кружка. Расскажите ему о том, что его решение – это серьезный и ответственный шаг, который потребует определенных усилий, организованности, затрат свободного времени. В том случае, если ребенок действительно захочет заниматься, предложите ему некоторый испытательный срок (важный и для вас, и для него) и будьте готовы к тому, чтобы без раздражения и возмущения принять его категорический отказ от подобных занятий в том случае, если выбор окажется неверным.

ü И, наконец, об играх. До семи лет для ребенка ведущей является игровая (а вовсе не учебная!) деятельность. Но игра,как известно, позволяет ребенку очень многому научиться, многое узнать, развить мелкую моторику (что необходимо для подготовки руки к письму и очень важно для развития речи). Важность игры вовсе не оправдывает необдуманного «заваливания» ребенка и всего дома игрушками. Когда игрушек слишком много (особенно однообразных, например, мягких), пропадает интерес к игре, к изобретательству. Такая важная для ребенка сюжетно-ролевая игра предполагает не наличие ярких и бестолковых (пусть простят нас ее изготовители!) Барби вместе со всеми ее нарядами и аксессуарами, а придумывание малышом нового назначения для имеющихся под рукой предметов (например, ложкой может служить палочка, карандаш, салатом – трава и т.д.). Именно такая изобретательская деятельность позволяет ребенку развиваться, обогащать свой речевой запас и пополнять житейский опыт. Какие же игрушки необходимы ребенку? Вот перечень действительно нужного каждому малышу:

1. Куклы (не Барби, которая уже выросла, – взрослая тетя, а кукла-ребенок, позволяющая малышу быть ее мамой или папой). Одежда для куклы (лучше самодельная). Мебель. Посуда. Набор врача, парикмахера. А вот для игры в магазин лучше использовать подручные средства.

2. Машинки, паровозики (лучше, если они будут заводными и разборными).

3. Конструкторы (не только Лего, но и деревянные, металлические).

4. Кубики (хорошо, если вы приобретете кубики Никитиных – «Уникуб», «Кубики для всех» - это очень интересные игры для всей семьи).

5. Головоломки (опять же можно найти их в играх Никитиных – «Сложи квадрат» и др.).

6. Мозайка (довольно мелкая, яркая и интересная, позволяющая делать очень красивые вещи, при этом развивая мелкую моторику - пальчики ребенка).

7. Пазлы (сейчас есть пазлы – репродукции картин известных художников, виды города, карта мира, времена года, дикие и домашние животные и т.д.).

8. Игры с фишками (например, «Прогулки по Санкт-Петербургу» - игра, включающая игровое поле, кубики и фишки, позволит очень быстро и без лишних усилий познакомить ребенка с основными улицами и архитектурными памятниками северной столицы).

9. Всевозможные лото («Животные», «Растения», «Школьные принадлежности» и др. сейчас есть практически в каждом хорошем игрушечном магазине).

10. Игра «Парные картинки» (парные карточки, например, с изображениями рыб с одной стороны и одинаковой для всего набора другой стороной, выкладываются одинаковой стороной на столе в виде прямоугольника или квадрата; играющие по очереди открывают по две карточки, пытаясь найти одинаковые). Эта игра не только прекрасно развивает внимание и зрительную память, но и позволяет быстро запомнить названия цветов, насекомых, рыб и т.д.

11. А вот мягких игрушек много дарить ребенку не стоит. Пусть будет один, максимум два самых любимых мягких друга (из очень качественного, не вызывающего аллергических реакций, хорошо стирающегося (желательно, в стиральной машине) материала), с которыми приятно спать, шептаться о самом сокровенном, которым иногда можно пожаловаться, когд


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.