Обсессивно-компульсивное поведение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обсессивно-компульсивное поведение

2018-01-04 111
Обсессивно-компульсивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Люди, входящие в эту категорию, часто поглощены навязчивой идеей или чувством, не имеющим под собой разумного основания. Они испытывают сильные импульсы совершать необдуманные поступки. Если эти два симптома совмещаются, то борьба идет с навязчивыми и бесконтрольными побуждениями. Например, мужчина, который чувствует, что должен мыть руки каждый час, проявляет навязчиво-принудительное поведение. Этот человек одержим страхом подхватить инфекцию и думает, что мытье рук убережет его от болезни.

Установление границ – это достаточно наступательное, смелое поведение. Люди, которые не могут установить четких границ, обращают свою агрессию на себя в форме болезненной навязчивости или принуждения других сделать что-нибудь, чтобы быть в безопасности. В таком случае человек должен принять решение путем формирования сильных личных границ избавиться от этих болезненных ощущений. Установление границ сформирует внутреннюю структуру, при помощи которой он сможет противостоять навязчивым мыслям и побуждениям. Это вернет ему самоконтроль, чьи функции выполняли навязчивые побуждения.

Навязчивые побуждения обнаруживают недостаток свободы. Развитие границ и способность сказать "нет" дают чувство свободы, которая нужна для решения проблемы навязчивого поведения.

ПРЕПЯТСТВИЯ В СОЗДАНИИ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ

Душевная травма или искаженное мышление могут быть серьезным препятствием для создания границ. Ниже приведены некоторые примеры, иллюстрирующие, как это происходит.

Душевная травма прошлого

Мы все выросли в мире, в котором смешаны представления о том, где кончается один человек и начинается другой. В результате, мы выросли, не понимая, что нам принадлежит, а что нет, за что мы ответственны, а за что нет.

Это непонимание собственных границ доходит до высшей точки, когда нам не позволяется владеть собственными телами, чувствами, установками, действиями, мыслями, способностями, решениями, желаниями и ограничениями. В результате мы все носим в себе огромное количество душевных ран, и у нас нарушены личные границы. Кроме того, мы сами привыкаем избегать ответственности за самих себя. Мы естественно противостоим любой ответственности, поэтому, когда нам наносится душевная травма, мы практически не в состоянии принять за нее ответственность.

Обычно травма образуется, когда кто-то не позволяет нам принять ответственность за собственную жизнь. Если, например, наши родители не позволяли нам принимать собственные решения и делали нас ответственными за их решения. Это наносит серьезный ущерб нашим личным границам. Например, Сэнди выросла с матерью, которая оказывала сильное влияние на способность Сэнди формировать личные границы. Сэнди должна была пройти через процесс отстаивания того, что принадлежало ей, и отказа от того, что принадлежало матери, от ее выбора и ее ответственности.

Каждый человек должен найти в своем прошлом определенный момент, когда остановилось построение его или ее личных границ. Оскорбление, контроль и манипуляция чувством вины – серьезнейшие препятствия для установления границ. Кроме того, если наши границы не развиты полностью из-за травм прошлого, мы в будущем получим еще большее количество душевных ран. Нет сомнения в том, что Иисус, увидев толпы людей, "сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря" (Мф. 9:36). Бог понимает, насколько мы потеряны, и хочет помочь нам воздвигнуть заново наши границы и вернуть ощущение свободной личности, утерянное после грехопадения.

Искаженное мышление

В результате прошлых травм и падений мы искаженно воспринимаем Божью реальность. Искаженное мышление является серьезным препятствием для соединения с людьми, так же и здесь требуется исправление его для принятия ответственности и установления личных границ. Ниже приведены только некоторые примеры того, как люди искажают реальность в отношении себя, Бога и других людей.

Представление о самих себе

"У меня есть границы, значит я плохой". Самая большая проблема в вопросе личных границ – это чувство вины, которое появляется, когда мы обнаруживаем, что полностью свободны владеть своей жизнью. Люди привыкли слышать, что они эгоисты и плохие, потому что не принимают на себя ответственность за чувства, действия и выборы других людей. Это представление замыкает круг созависимого поведения. Люди с проблемами личных границ, несомненно, чувствуют, что поступили плохо, если попытались установить ограничения и высказали свои желания. Это происходит потому, что у них завышенное чувство ответственности за других людей. А недостаток свободы приводит их к ощущению греховности, и снова по кругу.

"Я эгоист, если хочу управлять своей жизнью". Люди с подобными установками, наверное, неоднократно слышали что-то подобное: "Ты эгоист, если не отдашь мне то, что принадлежит тебе". Когда человек доступен для контроля над ним других людей, он чувствует, что это эгоистично – самому решать, что делать со своей частной собственностью. В действительности, принятие решений за свою жизнь является единственно верным доказательством любви, потому что тогда все, что мы будем давать другим людям, будет отдано по доброй воле.

"Мои нужды не так уж и важны". Это утверждение является отречением от самого себя, и оно не библейского происхождения. Да, в Библии сказано, что мы должны отвергнуть себя, но мы можем так поступить, если вначале будем владеть тем, что собираемся отвергнуть. Люди, которые не владеют своей жизнью, не могут отдать ее, потому что им нечего отдавать! Мы должны быть хорошими хранителями своей жизни, чтобы у нас была возможность отречься от нее.

"Мои нужды являются самыми важными". Это искажение в другую сторону. Когда мы не имеем личных границ, мы склонны переступать через жизни других людей и не видеть в них отдельные личности. Истинная суть эгоистичности – это отрицание потребностей и чувств других людей.

"У меня должно быть все, чего я пожелаю". Это искажение нашего "я" обладает разрушительными последствиями, потому что лишает нас контроля над собственной жизнью. Ограничение собственных желаний позволяет нам служить другим, и в то же время находиться на должном расстоянии, не сливаясь с ними. Неудовлетворение всех наших нужд иногда очень полезно для нас; это устанавливает границы. Когда мы говорим "нет" некоторым требованиям детей, они учатся сдерживать себя.

"Я ответственен за других людей". Это убеждение удерживает людей в состоянии незрелости. Истина заключается в том, что мы должны быть ответственны перед другими, а не за них. У нас есть обязательства перед теми, кто в нужде; однако мы должны требовать ответственности с сильных и крепких людей. Не делая этого, мы даем им возможность оставаться духовно незрелыми.

"Я должен делать все, чего хотят от меня другие". Это чувство приходит, когда кто-то поработил или подавил нас как личность. Если мы чувствуем себя подобным образом, мы не можем принять решение отдать что-либо другому. Поэтому такой человек является безответственным. Бог дал нам ограниченное количество того, что мы можем дать другим, и мы должны хотеть поделиться этим. Если мы позволяем другим приказывать нам, что давать, мы не выполняем волю Божью.

"Если что-то идет не так, это моя вина". Люди с проблемами личных границ обладают чрезмерным чувством вины. Они чувствуют себя ответственными, например, если кто-то врезается в их дом и попадает в больницу. Они чувствуют себя ответственными, если могут провести какую-нибудь связь между своим поведением и поведением другого человека. Они часто винят себя за действия других людей.

Родители часто винят себя всю жизнь за ошибки своих детей. Они отрицают тот факт, что все люди ответственны сами за себя. Такие установки родителей приводят к тому, что дети вырастают беспомощными. А родители потом говорят, что у детей не хватает сил бороться с трудностями жизни. Конечно, ведь вся сила осталась у родителей.

"Я ни в чем не виноват". Такое заявление показывает полное отсутствие ответственности за то, что человек делает. Оно обнаруживает непризнание того, что находится внутри нашей частной собственности, и непринятие ответственности за свои действия. Типичное поведение таких людей – обвинение других, при этом они не признают своего участия в причинении боли другому человеку. Некоторые родители не признают своей причастности к проблемам детей, что является настолько же неправильным, как и принятие всей вины на себя. На самом деле мы можем побудить другого человека к греху (Мф. 18:6).

Наше представление о других

"Они возненавидят меня, если я скажу «нет»". Если мы привыкли, что отвечаем за разочарования других людей, мы начинаем бояться обиды и ненависти в тех случаях, когда отваживаемся отстаивать свои интересы, то есть то, что принадлежит нам. Нам кажется, что люди будут отвергать нас, если мы установим ограничения на то, что делать и что не делать для них. В действительности, исследования и жизненный опыт показывают, что люди, которые могут сказать "нет", нравятся другим гораздо больше.

"Меня покинут, если я буду отстаивать свои личные границы". Иногда, когда дети начинают овладевать собственными жизнями и создавать отдельное "я", они теряют любовь родителей. Если это происходит в детстве, то в сердце навсегда останется след, и человек всегда будет ждать, что его покинут, когда он начнет владеть собой. Но в действительности все происходит как раз наоборот. Люди без личных границ остаются брошенными гораздо чаще.

"Люди хотят управлять и манипулировать мной". Люди, у которых нет развитого чувства своего "я", боятся манипуляции и контроля со стороны других людей. Они всегда выискивают моменты, когда другие пытаются контролировать их, и поэтому боятся вступать в близкие отношения. Хорошие границы дают человеку необходимую внутреннюю силу, при которой манипулировать или управлять им становится невозможно.

"Другие откажутся выполнять мои просьбы". Некоторые люди воспитывались с представлением, что прямое выражение желаний недостойно или эгоистично. Они научились быть пассивными в отношении своих желаний из-за страха отвержения и осуждения. Они всегда боятся выглядеть слишком требовательными в глазах тех, кого любят. Хотя, наоборот, прямые и честные люди имеют больше привязанностей и шире круг взаимоотношений. Очень трудно сблизиться с пассивным человеком, потому что всегда придется гадать, чего он на самом деле хочет.

"Люди бросят меня, если я не сделаю их счастливыми". Люди, привыкшие нести ответственность за чувства других, боятся, что потеряют близкого человека, если не примут ответственность за его или ее счастье. Вероятно, они потеряли кого-то по этой причине, но делать заключение обо всех, основываясь на этом печальном опыте, – это искажение.

"Другие ответственны за меня". Как наша ответственность за других, так и их ответственность за нас являются искажением. Думая, что другие ответственны за нас, мы также переходим чужие границы. Перекладывая ответственность за свои чувства, установки и решения, мы как будто забываем, что у этих людей есть своя жизнь, и они свободны делать с ней все, что захотят.

"Люди эгоистичны, потому что не выполняют моих желаний". Мы можем не понимать, как наше искаженное представление о границах отражается на других, если мы осуждаем их за свободу. Мы не принимаем их права сказать "нет".

"Люди не любят меня, если говорят мне «нет»". Если мы разрываемся между любовью и ограничениями, то часто принимаем "нет" других людей за отвержение и доказательство их нелюбви к нам. Это недостаток уважения к людям и искаженное представление о них, потому что люди вправе сами решать, как доказывать нам свою любовь. Мы склонны считать их жестокими, если они имеют личные границы.

"Люди ожидают, что я буду выполнять их желания". Часто мы не понимаем, как много дает нам свобода и возможность владеть собственной жизнью. Если мы выросли в обстановке контроля, мы ожидаем, что другие тоже не дадут нам личной свободы.

"Другие ответственны за мои действия". Если за нас все время несли ответственность другие, мы будем и впредь считать, что за наше поведение и за его последствия отвечает кто-то. Это непонимание закона причинно-следственной связи в нашей жизни, а следствием такого непонимания является то, что мы всегда будем ждать, что кто-то поручится за нас. Одна женщина-секретарь, которую я знал, поставила на свой столик следующую надпись: "Ваше плохое планирование не является основанием для моей спешки". В сущности, она хотела сказать, что она не ответственна за поведение других людей.

Наше представление о Боге

"Бог не хочет, чтобы я владел своей жизнью". Многие люди с проблемами в области личных границ думают, что Божье повеление отвергнуть себя и отдать свою жизнь Ему означает, что мы не имеем больше права владеть своей жизнью. Это неверно. Надо владеть своей собственной жизнью, чтобы возможно было отдать ее Богу, поскольку нельзя отдать то, чем не владеешь. Библия и жизненный опыт показывают нам, что мы должны осознавать все перечисленные выше компоненты своей личности, чтобы свободно подчиниться Богу.

Бог хочет иметь общение с нами, а общение требует наличия, как минимум, двух личностей. Когда Иисус был в Гефсиманском саду, Он подчинился воле Отца, но Он также четко осознавал собственные желания: "Отче, да минует Меня чаша сия". Таково было Его желание, которое позже Он подчинил воле Отца. Иисус владел Своими желаниями и высказывал их. Все великие святые Библии, включая Иова, Давида, Павла, имели подобные отношения с Богом. Они свободно высказывали Богу свои желания. Бог хочет, чтобы мы были настоящими людьми и владели тем, что принадлежит нам. Только тогда мы сможем свободно отдать это Ему.

"Бог не хочет, чтобы у меня было что-то лично мое". Люди, у которых нет личных границ, испытывают чувство вины за свои мечты и желания. Библия полна примеров, когда Бог говорит нам, чтобы мы просили Его благословений, и тогда сможем поделиться ими с другими. Некоторые люди верят, что Бог сердится на них, когда они удовлетворяют свои желания. Это противоположно тому, что хочет Бог. Он хочет благословить нас, но Он хочет, чтобы мы видели в Нем источник благословения: "Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения" (1 Тим. 6:17,18).

Бог обильно посылает нам Свои благословения, чтобы мы могли наслаждаться ими и поделиться с другими. Аскетизм с чувством вины – не библейское явление. Это искаженное представление о Боге Подателе всех благ.

"Бог хочет, чтобы у меня было все, чего я захочу". Есть люди, считающие, что исполнение их желаний – это заповедь Божья, и у Него нет ограничений на это. Идея настолько же небиблейская, как и предыдущая. Бог часто говорит нам "нет", и Он не должен нам ничего объяснять. В притче о работниках виноградника хозяин был свободен делать то, что считал нужным, потому что это было его право (Мф. 20:15). "Евангелие благополучия и богатства" представляет Бога нашим слугой и отрицает Его границы и выборы. Бог часто говорит "нет" по причинам, которые мы не понимаем; Его отказ исполнить наши желания не означает, что у нас не хватило веры. Спросите Иисуса, достаточно ли было у Него веры в Гефсиманском саду.

"Бог думает, что я эгоист, если я говорю другим «нет»". Бог любит нас и дает нам благословения, руководствуясь Своей свободой, а не принуждением. Другая сторона свободного даяния – это возможность сказать "нет", когда мы не хотим давать. Бог поддерживает в нас ощущение границ, потому что Он создал их. В результате, мы сможем давать добровольно, а не из принуждения.

Кроме того, мы помогаем Богу приводить людей к зрелости, когда говорим "нет" в ответ на их безответственность. Павел говорит: "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата" (2 Фес. 3:14,15). Когда мы говорим "нет" оскорбительному или греховному поведению, мы становимся Божьей рукой, которой Он научает кого-либо. Мы помогаем людям осознать их собственные границы.

" Бог хочет, чтобы я позволял другим делать все, что они считают нужным по отношению ко мне и к другим людям". Это такое же заблуждение, как и предыдущие. Бог говорит нам много раз, что мы можем упрекать других (Мф. 18:15-18; Лев. 19:17; Прит. 27:5,6; Еф. 4:25,26; 1 Кор. 5:9,13; Гал. 6:1,2; 2 Кор. 2:5-11; 1 Кор. 5:1-5). Если мы не делаем этого, мы проявляем благодать без истины. Это дает возможность другим людям оставаться незрелыми. Бог очень серьезно говорит, что мы должны возрастать в Нем. Он не хочет, чтобы мы помогали другим оставаться незрелыми.

"Бог не хочет, чтобы я добивался того, чего хочу". Многие люди чувствуют себя виноватыми, что владеют собственными талантами и целями. Бог создал нас с талантами, и Он хочет, чтобы мы использовали их наилучшим способом. Мы должны строить планы, но надо также всегда быть готовыми к тому, что Бог может их оспорить. "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (Прит. 16:9). "Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень" (Пс. 36:4-6).

"Бог полностью независим и контролирует все; поэтому у меня нет никакой ответственности". Так отвергается наше право владеть собственной жизнью. Бог дал нам большую ответственность и свободу, чтобы мы организовали свою жизнь; он даже ограничивает Свои "владения", чтобы мы имели собственную волю и могли делать самостоятельный выбор. Он не создал роботов, которые будут делать все, что Он повелит. Мы ответственны за свои решения и однажды дадим за них отчет. Поэтому нам предстоит сказать множество "нет" в течение своей жизни.

"Бог не участвует в моей жизни". Так отвергается Божье право владения нашей жизнью. Бог очень активен в деле нашего духовного роста. И Бог, и мы сами ответственны за наш рост. "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:12,13). Мы соработники Божьи в деле нашего роста.

"Если Бог говорит мне "нет", Он не любит меня". Бог свободен ограничивать свои даяния, и делает Он это по Своему усмотрению для нашего блага. Когда Он говорит "нет", это не проявление Его нелюбви, так как служит нашему благу. Он знает, что иногда мы хотим сами исцелить себя, вместо того чтобы позволить Ему сделать это за нас. Например, если я в депрессии, потому что у меня нет взаимосвязей с людьми, для Бога "исцелить" меня от депрессии означает дать мне понять, что я должен научиться соединению с другими людьми и любви. Он может сказать мне "нет" на мои молитвы исцелить меня от депрессии для моей же пользы. Мы, как Иов, должны доверять Богу, когда Он говорит "нет", и доверять Его времени. Это не означает, что Он не любит нас. Это может означать, что Он хочет чего-то лучшего для нас.

"Богэто прощающий Бог, и Он не будет наказывать меня за мои грехи". Это утверждение отрицает Божьи ограничения. Бог не позволит злу завладеть нами. Он хочет содержать дом в чистоте, и так как Он пригласил нас жить с Ним, Он хочет, чтобы мы сняли обувь свою, если она грязная. Он будет наказывать нас ради нашего же блага. Он заинтересован в развитии нашей праведности, потому что нехорошо для нас оставаться незрелыми и несовершенными.

"Богэто только ограничения и никакой любви". У Бога много сострадания и еще больше прощения, и мы должны Ему позволить проявить их. Видеть в Нем только Наказующего, не имеющего сострадания, – значит отвергать Его природу.

Потребность в отделенности

10.02.2013 | Автор: ЛИИТ

Многие из нас, конечно же ощущали потребность в отделенности, когда хочется на какое-то время убежать, побыть одному. Хотя, больше преобладает желание близких отношений, никто не хочет остаться наедине с самим собой навсегда. Самый большой страх человека зрелого возраста, не имеющего близких отношений, - это одиночество.

Однако, построение по- настоящему близких отношений невозможно без определения четких границ личности. Без понимания: «кто я» - нет личности. Без понимания: где «Я» а где «не-Я» - нет настоящей близости.

Были ли вы знакомы когда либо с хорошим человеком, который постоянно делает добро? Никогда не откажет в просьбе. Он милый и приветливый. Однако не кажется счастливым. Видно, что его добротой просто пользуются, ничего не отдавая взамен. Порой, даже благодарности нет. Люди «садятся на голову» таким добрякам, и «ноги свешивают» J И вам жалко, что так происходит, вы осознаете, что он достоин иного отношения. А может быть вы - и есть этот добрый человек? Вы не можете перестать быть самим собой, но при этом ваша ноша слишком тяжела? Не отчаивайтесь, не нужно «бросать все», и снимать с себя корону вместе с париком, как король из сказки «Золушка». Добрые люди нужны этому миру. Просто восстановим нарушенные границы. Важно не оставить все как есть. Потому что ощущение того, что кто-то контролирует ваши желания, силы и время, что люди практически владеют нами, приносит вред, и делает ваше сердце ожесточенным.

Способность честно и без страха высказывать свое мнение, позволяет избежать депрессии, которая в данном случае, является следствием потери последней надежды не быть руководимым чувствами и желаниями других людей и хоть как-то распоряжаться своей жизнью!

Качество отношений определяется способностью построения здоровых границ личности

Способность к поддержанию границ и построению близких отношений в сочетании определяет качество отношений с окружающими людьми.

Какие типы отношений производит сочетание этих навыков мы рассмотрим далее.

1. Подлинно близкие отношения (Высокая способность к сближению + Высокая способность к построению границ)

Зрелая способность к сближению в сочетании с умением правильно выстраивать границы собственной личности позволяют создавать и поддерживать здоровые, подлинно близкие отношения.

Близкие отношения в этом случае не могут быть нарушены различием во мнениях и разногласиями. Люди не боятся отвержения из-за своей противоположной точки зрения, при этом не подавляют и не осуждают взгляды другого человека, даже если они сильно отличаются. Древнее определение свободы человека звучит так: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

2. Нездоровое слияние, неотделенность

Комбинация способности к сближению с неумением устанавливать границы делает одного или обоих участников отношений несвободными друг от друга.

Картины из жизни соответствующие этому определению вы, однозначно, наблюдали. Это «страстная любовь», патологическая романтическая увлеченность, описываемая многими авторами романов, которая трагически заканчивается. Люди фактически сгорают от близости. Относительно отношений с родственниками, примером могут быть настолько неразлучные мама и взрослая дочь или взрослый сын, что дети не могут построить собственную семью. Любые попытки отделения от мамы закачиваются разочарованием в отношениях с другими людьми. При этом, если удается ребенку какое-то время удерживать лодку отношений с партнером наплаву, то это делает маму глубоко несчастной и одинокой. Вышеперечисленные случаи характеризуются слиянием двух людей на столько, что невозможно определить где заканчивается одна личность и начинается другая.

3. Изоляция, одиночество.

Человек, знающий, как построить границы, но мало способный к сближению, полностью владеет своей жизнью и умеет говорить «нет».

У такого типа людей нет близких взаимоотношений. Они часто встречаются среди работоголиков (не трудоголиков – есть различие в этих понятиях) и среди добровольных отшельников. Несмотря на сильную нужду в общении, такие люди предпочитают держаться подальше от людей, в том плане чтобы никого не впускать в свою душу. Они никогда не сделают первого шага к тому, кто может им помочь. Они в отчаянии ожидают что кто-то первым приложит усилия к построению близости. Однако, глядя на этого человека, у окружающих создается впечатление, что ему не нужны никакие отношения, и не делают первого шага, даже если для них это не составляет труда. Поскольку нужда «отшельника» в близости остается неудовлетворенной – это вызывает гнев. Поэтому одинокие люди как бы «кусаются», когда ты пытаешься приблизиться к ним.

4. Беспорядочность, нестабильность.

Человек, у которого есть сложности с обеими способностями – и к сближению, и к построению границ – постоянно чувствует, что теряет себя в отношениях с людьми и даже с самим собой.

Это самый сложный случай для психолога. Ведь такие люди не могут понять самих себя. Они не знают так же, что такое полноценная привязанность к другому человеку, постоянно находятся в состоянии неопределенности. Способность к близости определяется ощущением: «Я любим», - а способность к построению границ личности – навыком к самодисциплине и личной ответственности. Это как раз и есть отсутсвующие звенья в отношениях четвертого типа людей. Чаще всего эта проблема встречается в среде подростков. Самый легкий и недешевый (если взять жизнь – как единицу измерения стоимости) из способов решения этих проблем – это химические вещества, изменяющие сознание, т.е. наркотики, алкоголь. Кроме неспособности к построению отношений, насущная проблема общества – это желание получить все «здесь» и «сейчас». Именно наркотические средства позволяют молодому (и не только) человеку убить два зайца одним выстрелом: быстро и без усилий прийти к ощущению близости, единения, общности, получить мгновенно то, что требует кропотливого труда. Но только второй способ – постепенная и постоянная работа над собой – дает продолжительный результат. Зависимость от психотропных препаратов появляется именно благодаря тому, что достигнутый результат имеет малое время воздействия. Выход – это заручиться поддержкой дисциплинированных людей, приготовиться к длительному периоду восстановления разрушенных границ.

Границы – инструмент отделения

Способность к построению границ начинает свое развитие в семье. Именно семья играет ключевую роль в формировании нашей воли. Воля в свою очередь обеспечивает нашу свободу и защищает нас от зла, так как именно она дает нам возможность выбирать, какой будет наша жизнь.

Развитие воли идет параллельно установлению границ. Четко определенные границы дают понимание того что «мое» а что «не мое». Границы отделяют человека от общей массы и определяют его уникальность.

Когда рисунок имеет размазанные нечеткие контуры бывает очень сложно определить что изображено. Фотографии со нечетким изображением мы считаем неудачными. Границы выступают в роли идентификации человека. Чем четче изображение тем ценнее фотография. Представьте себе, что вы купили лоторейный билет, где несколько цифр из 10 нечеткие (то ли «6» то ли «8»). После оглашения выигравшей комбинации вы видите что почти все цифры совпадают, но две из них вас вводят в заблуждение. Насколько будет глубокого разочарование, когда вы пойдете в пункт приема билетов с надеждой, что номера совпадают, а там даже не станут рассматривать билет...- информация неконкретная.

Знание себя и границ своей личности позволяет избежать травм, разочарований. Хорошим примером является наше тело: кожа – это та граница, которая определяет где наше тело, а где нет, защищает от проникновения бактерий наш организм.

Понимание границ позволяет говорить «нет» не полезным, ненужным вещам, всему что неправомерно покушается на ваше время, деньги, внимание. Охраняет вас от ненужных обязательств, чужого бремени. Умение говорить «нет» это навык, который нужно вырабатывать, требующий времени и постоянства, как, например, тренировка мышц. Это необходимо для сохранения границ. В то же время это не означает, что нужно быть глухим и слепым по отношению к нуждам других людей. Необходимо определиться, где ваше бремя, а где ноша вам не принадлежит и необходимо настаивать на том, чтобы человек ее взял на себя сам.

Итак, как разобраться, где моя а где чужая ноша. Границы нашей собственности определяют нашу личную ответственность. Каждое государство несет свою ответственность за процветание страны. При этом нет вины одного государства в том, что в другом – экономический упадок из-за неразумного руководства. Конечно же, если государства неправомерно вмешиваются в проведение внутренней политики других стран, между государствами возникают конфликты. Точно такие же принципы действуют в отношении личности.

Конфликты с окружающими нас людьми зачастую возникают по двум причинам:

· мы не предаем значения тому, что лежит в пределах наших границ

· мы заботимся о том, что нам не принадлежит, находится вне наших границ

Что же принадлежит каждому человеку во отдельности и не является коллективной собственностью, если относиться к конкретному человеку?

Мысли

Чувства

Убеждения

Ценности

Мнения

Вкусы

Поступки

Желания

Достоинства и недостатки

Ошибки

Достижения

Выбор

Намеченные цели

Тело

Здоровье

Время

Отношения

Все вышеперечисленное, забота об этом и право распоряжаться, является исключительно нашей ответственностью. Нельзя допускать нарушения собственных границ, как и границ другой личности.

Мы должны любить других людей, но не становиться для них нянькой. Иначе мы ограничиваем рост тех людей, которых опекаем сверх меры. Это имеет место как в отношениях с окружающими, так и с собственными взрослыми детьми. В план взросления человека входит взятие на себя ответственности за собственную жизнь и помошь людям, в моменты, когда их ноша неподъемная. Подчеркнем, что помощь в таких случаях должна быть временной, чтобы она не переросла в созависимость и дисфункциональные отношения

Границы личности и «обволакивающая» агрессия.

Известно, что агрессия чувствуется людьми, как угроза

в том случае, если она «проламывает» психологические барьеры, и вторгается слишком далеко во внутренние границы. Тогда человеку приходится защищать свой суверенитет и выдворять агрессора доступными средствами.
Однако агрессия агрессии рознь.Она бывает явной, такой как физическое нападение, оскорбления, угрозы, направленные на оппонента. Может быть направленной на окружающую среду, такое как битье посуды или хлопанье дверями. А бывает еще агрессия скрытая.
По своей сути, скрытая агрессия представляет собой вполне повседневные действия, под которыми скрыты действия агрессивные. Ведь не все люди могут проявлять агрессию открыто. Они могут бояться ответа либо же опасаться, что их осудят за агрессивные действия, а могут просто считать открытую агрессию неприличной.
Множество людей жалуются на своих близких. Вот, говорят, живу в семье родители\муж\жена\свекровь – прекрасные люди. Но мне почему-то как-то неуютно, не хочу с ними видеться, разговаривать, не хочу. И между прочим люди-то добра мне всячески желают, беспокоятся, переживают, и «даже не знаю, почему я такая неблагодарная сволочь».
Сэм Вакнин назвал такой вид агрессии или насилия «обволакивающим». Агрессоры при это применяют достаточно тонкие, скрытые способы инвазии в чужие границы. Даже жертва часто не понимает, что происходит. Ну, кроме того, что жертве почему-то плохо и она по каким-то непонятным причинам испытывает неприязнь к этим чудесным людям, которые рядом с ней.
Такая агрессия строится на различных мелких актах установления контроля над жертвой, создания ее зависимости, неуверенности, ощущения беспомощности, бесперспективности жизни, изоляции и т.п. прелестей.
В долгосрочной перспективе такая атмосфера подрывает чувство собственного достоинства и самооценку. Личность жертвы при этом приобретает паранояльные или шизоидные черты, невротизируется, чем еще сильнее открывает дорогу для атак агрессоров.
Вакнин выделяет следующие виды обволакивающего насилия (агрессии):
Газлайтинг – история этого названия связана со старым детективом, где муж задумал отравить свою жену. Жена догадывалась, что происходит что-то не то. Она видела, что газовые светильники в их доме горели неровным светом (нарушение зрения было признаком отравления) и жертва все время обращала внимание мужа на этот факт. Муж-убийца же говорил, что ей кажется, продолжая ее травить. Так и в случае данного вида агрессии, нападающий, убеждает жертву в том, что ее чувства и подозрения вызваны каким-то другим фактором — усталостью, трудной работой, магнитными бурями, непониманием, недостатком компетентности и даже скрытым психическим расстройством и плохим характером. Т.е. все что ощущает жертва, то, что вызывает недовольство, тут же агрессором объясняется – «тебе просто кажется», «ты так думаешь, потому что у тебя невроз\ПРЛ\ депрессия, а на самом деле все нормально», «ты просто слишком остро реагируешь на обыкновенные замечания», «просто твоя семья тебе не давала правильного опыта, и ты не знаешь, как это бывает в норме». В скором времени жертва начинает действительно думать, что с ней что-то крепко не так, какая-то действительно болезнь, которая не дает реально смотреть на вещи. И только агрессор понимает, что на самом деле происходит, и без него милого вообще никак не обойтись.
Удержание (witholding) — сюда входят такие меры со стороны агрессора, которые не позволяют жертве как-то выразить свои мысли и эмоции. Происходит их насильственное удержание. Это такие действия, как «бойкот» (отказ от общения), обесценивание эмоций («только идиоты смеются над такими шутками», «только психбольные расстраиваются из-за таких вещей»), обесценивание надежд и планов («ты серьезно думаешь, что ты сможешь», «как о таком можно мечтать»), достижений («это любой дурак умеет»), жестокие шутки, блокирование общения (изменение темы, отвлечение на посторонние вещи во время разговора, сведение серьезного разговора в шутку, откладывание беседы на потом), обвинение (когда ты начинаешь говорить о своих проблемах, то расстраиваешь меня и у меня поднимается давление), критика (если у тебя такие мысли, значит ты недостаточно хорошо (что-тот делаешь), надо делать совсем по другому), отрицание ранее имевших место фактов, вызвавших отрицательные эмоции жертвы, навешивание ярлыков («ты так говоришь, потому что ты идиот»). В результате этих мер жертва начинает ограничивать себя в выражении своего мнения, эмоций, желаний и планов, как глупых, непонятных, неуместных, неважных. Т.е. вынуждена их удерживать.
Сюда же относятся такие действия, как «ранение честностью» (ты не обижайся, но я тебе скажу на чистоту); игнорирование; вторжение в личную жизнь («Я у тебя просто немного прибрала в столе и немного почитала личный дневник, а что ты там разве что-то неприличное пишешь, что нельзя читать\ да я читал твои СМСки\ переписку в чате, а что разве ты что-то от меня скрываешь); завышенные ожидания (ты должен делать гораздо больше, потому, что у тебя на то способности); бестактности (неуместные замечания, вопросы («а почему у вас до сих пор нет детей»), действия, пожелания («вы должны писать совсем другое и не об этом»), советы («я б на Вашем месте»), сожаления («На самом деле, мне тебя жаль»), непрошенные рассказы о своем опыте; унижение; пристыживание; распространение информации интимного характера; создание разных трудных ситуаций с целью испытать жертву; контролирование через других ли


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.