Тема 1. Предпринимательство как особая форма экономичсекой активности. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. Предпринимательство как особая форма экономичсекой активности.

2018-01-04 226
Тема 1. Предпринимательство как особая форма экономичсекой активности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧСЕКОЙ АКТИВНОСТИ.

Введение

1.1. История развития теории предпринимательства.

1.2. Функции и принципы предпринимательской деятельности.

1.3. Цели предпринимательской деятельности.

1.4. Типы и формы предпринимательской деятельности.

 

Предпринимать — затевать, решаться ис­полнить

какое-либо новое дело, приступать

к совершенью чего-либо значительного.

В. И. Даль

 

Быть предпринимателем — значит делать не

то, что делают другие... и не так, как делают другие.

И. Шумпетер

Введение

Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей ("...Посмотрите, вот эти предприятия были соо­ружены по замыслу братьев Филипс"). Но любая нация и каж­дый ее отдельный представитель гордятся и своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи ("...Я работаю у Филипса"). Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

Возрождение нормальных, естественных условий нашего бы­тия нацелено на возврат в общее русло развития цивилизации. Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Логика тут проста: невидан­ной глубины кризис может быть преодолен только через переход к рыночной системе отношений, а рынок без предпринимателя, делового человека немыслим. За предпринимательством в Рос­сии будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Однако такое разви­тие означает, что к предпринимательской деятельности необхо­димо готовиться. Самая важная задача в этом контексте — подго­товка предпринимателей-профессионалов. Оглядитесь вокруг, по­смотрите, как непрофессионально работают сегодня многие на­ши предприниматели. Достаточно сказать, что мы опять пошли по уродливому пути — у нас в "героях-предпринимателях" (мил­лионерах) ходят посредники — это неестественно, это противо­речит объективному ходу экономического развития. Да, посред­ники нужны, но лидирующая роль всегда принадлежала и при­надлежит не посредникам, а тем, кто в результате своей пред­принимательской деятельности производит продукт, удовлетво­ряющий потребности рынка. Вспомните любого американского миллионера — кто из них был посредником? Все производители, а у нас наоборот! Мы, видимо, пошли по азиатскому пути развития предпринимательства — когда между производителем и по­требителем находится до 40 (сорока!) посредников. Нужны, ко­нечно же, посредники, но через посредничество благополучия не создать и дефицита не преодолеть.

Предпринимательство есть искусство ведения деловой активности.

Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то примени­тельно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны.

Мышление в предпринимательстве конкретно воплощается в форме делового проектирования как начальной точке отсче­та любой планируемой предпринимателем деловой операции или процесса деловой активности.

С философской точки зрения предприниматель­ство может быть охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализа­ции человеком присущих ему потенции.

В профессиональном смысле предприниматель­ство рассматривается как умение организовать собствен­ный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела.

Предпринимательство как специализация в системе выс­шего образования возникло относительно недавно. В США, к примеру, в начале 70-х годов текущего столетия. Естественно, то же самое можно сказать и об учебниках по предприниматель­ству. В США в разных университетах и колледжах использу­ются разные учебники (как и по другим, кстати, учебным кур­сам). Общенационального учебника (как это привычно для нас) не существует. В России сегодня в учебном процессе использу­ются как переводные (США, Великобритания) учебники, так и учебники, созданные отечественными авторами и авторскими коллективами.

Предмет курса

Предметом организации предпринимательской деятельности как учеб­ного курса выступают принципы, и методы самоорганизации человека — активного субъекта экономических отношений — в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой сре­де). Самоорганизация делового человека — производителя кон­кретного товара, продукта, услуги — подразумевает осущест­вление таким человеком последовательных, логически взаимо­связанных действий, совокупность которых представляет со­бой целостный процесс делового цикла. Именно предпринима­тельство выступает в качестве базового учебного курса, да­ющего возможность получить профессиональное представ­ление о целостности делового цикла, целостном процессе про­фессиональной активности предпринимателя или руководи­теля фирмы.

Предпринимательство выступает в качестве базового учеб­ного курса именно потому, что только после освоения этого курса можно переходить к изучению отдельных фрагментов целост­ного делового цикла. В качестве таких фрагментов выступают:

• организация производства,

• менеджмент,

• маркетинг,

• финансы,

• правовое обеспечение предпринимательской деятель­ности и др.

 

А. Агентирование

Самой рас­пространенной формой посредничества является а г е н т и р о в а н и е, т. е. такой тип отношений, в которых агент вы ступает посредником между производителем и потребите­лем.

Агент — лицо, действующее от имени и в интересах про­изводителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от име­ни которого действует агент, называется принципалом. Прин­ципалом может быть как собственник товара, поручающий аген­ту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить этот требуемый товар.

Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов (рис. 2.6).

Принципал
Покупатель
Агент
Рис. 2.6. Схема отношений производителя и потребителя с участием агента

Типы агентов

Различают несколько типов агентов:

1) агенты производителей;

2) полномочные агенты по сбыту;

3) агенты по закупкам.

Агенты производителей (представители производите­лей) — представляют интересы двух или нескольких произво­дителей дополняющих друг друга товаров.

Полномочные агенты по сбыту получают право на сбыт всей продукции и представляют собой как бы отдел сбыта, но не входят в структуру фирмы-производителя, а взаимодейству­ют с ней на договорных условиях.

Агенты по закупкам чаще всего занимаются подбором нужного товарного ассортимента (например, для мелких роз­ничных торговцев).

Правовой основой осуществления подобных отношений служит агентское соглашение (агентский договор), заключае­мое между принципалом и агентом. По этому договору агент обя­зуется от имени принципала продать (или купить) товар на ука­занных в договоре условиях.

Основой такого договора среди прочих выступают два клю­чевых условия — цена товара и размер агентского вознаграж­дения.

В случае когда агент относится к категории продающих то­вар, цена в договоре обозначается по минимально допустимому уровню ("...Агент обязуется продать товар по цене не ниже, чем..."). Однако поскольку обычно размер агентского вознаграж­дения устанавливается в процентах от цены реализации (на­пример, 10%), то агент будет стремиться реализовать товар по максимально возможной в данных условиях цене. Таким обра­зом, происходит совпадение экономических интересов принци­пала и агента, (агент понимает, что 10% от 200 выше, чем 10% от 100, но это выгодно и принципалу).

На это обстоятельство — совпадение экономических инте­ресов взаимодействующих партнеров — следует обратить осо­бое внимание. Предприниматель в своей деятельности вообще должен опираться именно на этот принцип, если он действи­тельно стремится к поиску эффективного партнерства. Поиск в предпринимательстве односторонней выгоды не может обе­щать процветания в будущем. Предпринимательство, осуще­ствляемое в одиночку, а не командой, в современных условиях не является высокоэффективной формой деятельности. Под командой в данном случае как раз и подразумевается содруже­ство взаимосвязанных партнеров в рамках единого производ­ственного цикла. Именно содружество, а не противостояние парт­неров, постоянно общающихся по вопросам производственной деятельности, конечно же, эффективнее случайных партнер­ских связей, когда для каждого отдельного производственного цикла подбирается новый круг агентов. (Это положение не яв­ляется аксиомой — в ряде случаев как раз поиск разовых парт­неров приносит наибольший эффект).

Б. Комиссия

Иногда агент выступает в качестве оптовика-комиссионе­ра, который самостоятельно распоряжается товаром, принимая его на комиссию. Комиссионер действует на основе договора ко­миссии, заключаемого между комиссионером (агентом) и принци­палом, который в таком случае выступает в виде комитента.

Комиссионные операции — это разновидность торгово-посреднических операций, совершаемых одной стороной (ко­миссионером) по поручению другой стороны (комитента) от своего имени, но за счет комитента. Отношения сторон ре­гулируются договором комиссии.

Комиссионер — посредник, физическое или юридическое лицо, совершающее за определенное вознаграждение (комиссионное вознаг­раждение) сделки в пользу и за счет комитента, но от своего имени.

Комитент — лицо (обычно производитель или собственник то­вара), дающее поручение другому лицу (комиссионеру) заключить определенную сделку или ряд сделок от имени последнего, но за счет комитента.

При осуществлении комиссионной операции сделки купли-продажи совершаются комиссионером за счет комитента, кото­рый выплачивает комиссионеру комиссионное вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается в виде определенно­го процента от суммы сделки (обычно, когда в роли комитента выступает продавец товара) или разницы между ценой, назна­ченной комитентом, и ценой, по которой комиссионер реализо­вал товар (в случае, когда в роли комитента выступает прода­вец).

В. Брокерство

Брокер — посредник при заключении сделок, специализи­рующийся по определенным видам товаров или услуг, действует по поручению и за счет клиентов, получая от них специальное вознаграждение. Относится к категории профессиональных де­ловых посредников.

Биржевое брокерство

Предпринимательство в биржевой деятельности может быть связано: 1) с организацией деятельности биржи как ком­мерческой структуры; 2) с организацией брокерской конторы или брокерской фирмы.

Осуществлением всех операций на бирже занимаются биржевые брокеры — посредники, которые содействуют со­вершению сделок между заинтересованными сторонами — клиентами. Сделки заключаются брокерами обычно от имени, по поручению и за счет клиента. Они могут также действовать от своего имени, но за счет доверителя на основе заключенных с клиентами соглашений. За совершение сделок брокер полу­чает брокерское вознаграждение или в размере, согласован­ном с клиентом, или по таксе, установленной биржевым кли­ентом.

Брокерские места на бирже продаются и покупаются. Про­дажи брокерских мест осуществляет биржевой комитет. Про­фессионалы-брокеры работают в биржевом зале. Клиент (или заказчик), т. е. тот, кто хочет продать или купить акции, может получить информацию по телефону от брокера, представляю­щего его интересы.

Схема осуществления операций на бирже приведена на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Схема отношений по биржевой сделке:

1 — поручение продавца брокеру; 2 — поручение покупателя броке­ру;

3 — совершение сделки в соответствии с поручениями продавца и покупателя

Г. Оптовое купечество

Довольно часто посредники выступают в форме оптови­ков-купцов (в США, к примеру, на их долю приходится более половины общего оптового оборота).

Оптовики-купцы — независимые коммерческие предпри­ятия, приобретающие право собственности на все товары, с ко­торыми они имеют дело. Это профессиональный вид предпри­нимательской деятельности. Предпринимательский доход скла­дывается из разницы между оптовой ценой покупки товаров оп­товиком-купцом и оптовой ценой продажи. Оптовик-купец обычно продает товар розничным торговцам.

Оптовики-купцы функционируют в различных формах:

1) оптовая фирма,

2) оптовый дистрибьютор,

3) снабженческий (торговый) дом.

Д. Дистрибьюторство

Дистрибьютор — посредник, специализирующийся на приобретении товаров у производителей и реализующий их (распределяющий) своим постоянным клиентам. Различают ди­стрибьюторов товаров промышленного назначения (их партне­рами являются предприниматели, производящие товары, гото­вые к потреблению) и дистрибьюторов, продающих товары роз­ничным торговцам.

Е. Дилерство

Весьма распространенной формой посреднических опера­ций служит дилерство. К дилерам относятся посреднические структуры, под которыми могут пониматься как юридические, так и физические лица. Обычно дилер осуществляет перепрода­жу товаров от своего имени и за свой счет. Дилерская прибыль об­разуется за счет разницы между ценой приобретения товаров и ценой продажи товаров самим дилером. По особому договору с продавцами дилер может предоставлять им информацию о рын­ке, оказывать услуги по рекламе, а также осуществлять после­продажное обслуживание реализуемых товаров.

Реже расчеты дилера с принципалом за получаемый от него товар осуществляются на основе специальных договоров. От­ношения в таком случае строятся по принципу: принципал по­ручает дилеру (обычно на постоянной, долговременной основе) заниматься реализацией принадлежащего ему (или произво­димого им) товара по цене не ниже, чем... (эта-то цена и выпла­чивается дилером принципалу, если дилер сумеет реализовать передаваемый ему товар).

Ж. Торговое маклерство

Торговый маклер — это предприниматель-посредник, ко­торый сам не участвует в заключении сделки, а только указы­вает на возможность ее заключения. Обычно его функции сво­дятся к тому, что он лишь сводит партнеров по сделке. Пред­принимательский доход он получает в форме маклерского воз­награждения, размер которого зависит от суммы заключенной сделки. Маклер также занимается посреднической деятель­ностью при заключении торговых сделок на биржах. Обычно маклер на российских биржах ведет торги.

З. Консигнация

К комиссионным операциям относят и операции кон­сигнации. Это вид торгово-посреднической операции, когда консигнатор (посредник) продает товар со своего склада на осно­ве договорапоручения (реже — консигнационного соглашения).

Консигнатор обычно действует в сфере отношений между консигнантом и розничными торговцами. Деятельность консигна­тора, которым обычно является собственник складских помеще­ний и одновременно купец-оптовик, сводится к тому, что он при­нимает у консигнанта товары на ответственное хранение с целью их последующей реализации (обычно — оптом). Но при этом дает обязательство не продать, а лишь предложить товар потенциаль­ному покупателю при первой появившейся возможности (при упущенной возможности он обычно несет ответственность).

Схема взаимоотношений при осуществлении консигнаци­онной операции такова (рис. 2.7):

Рис. 2.7. Схема отношений производителя и потребителя с участием консигнатора (посредника)

Наибольшее распространение консигнация получила в сфе­ре оптовых поставок розничным торговцам (в этом смысле кон­сигнационные склады можно сравнить с российскими оптовы­ми базами). Крупные комиссионные фирмы обычно наряду с по­средническими оказывают и другие виды услуг — принимают на себя ответственность за транспортировку, осуществляют страхование, гарантийное обслуживание и т. д.

И. Коммивояжерство

Коммивояжер — предприниматель-посредник, который не только продает, но и доставляет товар покупателю (продажа с доставкой). К коммивояжерам обычно относят разъездных пред­ставителей торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся образцам. Коммивояжеры обеспечива­ют достаточно эффективную рекламу товарам и создают проч­ные каналы сбыта продукции, а также ее послепродажного об­служивания.

В России накануне Октябрьской революции 1917 г. насчи­тывалось шесть профессиональных обществ вояжеров* — Вар­шавское, Лодзинское, Московское, Виленское, Ростовское (Ростов-на-Дону) и Одесское. Более того, в Москве издавался даже специализированный журнал "Коммивояжер" (московское об­щество насчитывало 226 коммивояжеров, действовавших на территории всей России). "Товарищество Кузнецова (фарфоро­вое и керамическое производство)" стало монополистом благо­даря во многом именно коммивояжерам, которые кроме своих прямых обязанностей выполняли функции исследователей ин­тересов и вкусов потребителей, т. е. по существу, ту работу, ко­торую ныне мы классифицируем как маркетинг.

*Утверждают, что слово "вояжер" произошло от Вояжимпсих — имени древнеегипетского жреца, оставшегося в истории первым человеком, осуще­ствлявшим подобные операции.

Л. Аукционерство

Аукционная форма торговли также относится к категории посреднических операций. В осуществлении таких операций участвуют три субъекта взаимоотношений (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Схема отношений при аукционной сделке

*Утверждают, что слово "вояжер" произошло от Вояжимпсих — имени древнеегипетского жреца, оставшегося в истории первым человеком, осуще­ствлявшим подобные операции.

Аукционатор — лицо, передающее товар аукционисту по дого­вору для его последующей реализации на аукционе в соответствии с условиями договора и правилами аукциона.

Аукционист — лицо, проводящее аукцион.

Аукционеры — участвующие в аукционе потенциальные поку­патели.

Аукцион представляет собой публичный торг. Это соревнование покупателей за право приобретения товара, вы­ставляемого на аукционную продажу. Товары, выставляемые на аукцион, имеют стартовую цену и обычно предлагаются к про­даже лотами.

Стартовая цена — начальная цена, назначаемая аукционатором и аукционистом в аукционном договоре, с которой начинается торг во время проведения аукциона.

Лот — неделимая партия товара, выставляемая на аукционную продажу. Все лоты под номерами обычно выставляются для предва­рительного осмотра до начала аукциона. Товар (лот) считается про­данным после третьего удара молотка аукциониста тому аукционеру, который предложил наивысшую цену. На международные аукционы выставляются пушнина, скаковые лошади, пряности, чай, табак, шерсть, ряд других товаров, включая антиквариат.

А. Предприниматель

Организатором произ­водственного процесса выступает предприниматель.

Феномен предпринимателя сводится к тому, что он явля­ется постоянным "возмутителем" общественного производства. Он не позволяет производству "топтаться" на месте, "застаиваться". От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного развития.

Предприниматель дол­жен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подме­чать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности в частности.

Важной особенностью предпринимателя выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в про­изводственном процессе будет воспринята рынком.

С этой точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования производства с целью его постоянного (плавного или скачко­образного — в зависимости от складывающихся обстоя­тельств) перевода на более эффективный уровень функцио­нирования через внедрение инновационных (технических, на­учных, технологических, организационных или управленчес­ких) достижении.

Личные качества предпринимателя - уверенность в себе и своих способностях.

Предприниматель редко осуществляет реализацию своей идеи в одиночку. Выигрывает, конечно же, тот, кто в состо­янии создать "нужную команду", способную эффективно воз­действовать на процесс реализации предпринимательской идеи.

Личностные характеристики предпринимателя формиру­ют основу его деловых качеств. В соответствии с современны­ми требованиями деловые качества включают:

• способность создавать улучшенные организационные структуры путем формирования новых производствен­ных подразделений или путем купли-продажи компаний (при этом используется анализ структурных факторов развития, выделение на этой основе той экономико-хозяй­ственной "ниши", которая пока еще остается "незанятой", и т. д.);

• способность правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выяв­лять потребности рынка, которые "носятся в воздухе"; эти потребности могут не удовлетворять вообще, либо удов­летворять неполностью, либо могут быть удовлетворены лучше, эффективнее;

• умение осуществить первоначальные предприниматель­ские расчеты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприни­матель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

• готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как соб­ственного дохода, так и выгод потребителя;

• способность осуществить руководство процессом реали­зации предпринимательского проекта, т. е. формулиро­вание целей и задач, выработка мер по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей.

Особое значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству, способность принять на себя от­ветственность.

Предпринимательство, таким образом, пред­ставляет собой самостоятельную хозяйственную инициати­ву, самостоятельную деятельность по производству и про­движению на рынок товара, способного принести прибыль (предпринимательский доход). К предпринимате­лям мы относим деловых людей, сознательно идущих на эко­номический риск путем самостоятельного принятия инно­вационных предпринимательских решений, содержание кото­рых сводится к производству и поставке на рынок таких то­варов, которые могут принести предпринимательский доход (прибыль).)

Б. Партнер

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факто­ров. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

1. Долговременные (или постоянные). Эта форма партнер­ских связей используется тогда, когда предприниматель пла­нирует поставку на рынок профильного товара в течение дли­тельного периода времени. Инициатива установления долго­временных связей может исходить как от одной, так и от дру­гой стороны. Такая форма партнерских связей осуществляет­ся на договорной основе путем постоянного пролонгирования за­ключаемого договора.

2. Кратковременные (или на определенный срок). Эта фор­ма партнерских связей используется в случаях:

а) когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара;

б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве до­говаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг дру­га выполнить принимаемые на себя обязательства или в спо­собности рынка воспринять производимый на основе таких свя­зей товар;

в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос; осуществляется разо­вая поставка на основе предварительного заказа потребителем.

3. Случайные. Эта форма партнерских связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимате­ля и представляет собой обычно форму извлечения дополни­тельной прибыли.

К примеру, я всегда приобретал древесину у моего партнера по цене 120 тыс. руб. за 1 куб. м, а тут "подвернулся" случай приобре­сти древесину такого же качества (в форме разовой сделки) по цене 100 тыс. руб. за 1 куб. м.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

В. Потребитель

Потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса.

Целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать" потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Предприниматель, осуществляет свою де­ятельность в условиях конкуренции, т. е. состязатель­ности с другими предпринимателями. А это означает, что он должен обладать информацией о своих конкурентах, быть в кур­се их коммерческих планов.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт.

С. Наемный работник

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Проблемы:

1) подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

• подготовка таких кадров на собственной информацион­ной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффекти­вен по понятным причинам);

• привлечение кадров, занятых в других предприниматель­ских или производственных структурах (тактика "пере­манивания" кадров), для чего требуется создание для ра­ботников лучших, более привлекательных условий (бо­лее высокая заработная плата, комфортные условия тру­да, различные льготы и т. д.).

2) необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структу­ры. При этом различают две формы:

• вовлечение наемного работника в производственный ин­терес предпринимательской структуры;

• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе органи­зации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской систе­мы организации труда, когда каждый наемный работник заин­тересован не только в должном исполнении своих производ­ственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовле­чения работника является, конечно, более эффективной по срав­нению с первой и наиболее привлекательной как с точки зре­ния предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпри­нимательской структуры зависит от используемой предприни­мателем системы оплаты труда.'

Твердая гарантированная заработная платав

Твердая гарантированная заработная плата с ежемесяч­ной (ежеквартальной или ежегодной) премией, выплачиваемой при условии достижения работником поставленных перед ним целей (или при превышении намеченных норм или нормативов).

Сдельная заработная плата. Оплата осуществляется в прямой зависимости от количества или качества труда.

Сдельно-премиальная заработная плата. Выплачивает­ся по двум шкалам: в пределах определенного норматива — по сдельной ставке, сверх норматива — по премиальной шкале (бо­лее высокая оплата).

Тарифная заработная плата. Оплата труда осуществля­ется по тарифной сетке в соответствии с присвоенным работ­нику разрядом, степенью или другой формой свидетельства уровня квалификации работника.

Почасовая заработная плата. Оплата осуществляется в со­ответствии с количеством труда надлежащего качества.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовле­чению работника лишь в производственный (но не в коммер­ческий") интерес фирмы.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно бу­дет заинтересован как в своих личных результатах, так и в ре­зультатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы. Ее уровень в такой ситуации будет зависеть:

1) от личного результата работника в процессе произ­водства;

2) от общего результата работы коллектива. В практической деятельности конкретная форма взаимо­связи этих трех компонентов — уровня заработной платы ра­ботника, его личного результата и коллективного результата труда — устанавливается самим предпринимателем.

Наиболее эффективной является система оплаты труда с использованием коэффициента эффективности. Рассмотрим эту систему оплаты труда в следующем разделе.

Таблица 3.1

А. Внутренняя среда фирмы

Внутренняя среда фирмы— это простран­ственная сфера распространения прямого воздействия пред­принимателя. С точки зрения предпринимателя, внутренняя среда есть сегментированное, но взаимоувязанное структурно-целевое деление такой пространственной сферы. Сегменты при этом носят название внутренних переменных. Одновременно с этим фирма воспринимается предпринимателем как систем­ная структура. Иными словами, если меняется один элемент си­стемы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы, или одновременно с изменением одного элемента предприни­матель обязан привнести изменения и в другие составные эле­менты этой системы.

Такое понимание фирмы дает возможность определить управление предпринимательской структурой (с точки зрения внутренней среды) как деятельность по воздействию на одну или несколько внутренних переменных и "подстройку" под нее других внутренних переменных.

Что же относят к понятию внутренних переменных? Это прежде всего внутренняя цель фирмы с указанием количест­венных характеристик такой цели. По-иному эту цель можно обозначить как конкретный профиль фирмы, сопроводив его описание качественными и количественными параметрами.

К примеру, внутреннюю цель фирмы мы можем обозначить так: создаваемая нами фирма будет производить письменные столы опре­деленной модификации и в конкретном объеме.

Вторая внутренняя переменная — это технология произ­водства. Ее выбор определяется внутренней целью фирмы. Про­должая наш пример, можно сказать, что производить столы мы будем на основе определенной технологии.

Третья внутренняя переменная — это организационно-производственная структура фирмы. Поскольку технологию производства мы избрали, то можем сказать, какие структур­ные подразделения (относительно изолированные, но взаимо­связанные и взаимодополняющие друг друга) мы должны со­здать для достижения наибольшего экономического эффекта и повышения управляемости процесса производства, а также для закрепления конкретных обязанностей за каждым фрагментом производственной структуры.

К примеру, в нашем случае мы можем утверждать, что для про­изводства столов необходимо образовать четыре цеха: заготовочный, сушильный, сборочный и малярный (не будем дальше углубляться и перечислять все структурные подразделения, которые необходимо со­здать, — от дирекции до службы охраны).

Раз организационно-производственная структура опреде­лена, можно выделить и обозначить в каждом ее фрагменте (и в рамках фирмы в целом) все рабочие места и распределить функциональные обязанности будущих (потенциальных) работ­ников, которые займут эти рабочие места. Это необходимо для того, чтобы на свободное рабочее место, где должен работать столяр-сборщик, не мог бы претендовать, скажем, повар. Дру­гими словами, мы определяем задачи каждого рабочего места, которые представляют собой четвертую внутреннюю перемен­ную. Пятая внутренняя переменная — это работники, которые займут рабочие места.

Отметим еще два элемента, которые, правда, выполняют связующую роль между внутренней и внешней средой. С точ­ки зрения предпринимателя, они выполняют весьма важную функцию: дают ему возможность намечать ориентиры во внешней среде и осуществлять корректировку внутренней среды. К этим элементам относят результат производства и рыночный сигнал.

Результат производства есть конкретная форма матери­ализации целей предпринимательской структуры. Результат есть итоговый продукт функционирования фирмы. Он воздей­ствует на внутреннюю среду фирмы, свидетельствуя или о воз­можности ее сохранения в неизменном виде, или же диктуя не­обходимость внесения в нее изменений.

Рыночный сигнал — это внешний фактор, но вплетенный во внутреннюю среду фирмы, ибо внутренняя среда испыты­вает воздействие обратной связи, т. е. реакции потребителя на производимый фирмой товар. Более того, чаще всего она под­вергается изменению именно потому, что это диктуется потре­бителем, т. е. рыночным сигналом.

Внутренняя среда фирмы нуждается в корректировке, если, ска­жем, Вы поставили перед собой цель произвести 100 столов и произ­вели эти 100 столов, а потребитель отказывается их приобретать. Не­обходим поиск выхода из создавшейся ситуации, что-то обязательно Вы будете менять...

Таким образом, внутренняя среда есть меха­низм жизнедеятельности фирмы, обеспечивающий ее самовы­живание. Она представляет собой комплекс взаимодейс<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.