Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия

2018-01-04 240
Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рек-ламы и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:

ü ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции;

ü ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;

ü «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

ü меры государственного воздействия: экономического характера (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную политику); административного характера;

ü основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия (его тип и емкость, наличие и возможности конкурентов);

ü деятельность общественных и негосударственных институтов;

ü деятельность политических партий, движений, блоков, формирующих социально-экономическую обстановку в стране. [6]

Как отмечалось в источнике [11], критерии конкурентоспособности предприятия следует рассматривать как факторы конкурентоспособности товара, оцениваемой с позиции потребителя. К этим факторам (рис. 15) относятся:

— производственные;

— рыночные;

— сбытовые;

— сервисные.

Американской маркетинговой фирмой «А. С. Нильсен» в 70-х гг. была проведена [12] оценка конкурентных возможнос­тей производственной фирмы с помощью простой семантичес­кой шкалы: «выше среднего», «средняя» и «ниже среднего». Производственные возможности по данной методике оценивались по трем показателям: 1) оборудование и персонал; 2) сырьевые ре­сурсы; 3) инженерно-технические знания и опыт персонала.

За прошедшие десятилетия уровень управления предприятием значительно вырос, а система оценочных показателей существенно усовершенствовалась.

Конкурентноспособность отрасли
 
Конкурентоспособность предприятия
КТ
Сбытовые фактры
Внутренние факторы
Производственные факторы
Сервисные факторы
КТ
Внешний рынок     Вынешнерыночные факторы
КТ
Конкурентоспособность страны

 


КТ — конкурентоспособность товара;

макроэкономические факторы;

микроэкономические факторы

Рисунок 15 - Факторы конкурентоспособности товаров в системе рыночной экономики

Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок при­мет конкретный товар? Частичный ответ на этот вопрос произ­водитель должен дать еще на стадии проектирования нового то­вара. Необходимость в развернутой характеристике рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, предназначенной для конкретного рынка и при поиске новых рынков сбыта.

Рыночные факторы — это предмет дисциплины «Маркетинг». Поэтому они будут рассмотрены достаточно кратко и только в части их количественной оценки в рамках общей оценки конкурентоспособности товаров.

Сбытовые и сервисные факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Действие их нужно учитывать изгото­вителям и посредникам — субъектам канала распределения, осуществляющим продвижение товара от изготовителя к потре­бителю.

Сбытовые факторы непосредственно влияют на конкурен­тоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные фак­торы, — на конкурентоспособность товаров. Если специалисты фирмы-изготовителя сумели создать удачную конструкцию и технологию нового товара, но менеджеры фирмы не смогли обеспечить его эффективный сбыт или найти квалифици­рованных торговцев, то фирму ждет неудача. Плохо организо­ванная дилерская сеть, установление торговцами завышенных торговых скидок или наценок могут свести на нет с большим трудом добытую прибыль.

Маркетинговая фирма «А. С. Нильсен» (США) предложи­ла три сбытовых фактора:

1) увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции;

2) создание разветвленной дилерской сети;

3) рекламное обеспечение.

Указанный перечень следует пополнить еще тремя факторами:

1) форма расчета с поставщиком;

2) транспортабельность товара;

3) надежность поставки.

По методике фирмы «А. С. Нильсен» фактор «увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции» повыша­ет конкурентоспособность товара, если товар дополняет суще­ствующий неполный ассортимент. В этом случае его производ­ство содействует сбыту остальной продукции. Если новое из­делие плохо увязывается с существующим ассортиментом, то его продажа приведет к уменьшению спроса на остальную про­дукцию.

Создание разветвленной дилерской сети — также весомый фактор конкурентоспособности. Конкуренты стремятся обезо­пасить свой бизнес созданием разветвленной сети реализации продукции. Этот фактор будет содействовать повышению конкурентоспособности в том случае, если сбыт полностью обеспечивается существующей сетью и имеющимся штатом специа­листов по сбыту. Влияние фактора будет отрицательным, если для сбыта товара требуются дополнительные каналы, серьезные изменения в штате и подготовке менеджеров по сбыту.

Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства нового товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирова­ния спроса и демонстрации изделия, особенно такими методами, которыми фирма владеет лучше. В случае равенства нового товара по качеству с конкурирующими товарами оценка фактора будет низкой, если постановка рекламной работы в компа­нии находится на более низком уровне, чем у основных конкурентов.

Форма расчета с поставщиком товара предполагает наличный расчет, безналичный расчет, предоплату. Финансовые воз­можности магазинов в ряде случаев не позволяют закупать товары у поставщиков (изготовителей), отпускающих товары на условиях предоплаты партии товара.

Транспортабельность товара определяется широким набо­ром показателей. Это объясняется разнообразием продукции, способов и средств ее транспортирования. Большая часть показателей является стоимостными, например издержки на транспортирование, и влияет на цену потребления. В основу транспортабельности может быть положена сохраняемость товара, и в этом смысле она влияет на конкурентоспособность через качество.

Надежность поставки является важным условием овладе­ния рынком.

Сервисные факторы действуют на стадии обращения и учитываются в деятельности как предприятий-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг.

В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги предприятий розничной торговли. Они ока­зываются на этапах предпродажного и послепродажного обслу­живания.

К факторам, действующим на стадии предпродажного об­служивания, относятся:

1) условия приобретения товара и форма его оплаты;

2) демонстрация сложнотехнического товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать пищевой продукт;

3) подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.