Искусство и его роль в жизни общества — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Искусство и его роль в жизни общества

2018-01-04 430
Искусство и его роль в жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственной службы

Кафедра философии

_______________________________________________________

М. Г. Балонова

Искусство и его роль в жизни общества

Учебное пособие

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2007

Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества: Учебное пособие.

Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2007. – 53 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов очного отделения факультета управления, экономики и права.

Содержание

Введение………………………………………………………...3

1. Искусство в пространстве культуры…………………….....4

Художественная культура

как подсистема культуры…………………………………..4

Изучение искусства………………………………….7

Проблема происхождения искусства……………….9

Искусство и иные формыкультуры………………..10

2. Природа художественного образа…………………………15

3. Виды искусства……………………………………………..18

4. Искусство как создание эстетических ценностей………..25

4.1 Эстетические ценности,

их роль в жизни человека и общества……………………25

4.2 Катарсис………………………………………………..29

5. Функции искусства…………………………………………30

6. Пути искусства в ХХ веке………………………………….37

6.1 Модернизм и постмодернизм

в искусстве ХХ века……………………………………….37

6. 2 Элитарное и массовое искусство…………………….42

Заключение…………………………………………………….47

Литература для самостоятельного изучения………………...47

Вопросы для самоконтроля…………………………………...49

Приложение. Г. Успенский «Выпрямила»…………………..51

Примечания……………………………………………………53


Введение

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов над темой «Искусство и его роль в жизни общества» в курсе культурологии. Большой объем литературы по данному вопросу, ее неравноценность, противоречивость представленных в ней точек зрения, разрозненность материала создают определенные трудности при его изучении. Цель учебного пособия – помочь студенту разобраться в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшем условием духовного развития человека.

Значимость темы в курсе культурологии определяется особым местом искусства в сфере культуры. Искусство как плод художественной деятельностизапечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох при условии понимания его сущности позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В учебном пособии определяется место искусства в пространстве культуры, дается представление о его видах, природе художественного образа, рассматривается вопрос об эстетическом в искусстве, уделяется внимание обзору его основных функций. Отдельный раздел пособия посвящен искусству ХХ века и актуальной проблеме «Элитарное и массовое искусство». Как показывает практика, эта тема вызывает интерес слушателей, в то же время являясь достаточно сложной для самостоятельного ознакомления.

В пособии студентам предлагаются вопросы для самоконтроля и список литературы по вопросам эстетики, искусствознания, философии, социологии, психологии искусства, включающий как доступные учебные пособия, так и работы для углубленного изучения темы. В Приложении дан рассказ Г. Успенского «Выпрямила», который в образной форме иллюстрирует роль искусства в жизни людей.

 

 

… Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным,

ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и смелый мастер,

сформировал себя в образе, который ты предпочтешь…

О высшее и восхитительное счастье человека,

которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!

Пико дела Мирандола

 

 

Искусство в пространстве культуры

Изучение искусства

Изучением искусства занимаются многие науки. Особое место среди них занимает эстетика. Она исследует искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, особую художественно-образную сферу человеческой деятельности, то есть целостное бытие искусства.[3] Эстетика и искусствознание – две различные науки: по предмету исследования эстетика исследует законы художественного творчества, которые являются общими для отдельных видов искусств; искусствознание нацелено на рассмотрение своеобразия каждого конкретного произведения и его уникальности, особенности. По подходу к произведению искусства – эстетика оперирует методами и категориями философской мысли, искусствознание опирается на анализ и обобщение эмпирического материала. При этом они обогащают друг друга. Эстетика без искусствознания превратилась бы в умозрительную науку, а искусствознание без эстетики выглядело бы разрозненным знанием. Разделы искусствознания – история искусства, теория искусств, художественная критика.

Исследованием феномена искусства занимаются и другие гуманитарные, «гибридные» дисциплины: социология искусства, психология искусства, философия искусства, культурология искусства. Социология искусства рассматривает его как общезначимую ценность, указывая на две сферы художественной жизни общества: система художественного производства и система художественного потребления.

Психология искусства выявляет наиболее общие закономерности, характерные для всех видов художественного творчества, устанавливает механизмы становления личности творца, а также анализирует формы воздействия искусств на человека.[4] Одной из наиболее известных работ в этой области является «Психология искусства» Л. С. Выготского (1896-1934).

Философия искусства – дисциплина, связанная одновременно и с эстетикой, и с философией, отличающаяся еще более высокой степенью обобщений, систематичностью, внутренней взаимосвязью категорий и понятий. Труды под названием «Философия искусства» есть у Ф. Шиллера, В. С. Соловьева, И. Тэна и др.

Виды искусства

 

 

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика», глава 1). Примерно в том же духе высказывались Лессинг и Гегель. По словам Н. А. Дмитриевой, границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения»[15] (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.). Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура – искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Классификация по способу материального бытия подразделяет искусства на пространственные и временн ы е[†]. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическми искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т. д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с внехудожественными, утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день. Разнообразие форм архитектуры порождается многообразием ее функций. Она подразделяется на три относительно самостоятельных разновидности: зодчество, архитектура крупных форм и архитектура малых форм. В первую группу входят такие жанровые разновидности, как жилые постройки, общественные сооружения (культовые сооружения, спортивные и зрелищные сооружения, административные здания).

С крупными архитектурными формами связан богатый мир экстерьеров – ограды, решетки, фонари, киоски и пр. Сейчас это специализированная область благоустройства городских площадей, улиц, садов, парков, дорог и т. д.

Третью разновидность архитектуры составляют промышленные и монументальные объекты – заводы, фабрики, комбинаты, метро, набережные, обелиски… Это не здания с характерной для них замкнутой художественной структурой. Их отличает сложность конструкции, масштаб, значительная роль в градостроении. Само градостроительство есть своеобразный вид архитектонического творчества, своего рода «архитектурная режиссура», организующая городские ансамбли, организмы селений, районов, точно отражающая общественные процессы и их взаимосвязи.

Скульптура (часто это понятие приравнивают к понятию «пластика») – вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность. «Именно в пластике идея и чувственное явление сливаются в совершенном единстве и потому ее часто считали проявлением искусства, творчества как таковых. Не случайно могучий взлет искусства пластики в античной культуре философ Гегель полагал высшей точкой художественного развития вообще».[16]

Поскольку скульптура пространственна, основной ее задачей становится передача существования и движения формы в пространстве. Они и являются основным предметом скульптуры. Творчество скульптора заключается в том, что из глыбы мрамора, из куска дерева и т. д. извлекать образ живого существа.

Живопись – один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в.). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Живопись, как и скульптура, передает живое в статичном, общее – в конкретно зримом, развертывающееся во времени действие - в единовременном. Мгновение, которое останавливает художник, как правило, является синкретическим, концентрирующим весь характер действия. В отличие от скульптуры, оперирующей объемами, основные средства живописца – цвет, линия, светотень, но, прежде всего, художник видит объект через призму цвета. Именно красочное пятно является основным изобразительно-выразительным средством живописного произведения.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр.) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Графика появилась еще в древние времена, но в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства выделилась поздно, на рубеже XIX-XX вв. Созданные до этого времени произведения графического искусства из широко известных являются, прежде всего, эскизами и набросками (например, относящиеся к эпохе Возрождения).

Понятие графики противоречиво. Чаще всего исследователи называют основным признаком графики активное использование линии в противоположность точке как основе живописи. Другое, уже упомянутое определение графики, также получившее распространение, - искусство черного и белого. Например, такой точки зрения придерживался выдающийся советский художник-график В. А. Фаворский. Еще один подход к делению живописи и графики – по характеру основы: если работа выполнена на холсте, она относится к живописи, если на бумаге – к графике. В зарубежном художественном обиходе критерием является печать. Если рисунок или живописное произведение воспроизведены в печати или для этого выполнены, они становятся графикой вне зависимости от особенностей художественного языка или материала. Кроме всего сказанного, такие техники, как гуашь, акварель, пастель, относят и к живописи, и к графике.

Картина проясняется, если разделить понятия графики и графичности. Живописное произведение может оказаться по характеру графичным, а графическое произведение – быть живописным в силу использованных выразительных средств (как, например, живописным характером обладает серия пастельных работ Э. Дега, посвященная танцовщицам). Самыми типичными проявлениями графичности являются: линеарность, сведение к минимуму цветовых отношений (при этом совершенно не обязательно использование только черного и белого цветов), «воздух белой бумаги».

Временн ы е искусства в системе художественной культуры – литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова – ему неоднократно отдавалось первенство среди всех других искусств. Слово практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия, с одной стороны; с другой стороны, поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Художественная речь отличается от нехудожественной отношением к словесному материалу: в художественной речи автор реализует установку на эстетическое воздействие, что ведет к максимальной организованности словесно-художественной формы. Вместе с тем, словесное художественное произведение не равно его словесным образам. Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. Главными источниками образности слова являются его многозначность в художественном контексте, иносказательность, метафоричность, способность вызывать разнообразные ассоциации.

При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств – слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований. Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем, музыка, сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, отличается от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения, но в музыкальном содержании также широко представлены эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет музыке раскрывать не только эмоциональные состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и заразительном выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основании широко распространено определение музыки как «языка души» (А. Н. Серов).

Сравнительно ограниченное место в содержании музыки занимают наглядные образы конкретных явлений действительности, что обусловлено меньшей способностью слуха по сравнению со зрением информировать человека о конкретных материальных признаках предметов. И все же в музыке нередко встречаются пейзажные, портретные зарисовки, картины из жизни. Причем в музыкальном произведении можно как передать звуки реального мира (например, пение птицы в «Соловье» Алябьева), так и ассоциативно сформировать определенную картину (например, путем включения в музыкальную ткань звуков, напоминающих пение птиц, создать у слушателя образ леса).

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом в силу ее неизобразительной природы музыке ближе всего лирика. Музыка может быть синтезирована со словом, пением (вокалом), сценическим действием, что обогащает ее и в формальном, и в содержательном аспектах.

Кроме пространственных и временных искусств, выделяют также пространственно-временн ы е, зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Иххудожественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства – синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

Необходимо отметить, что в разные исторические эпохи ведущими оказываются различные виды искусства. Так, в Древнем Египте ведущую роль играли архитектура и скульптура, что объясняется религиозными воззрениями этой культуры, прежде всего заупокойным культом. В эпоху романтизма ведущими видами искусства становятся живопись, музыка, поэзия как наиболее «свободные» искусства, менее всего связанные с прессингом материала. Архитектура же теряет то место, которое она занимала в классицистический период. Это связано с тем, что романтики, в отличие от представителей предшествующих художественных направлений, стремились работать не на заказ, а по велению собственного сердца. Значительные же архитектурные сооружения могли быть созданы лишь по заказу состоятельных людей, обладающих своими предпочтениями и вкусом.

Катарсис

Будучи художественно осмыслена в свете высших ценностей, реальность с ее противоречиями и негативными явлениями способна обнаруживать некую просветляющую, гармонизирующую энергию. Еще в рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей с помощью определенных музыкальных ладов. Результатом аффектов становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.

Очищение, примирение, утешение, которые несет искусство через страх и сострадание, Аристотель в своей «Поэтике» назвал катарсисом. Катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость ценностей, прежде всего нравственных.

Л. С. Выготский считал, что катарсис является своего рода «разрядкой» - освобождением от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения. Катарсис для него - не просто изживание подавленных аффективных влечений, освобождение через искусство от их «скверны». Это, скорее, решение некоторой личностной задачи, открытие более высокой, более человечной правды жизненных явлений, ситуаций.[25]

Обсуждая творчество Гете, Д. Лукач утверждал, что катарсис знаменует не только примирение и успокоение, но и возбуждение нравственного импульса. Он говорил о «катарсически-этическом» воздействии искусства.[26]

Катарсис присутствует и в трагедиях, и в комедиях, есть он и в искусстве, которое с беспощадной жестокостью высвечивает бедствия, ужасы, катастрофы (полотна И. Босха, творчество В. Т. Шаламова и других писателей, обращающихся в своих произведениях к трагедии войны, концлагерей, ГУЛАГа). У В. Т. Шаламова есть строки: «Эти слезы – очищенье, / Их также «катарсис» зовут» (стихотворение «Мне не сказать, какой чертою…»).

Таким образом, точка зрения на искусство как украшение жизни «коренным образом противоречит тем законам, которые открывает психологическое исследование. Оно показывает, что искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты его жизни» (Выготский Л. С.)[27]

Искусство с древнейших времен одухотворяет, облагораживает, возвышает человека, способствует его целостному развитию, помогает удовлетворить эстетическую потребность, является хранилищем эстетических ценностей. При восприятии произведений искусства происходит формирование индивидуальности, неповторимости личности.

Функции искусства

Кроме эстетической, художественной функции, являющейся для искусства специфической, оно выполняет также неспецифические функции. В многообразии эмоций, переживаемых человеком при восприятии произведений искусства, можно выделить даже витальные (так, возможна реакция на натюрморт с изображением аппетитных фруктов как на реальные плоды). Конечно, это далеко не самое важное, во имя чего создаются произведения искусства.

Многие наши нереализованные возможности компенсируются при общении с искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В зависимости от овладения языком искусства люди получают удовольствие от разных произведений. В этом заключается гедонистическая функция. Человек образованный, эрудированный способен получать духовное наслаждение от освоения произведений более широкого видового и жанрового спектра, разных школ и направлений.

Искусство помогает нам развлечься и расслабиться, снять напряжение, то есть выполняет рекреативную функцию. Для того чтобы выполнять эту функцию, искусство может не быть сложным, требующим особых интеллектуальных и душевных затрат. С задачей развлечь человека, отвлечь его от повседневного, рутинного течения жизни способно и массовое искусство.

Однако процесс восприятия искусства диалектичен. Искусство не только удовлетворяет потребности человека, но и актуализирует, пробуждает, формирует их. Можно прийти в театр развлечься, а уйти изменившимся нравственно. В этом случае обнаруживается воспитательная функция искусства, которая заключается в его способности обогащать, расширять и возвышать сферу человеческих потребностей. Искусство выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность, предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

Искусство может рассматриваться и как способ коммуникации, в нем закрепляется связь между человеком и обществом, благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны. Если же рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение (функция трансляции), поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Познавательная функция искусства В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов.

Представьте, что вы никогда и ничего не слышали о культуре итальянского Возрождения. Тем не менее, внимательно рассмотрев, скажем, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти или «Джоконду» Леонардо да Винчи, вы сможете многое рассказать о той эпохе, о ее людях, их идеалах, образе жизни, общем характере культуры. Если же сопоставить названные произведения со средневековой иконой, результат будет еще более показательным.

В фантастических произведениях нередко писатели опережают науку и совершают открытия, которые в реальности свершаются спустя много лет. Так, например, исследователи подсчитали, что в романах Ж. Верна присутствует 108 на­учно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэлл­са из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 — 47.

Но потребность в познании мира удовлетворяет не только искусство, но, в частности, и наука. Что же является специфической особенностью в этом плане искусства? Все новые явления эстетически познанной действительности не могут появиться без индивидуального творческого труда. Без Сервантеса не существовало бы Рыцаря Печального Образа и, соответственно, «донкихотства». До Гончарова не было ни Обломова, ни «обломовщины». До Леонардо не существовало улыбки Моны Лизы, и до Левитана не было на земле «левитановской осени». Но, раз возникнув, художественные произведения живут дольше, чем люди, так как живут в единой памяти человечества, в единой духовной культуре.

Великие произведения искусства, скажем, произведения живописи, после создания существуют не только и не столько в музеях, сколько в духовном мире человечества. Так, например, «Владимирская Богоматерь», византийская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галерее, не только представляет собой бесценный подлинник (доска, левкас, темперная живопись), но и живет самостоятельной жизнью, став фактом общественного сознания. Раз созданный художественный образ наполняется все новым и новым смыслом, претерпевает многочисленные эволюции, связанные с историческими изменениями духовного мира людей. По мысли А. А. Потебни, «искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так нельзя ее сообщить и в произведении искусства, поэтому содержание этого последнего (когда оно окончено) развивается уже не в художнике, а в понимающих».[28]

Воспитывая человека, помогая ему постигать духовные ценности, искусство способно формировать общественные идеалы, социальные роли индивида, то есть выполняет социальную и идеологическую функции. Способность апеллировать к социальным потребностям человека во все времена делала искусство оружием острейшей идеологической борьбы, в бурях которой одни произведения горели на костре, а другие становились знаменем, ведущим в битвы тысячные массы людей.

Звуки «Марсельезы» или «Интернационала» не раз пробуждали могучую революционную энергию. Президент Линкольн, когда ему незадолго до победы Севера над рабовладельческим югом представили Бичер Стоу, автора «Хижины дяди Тома», воскликнул: «Так это вы та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну?»[29]

Причем масштабность духовной ценности, созданной художником, определяется не только тем, что сам он вложил туда в своих исторических условиях.[‡] Содержание достойного произведения искусства способно трансформироваться и наполняться новыми смыслами соответственно изменяющимся воззрениям разным эпох, их духовным, социальным и прочим запросам (вспомним мысль А. А. Потебни, приведенную выше). Художник мог вскрыть в своем творении какую-либо серьезную проблему, даже не подозревая об этом, так как мысль эпохи, когда создается произведение, не всегда способна осмыслить то, что открывает в жизни правда искусства.

Даже те авторы, которые не стремятся сознательно высказывать свои социальные взгляды в произведениях, бессознательно отражают свои воззрения и характерные воззрения своей эпохи. Художники с активной общественной позицией сознательно пропагандируют ее в своем творчестве. Власть всегда стремилась поставить искусство себе на службу, начиная с древнейших государств. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная культура» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР Коммунистическая партия осуществляла руководство им; официально признанным и обязательным для советского искусства был метод «социалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались.

Однако функцию познания может осуществлять наука, рекреативную функцию – физическая культура, например. Удовлетворение человеческой потребности в красоте – также не монополия искусства. Что же является функцией исключительно искусства?

Искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу человека, в этом заключается его эмотивная функция. Произведение искусства должно вызывать у человека интерес, дарить удовольствие от его восприятия, будь то чтение, просмотр или созерцание. Оно способно переселить нас в мир художественного вымысла, заставить сопереживать, сочувствовать персонажам, лирическому герою, примерять на себя душевное состояние, запечатленное в нем. Причем эмотивная функция, в отличие от всех вышеперечисленных, присуща всем произведениям искусства вне зависимости от их видовой или жанровой принадлежности.

Однако эмоции способны вызывать не только произведения искусства. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмо­ции. В отличие от реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций. Чтобы человек переживал эмоции в процессе освоения произведения искусства, необходимо воздействовать на его воображение, включить человека в событие. Это совершается, как уже отмечалось, с помощью создания художественного образа.

Но зачем людям нужны искусственно вызываемые эмоции? Монотонно текущая жизнь может вызвать эмоциональный голод. И тогда человек ощущает потребность в добавочных источниках эмоций, то есть включается в действие уже упомянутая функция искусства – компенсаторная. Однако главное не в этом. Искусство предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов. Эмоции, которые вызывают у человека произведения искусства, не просто де­лают его восприятие художественных образов более глубоким и вол­нующим. «Переселяясь» в мир художественных образов и переживая в нем «дополнительные жизни», человек получает широкие возмож­ности проверки и уточнения той модели мира, которая сложилась у него на основе узкого личного опыта. Эмоциональные переживания «дополнительных жизней» ведут к расширению куль­турного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совер­шенствованию имеющейся у нее картины мира.

Искусство дает нам уникальную возможность увидеть окружающее глазами другого, удвоить (утроить и т. д.) свое собственное видение бытия, сопоставить свое восприятие с восприятием другого человека, проникнуть в его внутренний субъективный мир. Искусство есть разновидность познания той стороны действительности, которую невозможно понять никаким другим образом. Если мы сравним два портрета великого русского певца Ф. И. Шаляпина – фотографический и принадлежащий кисти его современника Б. М. Кустодиева - то увидим, что во втором случае это не только изображение Шаляпина, но и рассказ о человеке, который пишет его, испытывает к нему дружеское расположение и глубокое уважение. В этом портрете внимательный зритель почувствует отношение Кустодиева к певцу не только как к частному лицу, но и как к символу русской культуры и обладателю такой же широкой, как русская песня, души. Именно так посредством освоения произведений искусства постигаются чувства другого человека. Человек, не переживший сам какое-либо ощущение, не в состоянии в полной мере посочувствовать другому человеку. Сопереживать мы можем лишь в том случае, если имеем собственный опыт или с опорой на опыт, почерпнутый в произведениях искусства.

«Людям свойственно желание узнать, каким видят, слышат, воспринимают мир другие люди, чтобы проверить свое собственное восприятие окружающей действительности, обогатить его опытом восприятия себе подобных. Эту возможность человеку дает искусство, потому что на длительном пути культурно-исторической эволюции рядом с потребностью познать сформировалась потребность сообщать».[30]

Перечисленные функции искусства могут реализовываться частично, а также с большей или меньшей степенью выраженности в рамках какого-либо отдельного произведения или в произведениях определенного вида искусства. Также в зависимости от характера эпохи определенные функции искусства могут приобретать большую значимость. Художественное творчество в определенные эпохи преимущественно может быть обращено к Богу, звать к борьбе, выполнять задачи власти. Творения культового искусства часто для последующих поколений утрачивают свой религиозный смысл и перестают вызывать соответствующие эмоции, но сохраняют эстетическую ценность, выполняют познавательную и эмотивную функции. Как сказал великий русский художник И. Н. Крамской о «Сикстинской мадонне» Рафаэля, «даже когда человечество перестанет верить… и тогда картина не потеряет цены».

В наибольшей степени и полноте функции искусства и главная его задача - создания, хранения и передачи эстетических ценностей - на данном этапе реализуются в элитарном искусстве.

Пути искусства в ХХ веке

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в перво

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.