Глава 1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран

2018-01-04 1984
Глава 1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

§1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран.........................................................................................................7

§2. Уровень автомобилизации в промышленно развитых странах..............12

§3. Автомобильная промышленность России....................................................14

§4. Основные направления развития автомобилестроения............................18

Заключение.............................................................................................................20

Список использованной литературы.. 24


 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения влияет на процессы экономического и социального развития - Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности — важный элемент обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий, и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники - осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической; металлургической; химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения, что составляет (совместно с автомобильной промышленность) почти 8,5% трудовых ресурсов 2013 года.

Автомобилестроение — весьма» значимая отрасль, промышленности. По результатам 2013 года, выпуск его продукции составил 37%. от объема производства машиностроения, или 6.7% от промышленного производства в целом. Она играет существенную роль в формировании добавленной стоимости.

Актуальность исследования. Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии, и комфорту.

Автомобильная промышленность может быть отнесена - к числу проблемных отраслей российской экономики, поскольку довольно высоким остается уровень претензий потребителей к исполнительскому качеству продукции российского автопрома. В этой связи существуют различные позиции относительно будущего российской автомобильной промышленности. Имеется достаточное количество экспертов, полагающих, что в. нынешнем виде, с существующим качеством производства и уровнем обслуживания, автомобильная промышленность просто не нужна. С этой позицией нельзя не считаться, поскольку ее разделяет значительная часть населения страны.

Тем не менее, проблема есть. Она состоит, видимо, не в том, быть или не быть российской автомобильной промышленности, а в том, как, российскую автомобильную промышленность сделать, не просто конкурентоспособной на внутреннем рынке, но и способной' отвоевывать значительные - сегменты мирового рынка автомобилей.

Для того - чтобы понять направления и способы - развития отрасли, необходимо не только осознавать ее текущие проблемы, но и пытаться, увидеть будущее: Один из способов представить. будущее нашей экономики состоит в том, чтобы взглянуть на настоящее других стран, находящихся на более высокой ступени экономического развития.

Применительно к рассматриваемой проблематике можно констатировать, что не существует ни одной крупной развитой экономики (с численностью населения более 50 млн. человек), не имеющей на своей территории масштабной автомобильной промышленности. Кроме того, можно заметить, что и развивающиеся экономики крупных государств (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) также стремятся обеспечить высокий уровень развития автомобильной промышленности.

Учитывая численность населения России и, в особенности, ее территорию, легко прийти к выводу о целесообразности развития автомобильной промышленности в России.

Тем не менее, учитывая остроту проблемы и неопределенность позиции российского правительствам относительно - будущего автомобильной промышленности страны, необходимо еще раз обсудить весь набор аргументов и обоснований в пользу развития данной отрасли на территории России.

Главные проблемы развития российского автопрома связаны с качественными характеристиками, а именно: с низким уровнем обновления капитала, высокой материалоемкостью, низко, производительностью груда и, как следствие, относительно низким качеством российских автомобилей.

Ухудшение: конкурентных; позиций; традиционных российских автомобилей выражается в постепенном; сближении их цен с ценами на зарубежные аналоги.

Автомобильная промышленность России в трудном положении, сейчас она находится у своего рода развилки, и решения, принимаемые сегодня; могут предопределить облик автомобильной промышленности России на десятилетия вперед. В этих условиях необходимо, во-первых, ставить задачу анализа текущего состояния; количественного измерения и прогнозирования последствий всех возможных угроз для российской: автомобильной-промышленности, а также выработки общей позиции по данной проблеме.

Во-вторых, следует еще: раз со всей тщательностью оценить роль автомобильной промышленности не только в современном, но и в будущем развитии России. Это невозможно; сделать без специальных прогнозно-аналитических расчетов, учитывающих возможные сценарии развития, не только автомобильной промышленности, но и всей экономики страны.

Основной целью работы является исследование важнейших проблем, существующих в области автомобилестроения и обоснование перспективных направлений его развития в России. Для достижения намеченной цели в рамках научного исследования: поставлены для решения следующие задачи:

· определить значение автомобильной промышленности России для; экономики страны на этапе перехода на инновационный путь, развития в условиях высокого уровня конкуренции с учетом потенциальных потребностей в автомобильной технике;

· изучить автомобильную промышленность в промышленно развитых странах;

· установить параметры рационального соотношения иностранных и отечественных капиталовложений в развитие отрасли, исходя из значения влияния иностранного капитала на российский рынок;

· определить перспективные направления развития автомоильной промышленности в мире;

Объектом исследования являются современные проблемы развития автомобильной промышленности.

Предмет исследования - современные направления развития' автомобилестроения.

Научная новизна исследования заключается в концептуальном обосновании потенциальных потребностей в производстве продукции российских автомобильных предприятий для дальнейшего развития отрасли и выхода ее на конкурентоспособный уровень, с учетом социально-демографического положения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

Автомобилестроение служит одним из самых ярких примеров формирования поистине глобальной «суперотрасли». По мировым пропорциям, 1% роста в автомобильной промышленности дает 1,5% роста ВВП страны в целом.

Транспортные средства, такие как автомобили, используются человеком уже достаточно давно. За тот промежуток времени, который понадобился людям для совершенствования автомобилей, было сделано достаточно много. В конечном итоге, люди получили достаточно комфортабельные и удобные транспортные средства. Мало того, современные легковые автомобили ещё и обладают высокими скоростными данными, позволяющими преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени. Между тем, скорость движения любого транспортного средства всегда связана с моментами безопасности эксплуатации этого транспортного средства. То же самое относится и к автомобилям. Именно данный критерий явился одной из важных составляющих когда, начав эксплуатировать такие транспортные средства, как автомобиль, люди вынуждены были составить определённые правила, по которым должны были передвигаться транспортные средства. Таким образом, совершенство автомобильной техники, можно сказать, сегодня отмечается на самом высоком уровне. Неплохо было бы, если бы такое же совершенство отмечалось бы в сознании тех, кто сегодня имеет в собственности транспортные средства, в частности, автомобили. Но это, надо заметить, достаточно трудный вопрос.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества. Он является одним из главных инструментов достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Автомобиль в личном пользовании становится неотъемлемой частью образа жизни все большего числа россиян. Согласно имеющимся оценкам, к 2020 году семь из десяти российских семей будет пользоваться автомобилем. Это значит, что практически все население страны, основная часть электората будет ориентирована на жизненные приоритеты эпохи автомобилизации.

Таким образом, в России, как и во всем мире, на первых этапах автомобилизации в основном проявляются ее положительные стороны: экономия времени, значительное повышение транспортной доступности и свобода выбора маршрутов, обеспечение скорости и точности доставки грузов и пассажиров, рост комфорта поездок. Вместе с тем, с ростом уровня автомобилизации начинают все значительнее проявляться ее системные отрицательные последствия - потребление невозобновляемых ресурсов, гибель и ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях, загрязнение окружающей среды, перегрузка дорожной сети, рост затрат на содержание и развитие объектов транспортной инфраструктуры.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт Международной организации производителей автомобилей - OICA (“Organisation Internationale des Constructeurs d'Automobiles”), 2015г.

2. Сайт аналитического агентства «Автостат» 2016г.

3. Бюллетени иностранной коммерческой информации БИКИ. 2009. № 13, № 39; 2006 №19.

4. Пресс-релиз PricewaterhouseCoopers «2015 год открывает новые перспективы для автомобильной отрасли».

5. Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2016.

6. Стратегия развития автомобильной промышленности России - М. РАН. Институт народнохозяйственного прогнозирования, 2015.

7. Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2008.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

§1. Место автомобильной промышленности в экономике промышленно развитых стран.........................................................................................................7

§2. Уровень автомобилизации в промышленно развитых странах..............12

§3. Автомобильная промышленность России....................................................14

§4. Основные направления развития автомобилестроения............................18

Заключение.............................................................................................................20

Список использованной литературы.. 24


 

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильная промышленность является одной из ведущих отраслей машиностроения влияет на процессы экономического и социального развития - Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности — важный элемент обеспечения национальной безопасности государства. В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий, и организаций, занято более 800 тыс. человек.

Производство автомобильной техники - осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической; металлургической; химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения, что составляет (совместно с автомобильной промышленность) почти 8,5% трудовых ресурсов 2013 года.

Автомобилестроение — весьма» значимая отрасль, промышленности. По результатам 2013 года, выпуск его продукции составил 37%. от объема производства машиностроения, или 6.7% от промышленного производства в целом. Она играет существенную роль в формировании добавленной стоимости.

Актуальность исследования. Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов и автомобильных компаний. Это в значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии, и комфорту.

Автомобильная промышленность может быть отнесена - к числу проблемных отраслей российской экономики, поскольку довольно высоким остается уровень претензий потребителей к исполнительскому качеству продукции российского автопрома. В этой связи существуют различные позиции относительно будущего российской автомобильной промышленности. Имеется достаточное количество экспертов, полагающих, что в. нынешнем виде, с существующим качеством производства и уровнем обслуживания, автомобильная промышленность просто не нужна. С этой позицией нельзя не считаться, поскольку ее разделяет значительная часть населения страны.

Тем не менее, проблема есть. Она состоит, видимо, не в том, быть или не быть российской автомобильной промышленности, а в том, как, российскую автомобильную промышленность сделать, не просто конкурентоспособной на внутреннем рынке, но и способной' отвоевывать значительные - сегменты мирового рынка автомобилей.

Для того - чтобы понять направления и способы - развития отрасли, необходимо не только осознавать ее текущие проблемы, но и пытаться, увидеть будущее: Один из способов представить. будущее нашей экономики состоит в том, чтобы взглянуть на настоящее других стран, находящихся на более высокой ступени экономического развития.

Применительно к рассматриваемой проблематике можно констатировать, что не существует ни одной крупной развитой экономики (с численностью населения более 50 млн. человек), не имеющей на своей территории масштабной автомобильной промышленности. Кроме того, можно заметить, что и развивающиеся экономики крупных государств (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) также стремятся обеспечить высокий уровень развития автомобильной промышленности.

Учитывая численность населения России и, в особенности, ее территорию, легко прийти к выводу о целесообразности развития автомобильной промышленности в России.

Тем не менее, учитывая остроту проблемы и неопределенность позиции российского правительствам относительно - будущего автомобильной промышленности страны, необходимо еще раз обсудить весь набор аргументов и обоснований в пользу развития данной отрасли на территории России.

Главные проблемы развития российского автопрома связаны с качественными характеристиками, а именно: с низким уровнем обновления капитала, высокой материалоемкостью, низко, производительностью груда и, как следствие, относительно низким качеством российских автомобилей.

Ухудшение: конкурентных; позиций; традиционных российских автомобилей выражается в постепенном; сближении их цен с ценами на зарубежные аналоги.

Автомобильная промышленность России в трудном положении, сейчас она находится у своего рода развилки, и решения, принимаемые сегодня; могут предопределить облик автомобильной промышленности России на десятилетия вперед. В этих условиях необходимо, во-первых, ставить задачу анализа текущего состояния; количественного измерения и прогнозирования последствий всех возможных угроз для российской: автомобильной-промышленности, а также выработки общей позиции по данной проблеме.

Во-вторых, следует еще: раз со всей тщательностью оценить роль автомобильной промышленности не только в современном, но и в будущем развитии России. Это невозможно; сделать без специальных прогнозно-аналитических расчетов, учитывающих возможные сценарии развития, не только автомобильной промышленности, но и всей экономики страны.

Основной целью работы является исследование важнейших проблем, существующих в области автомобилестроения и обоснование перспективных направлений его развития в России. Для достижения намеченной цели в рамках научного исследования: поставлены для решения следующие задачи:

· определить значение автомобильной промышленности России для; экономики страны на этапе перехода на инновационный путь, развития в условиях высокого уровня конкуренции с учетом потенциальных потребностей в автомобильной технике;

· изучить автомобильную промышленность в промышленно развитых странах;

· установить параметры рационального соотношения иностранных и отечественных капиталовложений в развитие отрасли, исходя из значения влияния иностранного капитала на российский рынок;

· определить перспективные направления развития автомоильной промышленности в мире;

Объектом исследования являются современные проблемы развития автомобильной промышленности.

Предмет исследования - современные направления развития' автомобилестроения.

Научная новизна исследования заключается в концептуальном обосновании потенциальных потребностей в производстве продукции российских автомобильных предприятий для дальнейшего развития отрасли и выхода ее на конкурентоспособный уровень, с учетом социально-демографического положения.


ГЛАВА 1. МЕСТО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

Автомобильный транспорт играет важную роль в обществе транспортной системе страны. На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.

Прошло буквально сто с небольшим лет с момента появления первого автомобиля, а уже нет практически сферы деятельности, в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины:

· во-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;

· во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом;

· в-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж ка на внутреннем, так и на мировом рынке.

· в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.

Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занято примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения.

Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике. Об этом свидетельствуют и данные о доле автомобильной промышленности в валовом национальном продукте (ВНП). В США и Франции доля автомобильной промышленности в ВНП составляет 5%, в Японии и Германии –9%. Россия пока сильно отстает даже от небольших стран-производителей автомобилей. Например, объемы выпуска легковых автомобилей у нас меньше, чем даже таких стран, как Испания, Италия, Великобритания. Почти в 4 раза меньше, чем в Германии или Франции, и в 10 раз меньше, чем в США или Японии. Доля автомобильной промышленности ВНП отражается и косвенное воздействие автомобильной промышленности через смежные отрасли, которым она обеспечивает заказы, тем самым, повышая удельный вес этих отраслей в показателе ВНП.

Место, занимаемое автомобильной промышленностью в экономике России, столь же значительное, что и в экономике других стран-автопроизводителей. Аспекты ее влияния на экономику России в целом в основном те же. Но в настоящий период времени автомобильная промышленность России переживает кризис.

На нашу автомобильную промышленность давит огромный груз проблем, доставшийся ей от социалистического способа производства. Это, прежде всего:

· низкие культура производства и дисциплина труда (кадры, набиравшиеся в основном по лимиту, работавшие на заводах, как правило, за квартиры и московскую прописку, отстраненные от разделения результатов их труда, не обремененные желанием связать надолго свою жизнь с заводом, как это принято, например, в Японии, не очень заботились о качественном выполнении технологических операций; не очень переживали за репутацию заводской марки; легко шли на нарушение трудовой дисциплины, воровство запасных частей в грандиозных масштабах);

· не заинтересованность руководства в проведении оптимальной маркетинговой и финансовой политики. Его целью было выбить фонды, а потом обеспечить выполнение плана любой ценой. Они были как бы уполномоченными от Политбюро;

· выпуск автомобильной продукции, ориентированной в основном на потребление на внутреннем рынке, не стимулировал создание конкурентоспособных автомобилей;

· не заинтересованность во внедрении инноваций (внедрение, как правило, было сопряжено с огромными трудностями и отсутствием мотивации).

· Чтобы вывести автомобильную промышленность на достойный уровень, обеспечивающий выпуск конкурентоспособных на мировом рынке автомобилей, необходима разработка государственной стратегии развития автомобилестроения и объединение усилий всей страны.

ейчас в автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о важности и значении её, а также смежных с ней отраслей в экономике промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства.

Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем.

Тенденции в экономической сфере:

снижение издержек производства и, соответственно, цены автомобиля и одновременно растущую в связи с ожесточающимися законодательством и запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий;

усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также интеграция авто производителей и поставщиков комплектующих. Инжиниринг и компьютеризация процесса разработки позволяют в короткие сроки создавать новые модели;

специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50% деталей, узлов и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).

Успеху объединения усилий способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов ИСО серии 9000, что порождает взаимное доверие и обуславливает высокое качество конечного продукта. Повышается и роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером фирмы-производителя автомобиля, как по обеспечению его качества, так и по распределению прибыли.

Разнообразие условий эксплуатации обусловило широкую специализацию автотранспортных средств, которые отличаются специфическими свойствами, обеспечивающими их использование в конкретных условиях с наибольшей эффективностью.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.