Право в системе социальных и технических норм. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Право в системе социальных и технических норм.

2018-01-07 287
Право в системе социальных и технических норм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к экзамену ГУиПП (3 семестр)

Понятие и признаки права.

 

в субъективном смысле право - это возможность определенных действий.

 

в объективном смысле право - система правил поведения обладающих определенными признаками.

 

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Признаки права:

 

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

 

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

 

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

 

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

 

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

 

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

 

Происхождения права.

Теологическая теория – право создал бог

Договорная – люди совместно придумали правила совместного проживания.

Историческая – право развивалось вместе с развитием каждого народа.

Психологическая(насилия) – желание большинства подчиняются сильным, а других – управлять.

Маркситсткая – связано с государством и зависит от соц.-эконом. Факторов общества (из общественного разделения труда, моногамной семьи, излишков частной собственности).

 

Основные теории права

Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает государство, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юридической силе и включающее в себя естественные притязания людей, которые принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч. При этом такие естественные права принадлежат человеку независимо от признания их государством.

Социологическая концепция предполагает, что право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.

Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.

Теологическая теория исходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.

Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.

Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.

Принципы права.

 

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

 

Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

 

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества.

 

Общеправовые – справедливость, равенство перед законом, гуманизм, демократизм, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые – в гражданско- и уголовно-процессуальном: гласность и состязательность судопроизводства; в уголовном, гражданском и административном: неотвратимость ответственности; в гражданском и семейном: равенство сторон.

Отраслевые – в гражданском: всеобщность защиты гражданских прав; в уголовном: презумпция невиновности; в трудовом праве: свобода труда.

 

Функции права.

 

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

 

Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции.

 

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК.

 

Политическая функция – право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

 

Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

 

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

 

Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

 

Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

 

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

 

Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

 

Структура правовой нормы.

 

Структура нормы права - это ее логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, содержащее взаимосвязанные элементы, реально выражающееся в нормативно-правовом акте.

Элементы структуры нормы права:

1. Гипотеза - указывает на конкретные обстоятельства, при которых норма права реализуется (если гражданин отдает в долг сумму не менее десятикратного МРОТ...)

2. Диспозиция - само правило поведения, устанавливающее субъективные права или юридические обязанности (.. то следует взять письменную расписку...)

3. Санкция:

- негативная - указывает на негативные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (...иначе нельзя использовать свидетельские показания при взыскании долга).

- позитивная - указывfает на благоприятные последствия в случае исполнения или соблюдения диспозиции (государственная награда за долголетний добросовестный труд).

Структура логической (идеальной) нормы права состоит из трех элементов; гипотеза + диспозиция + санкция.

Структура реальной нормы содержит только два элемента:

1. Охранительная норма: гипотеза + санкция (диспозиция только подразумевается). Например: если лицо совершает умышленное убийство, то оно приговаривается к лишению свободы.

2. Регулятивная норма: гипотеза + диспозиция. Например: если мужчина достигает возраста шестидесяти лет, то он может выйти на пенсию по старости.

 

 

Понятие источников права.

 

Источники права – внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от гос-ва.

Виды источников права.

Правовой обычай – правило поведения, закрепившееся в обществе в результате его длительного применения (ребенок остается с матерью при разводе);

Договор – соглашение нескольких лиц, указывающее на возникновение, прекращение или изменение правоотношений (индивидуальный, нормативный РФ-США)

Прецедент – факт, имевший место в чьей-то практике;

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый в особом порядке управомоченным на то гос. Органом.

Частное и публичное право.

 

Публичное право - это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти и выражающая интересы государства и общества. Использует преимущественно:

- императивный метод правового регулирования, который предусматривает единственно возможный вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений власти и подчинения;

- разрешительный тип правового регулирования: запрещено все, что не разрешено.

К публичному праву относятся конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, экологическое право, все отрасли процессуального права.

Частное право - совокупность норм, регулирующих отношения между индивидами и выражающих интересы частных лиц.

Использует преимущественно:

- диспозитивный метод правового регулирования, который предоставляет возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, используется для регулирования отношений между равноправными субъектами права

- общедозволительный тип правового регулирования;

- правового регулирования: разрешено все, что не запрещено.

К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое, торговое право.

Разделение права на частное и публичное необходимо для установления пределов вмешательства государства в частную жизнь.

 

 

Система законодательства.

Система законодательства – совокупность НПА (источников права) определённого государства, их определённое построение.

Система законодательства, как система документов, может быть построена на основе разных критериев. Соответственно можно выделить несколько видов структуры законодательства.

Структура:

1. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловле­но предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство, трудовое право – трудовое законодательство).

2. Вертикаль­ное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и норма­тивно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых ак­тов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, поста­новления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные норматив­ные акты.

3. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федераль­ное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановле­ния Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов местного само­управления (решения, постановления).

4. Комплексные образования в системе законодатель­ства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государст­венного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законода­тельство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Виды законодательства:

1. в зависимости от соотношения с отраслями права:

· отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное),

· внутриотраслевое (нормы 1 института – авторское законодательство),

· комплексное (нормы неск. отраслей).

2. по территории: фе­деральное, региональное, местное.

Систему законодательства следует отличать от системы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам.

Между системой права и системой законодательства существует тесная связь как связь со­держания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права.

Применение норм права.

 

Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Стадия правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела (предварительная стадия): сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу.

2. Юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация): выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства.

3. Вынесение субъектами правоприменения правоприменительного акта (решения по делу), в котором фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Таким образом, правоприменение как особая форма реализации права осуществляется только от имени государства и состоит из нескольких последовательных стадий.

 

Правоприменительный акт.

 

Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица).

Форма правоприменительного акта может быть:

- текстовой (решение суда);

- устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);

- резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица);

- в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами).

Структура акта применения всегда имеет три части:

- описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.);

- мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы);

-резолютивную (назначение вида и меры наказания).

Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др.

Правоприменительные акты реализуются только один раз и адресованы конкретному лицу, права или обязанности которого устанавливают (это индивидуальные акты).

Правоприменительные акты принимаются только на основе и со ссылкой на нормативно-правовые акты, следовательно, нормативно-правовые акты являются первичными, а правоприменительные - производными актами.

Таким образом, правоприменительный акт является разновидностью правых актов, имеет свои отличительные признаки, формы, структуру и виды.

 

Пробелы в праве.

 

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы общественных отношений, которая объективно требует регламентации и не может нормально функционировать без обязательных для исполнения юридических норм (рынок, экология, безработица и т.п.)

Пробел в законодательстве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

В настоящее время не принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации», что ведет к невозможности изменить текст трех глав Конституции России.

Пробел в норме права - отсутствие гипотезы в регулятивной норме и отсутствие санкции в охранительной норме. Запрет «По газонам не ходить» неисполним с точки зрения права, т.к. санкция за его нарушения не установлена.

Способы преодоления пробелов:

1. Аналогия закона - правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные отношения.

2. Аналогия права - правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства. При отсутствии необходимой нормы дело можно решить, исходя из принципов справедливости и гуманизма. В этом случае будет не только преодолен пробел в праве, но и создан судебный прецедент.

Аналогия в уголовном праве запрещена!

3. Субсидиарное применение права - правоприменительное решение принимается на основе нормы другой отрасли права. Так для решения имущественных вопросов в семейном праве можно использовать нормы гражданского права.

Таким образом существует несколько видов пробелов в праве и способов их преодоления. Способ же восполнения пробелов только один - правотворчество.

Виды толкований норм права.

 

Виды толкования:

1. По субъектам толкования:

- официальное - аутентическое (осуществляется органом, который издал нормативно-правовой акт), легальное (осуществляется специально уполномоченным органом, например, толкование конституции осуществляется только конституционным судом),

- неофициальное - доктринальное (научное, осуществляется учеными-юристами), профессиональное (исходящее от должностных лиц и юристов-практиков), обыденное (исходит от любого человека, имеющего представление о содержании и действии нормы права).

2. По объему:

- буквальное (адекватное) смысл нормы и текста совпадает;

- расширительное (распространительное) смысл нормы шире смысла ее текста (выдвигать обвинение против президента можно в случае совершения им тяжкого преступления; данная норма должна толковаться расширительно - совершение особо тяжкого преступления также можно рассматривать как основание для начата процедуры импичмента);

- ограничительное (смысл нормы уже смысла ее текста: в соответствии с текстом конституции каждый гражданин имеет избирательное право, однако федеральный закон закрепляет ряд цензов, ограничивающих это право, поэтому текст конституции не может толковаться буквально).

3. Официальное толкование может быть нормативным (общеобязательным в правоприменении) и казуальным (персонифицированным в конкретном деле).

 

 

Акты толкования норм права.

Акт официального толкования норм права (интерпретационно-правовой акт) — акт-документ, который содержит разъяснение содержания и порядка применения правовой нормы, сформулированное уполномоченным органом в рамках его компетенции, и имеет обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы.

 

Признаки акта толкования норм права состоят в том, что он:

1) действует в единстве с тем нормативно-правовым актом, в котором содержатся толкуемые нормы права, находится от них в зависимости и, как правило, разделяет их судьбу;

2) является формально-обязательным для всех, кто применяет разъясняемые нормы;

3) не выходит за пределы толкуемой нормы, представляет собой уточняющее суждение о норме права, а не новое нормативное предписание;

4) принимается только правотворческими или специально уполномоченными субъектами;

5) имеет специальную письменную форму выражения акта-документа (разъяснения, инструктивные письма и др.

Акты толкования норм права можно разделить на виды в соответствии с различными критериями:

— по отраслевой принадлежности нормы, которая толкуется, — акты толкования конституционного, гражданского, уголовного права и т.п.;

— по структурным элементам нормы, которая толкуется, -акты толкования гипотезы, диспозиции, санкции;

— по юридической форме выражения — постановления, указы, приказы, разъяснения и др.;

— по сфере действия — нормативные, казуальные;

— по «авторству» нормы, которая толкуется:

а) акты аутентичного толкования;

6) акты легального (делегированного) толкования.

 

Состав правонарушений.

 

Состав правонарушения - это совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения.

Элементы состава правонарушения:

1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста, деликтоспособное юридическое лицо, государственный орган и должностное лицо

При совершении некоторых видов правонарушений должен быть специальный субъект - дезертирство может совершить только военнослужащий.

2. Объект правонарушения - общественные отношения, охраняемые правом и нарушенные или поставленные под угрозу правонарушением. Различают общий объект (любые общественные отношения, охраняемые правом), родовой объект (группа сходных общественных отношений, поставленных под угрозу правонарушением - отношения собственности при краже) и непосредственный объект (конкретное общественное отношение, которое нарушено - отношение собственности гражданина Иванова на угнанный автомобиль марки «Шевроле»). Предмет правонарушения - это вещь материального мира, на которую направлено посягательство (украденная вещь).

3. Объективная сторона - проявление правонарушения вовне: противоправное деяние в форме действия или бездействия (производство выстрела), общественно вредные последствия деяния (огнестрельное ранение, повлекшее смерть человека), причинно-следственная связь между деянием и последствиями (смерть наступила именно в результате огнестрельного ранения).

Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.

4. Субъективная сторона - психическое отношение лица к совершенному правонарушению: вина, которая может быть в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (легкомыслие или небрежность).

Факультативные элементы: цель (получение наследства, устранение конкурента) и мотивы (кровной мести, ревности) совершения правонарушения.

Состав правонарушения является основанием юридической ответственности.

 

Гарантии законности.

 

Гарантии законности - это объективные и субъективные условия и специальные юридические средства и способы обеспечения законности. К ним относятся:

- общие условия: политические (методы осуществления государственной власти, уровень демократии), экономические (уровень экономического развития обшества, уровень жизни населения), правовые (степень нормативного урегулирования общественных отношений, непротиворечивость законодательства) и духовные или идеологические (уровень обшей и правовой культуры населения);

- специальные юридические средства: средства предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, средства защиты, юридическая ответственность, организационные средства.

Религиозные правовые семьи.

 

К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, исходящее из конфуцианского мировоззрения.

Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.

Семья обычного права.

 

Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.

Традиционное право Африки — это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.

 

Основным источником права является обычаи.

Умер глава юридической фирмы, находящейся в столице Уганды г. Кампале. Встал вопрос о наследовании. Суд, использующий нормы обычного права, присудил имущество общине, из которой вышел умерший, а жену умершего (европейку по происхождению) — его старшему брату.

Первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь и действовал в экономической, политической, имущественной, семейной и уголовной сферах. Однако завоевание стран Африки европейцами и расширение связей с другими государствами сделали обычай недостаточным. Европейцы стали помогать народам Африки создавать право на свой манер (создавать законы и суды). Вмешательство коснулось:

§ финансовых служб;

§ полицейских служб;

§ здравоохранения;

§ просвещения;

§ публичных работ;

§ уголовных деяний.

В результате обычное право оказалось сведенным к области частной жизни (семейные, земельные, имущественные, наследственные и другие отношения). Кое-где обычное право сохранилось и в уголовных правоотношениях.

Новое право отражало правовую традицию страны-метрополии: там, где присутствовали англичане, большее развитие получила судебная практика (прецеденты), а там, где побывали французы, упор делался на законодательство.

Однако любые новые законы встречают у населения противодействие. За пределами столиц люди продолжают жить согласно обычаям.

Своеобразно и отношение людей к праву (правосознание): они испытывают уважение и бсспрскословнос повиновение обычаям. Этому способствует и коллективистское сознание в целом, которым отличаются африканские народы.

Главное в обычном праве — соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.

Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей. Они являются их хранителями. К тому же при отсутствии специальных правоохранительных органов, в частности судов, вожди рассматривают и правовые казусы. В странах, о которых идет речь, не развиты не только юридические учреждения, юридические профессии, но и юридическая наука.

В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой — обычное право, второй — европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.

Образование в Африке межгосударственных объединений (например, ОАЕ — Организация африканского единства) способствовало начавшемуся процессу формирования общетерриториального (континентального) права, но его источники пока не сложились.

 

Вопросы к экзамену ГУиПП (3 семестр)

Понятие и признаки права.

 

в субъективном смысле право - это возможность определенных действий.

 

в объективном смысле право - система правил поведения обладающих определенными признаками.

 

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Признаки права:

 

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

 

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

 

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

 

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

 

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

 

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

 

Происхождения права.

Теологическая теория – право создал бог

Договорная – люди совместно придумали правила совместного проживания.

Историческая – право развивалось вместе с развитием каждого народа.

Психологическая(насилия) – желание большинства подчиняются сильным, а других – управлять.

Маркситсткая – связано с государством и зависит от соц.-эконом. Факторов общества (из общественного разделения труда, моногамной семьи, излишков частной собственности).

 

Основные теории права

Естественно-правовая теория исходит из того, что кроме позитивного права, источником которого выступает государство, существует естественное право, являющееся вышестоящим по юридической силе и включающее в себя естественные притязания людей, которые принадлежат им от рождения, — право на жизнь, неприкосновенность личности, право собственности и проч. При этом такие естественные права принадлежат человеку независимо от признания их государством.

Социологическая концепция предполагает, что право выступает как совокупность правоотношений, поведения людей в юридической сфере.

Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа, который складывается постепенно, в ходе исторического процесса; право формируется через усложнение действующих в обществе обычаев.

Теологическая теория исходит из сверхъестественного, надчеловеческого первоисточника права. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей. При этом право позитивное должно соответствовать божественному.

Классовая (марксистская) теория предполагает, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право выступает как продукт классового общества, его содержание носит классово-волевой характер.

Реалистическая школа права рассматривает право как зашищенный государством интерес.

Право в системе социальных и технических норм.

Для более глубокого понимания права его необходимо рассмотреть в общей системе социальной регуляции. Под социальными нормами принято понимать правила поведения людей в общественной жизни, побудительными мотивами которого являются: внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и другие.

Видами социальных норм являются:
- нормы общественных организаций - устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия;
- нормы морали - складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми;
- нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития;
- нормы обычаев, традиций, ритуалов - складываются в процессе исторического развития, в определенной общественной сфере, в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением;
- нормы права - устанавливаются и охраняются от нарушений государством.
Необходимо обратить внимание на взаимодействие правовых норм с техническими правилами наиболее целесообразного обращения людей с природой, техническими средствами, которые вырабатываются на основе законов развития природы и техники. В содержание многих правовых норм включаются технические нормы (правила безопасности строительных работ, нормы расхода сырья и т.д.). В результате технические нормы приобретают форму и силу юридических норм, что делает их общеобязательными и соблюдение которых гарантируется государством.

Принципы права.

 

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

 

Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, у


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.