Методика обучения и воспитания — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Методика обучения и воспитания

2018-01-07 191
Методика обучения и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

(по профилю подготовки)

 

для очной и заочной форм обучения

 

 

Направление подготовки:

44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,

профиль подготовки:

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Составители:

зав. каф. НООиСП, д.п.н., профессор

Е.В. Яковлева,

д.п.н., профессор

Л.И. Бурова,

к.п.н., доцент

Н.В. Демидова,

к.п.н., доцент

М.М. Косаренкова

 

Череповец

2015-2016 уч.год


Введение

 

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология» («Анатомия и возрастная физиология»), «Психология» («Общая психология», «Возрастная психология»), «Педагогика» («Общая педагогика», «Педагогика начального образования») и др.

Необходимой базой для ее изучения являются знания студентов:

- о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях;

- о теоретических основах и ведущих тенденциях развития системы образования, педагогической науки;

- об особенностях содержания и организации педагогического процесса;

- о закономерностях, принципах, содержании и структуре целостного педагогического процесса.

Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов знания о методике обучения и воспитания младших школьников, а также умения и навыки, необходимые для эффективной организации педагогического процесса в начальной школе, обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Освоение данной дисциплины может помочь студентам при прохождении учебной и производственных практик, изучении дисциплин вариативной части.

Содержание разделов дисциплины

№ и наименование раздела (модуля) дисциплины Краткое содержание
Раздел 1. Теория и методика обучения младших школьников
1. Методика, технология обучения. Методика, признаки и свойства методики обучения. Методические системы и технологии обучения в начальной школе.
2. Современная дидактика как раздел педагогики. Предмет, теоретические основы и задачи современной дидактики. Методология и модели обучения.
3. Сущность, структура и движущие силы процесса обучения. Сущность процесса обучения. Основные функции процесса обучения. Законы, закономерности и принципы обучения. Процесс обучения в современной педагогической практике.
4.Основные компоненты обучения. Содержание образования в отечественной школе. Методы обучения в начальной школе. Средства обучения в начальной школе. Типология и многообразие организационных форм обучения. Типы учебного процесса, их роль в развитии младшего школьника. Современные образовательные технологии обучения в начальной школе. Диагностика результатов образованности учащихся.
5. Реализация ФГОС в процессе обучения младших школьников. Содержание образования в отечественной школе. Методы обучения в начальной школе. Средства обучения в начальной школе. Типология и многообразие организационных форм обучения. Типы учебного процесса, их роль в развитии младшего школьника. Современные образовательные технологии обучения в начальной школе. Диагностика результатов образованности учащихся.
Раздел 2. Теория и методика воспитания младших школьников
6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса начальной школы. Воспитание как социокультурное явление. Воспитание – категория педагогической науки. Основные особенности воспитания. Структурные элементы процесса воспитанияи их взаимосвязь. Взаимосвязь воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе начальной школы. Воспитание во внеурочной деятельности.
7. Теоретические основы воспитания. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Закономерности ипринципы воспитания. Цели воспитания. Задачи и содержание воспитания младших школьников в современных условиях. Многоаспектность содержания воспитания школьников. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Основные направления и содержательные основы программы воспитания учащихся начальной школы: 1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); 6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Задачи, ценности, представления каждого из направлений. Основы содержания и формы совместной деятельности субъектов воспитательного процесса. Современные подходы к воспитанию. Базовые теории воспитания и развития личности. Современные отечественные концепции воспитания.
8. Основы методики и технологий воспитания. Компоненты воспитательного процесса. Виды воспитательного процесса. Воспитательная работа в начальных классах. Вариативность организации воспитательного процесса в начальных классах. Система методов и средств воспитания. Современные технологии воспитания. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия в начальной школе. Самоанализ воспитательного мероприятия. ФГОС НОО: внеурочная воспитывающая деятельность. Понятие внеурочной деятельности. Виды и направления внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа внеурочной деятельности школьников. Нормативное обеспечение внеурочной деятельности школьников. Классификация форм внеурочной деятельности. Проблема выбора форм воспитания в начальной школе. Классный час как важнейшая форма воспитания в начальной школе. Диалоговые формы воспитания. Нравственно-этическая беседа и ее место в деятельности классного руководителя. Праздник как форма организации воспитательной работы с младшими школьниками. Игра как средство формирования социального опыта детей. Социальное содержание детских игр. Классификация коллективных игр детей младшего школьного возраста. Технология организации детских игр. Драматизация как основа технологии игр-путешествий и игр-конкурсов. Содержание экскурсий в воспитательной работе с младшими школьниками. Технология организации экскурсий с младшими школьниками. Роль и место экскурсий в воспитательной работе.
9. Воспитание как создание условий для целенаправленного развития личности младшего школьника. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы. Педагогическое взаимодействие учителя и учеников в воспитательном процессе начальной школы. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Общение как средство организации взаимодействия с учениками. Стили профессионально-педагогического общения. Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции школьного педагога. Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе. Индивидуальные различия младших школьников и их учет в воспитании. Место и роль индивидуальной работы в деятельности классного руководителя. Факторы, влияющие на проявление индивидуальности младшего школьника. Основные направления индивидуальной работы с младшими школьниками. Формы индивидуальной работы с младшими школьниками. Технология организации индивидуальной работы в воспитании младших школьников. Позиция педагога в индивидуальной работе с младшими школьниками. Определение задач индивидуальной работы с младшими школьниками. Оценка результатов индивидуальной работы с младшими школьниками. Преемственность в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии личности младшего школьника.
10. Воспитательная работа с коллективом младших школьников. Воспитательный коллектив, его сущность и признаки. Стадии развития детского коллектива. Особенности организации детского коллектива в начальной школе. Организация самоуправления в работе с младшими школьниками. Групповая деятельность в формировании детского коллектива. Позиция педагога в становлении группы как субъекта деятельности. Технология организации групповой деятельности. Создание благоприятного психологического климата. Создание ситуации успеха. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация в начальных классах.
11. Воспитательный результат внеурочной деятельности. Понятие «воспитательный результат внеурочной деятельности». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Классификация результатов внеурочной деятельности. Диагностика результатов и эффектов внеурочной воспитательной деятельности. Сущность педагогической диагностики и ее место в структуре воспитательного процесса. Функции педагогической диагностики. Объекты педагогической диагностики в деятельности классного руководителя. Виды диагностики и методы педагогического исследования. Этапы организации диагностического исследования. Программы изучения воспитательных результатов внеурочной деятельности.
12. Воспитательная система школы Сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Авторские воспитательные системы. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах. Технология воспитательной работы в добровольных общественных объединениях младших школьников.История детского общественного движения в России. История возникновения скаутского движения в Западной Европе. Формирование детского коммунистического движения в Советской России. Взгляды Н.К. Крупской, главного идеолога пионерского движения, по вопросу о принципах, содержании и методах работы детской коммунистической организации. Кризис пионерского движения. Новые условия развития детского движения в 90-е гг. Современные формы и содержание детского общественного движения в России. Технология воспитательной работы с младшими школьниками в режиме продленного дня. Продленный день как значимая составляющая системы образования. Социально-исторические и педагогические предпосылки возникновения и развития групп и школ продленного (полного) дня в системе отечественного образования. Перспективы развития системы продленного дня в современной практике образования. Особенности технологии развивающих занятий с младшими школьниками в условиях продленного дня. Использование возможностей продленного дня в развитии общественной активности и самодеятельности детского коллектива. Основные задачи прогулки как педагогически организованной формы активного отдыха детей на воздухе. Многообразие видов прогулок и их педагогическая инструментовка. Оборудование и оснащение прогулок младших школьников.
13. Школьный педагог как субъект воспитания. Личность педагога как организатора воспитательной работы в коллективе младших школьников. Характеристика основных функций учителя как воспитателя. Учитель как классный руководитель в организации воспитательного процесса в начальной школе. Требования к организации воспитательной работы. Система деятельности педагога-воспитателя в начальной школе. Методика и техника планирования воспитательной работы.
14. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей младшего школьного возраста. Семья и ее роль в развитии личности младшего школьника. Основы организации сотрудничества учителя иродителейв воспитательном процессе. Содержание и формы совместной деятельности начальной школы и семьи. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.
Раздел 3. Исторический аспект начального образования
15.Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к ним как форма организованного воспитания.
16. Воспитание и обучение в условиях древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего Востока. Домашнее воспитание и его традиции. Придворные и храмовые школы. Обучение ремеслам. Воспитание и обучение в древней Индии. Развитие воспитания в Древнем Китае.
17. Воспитание и школа в Античном мире. Условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах. Система воспитания в Афинах. Система воспитания в Спарте. Развитие педагогической мысли в Древней Греции. Воспитание в эпоху эллинизма. Воспитание в Древнем Риме.
18. Воспитание и школа в эпоху Средневековья. Образование и просвещение в Византии. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе (до начала 17 века). Школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
19. Школа и педагогика в странах Западной Европы (17-18 веков). Развитие школьного образования. Появление новых типов школ. Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я.А.Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Эмпирико-сенсуалистическая концепция Джона Локка. Факторы формирования и развития личности в трактовке К.А.Гельвеция и Д.Дидро. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
20. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в 19 в. Развитие различных типов школ. Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г.Песталоцци. Создание Гербартом педагогической теории как научной системы знаний о воспитании и образовании. Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины 19в (Р.Оуэн, Ш.Фурье, К.А.Сен-Симон и др.)
21. Зарубежная педагогика и школа в конце 19-начале 20 веков. Тенденции развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»: идеи свободного воспитания, трудовая школа и гражданское воспитание, прагматическая педагогика, зарождение экспериментальной педагогики, возникновение педологии и ее влияние на развитие педагогики и психологии. Практическая деятельность педагогов реформаторов.
22. Зарубежная школа и педагогика в Новейшее время. Основные педагогические течения. Итоги школьных реформ в середине 20 в. Попытки модернизации общеобразовательной школы. Приоритеты и проблемы воспитания и образования в современных условиях. Реформирование обучения и воспитания.
23. Воспитание у восточных славян 6-9 вв. Общий взгляд. Воспитание детей восточных славян.
24. Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и русском государстве (10-конец 17 в.). Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «Учения книжного». Педагогические идеи и памятники древнерусской литературы.Просвещение и школа в Новгородской республике. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Братские школы на Украине и Беларуси. Киевская Академия. Развитие школы в Русском Централизованном государстве 17 века. Педагогические взгляды и практическая деятельность по созданию новых учебных книг.
25. Школа и педагогика в России 18 в. Просветительные реформы начала 18 в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф.Магницкого и В.Н. Татищева. Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. М.В.Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета. Педагогическая мысль во второй половине 17 в.
26. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х годов 19 в. Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 года. Устав учебных заведений 1828 года, усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40 годах. Школьные реформы 60-х годов. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х годов. Распространение церковно-приходских школ. Развитие педагогического образования. Развитие педагогической мысли во второй половине 19 в. Развитие педагогической науки в России. К.Д. Ушинского и его «педагогическая антропология». Педагогические взгляды и деятельность К.Д.Ушинского. Его влияние на деятельность теоретиков и практиков народной школы (Н.Ф.Бунаков, Н.А.Корф, Д.Д.Семёнов, Д.И.Тихомиров). Деятельность Л.Н.Толстого по созданию школы для крестьянских детей. Мысли Л.Н.Толстого об организации народной школы и педагогического процесса в ней.
27. Школа и педагогика в России в конце 19-начале 20 вв. (до 1917 г.). Школьные реформы. Педагогические направления и идеи: развитие педагогической антропологии (П.Ф.Лесгафт), развитие экспериментальной педагогики (А.П.Нечаев), развитие идеи свободного воспитания (К.Н,Вентцель и др.) Проблема духовности личности в трудах русских философов (Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др.)
28. Отечественные школа и педагогика советского периода. Деятельность Гос. Комитета по народному образованию. Октябрьский переворот 1917г. Первые документы о народном образовании. Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская). Изменения в организации народного образования. Деятельность школ различного типа. Государственные установки на реализацию всеобщего обучения. Содержание и методы учебно-воспитательной работы. Программы ГУСа, поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, лабораторный план, метод проектов. Официальные документы 30-х годов о школе. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934 г.). Признание урока как основной формы обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Разработка педагогами 20-30-х годов целей, содержания, организация методов школьного воспитания, общего и политехнического образования, вопросов школьного самоуправления, деятельности детских и юношеских организаций (П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий и др.) Педагогическое новаторство А.С.Макаренко. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Развитие педагогической науки в 1960-1980гг.
29. Школа и педагогика России в конце 20 в. Школьная система. Политика о путях образования и воспитания. Практика образования и воспитания.
Раздел 4. Социализация личности ребенка в системе начального образования
30. Ребенок – субъект социальной заботы и защиты. Детство как социальный феномен. Ребенок как субъект социальной заботы и защиты. Соотношение государственных и общественных учреждений, восстанавливающих социальные и образовательные статусы ребенка. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Профилактический, адаптационный, коррекционный, реабилитационный потенциал учреждений временного и постоянного пребывания ребенка. Современные миграционные процессы. Социальные проблемы семей мигрантов, способы их преодоления. Социальные проблемы детей мигрантов. Образовательные проблемы детей-мигрантов. Работа педагога с детьми-мигрантами и их семьями.
31. Социальное развитие ребенка. Факторы развития личности. Этапы психического и физического созревания индивида. Становление самосознания. Психопедагогические особенности вхождения детей в школьный возраст и социальная адаптация. Помощь социальному развитию ребенка. Социально-педагогическая поддержка ребенка как вид деятельности, обеспечивающий предупреждение и решение его проблем.
32. Младший школьник как субъект процесса социализации. Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. Понятие о социализации. Факторы, агенты, средства социализации. Психологические, социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Составляющие процесса социализации. Основные критерии социализированности. Адаптация и обособление, их взаимосвязь. Особенности социализации младших школьников. Социальный опыт как результат социализации младших школьников: структура и содержание социального опыта, механизмы становления. Проблемы и трудности социализации младших школьников.
33. Семья, школа, улица как сферы социального самоопределения ребенка младшего школьного возраста. Семья как институт социализации и объект социально-педагогической поддержки. Профилактика и оздоровление ситуации социального развития ребенка в семье. Приемная семья, содержание деятельности приемных родителей по включению ребенка в систему социальных отношений. Образовательное учреждение как институт социализации. Социальные и образовательные проблемы ребенка, пути их решения в системе основного и дополнительного образования. Отторжение от жизни школы как условие дезадаптации ребенка в социуме. Профилактика, адаптация, коррекция и реабилитация ребенка в системе основного и дополнительного образования. Улица как сфера социализации ребенка. Молодежная инфраструктура города. Просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодежные группировки. Неформальные молодежные организации. Их позитивное и негативное влияние на процессы социализации. Социально-педагогические возможности СМИ.
34. Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов. Социально-педагогическая деятельность как вид помогающей деятельности, ориентированный на предупреждение и преодоление кризисных ситуаций в процессах социализации. Субъект-субъектные основания, цели, ценности, содержание и процесс осуществления социально-педагогической деятельности. Профилактическая, адаптационная, коррекционная, реабилитационная направленность социально-педагогической деятельности. Социальная забота и социальная защита в системе социально-педагогической деятельности. Формы организации психолого-педагогической деятельности. Способы взаимодействия педагогов, родителей и самого ребенка в успешной социализации младшего школьника.    
Раздел 5. Воспитание культуры межнационального общения младших школьников
35. Основные цели и задачи дисциплины. Народная педагогика, этническая педагогика и этническая психология, их взаимосвязь с другими гуманитарными науками. Объект, предмет изучения. Понятийно- категориальный аппарат этнопедагогики и этнопсихологии. Этнос. Классификация этносов. Этнос и социум. Психологический склад этноса: обычаи, традиции, этнический темперамент, этнические чувства и этнические вкусы. Представители немецкой классической философии о национальном характере (Кант, Гегель). Современные методы исследования этнопсихологических характеристик; этническое сознание и самосознание.
36. Понятие мира детства. Этнокультура детства, отрочества и юности. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов. Мир детства в традиционном обществе. Детство и этнокультурная среда как предмет психологических и педагогических исследований. Фольклор - как художественно -мировоззренческая концепция народного воспитания и обучения. Детский фольклор: взрослый мир глазами детей. Этнокультурная среда современного города. Менталитет современного молодого поколения. Современные дети и народная культура. Традиционная народная культура и этнокультурологическое направление в современном образовании. Этнокультурные традиции воспитания – тема современных педагогических исследований. Этнопедагогические исследования детства. Семья в мире. История возникновения и развития семейных отношений. Семья в традиционном обществе. Состав семьи (типы, формы, демографические события, жизненные циклы; дети в семье). Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира. Семейные обряды. Этнопсихология внутрисемейного воспитания. Роль родителей, старших и младших в воспитании детей в семье. Преемственность поколений. Отражение аксиологических основ семейного воспитания в пословицах, поговорках и др. фольклерных жанрах. Различие в воспитании девочек и мальчиков у разных народов. Общее и различное в воспитании детей в семье у разных народов мира.
37. Культура как психологический феномен. Характеристики культуры. Социальные последствия культуры, влияние культурных традиций. Этническая картина мира и роль этнического бессознательного. Влияние культурных традиций на воспитание подрастающих поколений. Традиционная бытовая культура как совокупность всех явлений жизненного уклада традиционного общества: трудовая деятельность, бытовая практика, отношения в семье и обществе. Модель мира в традиционной народной культуре. Целостность представлений о мире. Фольклор – устное народное поэтическое творчество как художественное выражение традиционных знаний и представлений. Народный календарь как явление духовной культуры. Дом как мир. Символика жилища. Фольклорные праздники, танцы, музыка, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество как средство формирования художественно-ценностных ориентаций детей и подростков, формирования их национального самосознания. Роль традиционной народной игры в воспитании детей. Народная игрушка как психологический и педагогический феномен.
38. Традиции морального и нравственного воспитания подрастающих поколений у разных народов мира. Трудовое воспитание в различных этнических социумах. Ценностные ориентации и идеалы. Влияние господствующих философских (этнических) систем на воспитание молодежи. Духовные традиции в воспитании детей у различных народов мира. Этнические миграции. Адаптация к иной географической среде. Адаптация к новой культурной среде. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов. Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов. Подготовка к межкультурному взаимодействию. Личность в межкультурном общении (самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль общения, локус контроля). Этнопсихологические основы формирования национального характера. Стереотип поведения и ментальность личности. Учет традиций религиозного воспитания в этнической психологии и педагогике. Влияние мировых религий на воспитание.
39. Традиционные модели и системы социализации детей в мире. Современные социальные институты. О природе социального конфликта. Концепция межэтнической напряженности. Типология и динамика этнических конфликтов. Как возникают конфликты? Течение этнических конфликтов. Урегулирование этнических конфликтов. Этническое своеобразие способов социализации. Опыт компенсации недостающего в воспитании и социализации молодежи у различных народов мира. Учет факторов развития, социализации детей и подростков в создании национальной модели воспитания.    
Раздел 6. Педагогические технологии начального образования
40. Педагогическая технология и мастерство учителя. Понятия «педагогическое мастерство», «педагогическая технология», «педагогическая инноватика», «инновационная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Общая характеристика педагогических технологий: структура, критерии технологичности, источники и составные части, основные тенденции совершенствования. Классификация педагогических технологий.
41. Сущность технологий обучения. Характеристика педагогических технологий ХХ века (Дальтон-план, технология мастерских, КСО, ГСО, УДЕ, ТРИЗ, КТД и др.). Характеристика современных образовательных технологий (игровые, модульные, проектные, тренинговые, информационные и др.). Образовательные технологии в вузе (кейс-метод, деятельностные, модульные, информационно-коммуникационные, семиотические и др.).
42. Сущность технологий воспитания. Характеристика современных технологий воспитания (Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Н.М. Таланчук и др.). Технологии авторских школ (Е.А. Ямбурга, А.Н. Тубельского, А.А. Католикова, модель «Русская школа» И.Ф. Гончарова, И.Д. Лушникова и др.). Технология профессиональной ориентации школьников.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

(лекционные, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов)

В начальной школе

 

План

1. Сущность процесса обучения в современной начальной школе.

2. Законы и закономерности процесса обучения в современной начальной школе.

3. Методика обучения обучающихся начальной школы.

Задание для самостоятельной работы студентов

1. Найдите различные определения процесса обучения

2. Выявите сущность структурных компонентов учебного процесса

3. Определите движущие силы процесса обучения

4. Выделите закономерности и принципы обучения, раскройте их содержание

5. Дайте характеристику функций процесса обучения

6. Определите цель и задачи современного обучения

7. Изучите факторы, влияющие на продуктивность обучения

8. Познакомьтесь с мотивами учения младших школьников

 

Проверьте себя:

1. Что собой представляет процесс обучения?

2. Что называется обучением?

3. Что называется дидактикой?

4. Что такое образование?

5. Дайте определения основных дидактических категорий. Что такое дидактическая система?

6. В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?

7. В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?

8. Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?

9. Какие этапы проходит процесс обучения?

10. Что делают учитель и ученик на каждом этапе?

Литература

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация.- М.,2001
  2. Сластенин и др. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 2007
  3. Подласый И.П. Педагогика 1 ч. - М.:Владос,2008.
  4. В.А. Ситаров. Дидактика.-М: Владос,2002
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика.-СПб.:Питер.,2002,544с.

Тема 3

Сущность воспитания

 

План

1. Воспитание как социокультурное явление.

2. Воспитание – категория педагогической науки.

3. Основные особенности воспитания.

4. Структурные элементы процесса воспитанияи их взаимосвязь.

5. Взаимосвязь воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе начальной школы.

6. Воспитание во внеурочной деятельности.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999

2. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.

3. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.

4. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

9. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

10. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

14. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006*

Тема 18

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999

2. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005

3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011*

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009*

6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002

8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002

9. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998

10. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000

11. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2009

12. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – С.9-39*

13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000

14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004

15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000

16. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006

Тема 19

Задачи и содержание воспитания младших школьников в современных условиях

План

1. Понятие «содержание воспитания», его связь с понятием «задача воспитания». Многоаспектность содержания воспитания школьников.

2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека у младших школьников.

3. Воспитание у младших школьников нравственных чувств и этического сознания.

4. Воспитание у обучающихся в начальной школе трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

5. Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

6. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

7. Воспитание у обучающихся в начальной школе ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

8. Экономическое воспитание младших школьников.

9. Физическое воспитание младших школьников в целостном учебн<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.