II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

2018-01-07 241
II. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Учащиеся повторяют известные им сведения об имени прилагательном, пишут словарный диктант на базе изученных

в течение года слов.

 

Восклицательный, повествовательный, фонетический, со-норный, современный, лиловый, письменный, ароматный, ла-зурный, бирюзовый, многозначный, необыкновенный, ослепи-тельный, громадный, пасмурный, фиолетовый, голубоватый, расчётливый, нарицательный, собственный, необъятный.

 

— На какие тематические группы можно разделить записан-ные прилагательные? Дополните каждую группу своими при-мерами.

 

2. Выявление роли прилагательного в речи: работа с матери-алами для наблюдения (с. 81), выполнение упр. 565.

 

3. При выполнении упр. 567 внимание уделяется также пе-реносному значению прилагательного. Учащиеся подбирают синонимы к серый (день), чёрная (весть), затем находят в сло-варе на букву с (с. 163) прилагательные с пометой перен.: свире-пый, седой, серебряный, повторяют определение эпитета.

 

III. Закрепление изученного материала.

Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева (упр. 567), самостоятельная работа по вопросам к упражнению. Учащиеся повторяют знакомый им из уроков литературы тер-мин олицетворение, учитель просит подобрать примеры сти-хотворений, в которых авторы используют этот приём. Работа заканчивается списыванием с последующей взаимопроверкой.

 

IV. Подведение итогов урока.

Каким был бы окружающий нас мир без прилагательных?Запишите этот ряд слов. Какую часть речи вы использовали для ответа на вопрос?

 

V. Домашнее задание. Подобрать стихотворные примеры

с эпитетами и олицетворениями (можно использовать учебник литературы).

 

 

Урок 144. Имя прилагательное как часть речи (§ 101)

 

Цели урока: продолжить развитие представления о роли прилага-тельного в тексте, расширить знания о синтаксической роли имён при-лагательных.


Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательныйинтерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Распознавание объектов. Построение рассуж-дений. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

 

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. Кто больше составит прила-гательных из букв слова прямодушный? (Например: душный, прямой, пушной, ушной, умный, румяный, шумный, пряный, ярый, модный, упрямый, подушный.)

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают своипримеры, комментируют их, формулируют вопросы и задания товарищам.

III. Работа по теме урока.

1. Диктант с заданием определить роль прилагательных

в тексте.

 

Коридор вагона был длинный и узкий. Возле наружной стены его были приделаны складные скамейки. В коридор выходили десять дверей. Все двери были блестящие, красные, и у всех были жёлтые золочёные ручки. Геку надоело рассматривать вагон, он пошёл в своё купе и кинулся на мягкую постель. Но поскольку толстый Чук развалился во всю ширь, то Гек бесцеремонно ткнул его в бок кулаком. И тут случи-лось ужасное! Вместо белобрысого, круглоголового Чука на Гека глянуло сердитое усатое лицо чужого дядьки. (По А. Гайдару)

               
   
 
     

Одновременно с выявлением роли прилагательных в описа-нии вагона, Чука, пассажира (дядьки) учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения, делают вывод-обоб-щение: чаще всего они бывают определениями или сказуемы-ми, реже — другими членами предложения.

2. Упр. 569—571.

 

IV. Закрепление изученного материала. Групповая работа.Учащиеся, не называя имени ученика класса, рисуют его сло-весный портрет. Другие группы отгадывают, кто это. Во время работы записываются использованные в характеристике при-лагательные. На втором этапе работы делается качественный анализ прилагательных: побеждает группа, у которой больше интересных прилагательных.

 

V. Подведение итогов урока. Можно ли обойтись без при-лагательных, если, например, необходимо сказать о характере человека, о его внешности?

 

VI. Домашнее задание. Упр. 573.

 

Урок 145. Имя прилагательное как часть речи (§ 101)

 

Цели урока: совершенствовать представление о роли имени прила-гательного в тексте, умение определять морфологические признаки


и синтаксическую роль прилагательных; развивать умение употреб-лять прилагательные в речи, не допуская при этом речевых ошибок.

 

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятив-ные УУД. Прогнозирование. Познавательные УУД. Переработкаинформации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Со-вместная работа.

 

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. « Угадай прилагательное».

1) Коричневые глаза; 2) живущий в данном месте; 3) ста-ринный, очень давний; 4) предпоследний цвет спектра цве-тов; 5) антоним слова «бедный»; 6) такой, без которого мож-но обойтись; 7) синоним слова «печальный». (Карие; здешний;древний; синий; богатый; лишний; грустный.)

 

II. Проверка домашнего задания.

 

Учащиеся читают свои описания погоды, оценивают работу товарищей, задают вопросы по изучаемой теме.

 

III. Работа по теме урока.

1. Осложнённое списывание отрывка из романа А. Пушкина.

 

Г_нимы вешними луч_ми, С окрес_ных гор уже сн_га Сб_жали мутными руч_ями На потоплённые луга.

 

Улы_кой ясною природа Скво_ь сон встр_чает утро года; С_нея блещ_т н_беса.

 

Ещё пр_зрач?ные, леса Как бу_то пухом з_л_неют.

 

Выявление синтаксической роли использованных в отрыв-ке прилагательных, определение лексического значения слова

вешний (весенний).

 

2. Упр. 574. Сильному ученику предлагается сделать у доски синтаксический и пунктуационный разбор 1-го предложения (повествовательное, сложное, состоит из 2 предложений; первое имеет только подлежащее, второе — только сказуемое; связаны союзом но).

 

3. Учитель сообщает о том, что при употреблении прила-гательных возможны ошибки, если не учитывается значение существительного, приводит примеры: дождливое ненастье (ненастье — дождливая, пасмурная погода); темный мрак (мрак — полное отсутствие света, тьма); штрафной пенальти (пенальти — штрафной удар по воротам). Учащиеся выполняют упр. 575.

 

4. Подготовка устного сообщения об имени прилагательном

 

с опорой на материалы учебника (с. 85) и результаты работы на уроке.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.