Тема 1. Периодизация античной философии. Основные этапы: общая характеристика ведущих школ, идей, проблем. (2 ч.) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1. Периодизация античной философии. Основные этапы: общая характеристика ведущих школ, идей, проблем. (2 ч.)

2018-01-04 129
Тема 1. Периодизация античной философии. Основные этапы: общая характеристика ведущих школ, идей, проблем. (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: Рассмотреть дисциплину История античной философии в контексте других философских и научных дисциплин. Познакомиться с источниками наших сведений о ранней греческой философии.

Форма проведения – лекция и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите известные вам тексты по истории философии, написанные в античности.
  2. Значение терминов “доксография” и “преемства”.
  3. Назовите ведущие философские школы античности.

 

Литература:

Основная

Научная

Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб. 2002.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М. 1986.

Дополнительная

Учебная

1. Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.

 

 

Тема 2. Первые греческие космогонии. (2 ч.)

Цель занятия: Изучить философские взгляды Анаксимандра и Анаксимена и их научные открытия. Познакомиться с основными терминами ранней греческой философии: «бесконечное» (ἄπειρον), «начало» (ἀρχή), «природа» (φύσις), «объемлющее» (περιέχον).

Форма проведения – лекция и дискуссия

 

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите возможные основания, заставившие Анаксимандра выбрать «бесконечное» в качестве первоначала космоса.
  2. Объясните использование юридической лексики («правозаконное», «неправда», «задолженность», «возмещение ущерба») в сохранившемся фрагменте Анаксимандра.
  3. Поясните связь между «воздухом» как первоначалом всего сущего и «душой» у Анаксимена.

 

Литература:

Основная

Научная

- Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. Пер. с англ. Л.Б. Сумм. – Москва, 1999.

- Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». – Москва, 1979.

Дополнительная

Учебная

- Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

 

 

Тема 3. Философия пифагореизма (4 ч.)

Цель занятия: Познакомиться с открытиями пифагорейцев в области математики и музыки. Обсудить понятие числа. Выяснить роль учения о противоположностях в пифагореизме V в. до н.э.

Форма проведения – лекция и дискуссия.

 

Контрольные вопросы:

  1. Кто из античных философов первым упомянул о каких-либо пифагорейских учениях? Прокомментируйте контекст этих высказываний.
  2. Как строились «фигурные числа» в раннем пифагореизме? Что такое треугольные, квадратные, кубические числа? Поясните значение понятия «тетрактида».
  3. Охарактеризуйте пифагорейский образ жизни.

 

Литература:

Основная

Научная

- Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990 г.

- Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: 2012.

- Ахутин А.В. Античные начала философии. М. 2007. Часть 2. Начала и апории античного мира. Аритмологическая архитектоника мира и ум-устроитель. С. 259-352.

Дополнительная

Учебная

- Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

- История философии. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - Москва, 2005.

 

 

Тема 4. Гераклит Эфесский (4 ч.)

Цель занятия: Выяснить особенности философского языка Гераклита. На основании анализа фрагментов обсудить основные темы его философии: противоположности и их единство, тайная гармония, учение о Логосе.

Форма проведения – совместное чтение текстов и обсуждение.

 

Контрольные вопросы:

  1. Опишите платоновскую интерпретацию фрагмента о невозможности дважды войти в одну и ту же реку (фр.40). Что означают слова «все течет»? Два вида «становления».
  2. В чем сходятся противоположности, по Гераклиту? Прокомментируйте фрагмент о Гесиоде, не понимавшем единства ночи и дня (фр. 43). В чем состоит согласие лука и лиры (фр. 27)?
  3. Что Гераклит называет «богом», «мудрым», «единым», «тайной гармонией»? Есть ли оно в мире?
  4. В чем сильные и слабые стороны интерпретации «логоса» Гераклита как его собственного «сочинения»? Логос как метафора, или как правильно читать «книгу природы»?

 

Литература:

Основная

Научная

- Лебедев А.В. Логос Гераклита: реконструкция мысли и слова. М. 2014.

- Ахутин А.В. Античные начала философии. М. 2007. Раздел I. Гераклит, или поэтика начала. С. 358 – 560.

- Бибихин В.В. Язык философии. М. 2002.

Дополнительная

Учебная

- Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

- Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.