Научная революция и философия: от Коперника до Галилея и Ньютона. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Научная революция и философия: от Коперника до Галилея и Ньютона.

2018-01-07 236
Научная революция и философия: от Коперника до Галилея и Ньютона. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце 15 в. заканчивается эра протонауки и начинается эра науки. Преднаука – период формирования главных принципов классической науки. Церковь, схоластика уходят на второй план (разделение церкви и государства). 1450 г. – изобретение Гуттенбергом книгопечатания считается переломом. Начинается рост научного знания. Смерть мыслителя была теперь только его смертью, а не смертью его идей (инквизиция обезврежена). Это эра великих географических открытий (Бехайм создает первый глобус). Аристотелевская механика ставится под сомнение. Развивается баллистика, теория рычагов и весов (Кардано), гидравлика (да Винчи). Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт. Везалий «О строении человеческого тела» (все, что было до него, опроверг). Развивается ятрохимия (врачебная), минералогия, ботаника, зоология. В гуманитарной сфере труды Макиавелли положили основу политологии, начали формироваться утопические идеи коммунизма. В религиозной сфере – идеи Реформации (призывала к возрождению истинного христианства). Возникает меркантилизм (отражает подлинные закономерности экономического развития стран Европы). Происходит возвышение роли разума (познающего разума) – объяснял и целенаправлял всю деятельность человека! Важнейшим условием познания было очищение разума от ошибок, заблуждений, сомнений (Бэкон, Декарт). Складывался новый тип рациональности – противопоставление объекта и субъекта познания, человека и природы.
Коперниканская революция 16 в. важнейшее событие (астрономия). Николай Коперник «Об обращении небесных сфер» (1543) отверг геоцентрическую птоломеевско-аристотелевскую картину мира. Постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли вокруг своей оси, а также показал, как можно объяснить при помощи этого все данные астрономических наблюдений. Идея Коперника о рядовом месте Земли во Вселенной потрясла мировоззрение эпохи, усилила критический дух (это было важно для развития классической науки). Новая система Коперника требовала новой физики, отличной от Аристотелевой, а не просто удалило Землю из центра мира.
Коперниканское учение привело к первой глобальной научной революции (продолжалась 140 лет – с 1543 до 1687 И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»). Ньютон завершает дело Галилея по созданию классической механики, сформулировав три основных закона движения и закон всемирного тяготения. Изменились не только представления о структуре мира, но и были созданы новые методы проникновения в эту структуру. Возникает наука в современном ее понимании, она становится социальным институтом, научная деятельность осуществляется в специальных организованных формах («институционализация науки»). Для развития науки в 17 в. была характерна феноменологическая программа исследования (не раскрытие причин явлений, а открытие законов). Трактовка природы как механизма, наступает период господства механической картины мира (сложилась к началу 18 в.).
Галилео Галилея (1564-1642) - итальянского физика и астронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Опираясь на принцип совпадения противоположностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и неделимого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них.
С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствовало представление о движении, сформированное еще Аристотелем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось, необходимо сопротивление, другими словами, в пустоте движение невозможно, так как в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.
Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции.
Занимался изучением движения планет (наблюдал одну планету, другую и находил общее в их движении. Так он обнаружил параллельное замедление их хода и петлю, он понимал, что действуют силы. Но вопрос в том, как перенести силы земные на небесные тела? Поэтому земное движение рассматривал как частную форму движения небесного. Ему принадлежит 3 открытия:
- Силы трения – приводят к тому, что тело, у которого есть сила и которое может двигаться в конечном итоге останавливается.
- Инерция – одно из свойств механически трактуемого понятия силы. Позволяет осуществлять движение тела по поверхности, когда внешние силы перестали воздействовать.
- Ускорение – рассматривается как вторая производная от движения, связано со скоростью. Если у Аристотеля - физика скорости, то у Галилея значимо ускорение, так как оно увязывается в этой трихотомии.
Галилей был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен".
И. Ньютон (1642-1727) обобщил все результаты, которые были получены Коперником, Кеплером и Галилеем, завершив работу над механистической картиной мира. Научную программу, которую создал Исаак Ньютон он назвал "экспериментальной философией". В соответствии с ней исследование природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи "метода принципов", смысл которого заключается в следующем: проведя наблюдения, эксперименты, с помощью индукции вычленить в чистом виде связи явлений внешнего мира, выявить фундаментальные закономерности, принципы, которые управляют изучаемыми процессами, осуществить их математическую обработку и на основе этого построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов.
Ньютон создал основы классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел, сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.