Анализ сложного волевого действия — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Анализ сложного волевого действия

2018-01-07 685
Анализ сложного волевого действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волевые действия отличаются друг от друга уровнем сложности.

Волевые действия бывают простыми и сложными.

Простое волевое действие это такое действие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил и специальной организации действия. Оно характеризуется непосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения. Например, при желании утолить жажду, человек наливает воду в стакан и выпивает ее, если ему холодно, он надевает пальто и т.п. Эти действия не нуждаются в сложных способах для их выполнения.

Сложное волевое действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организовать себя на выполнение действия. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых. Так, человек, разрешая математические задачи, чтобы достичь успеха, должен осуществлять ряд волевых действий. Или студент, готовясь к занятиям, выполняет сложные волевые действия.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение


поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели. Например, студен, получающий образование, прикладывает волевые усилия, чтобы подготовится к занятиям, встать утром, пойти в институт, работать на парах и т.д.

Сложность волевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых оно направлено.

Успех волевого акта зависит от волевых качеств человека, глубины осознания задания, интереса, а также от знаний, умений и навыков, без которых успешное достижение цели невозможно.

 

Структура волевого акта

Волевые действия определяются сознательно поставленной целью, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Действуя, человек ставит перед собой задачу, планирует ее выполнение, выбирает способы осуществления решения. Чтобы успешно учиться, человек должен осознавать цель обучения, свои задачи, уметь организовать их выполнение, быть настойчивым. Чем более значима для человека цель, тем больше препятствий он преодолевает.

Каждое волевое действие мотивировано. Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Мотив выступает движущей силой, которая понуждает человека к действию, к борьбе за достижение поставленной цели. Мотивами действий являются человеческие потребности, чувства, интересы, осознание необходимости действовать.

У человека есть потребности и влечения, которые он может осознавать либо не осознавать. Влечения не ведут к целенаправленному волевому действию.

Осознанная потребность или влечение называется желанием. Желание выступает мотивом поведения. Прежде чем желание превратиться в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Желая, человек осознает цель своего стремления, направление своей деятельности. Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает несколько несогласованных и даже противоречивых желаний. Психологическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности называют борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывание того, как именно действовать. Например, студента раздирает борьба между желанием взяться за выполнение задания и желанием пойти на дискотеку. В результате этой борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется


или в форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.

Следующий этап заключается в волевом усилии и исполнении принятого решения. Выполнение действия начинается с его планирования, организации способов, нужных для осуществления задания, и заканчивается его завершением. Так, человек, решив сконструировать радиоприемник, ознакомится с системами радиоприемников, начертит схему, достанет нужные для радиоприемника детали и, наконец, смонтирует его. Так завершается принятое решение. Этот этап может получать внешнее и внутреннее выражение.

 

 
 


Основные качества воли

Целенаправленность (целеустремленность) — сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Она определяется принципиальностью и убежденностью чело- века и отличается глубоким осознанием своих задач и необходимостью их осуществлять. Целенаправленность проявляется в умении человека руководствоваться в своих действиях не случайными стремлениями, а стойкими убеждениями, принципами. Целенаправленность и принципиальность — основы сильной воли. Люди без четкой целенаправленности, без твердых убеждений, ясных принципов, которыми бы они руководствовались в своей деятельности, часто находятся под влиянием случайных желаний, попадают под влияние других. Поведение нецеленаправленных и беспринципных людей характеризуется слабой волей. Важное волевое качество – инициативность, то есть возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и без напоминания и принуждения других осуществлять их. Инициативность характеризуется действенной активностью. Мало проявить инициативу, поставив перед собой задачу, нужно ее осуществить, довести до конца. Это возможно только при

надлежащей активности в действиях.

Существенными чертами воли человека являются также решительность (заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений), выдержанность (выражается в умении сдержать себя, свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой, воздержаться от того, что хочется сделать) и настойчивость (характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях). Эти качества проявляются в умении своевременно и обдуманно принимать решения, особенно в сложных обстоятельствах, где нужно тормозить негативные стремления и действия, и создавать возможности преодолевать трудности на пути к цели. Эти черты помогают доводить до конца каждое дело, преодолевая все препятствия, которые встречаются на этом пути. Большие дела, замечательные научные изобретения возможны только при наличии у человека этих черт.

Еще одним важным волевым качеством человека является его самостоятельность. Самостоятельность воли проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению цели; в возможности критически относиться к поступкам и действиям как своим собственным, так и других людей, не поддаваться негативным влияниям со стороны других. Самостоятельность является результатом высокой принципиальности человека, его моральной выдержки.


Важной волевой чертой человека является самообладание. Оно проявляется в возможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание является важным компонентом, чертой личности, которую называют мужеством. Владея собой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оно связанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делает человека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаются влиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются и впадают в меланхолию. Своеобразным проявлением безволия человека является конформизм. Суть его в том, что человек, хотя и имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется вли- янию, давлению группы, не отстаивая своих позиций.

Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенные и побочные.

Организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку.

Смелость умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни.

Исполнительность – старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Настойчивость надо отличать от такой черты, как упрямство. Упрямство — это необдуманное, ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человек настаивает на своем нецелесообразном желании, не принимая во внимание обстоятельства. Упрямство — это проявление не силы, а слабости воли. Принимая решение, упрямый человек отрицает доказательства, не принимает во внимание интересы других и своими действиями часто причиняет вред. Упрямство — негативная черта.

Внушаемость — это качество, противоположное самостоятельности. Внушаемость — это подверженность человека влиянию других людей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов. Они некритично подражают другим, колеблются между противоположными взглядами, не имея собственного мнения. Первая же мысль, услышанная внушаемым человеком, становится его мыслью, но впоследствии эту мысль он легко меняет на другую. Люди, которые легко поддаются внушению и самовнушению, — это люди со слабой волей.

Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Импульсивность характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманности поступков.


Совокупность положительных качеств воли, свойственных человеку, обусловливает его силу воли.

Как положительные, так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются в процессе жизни и деятельности.

 

Безволие и его причины

Безволие в большей или меньшей мере проявляется в разных физических и умственных действиях человека. Характерными особенностями безвольного человека являются снижение общей активности, психическая вялость, колебания в принятии решения там, где необходимость действий очевидна.

Безвольные люди не доводят начатого дела до конца и неспособны преодолевать даже незначительные трудности. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за легкое, мелкое, ненужное. Им не свойственны стойкие, целенаправленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и другим.

Слабовольные люди не имеют своего мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего не уверены в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, не способны сдерживать свои желания, преодолевать свои эмоциональные состояния — гнев, страх, аффекты.В экстремальных ситуациях они теряются, становятся беспомощными. Им свойственна мечтательность, они порой предлагают интересные идеи, но не реализуют их. Безволие свойственно конформным лицам, избегающим принятия самостоятельных решений и в тоже время склонным пассивно принимать взгляды других, приспосабливаться к готовым стандартам поведения.

Состояние болезненного безволия — «абулия».

Безволие обусловлено многими причинами. В некоторых случая его причина — органические или функциональные расстройства деятельности коры больших полушарий головного мозга, ее лобных участков, что проявляется в диссоциации, разъединении образов действия и движений, в пассивности идей, представлений. К этому состоянию приводят различные болезни и особенно употребление алкоголя, наркотиков, приводящих к пассивности умственной деятельности.

Ограничение свободы движений и действий детей, стремление во всем им помогать, воспитывает в них пассивность, которая становится на- выком, тяжело преодолеваемым в старшем возрасте.

Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленным трудовым действиям, воспитание стремления выполнить дело до конца являются важнейшими мероприятиями в борьбе с безволием. Физическое воспитание, спорт, разнообразные виды соревнований в большой мере способствуют развитию активности, самообладания, сильной воли.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.