Развитие государственного строя Афин в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты афинской демократии. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие государственного строя Афин в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты афинской демократии.

2018-01-03 524
Развитие государственного строя Афин в V в. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла. Основные черты афинской демократии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Расцвет афинской демократии приходится на 5 век до н.э., когда складываются основные элементы государственного механизма Афинской республики. В его основе – демократическое самоуправлении с правом каждого полноправного гражданина принимать участие в общественных делах.

В 462 г до н.э. Эфиальт реформировал ареопаг, лишив его реальной власти. За ним были сохранены только религиозные функции и права суда по делам об убийствах. Это избавило народное собрание от опеки со стороны аристократии. Отныне государственная власть распределялась между однородными демократическими учреждениями.

В 461 г до н.э. Перикл ввел вознаграждение за выполнение обязанностей на государственной службе, что позволило малоимущим гражданам замещать государственные должности.

Проведенные реформы завершили формирование системы разделения властей в Афинском полисе: государственные органы обладали различными четко очерченными полномочиями, а взаимный контроль создавал систему сдержек.

Народные собрания (экклессия) воплощали принцип верховенства народа. Законодательные полномочия, избрание и контроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, процедура остракизма и т.д. Правом на участие в народных собраниях обладали все полноправные граждане (мужчины), достигшие 20 лет. Собирались 40 раз в год. Каждый имел право обсуждать решения, право законодательной инициативы. В Афинах существовало большое количество партий, возглавляемых демагогами.

Совет 500 (булэ) выполнял функции государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, управление финансами, регулирование торговли, контроль над должностными лицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Булевты избирались на 1 год из граждан, достигших 30 лет, и представляли 10 территориальных фил. По окончании сроков полномочий они отчитывались перед народным собранием, могли быть привлечены к ответственности. Совет подразделялся на 10 комиссий, которые поочередно приступали к выполнению своих обязанностей.

Гелиэя – высший судебный орган. Состояла из 5 тысяч судей и 1 тысячи запасных: избирались по 600 человек из 10 территориальных фил на 1 год из граждан, достигших 30 лет. Апелляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Рассматривала дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Законопроекты, принятые народным собранием становились законами лишь после одобрения в гелиэе. Коллегии приступали к своим обязанностям по жребию.

Коллегия 10 стратегов в 5 в до н.э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв совета 500 и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника. В чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в полисе. Должность стратегов часто занимали демиурги.

· Должности в Афинах замещались на принципах выборности (по жребию),

· срочности,

· коллегиальности,

· ответственности.

· Срок полномочий должностного лица составлял 1 год,

· запрещалось занимать должности 2 срока подряд,

· совмещения должностей не допускалось,

· все решения принимались должностными лицами, коллективно при равенстве голосов.

· Должностные лица были ответственны перед народным собрание, советом 500 или гелиэей.

· Доступ к политической жизни сохраняли только полноправные граждане, являющиеся таковыми благодаря своему происхождению. Неполноправное население обладали личной свободой, имущественными правами, но не наделялись политическими.

Общественный и государственный строй Спарты.

Общественный строй

В Спарте сложилось своеобразное рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.

Социальная структура:

1. Спартиаты – господствующий слой, полноправные граждане. Каждому предоставлялась в пользование земля (клера) с прикрепленными к ней рабами (илотами). Земля разделялась на 9 тысяч примерно равных клеров, которых нельзя было продать, подарить или завещать. Главная обязанность – военная (педономы обучали детей военному ремеслу с 7 до 20 лет; с 20 до 60 лет – несение военной службы). Женщины обладали определенной самостоятельностью (освобождены от домашнего хозяйства и воспитания детей). Были обязаны участвовать в общественных трапезах – сисситиях (бесплатные, за счет взносов). Ликург ввел правила против роскоши – из обращения изъяли золотые и серебряные монеты (ввели железные), запретили торговать.

2. Периеки – жители периферийных горных неплодородных районов Спарты. Были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не обладали политическими правами и были под надзором гармостов. Обязаны были участвовать в войнах Спарты в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие – торговля и ремесло. Их могли казнить без суда.

3. Илоты – порабощенные жители, рабы. Были собственностью государства. Предоставлялись в распоряжение спартиатам и отдавали им около половины урожая. Практически самостоятельно вели своё хозяйство, не были товаром, свободно распоряжались оставшимся урожаем. Обязаны были участвовать в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Могли выкупиться на свободу. Убийство илотов допускалось в любое время.

 

Государственный строй

Государственный строй сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную структуру, что привело к «ликургову строю», сложившемуся к VI в. до н.э.

Органы управления:

1. Архагеты – стояли во главе государства (их было 2). «Два царя». Власть была наследственной, но это не делало её прочной. Каждые 8 лет проводились гадания по звездам, в результате которых их могли предать суду или отстранить от должности. Их положение было почетным, получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Изначально обладали полной военной властью, которую позже ограничили.

2. Герусия – совет старейшин. В составе было 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших возраста 60 лет. Оба архагета входили в её состав. Изначально рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение на народном собрании, тем самым они могли направлять его деятельность. Затем их полномочия расширились. Могли воспрепятствовать решению народного собрания в случае несогласия геронтов и вождей. Участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

3. Народное собрание. Созыв производился раз в месяц. На нем принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами и т.д. В 4 веке до н.э. стало пассивным и роль падает.

4. Эфоры – представители аристократии, получившие большую долю военной добычи. Образовалась коллегия «5 эфоров». Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией. Первоначально считались помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины 6 века до н.э. их власть возросла – поставили под контроль архагетов, присвоили право созывать герусию и народное собрание и руководить ими. Могли предотвратить принятие решения народным собранием. К ним перешло руководство внешними отношениями и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдение спартиатами установленных порядков, суд над ними, объявление войны и мира. Их деятельность не контролировалась. Имели собственный стол на сисситиях.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.