Тема: Особенности отработки разных типов предложений с детьми, имеющими нарушения слуха — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема: Особенности отработки разных типов предложений с детьми, имеющими нарушения слуха

2018-01-07 164
Тема: Особенности отработки разных типов предложений с детьми, имеющими нарушения слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для того чтобы отработка синтагматических связей велась планомерно в программе по развитию речи для глухих и слабослышащих дошкольников представлены наряду со словарем. 10 базовых типов предложений усложняется от года к году. Эти типы предложений позволяют усвоить доступные детям значения падежных форм существительных (временных, видовых) и дают возможность передавать то или иное содержание в связных высказываниях соответственно возрастным особенностям детей. Программа предусматривает научить детей пяти видам речевой коммуникации:

1. Понимать обращение и выполнять приказание, выражать просьбу, желание;

2. Обращаться к товарищам или другому лицу по заданию педагога, а также по собственному побуждению;

3. Отвечать на вопросы и задавать их;

4. Сообщать о выполнении и предстоящей работе;

5. Участвовать в диалоге.

Анализ перечисленных умений показывает, что материал в программе расположен последовательно (от простого к сложному) и включает в себя требования к овладению, как отдельных предложений разных типов, так и навыками ведения беседы (о составе семьи, о содержании рассказа).

Обучение разговорной речи должно начинаться с усвоения побудительных предложений. Русские сурдопедагоги (Зыков, Корсунская, Нестерович) в своих работах обосновали это факторами:

· побудительные предложения – простые, конкретные по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этих действий;

· использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначение слова и фразы, т.к. речь педагога требует немедленного воплощения, сказанного в их поступках;

· использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования эмпрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и понимания обращенной формы речи, что соответствует психологическим законам овладения речью в норме;

· дети легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения, т.к. в них сохраняется постоянство определенных грамматических категорий (наклонения и лицо глаголов).

Отработка базовых типов предложений проводится на материале составленных рассказов, в развернутых ответах на вопросы, при чтении детьми текста из книги. Отработка самой структуры предложения не является целью обучения, при тех или иных затруднениях построенное ребенком предложение получает от педагога подкрепление в виде вспомогательных вопросов или знакомого речевого образца. Большее количество самых разнообразных высказываний запоминается детьми в готовом виде, они накапливаются как конкретные речевые единицы (на уровне предложений). Каждое из таких единичных высказываний обычно запоминается и воспроизводится в конкретном речевом контексте или применительно к конкретной ситуации. Такие предложения входят в речевой запас детей как целые неделимые, почти идиоматические выражения (устойчивые выражения), которые позже могут перейти в разряд речевых образцов, по схеме которых будут образовываться новые высказывания. Этот переход возможен при достаточно высоком уровне речевого развития и богатом опыте языковых наблюдений, что достигается в процессе изучения языка, которым дети овладевают практически. Употребляя в рассказах какое-то предложение, дети не могут его сократить, не перестроить: оно конкретное и единичное. Дефектологу не следует стремиться полностью освободить речь детей от пробных речевых штампов. На ранних ступенях развития вся речь обучающихся языку в специальных условиях состоит из речевых штампов, т.е. у всех детей одной группы на каждый случай жизни имеется одинаковое высказывание.

Вариативность высказываний - результат длительной работы над речью с учетом индивидуальных возможностей.

Анализируя речевой запас обученных глухих и слабослышащих детей, можно обнаружить в нем набор типовых предложений, по образцу которых буквально тиражируются множество новых предложений, и определенное количество конкретных предложений, к которым постепенно прибавляется несколько вариантов по типу синтаксических синонимов. Расширение объема речи идет путем построения новых высказываний по образцам и запоминание нескольких вариантов оформления конкретного содержания. Если при этом планомерно пополняется словарный запас, обеспечивающий лексическое наполнение синтаксических структур, то можно считать, что речевое развитие пошло по пути, имитирующему естественный ход овладения речью.

Задание. Заполните таблицу. В графе с примерами приведите свои примеры, учитывая особенности речевого развития дошкольников с нарушением слуха.

Виды речевой коммуникации, которые должны освоить дошкольники с нарушенным слухом в соответствии с требованиями программы Примеры
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

Задание. Ответьте на вопросы.

С усвоения каких типов предложений должно начинаться усвоение дошкольниками с нарушением слуха языка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему усвоение языка дошкольниками с нарушенным слухом должно начинаться с предложений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Заполните таблицу. В графе с примерами приведите свои примеры.

Типы предложений, которые должны усваивать дошкольники с нарушенным слухом (отразить схему) Примеры
1. Кукла упала
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.