Тема: Принципы обучения языку детей с нарушениями слуха (по С.А. Зыкову) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: Принципы обучения языку детей с нарушениями слуха (по С.А. Зыкову)

2018-01-07 329
Тема: Принципы обучения языку детей с нарушениями слуха (по С.А. Зыкову) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Ведущим принципом обучения глухих дошкольников языку является деятельностный.

Это не методический прием, а руководящий принцип в системе обучения глухих дошкольников языку. С.А. Зыков выделяет следующие пути реализации данного принципа:

1. Развитие речи детей надо строить так, чтобы оно проникало во взаимодействии с деятельностью детей, организованной педагогами и служило удовлетворению потребности в общении.

2. Для осуществления процесса обучения в тесной связи с деятельностью занятия, строящиеся по определенному плану и обеспечивающие усвоение детьми языка в строгой системе.

3. Обучение языку и развитие речи не может сводиться к специальным занятиям, эта работа должна охватывать весь учебно-воспитательный процесс.

II. Потребность как стимул использования словесной речи.

С.А. Зыков отмечал, что важно не только научить глухого говорить, но и воспитывать в ребенке потребность пользоваться речью как средством общения. Он подчеркивал, что нужно создавать острую потребность говорить звуками, артикуляционным аппаратом, а не руками и мимикой. Под влиянием потребности глухие смогут овладеть языком. Потребность в общении у глухих имеется. Чтобы глухой активно пользовался словесной речью, ему нужны не отдаленные, а частные ближайшие цели, непосредственно вытекающие из того, что ребенок делает сейчас. Если потребность в общении не будет удовлетворено языковыми средствами, у глухих возникнет жестовая речь.

Потребность в общении и у слышащих, и у глухих не является неизменной, а развивается по мере овладения средствами общения под влиянием новых запросов. Начинать обучение надо с раннего возраста, когда потребности в общении у ребенка еще ограничены. В семилетнем возрасте, когда потребность в общении высока, надо в короткие сроки дать речевой материал, который по своему объему и характеру позволяет глухому ребенку удовлетворить свою потребность в общении. Регулировать и направлять речевое развитие надо соответственно потребностям, возникающим у ребенка в созданных педагогами условиях.

III. Создание слухоречевой среды.

Среда - это фактор, который определяет и возникновение потребности, и ее развитие. Способ общения не зависит от желания того или иного человека, человек вынужден общаться теми средствами, которыми общаются окружающие его люди. Говорящий ребенок теряет речь, если она перестает обслуживать его нужды. Так как глухие основную часть проводят в среде глухих, то и среда не создает условий для формирования речи. Между собой глухие общаются при помощи жестов. В этой связи в коррекционном учреждении для глухих нужно обеспечивать осуществление речевого режима, приблизить глухих к среде слышащих.

IV. Использование в процессе обучения глухих детей языку образцов для подражания.

Если глухой не будет иметь образца для подражания, то он не сможет произнести слова и пользоваться ими, не сможет употреблять фразы, если не увидит, как это делает педагог. Процесс обучения глухих языку не может обходиться без использования подражания.

V. Роль практики.

Причина низких результатов владения языком и развития речи заключается в недостаточности речевой практики глухих детей. Практическое освоение языка должно стать основой овладения им. Созерцательное отношение к языку не учит владению им для общения. Под практическим обучением языку нужно понимать не изучение языковых явлений, хотя бы и без использования терминологии, а овладение языком как средством общения, т.е. сначала дети обучаются пользованию языком в его коммуникативной функции, а по мере наполнения языковых фактов подходят к лексическим и грамматическим обобщениям.

Задание. Зафиксируйте в таблице принципы коммуникативной системы (по С.А. Зыкову и по Л.П. Носковой)

Принципы коммуникативной системы
по С.А. Зыкову по Л.П. Носковой
   

 

Задание. Ответьте на вопрос: в чём сходство принципов, предложенных авторами? __________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. На примере темы «Посуда» раскройте, как следует учитывать принцип о роли практики в развитии речи детей с нарушениями слуха.


 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.