Экономическая среда функционирования организаций (предприятий) АПК — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Экономическая среда функционирования организаций (предприятий) АПК

2018-01-07 181
Экономическая среда функционирования организаций (предприятий) АПК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под средой косвенного воздействия понимают такие внеш­ние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия. Однако данные фак­торы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для предстоящих, в том числе и быстрых, изменений в функ­ционировании предприятия, формировании конкурентных преимуществ.

Каждый субъект хозяйствования имеет свою микросреду: своих потребителей, своих поставщиков и своих конкурентов. Но все субъекты хозяйствования функционируют в определен­ной макросреде, где между предприятиями и ее субъектами возникают вертикальные связи.

Многообразие факторов и условий, во взаимосвязи и в комплексе определяющих внешнюю среду предприятия, включает следующие элементы внешней среды:

внешние экономические факторы (экономическая среда)(общий уровень экономического развития страны, уровень развитости рыночных отношений, размер ВВП и его колебания, размеры инфляции, процентные банковские и налоговые ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень произво­дительности общественного труда и средней заработной платы); Так, инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

политические условия (политическая обстановка): государственное устройство и госу­дарственная социальная, научно-техническая, промышленная, кадровая, экономическая, в том числе налоговая, ценовая, кредитная и таможенная политика;

правовые составляющие: (юридическая среда)степень правовой урегулированности рыночных отношений, состав и качество действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспеченности право­вой безопасности предприятий и граждан, от которых зависит правомерность заключения и выполнения договоров и конт­рактов, разрешения споров и конфликтных ситуаций, связан­ных с деятельностью предприятий;

внешние научные и технические факторы ( технологическая среда) – научно-техноло­гический потенциал страны, содержание и направления фунда­ментальных и прикладных исследований; наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, инкубаторы прогрессивных технологий, фирмы, занимающиеся венчурной, деятельностью, лизингом; исследовательские фонды и программы. Наличие этих факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций;

коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций, что в совокупности предопределяет эффективность производственной деятельности предприятий;

природно-климатические факторы: наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии, рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура и многое другое, что предопределяет деятельность предприятий в области разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционного сырья и материалов, отдельных видов энергии, строительства очистных сооружений, снятия с производства отдельных видов продукции и т.д.

Субъектами макросреды являются государственные органы управления, местные органы власти и общественные организации.

Органы государственного управления определяют и контроли­руют деятельность хозяйствующих субъектов посредством законодательства, амортизационной и налоговой политики, политики в области заработной платы, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности труда. Помимо республиканских органов управления местные органы власти формируют собственную юридическую среду для предприятий, действующих на их территории. Они регулируют возможные места расположения предприятия, время его работы, виды выпускаемой продукции. Органы государственного и местного управления, исходя из интересов государства, обеспечивают экономическое стимулирование производства отдельных видов продукции или развития отдельных предприятий. Значение государства как субъекта внешней среды трудно переоценить. Если изменение каких-либо параметров микросреды, например снижение спроса потребителей на конкретный вид продукции, оказывает влияние на экономику только одного предприятия - производителя данных изделий, то изменение одного из параметров макросреды, например введение нового налога, оказывает существенное влияние на все хозяйствующие субъекты независимо от того, являются они потребителями, поставщиками или конкурентами.

Субъектами внешней микросреды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе, являются:

• производители,

• поставщики,

• потребители,

• деловые партнеры,

• кон­куренты,

• звенья рыночной инфраструктуры.

На микроуровне выделяют следующие факторы: рыночная конъюнктура, фор­ма и близость партнерских связей, отношения с поставщика­ми и потребителями, степень развития рыночной инфра­структуры.

Влияние субъектов микросреды существенно и многогранно. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики предприятия ставит во главу угла влияние потребителей. В зависимости от экономического назначения продук­ции различаются предприятия-потребители и конечные потре­бителей.

Предприятия-потребители приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты и другие товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего ис­пользования.

Потребители как субъекты внешней микросреды предъявляют требования и определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также формируют уровень цен. Всестороннее внимание к потребителю, понимание его желаний и настроений – основной принцип деятельности предприятия.

Влияние субъектов микросреды существенно и многогранно.

Внутреннюю среду функционирования предприятия формируют следующие взаимосвязанные группы факторов:

экономические факторы, включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов;

производственно-технические факторы, которые включа­ют всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции, что в совокупности предопределяет успех деятельности предприятия;

социальные условия и составляющие комплекс социаль­ных отношений, присущих работникам предприятия: их спо­собности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами и коррупция;

информационная составляющая, которая представляет со­вокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей включая Интернет успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий;

маркетинговый фактор изучение рынка в целях обеспечения потребностей покупателей в товарах и услугах предприятия путем активного влияния. предприятия на рыночный спрос и объемы реализации продукции;

деловые отношения и поведение сотрудников, способствующие установлению контакта с партнерами, правильной ориентации в сложившейся социально-экономической ситуации, эффективному влиянию на потребителей в нужном направлении.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.