Средства и организация отбора и ориентации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Средства и организация отбора и ориентации

2018-01-07 183
Средства и организация отбора и ориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения по построению методики спортивного отбора. При разработке системы организации отбора в каком-либо виде рекомендуется исходить из следующих положений:

1. Прогноз спортивной одаренности возможен с 10-12 лет, некоторых ее элементов — с 6-8 лет; надежность прогноза снижается в сенситивные периоды.

2. Отбор - длительный, многоэтапный процесс.

3. Каждому виду спорта присуща специфическая система отбора. Технология составления системы отбора складывается из целого ряда действий выполняемых в определенной последовательности.

4. Разработка или подбор модели спортсмена - перспективной и этапной.

5. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза.

6. Отбор критериев для данного этапа.

7. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной) ребенка.

8. Установление величин необходимых прибавок по ведущим критериям и реальности их получения за срок планируемого этапа подготовки.

9. Принятие решения о спортивной пригодности.

 

При этом необходимо учитывать общие характеристики развития растущего организма.

1. Рост и развитие запрограммированы генетически, но влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияния внешней среды.

2. Рост и развитие происходят только в одном направлении и состоят в последовательном и необратимом прохождении отдельных фаз (периодов) жизни. Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации.

3. Индивидуальное развитие организма происходит не одновременно, т. е. различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.

4. Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды.

5. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие.

6. Действие внешней среды зависит также от так называемой нормы реакции организма, которая строго индивидуальна. Норма реакции определяется возрастом, индивидуальными особенностями, тренированностью и другими факторами.

7. На различных этапах индивидуального развития изменяется соотношение между двумя сторонами обмена веществ и энергии - процессами ассимиляции (образование, усвоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление веществ, расход энергии). В детские годы в период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции, происходит более интенсивный обмен веществ и энергии, образуются сложные органические соединения.

8. С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций. Например, возрастные изменения сердечно сосудистой системы отражают влияние симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладают симпатические влияния. Это проявляется, в частности, в более высокой частоте сердечных сокращений у детей в условиях покоя. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается в замедлении ритма сердечных сокращений.

9. Для формирования человека как личности исключительное значение имеют социальная среда, воспитание. Изменяя факторы социальной среды, воспитательные воздействия, можно целенаправленно влиять на становление личности.


ГЛАВА IX. Физиологические основы здоровья

И здорового образа жизни человека

Понятие о здоровье

 

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Р.М.Баевский трактует это понятие следующим образом: «Здоровье – это способ жить свободно».

Задолго до появления ВОЗ Ф.Энгельс определял «болезнь как стесненную в своей свободе жизнь».

В целом же здоровье, если его и можно как-то конкретно определить, и измерить, скорее всего, понятие и величина относительная и индивидуальная. Огромное значение в здоровье имеет взаимоотношение составляющих его элементов и возможность компенсации одних другими.

Многие авторы считают, что здоровье человека - это состояние, которое позволяет ему выполнять какие-то свои биологические или социальные функции.

В сфере физкультуры и спорта возникают вообще интересные вопросы - кто здоровее - штангист или марафонец, сильный или выносливый? А какой вид спорта здоровее всех?

Надо полагать, что здоровье - это жизнь активная и физически, и умственно, и социально.

Здоровье - понятие многофакторное, социально и исторически обусловленное и очень индивидуальное. Тысячи лет назад без физического здоровья человек просто не мог выжить. Естественный отбор делал свое дело. Сейчас условия жизни изменились. Но человек, как и раньше, должен бороться за свое существование. Для этого тоже нужно здоровье.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

В валеологии (науке о здоровье и здоровом образе жизни) выделяется два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека (Фомин. 1996; Зайцев, 1997 и др.).

Первый признак- это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря - неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующих условиях (эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, тренировочной или иной задачей (информационный стресс).

Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолевать неожиданные трудности, возникшие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой - психологической подготовкой человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия).

Интересно, что среди средств, повышающих психическую устойчивость личности к стрессам, наиболее эффективным так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме (S. Biddle, 1995; P. Oja, 1995 и др.).

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. В свою очередь, «сохранение здоровья» проявляется в механизмах социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности - медицинской помощи, социального обеспечения и т.д. А повышение резервов здоровья связывается с правами граждан на свободное и активное проявление своих биологических и социальных возможностей и их реальное воплощение в действительность.

Обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физиологическом), психологическом и социальном уровнях посредством двух основополагающих механизмов: сохранения здоровья и повышения его резервов Эффективность этих механизмов зависит от целого ряда факторов - материального обеспечения, особенностей учебной, спортивной и трудовой деятельности, экологической обстановки и т.д.

Немаловажное значение при этом имеют нравственность и культурный уровень самого человека, основной характеристикой которых, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

Личностная установка на здоровый образ жизни не появляется у индивида сама собой, а формируется в результате целенаправленном обучении людей принципам ЗОЖ с самого раннего возраста.

На сегодня определены множество факторов, истощающих жизненные силы человека: экстремальные климатические условия, космические излучения, загрязненная окружающая среда, плохое питание, гиподинамия, вредные привычки, опасные условия труда и тому подобное. Постоянные физические перегрузки, особенно в период развития организма, то есть в детском и юношеском возрасте, приводят к истощению жизненных сил и проявляются не сразу. Отсроченные последствия физических и психо-эмоциональных перегрузок преследуют человека всю оставшуюся жизнь, причем не только на физическом, но и духовном уровне.

Отметим, что по данным ВОЗ и отечественных авторов частота артериальной гипертонии у населения с возрастом увеличивается. Частота ишемической болезни сердца взрослого населения от 20 до 59 лет колеблется от 9,7 до 11,1%, резко возрастая после 40 лет и достигая 20-23% в 60 лет и старше.

Существует достоверная зависимость между уровнем развития цивилизации, порождающей гиподинамию, и смертностью от сердечно - сосудистых заболеваний.

В России зафиксирован самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин.

• В последние годы мужчины в среднем живут 59 лет, а женщины - 72 года

• Сердечно-сосудистые заболевания по-прежнему занимают первое место среди причин смерти людей трудоспособного возраста.

• Как свидетельствует статистика, инфаркты миокарда встречаются у мужчин в 4 раза чаще, чем у женщин.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ лишь 10 % выпускников школ России могут считаться здоровыми, у 40-45 % - имеется хроническая патология, а у 45-50 % - морфофункциональные отклонения. За период школьного обучения особенно усиливается миопия и дефекты опорно-двигательного аппарата (примерно в 1,5-2 раза). Так, например, к моменту окончания средней школы близорукость и нарушения осанки и стопы констатируется в среднем у каждого третьего выпускника.

Основными причинами роста заболеваемости современной учащейся молодежи и взрослого населения специалисты считают: снижение двигательной активности, сидячий образ жизни, вредоносную экологию, резкое ухудшение материального положения подавляющего большинства населения, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.