Педагогическая деятельность как сфера духовного производства. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Педагогическая деятельность как сфера духовного производства.

2018-01-07 241
Педагогическая деятельность как сфера духовного производства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.

3. Социальная миссия и профессиональные функции педагога.

4. Виды профессиональной деятельности педагога.

5. Профессиональная этика и педагогический такт учителя.

6. Профессиональная компетентность педагога.

7. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

8. Научная эрудиция как компонент педагогической культуры.

9. Ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

10. Культура педагогического общения.

11. Систем профессиональной подготовки педагогических кадров.

12. Педагогическое мастерство и авторитет учителя.

13. Индивидуальный стиль общения педагога.

14. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития.

15. Профессиограмма как модель личности педагога.

16. Основные проблемы современного российского образования.

17. Основные проблемы воспитания в современной семье.

18. Факторы развития и формирования личности ребенка.

19. Современная школа: позитивные и негативные стороны педагогической действительности.

20. Современная зарубежная школа (на примере одной страны).

21. Нравственные основы религиозной педагогики (на примере любой мировой религии).

22. Категории «ребенок», «права ребенка», «положение детей в РФ» как социально-правовая проблема.

23. Правовая культура как актуальный компонент формирования личности в условиях современной системы образования РФ.

24. Формирование нормативно-правовых основ системы образования в условиях современной России.

25. Международная деятельность и международное сотрудничество России в области образования.

26. Сравнительный анализ международных и российских законодательных документов об образовании.

27. Законодательные документы и методические рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей.

28. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ.

29. Система регионального образования (на примере Свердловской области).

30. Болонский процесс и высшее образование в России.

31. Международное сотрудничество УрГПУ.

32. Развитие образования и государственная политика России.

33. Нормативно-правовое обеспечение профильного обучения

34. Нормативно-правовое обеспечение образования за рубежом (на примере одной страны по выбору).

35. Права и обязанности родителей обучающихся.

 

Модуль 2

1. Разностороннее развитие личности как цель образования

2. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения.

3. Проблема совершенствования урока на современном этапе.

4. Урок в школе XXI века.

5. Современная школа глазами родителей.

6. Преемственность педагогической работы семьи и школы.

7. Проблемы содержания образования в современной школе.

8. Способности ребенка и школьная успеваемость.

9. Как из двоечника сделать отличника?

10. Психолого-педагогические основы общения: функции и стили общения.

11. Педагогический такт как профессиональное качество учителя.

12. Психолого-педагогические основы педагогического взаимодействия.

13. Воспитательно-образовательное учреждение гимназия: прошлое и настоящее.

14. Воспитательно - образовательное учреждение лицей: вчера и сегодня.

15. Колледж как новый тип воспитательно-образовательного учреждения в России.

16. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности.

17. Общие методы воспитания и их классификация.

18. Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации.

19. Факторы, влияющие на выбор форм, методов и средств воспитания.

20. Роль воспитания и самовоспитания в социализации личности.

21. Категории и принципы социальной педагогики.

22. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

23. Социально-педагогическая деятельность с семьей.

24. Девиации как социально-педагогическая проблема.

25. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

26. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями.

27. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Модуль 3

1. Воспитание детей в первобытном обществе: традиции и особенности.

2. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).

3. Педагогические идеалы и практика воспитания в античном мире.

4. Педагогические взгляды античных мыслителей (по выбору).

5. Развивающий потенциал философии Сократа.

6. Учитель в педагогических системах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А.В. Дистервега.

7. Я.А. Коменский в исторической ретроспективе.

8. Философско-педагогические воззрения И. Канта.

9. Достоинства и недостатки педагогической системы И.Ф. Гербарта.

10. Позитивный и негативный взгляд на советское образование.

11. Педагогические течения в начале XX века.

12. Народная школа С. Рачинского.

13. Система воспитания дошкольников Ф. Фребеля

14. Школа и педагогическая мысль в Византии.

15. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.

16. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования.

17. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.

18. Литературно-педагогические памятники Древней Руси.

19. Развивающее обучение в дидактике П.Ф. Каптерева.

20. Педагогическая деятельность и взгляды В. Вахтерова.

21. Педагогика и философия В.В. Розанова.

22. История женского воспитания и образования в России.

23. Ф. Янкович в истории российского образования.

24. Образ учителя в истории педагогики.

25. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.

26. Земская школа России: история и опыт.

27. Мыслители раннего христианства о воспитании.

28. Достоинства и недостатки педагогической системы Д. Дьюи.

29. Педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.

30. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.

31. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе.

32. Воспитание средневековых рыцарей.

33. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

34. Развитие идеи трудового воспитания в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).

35. Гуманистические педагогические взгляды русских еретиков XIV-XVI вв.

36. Просветительские реформы Петра I.

37. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

38. История военного образования в России.

39. Воспитание русского дворянина.

40. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.

41. Создание государственной системы образования в России (Уставы 1886, 1804 и 1864 гг.).

42. История лицейского образования в России.

43. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов.

44. Идея народности в отечественной педагогике.

45. Проблема нравственно-религиозного воспитания в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

46. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.

47. Теория свободного воспитания К. Вентцеля.

48. М. Монтессори как теоретик дошкольного воспитания.

49. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в XX веке.

50. Экспериментальные школьные площадки 20-30-е годы в Советской России.

51. Гуманистические идеи русских мыслителей эпохи Просвещения.

52. В. Татищев – яркий представитель педагогики петровского времени.

53. Педагогическая антропология П.Ф. Каптерева.

54. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей.

55. Идея народности в педагогике К.Д, Ушинского.

56. Пифагорейская школа: проблема гармонизации и совершенствования общества и человека.

57. Педагогика как прикладная философии С. Гессена.

58. Педагогическая журналистика в России. (XIX - нач. XX в.)

59. Теория естественного права в педагогике Дж. Локка.

60. Проблема воспитывающего и развивающего обучения в педагогике И.Г. Песталоцци.

61. Памятники педагогической литературы Древней Руси и Русского государства как источник просветительской мысли.

62. Педагогика ненасилия Л.Н. Толстого.

63. Школа Конфуция.

64. Педагогика Э. Роттердамского.

65. Роль религии в формировании педагогических традиций цивилизаций Востока и Запада.

66. Классно-урочная система в учениях Я.А. Коменского и И. Гербарта.

67. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).

68. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка.

69. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.

70. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX- начала XX вв.

71. Педагогические взгляды и деятельность одного из зарубежных педагогов-реформаторов (по выбору студента).

72. Педагогические взгляды и деятельность одного из русских педагогов конца XIX – начала XX вв. (по выбору студента).

73. Педология и ее влияние на отечественное образование.

74. Психоаналитическая педагогика в России и за рубежом.

75. История детских общественных организаций России.

76. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко.

77. Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

 

Модуль 4

1. Педагогический менеджмент: исторический очерк.

2. Проблемы и перспективы современного педагогического менеджмента.

3. Особенности управления педагогическими системами.

4. Современная школа как объект научного управления.

5. Управление инновационными процессами в сфере образования.

6. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции.

7. Педагогический анализ и контроль как функции управления школой.

8. Организация самоуправления в школе.

9. Инновационный процесс в образовании как объект управления.

10. Юридические аспекты инновационной деятельности в образовании на территории РФ.

11. Технология и этика организации психолого-педагогического исследования.

12. Сравнительный анализ традиционной и проблемной технологий обучения.

13. Технология предупреждения агрессивного поведения школьников.

14. Технология преодоления педагогической запущенности у подростков (указать конкретный вид запущенности).

15. Технология организации коллективной творческой деятельности (КТД).

16. Проект «Педагогическое просвещение молодых родителей в образовательном учреждении».

17. Проект создания молодежного клуба по интересам среди студентов вуза.

18. Проект «Предупреждения вредных привычек у младших школьников»

19. Диагностика социального развития школьника.

20. Планирование воспитательного потенциала в классе на основе педагогической диагностики.

21. Педагогическая диагностика в профориентационной работе учителя.

22. Конфликтность и барьеры в общении.

23. Общение и личность в педагогическом процессе.

24. Коммуникативная функция педагогической деятельности и ее значение в педагогическом процессе.

25. Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся

26. Особенности профессиональной позиции и стилей педагогического руководства.

27. Стили общения в педагогическом взаимодействии.

28. Коммуникативная компетентность личности.

29. Технологии активного слушания.

30. Философия и логика проектирования.

31. Формы организации инновационной деятельности в образовании.

32. Инновационный образовательный проект и методы оценки его эффективности.

33. Педагогическая инноватика как отрасль педагогической науки.

Примерные темы эссе по дисциплине «Педагогика»:

1. Каковы объективные и субъективные факторы, осложняющие работу современного педагога?

2. Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме.

3. Социально-психологические факторы эффективности общения преподавателя и учащихся.

4. Общение как фактор воспитания современного школьника.

5. Психологические аспекты компьютеризации образования.

6. Образование и его роль в воспитании толерантности и культуры межнационального общения.

7. Какова роль искусства, нравственности и философии в преодолении интолерантности между людьми и культурами?

8. Образование как социокультурный феномен.

9. Какова роль детского коллектива в воспитании личности?

10. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов в педагогической деятельности.

11. Современные требования к личности учителя и его профессиональной компетентности.

12. Толерантность как практическое условие выживания мирового сообщества.

13. Какова роль психологии в деятельности современного педагога?

14. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в современном российском образовании.

15. Не утратит ли российское высшее образование свое национальное своеобразие при переходе на болонскую систему?

16. Философско-психологические представления о сущности человека как основа построения образовательного процесса.

17. Роль воспитания в морально-нравственном развитии личности.

18. Средства общения как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе взаимодействия.

19. Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии: история и современность.

20. Какова роль внеклассной работы в современной российской школе?

21. Оценочная деятельность учителя и учащихся в контексте проблем современного российского образования.

22. Какова роль педагога-организатора в формировании школьного коллектива?

23. Педагогический такт как компонент компетентности современного педагога.

24. Коммуникативная функция педагогической деятельности и ее значение в педагогическом процессе.

25. Педагогика: наука или искусство?

Рекомендации по написанию эссе

Общие требования к структуре и содержанию эссе

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тема эссе

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

Структура эссе

1. Титульный лист является первой страницей работы. На титульном листе эссе указывается тема и жанр работы, данные студента (ФИО, номер группы, название факультета, форма обучения, дата выполнения работы), данные преподавателя (ФИО, ученая степень, ученое звание и кафедра). Варианты оформления титульного листа эссе могут быть различными, образцы представляются преподавателем.

2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»..

3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Примерные критерии и шкала оценивания эссе

 

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

 

Критерий Требования к студенту Максимальное количество баллов
Знание и понимание теоретичес-кого материала - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы. 2 балла
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию; - дает личную оценку проблеме; 4 балла
Построение суждений - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка; - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи. 3 балла
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям. 1 балл

 

 

Максимальное количество баллов, которое студент может получить - 10.

Перевод суммы набранных баллов в оценку:

5-6 баллов – удовлетворительно,

7-8 баллов – хорошо

9-10 баллов – отлично

8.2.4. Рекомендации по подготовке к тестированию

Готовясь к тестированию по отдельной теме, нужно двигаться «вглубь», по всему разделу – повторить все темы.

В тестах всегда много заданий, проверяющих уровень владения понятийным аппаратом. Как правило, для ответа на них достаточно запомнить некоторые ключевые моменты, на основе которых понятно, что к какой области относится. Очень часто сама формулировка задания уже «нацеливает» на верный ответ.

В тестах также уделяется повышенное внимание различным классификациям, последовательностям тех или иных событий, стадий (этапов), законам и закономерностям.

При работе с тестовой системой необходимо внимательно прочитать инструкцию, обратить внимание на время тестирования. На вопросы можно отвечать в любой последовательности, возвращаясь к вопросам, вызвавшим затруднение. Результаты теста будут выведены на экран после нажатия кнопки «Завершить тестирование».

При подготовке к тестированию конспекты лекций – менее надежный источник, чем программа курса и рекомендуемые в ней основные учебники. Ведь составители теста руководствуются именно этими источниками.

Большинство вопросов довольно просты, для ответа на них достаточно общей эрудиции в сфере получаемой профессии.

Если в задании даются на выбор несколько вариантов ответов – внимательно и до конца прочитайте все их! В случае затруднения с выбором правильного варианта действуйте методом исключения – сначала определите явно не подходящие по смыслу ответы, а потом уже выбирайте между оставшимися. Помните, что в тестах не бывает частично правильных вариантов ответов. Если вы замечаете, что тот или иной вариант явно неверен в какой-то своей части – значит, он неверен целиком.

Если сомневаетесь в своем варианте – все равно дайте его, но не оставляйте вопросы вообще без ответов. Оставленные без ответов задания в любом случае будут засчитаны как ошибки, а среди тех ответов, что вы дадите даже без уверенности в их правильности, наверняка окажется некоторый процент верных, так что это в любом случае улучшит итоговый результат тестирования.

Когда вопрос сформулирован в открытой форме, подразумевает необходимость самостоятельно вписать ответ, следует иметь в виду, что система признает в качестве верных только те варианты и в том написании, что «заложены» в нее при разработке. Конечно, разработчики тестов стремятся учесть это, предполагая в качестве верных ответов несколько синонимов, в разных грамматических формах, и иногда даже допуская возможность некоторых грамматических ошибок. Однако все предусмотреть невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется:

- при наличии нескольких синонимичных вариантов ответа давать наиболее очевидный, распространенный;

- записывать ответ в той грамматической форме, чтобы он согласовывался с остальной частью предложения;

- внимательно следить за отсутствием опечаток: из-за единственной перепутанной буквы верный по существу ответ может быть не засчитан.

Процедура тестирования ограничена во времени и предполагает максимальное сосредоточение студента на выполнении теста, содержащего несколько тестовых заданий.

Студенту рекомендуется:

· при неуверенности в ответе на конкретное тестовое задание пропустить его и переходить к следующему, не затрачивая много времени на обдумывание тестовых заданий при первом проходе по списку теста;

· при распределении общего времени тестирования учитывать (в случае компьютерного тестирования), что в автоматизированной системе могут возникать небольшие задержки при переключении тестовых заданий.

Необходимо помнить, что:

· тест является индивидуальным, общее время тестирования и количество тестовых заданий ограничены и определяются преподавателем в начале тестирования;

· по истечении времени, отведённого на прохождение теста, сеанс тестирования завершается;

· допускается во время тестирования только однократное тестирование;

· вопросы студентов к преподавателю по содержанию тестовых заданий и не относящиеся к процедуре тестирования не допускаются;

Тестируемому во время тестирования запрещается:

· нарушать дисциплину;

· пользоваться учебно-методической и другой вспомогательной литературой, электронными средствами (мобильными телефонами, электронными записными книжками и пр.);

· использование вспомогательных средств и средств связи на тестировании допускается при разрешении преподавателя;

· копировать тестовые задания на съёмный носитель информации или передавать их по электронной почте;

· фотографировать задания;

· выносить из аудитории записи, сделанные во время тестирования.

На рабочее место тестируемому разрешается взять ручку, черновик, калькулятор.

За несоблюдение вышеперечисленных требований преподаватель имеет право удалить тестируемого, при этом результат тестирования удаленного лица аннулируется.

Тестируемый имеет право:

Вносить замечания о процедуре проведения тестирования и качестве тестовых заданий.

Перенести сроки тестирования (по уважительной причине) по согласованию с преподавателем.

 

Примеры тестовых заданий.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

К какой группе дидактических средств относятся диаграммы, карты?

1) аудиальные

2) визуальные

3) аудиовизуальные

4) автоматизирующие процесс обучения

 

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Какой из перечисленных методов воспитания относится к группе методов формирования сознания личности?

1) соревнование

2) приучение

3) беседа

4) опрос

 

Задание 3. Выберите правильный ответ.

Основной целью какого вида деятельности учащихся является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире:

1) учение

2) игра

3) конструирование

4) труд

 

Задание 4.Дополните фразу.

В ХVII педагогика выделилась из ______________ и стала самостоятельной наукой.

 

Задание 5. Дополните фразу.

А.С. Макаренко определил, что _____________ – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценностный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

 

Задание 6. Установите соответствие между понятием и его формулировкой:

1) знания

2) умения

3) навыки

а) умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства

б) овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике

в) результат процесса познания действительности, выраженный в виде представлений, понятий, суждений, теорий

Ответ: 1) 2) 3)

 

Задание 7. Установите соответствие между разделом педагогики и его характеристикой:

1) общая педагогика

2) возрастная педагогика

3) коррекционная педагогика

а) изучает возрастные аспекты обучения и воспитания

б) исследует основные закономерности обучения и воспитания

в) изучает вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Ответ: 1) 2) 3)

 

Задание 8. Установите последовательность этапов педагогической технологии:

1) прогностический

2) этап реализации намеченных планов

3) диагностический

4) этап анализа и коррекции

Ответ:

 

Оценка выставляется в виде процента успешно выполненных заданий. (соответственно, если даны верные ответы на все вопросы теста, ставится оценка «100%», если не дано ни одного верного ответа – «0%»).

 

Шкала оценивания теста:

менее 60 процентов правильных ответов - 2

от 60 до 75 процентов правильных ответов - 3

от 76 до 89 процентов правильных ответов - 4

90 и более процентов правильных ответов - 5.

8.3. Организация самостоятельной работы студентов

Рекомендации по организации самостоятельной работы

В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы обучающихся (СРО), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами СРО подразделяется на следующие виды:

· самостоятельную работу во время аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ);

· самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, зачётов, экзаменов;

· внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении обучающимся домашних заданий учебного, реферативного и творческого характера.

Основными принципами организации СРС являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и обучающегося.

Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся

Виды СРС Руководство преподавателя
Конспектирование Выборочная проверка
Реферирование литературы Разработка тем и проверка
Аннотирование книг, нормативных документов Образцы аннотаций и проверка
Углублённый анализ научно-методической литературы и электронных источников Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации
Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции
Участие в работе семинара, дискуссии, круглого стола, подготовка конспектов и презентаций выступлений, рефератов, выполнение заданий Разработка плана семинара, практического занятия, рекомендация литературы, проверка знаний
Контрольная работа – письменное выполнение Разработка контрольных заданий, проверка
Презентация Разработка перечня тем презентаций, проверка

 

Основные задачи управления самостоятельной работой обучающихся:

1. Развитие у обучающихся практических умений самостоятельного изучения учебной литературы, электронных источников с обязательным сопоставлением теоретических положений с практической деятельностью.

2. Развитие у обучающихся практических умений реферативного и аналитического обзора учебно-методической и нормативной литературы.

3. Ознакомление обучающихся с содержанием и особенностями конкретных документов организационно-управленческого характера и практикой их применения.

4. Развитие у обучающихся написания обзорно-реферативных и курсовых работ.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студентов. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студентов.

Формы отчётности по самостоятельной работе:

· реферат;

· микрозачёт по темам и разделам;

· тест;

· устный опрос;

· воспроизведение конспекта;

· блок-схемы по определённым темам;

· презентации.

 

Рекомендации по работе с научной и учебной литературой

Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к устному опросу на семинарских занятиях, к модульным контрольным работам, тестированию, зачету. Она включает проработку лекционного материала – изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций.

Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки.

Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, может быть подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.

В процессе работы с учебной и научной литературой студент может:

· делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);

· составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);

· готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);

· создавать конспекты (развернутые тезисы, которые).

Необходимо отметить, что работа с литературой не только полезна как средство более глубокого освоения любой дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущего выпускника.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.