Вопрос 1. Юридическая психология как наука. Предмет, принципы и задачи юридической психологии, ее структура. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Вопрос 1. Юридическая психология как наука. Предмет, принципы и задачи юридической психологии, ее структура.

2018-01-07 269
Вопрос 1. Юридическая психология как наука. Предмет, принципы и задачи юридической психологии, ее структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Краткий исторический очерк развития юридической психологии.

Первоначально вопросы психологии применительно к задачам судопроизводства излагались в работах по судебной медицине и только впоследствии начала самостоятельно разрабатываться юридическая психология.

Во 2 половине 19 века под влиянием экспертов-психологов стала развиваться криминалистическая психология. Заметную роль сыграли труды итальянского тюремного психиатра Чезаре Ламбразо. В своей теории он считал, что преступное поведение считается разновидностью психопатологии. Это привело к тому, что психология – часть судебной психиатрии.

В начале 20 века предмет криминалистической психологии получил свое окончательное оформление в научных трудах немецких исследователей. Основоположник криминалистики Ганс Гросс в книге «Криминалистическая психология» впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии. Он разделил судебную психологию на большие группы:

1) субъективная – психологическая деятельность судьи

2) объективная – деятельность остальных участников процесса + свидетелей и обвиняемого
В 50-60гг. возрастает интерес к проблемам юридической психологии и появляется много научных исследований на эту тему.

В России психология как наука начала зарождаться в 18 веке, но развития она не получила. После судебной реформы в 1864г. возникает необходимость изучения психологических проблем, которые появились в деятельности суда и следственных органов. Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Выходят монографии по судебной психологии, появляются работы, которые подвергают критике теорию Ламбразо. В результате в работах некоторых русских ученых начала 20 века психика преступника начала рассматриваться как психопатия – состояние, близкое к психическому заболеванию. В целом развитие судебной психологии происходит по следующим направлениям:
1) исследования в области криминальной психологии под влиянием теории Ламбразо (Бехтерев). После октябрьской революции результаты исследований затрагивают стороны использования данных психики в судопроизводстве и исправительной деятельности. В 1918г. в Петрограде по предложению Бехтерева был создан институт по изучению мозга и психической деятельности.
2) исследование психики свидетельских показаний (Кони). В работах этого периода активно исследуется личность преступника и судебная психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. В Минске создается криминально-психический кабинет, в котором было несколько секций, в частности секция криминальной психологии и психиатрии. В 1930г. прошел 1 всесоюзный съезд по изучению психологии.

3) судебная практика психических экспертиз.

Начались психические исследования различных профессоров с целью установления психической пригодности, профессиональной ориентации при выборе профессии, особенности деятельности следователя и его профессиограммы.

4) 60-70гг. В 60г. профессор Ратинов предложил новое название – юридическая психология, которая в 1969г. была включена в перечень научных специальностей.
В его рамках появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. Данные работы оказали положительное влияние на многие последующие публикации в данной области и на учебники и учебные пособия по судебной психологии (Васильева В.Л., Дулова, Еникеева М.И., Шиханцов).

В 71 году под руководством Ратейного была проведена всесоюзная конференция, стала функционировать секция судебной психологии. В составе Академии МВД в 74г. была организована кафедра психологии, в НИИ общей и судебной психологии создана психическая лаборатория.

В 77г. было издано первое методическое пособие по судебно-психологической экспертизе для служебного пользования (Коченов).

 

Переключаемость внимания.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдатель­ность, высокая работоспособность и творческая активность.

 

 

Профессиограмма следователя

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач: вычленение из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт.

Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. Допрос. Умение владеть собой.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики,это блок переработки информации и принятия решения.

Доминирующие виды деятельности: расследование преступлений; проведение допросов; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов; поиск улик; организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.); выяснение причин и условий совершения преступлений; ведение документации; анализ собранных данных по преступлению;

 

 

Профессиограмма следователя

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач: вычленение из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт.

Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. Допрос. Умение владеть собой.

Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.

На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики,это блок переработки информации и принятия решения.

Доминирующие виды деятельности: расследование преступлений; проведение допросов; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов; поиск улик; организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.); выяснение причин и условий совершения преступлений; ведение документации; анализ собранных данных по преступлению;

 

Психология потерпевшего

Потерпевший - одна из центральных фигур предварительного следствия. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не берется личность потерпевшего. Показания потерпевшего - средство защиты его интересов, как индивидуальных, так и как члена общества. Формирование показаний потерпевшего имеют свои особенности, связанные с их специфическими переживаниями, которые вызваны осуществленными по отношению к ним преступных последствий. Психические переживания потерпевших, особенно в тех случаях, когда преступное деяние в той или иной степени направлено против жизни, здоровья, достоинства личности. Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Как эмоциональное отражение опасности страх обусловлен неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из сложившейся ситуации. В состоянии страха потерпевший зачастую преувеличивает опасность, неверно воспринимает события, сохраняя их в памяти в гипертрофированном виде (жертва увеличивает количество нападавших, их силы, использование подручных и других средств и т.д.). В условиях борьбы, потерпевшие нередко плохо или неправильно запоминают приметы преступника, у них не откладывается в памяти последовательность и отдельные моменты события. Если преступников несколько, то потерпевший может не помнить, кто из них первым и какие насильственные действия совершил. Следователь должен учитывать динамику психического состояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события под влиянием чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражения венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия их неблаговидных поступков. Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого - дестабилизация личной психической интегрированности, нарушение социальной адаптированности. Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших непроизвольно может сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений. Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предположением следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого. Следователю необходимо чутко улавливать динамику настроения потерпевшего.

Психология свидетелей

Показания свидетелей играют важную роль в деятельности следователей и судей, защитников и адвокатов, прокуроров и инспекторов. Они способствуют восстановлению обстоятельств подготовки или совершения преступления, выявлению лиц, которые совершили преступление, мотивов их преступных деяний, установлению социально-психологических данных, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего. В психологическом плане показания свидетелей - это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализация образов, действий, которые произошли. При этом очень важным является насколько правильно, адекватно происходил процесс восприятия у данного свидетеля, какие особенности сохранения и реконструкции сформированных образов в памяти данного человека.

Погрешности и ошибки в показаниях свидетелей (неполнота, неточность, лишние собственные домыслы и т.д.) - обычное, а не исключительное явление. Поэтому следователь должен выявить противоречивость в показаниях свидетелей и уяснить причину неправдивости свидетельских показаний. Когда свидетель говорит неправду, то обычно он утрачивает хладнокровность, начинает делать лишние телодвижения, часто меняет позу, меняет мимику, движения глаз. Мотивами обманных показаний свидетеля могут быть: родственные обязанности, неправильное понимание чувства дружбы; личная заинтересованность свидетеля (зависть, ненависть, мстительность, корысть и пр.); чувство сочувствия к обвиняемому или потерпевшему; угрозы со стороны заинтересованных лиц и пр. В трактовке специалистов психология обмана характеризуется раздвоенностью и большими внутренними трудностями. В сознании человека, дающего неверные свидетельские показания существуют два параллельных варианта события: один - то, что произошло на самом деле и он желает это скрыть, а второй - вымышленное, о котором он хочет рассказать. В представлении такого человека постоянно стоят истинные события и эти представления имеют яркий и стойкий характер. Обманщик вынужден их постоянно приглушать и менять на выдуманные образы, которые являются более бледными и слабыми. Ему приходится все время лавировать между правдой и обманом, при чем, правда, постоянно «лезет в голову», поэтому обманщик постоянно рискует проговориться и ему необходимо напрягаться, что бы не забыть то, что оно говорил ранее и помнить все свои выдумки очень подробно. Отсюда чувствуется заученность и неплатичность обманных показаний. Если в правдивых показаниях, часто встречаются неточности, то в обманных показаниях всегда все гладко, все хорошо подтасовано в меру интеллектуального развития свидетеля. Эти психические состояния, следователь должен иметь в виду и внимательно анализировать сведения, предоставляемые свидетелями.

Психология очной ставки.

Очная ставка — следственное действие по одновременному допросу двух лиц, допрошенных ранее, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаниях. С психологической точки зрения, очная ставка — весьма специфическое психологическое общение, которое развивается одновременно между тремя лицами.

Характерной особенностью этого психологического общения является то, что в большинстве случаев в начале очной ставки между ее участниками существуют конфликтные отношения. Они обусловливаются наличием противоречий в их показаниях.

При проведении очной ставки максимально используется социально-психологический эффект присутствия других лиц, в первую очередь дающих правдивые показания. В этих условиях поведение недобросовестного участника модифицируется — он ориентируется на взаимодействие присутствующих, его поведение становится ситуативно-реактивным, при этом возможны различные проговорки, просчеты, прорывы в защитной позиции. Вопросы, задаваемые лицу, занимающему позицию содействия следствию, и предполагаемые ответы на них должны оказывать психическое воздействие на запирающееся лицо. Основная цель очной ставки — изобличение лица, противодействующего следствию. Проведение очных ставок, особенно с участием подозреваемых и обвиняемых, заинтересованных в благоприятном для них исходе дела, обычно бывает связано с определенным риском нежелательных для следствия результатов. Подозреваемые и обвиняемые могут попытаться склонить добросовестных участников к даче выгодных для себя показаний. Производство очных ставок связано с ознакомлением участников с определенными материалами дела; к тому же позиция правдивого участника, зачастую недостаточно подкрепленная другими доказательствами, может убедить недобросовестное лицо в целесообразности дачи ложных показаний в дальнейем. Отмеченные соображения, а также сложность проведения очной ставки в конфликтной обстановке допроса ее участников приводят к тому, что следователи в большинстве случаев используют ее в исключительных случаях — как последнее средство устранения существенных противоречий в показаниях.

Проведение очной ставки с участием подозреваемого или обвиняемого, дающего ложные показания, в условиях тактического риска возможно при наличии следующих условий:

1) когда показания правдивого участника достаточно широки по своему содержанию и охватывают все событие преступления или существенные его обстоятельства;

2) когда в распоряжении следователя находится совокупность доказательств, подтверждающих основные положения показаний правдивого участника;

3) когда у следователя есть уверенность, что правдивый участник займет при проведении очной ставки действенную позицию, направленную на разоблачение ложных показаний.

Но и при наличии указанных условий следователь должен очень тщательно продумать весь ход проведения очной ставки, очередность и форму постановки вопросов.

 

 

Судья.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных). При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания

Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Прокурор.

Прокурор выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинение от имени государства и народа.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:

1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;

2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;

3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;

4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:

аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;

высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;

развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).

экстравертированность;

способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

Адвокат является представителем защиты в суде. Его деятельность обусловлена спецификой социально-психологической роли. Адвокат — защитник всех прав и интересов подсудимого. Он призван наиболее квалифицированно реализовать основную задачу правосудия: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые, безусловно, виновны в совершении преступлений, тогда как невиновные лица должны быть освобождены от необоснованных обвинений. Адвокат должен использовать все предусмотренные законом средства защиты, выяснить все те обстоятельства, которые могут служить для оправдания или смягчения вины подсудимого, и оказывает ему необходимую юридическую помощь.

К профессионально важным свойствам личности адвоката, посредством которых он решает свои профессиональные задачи, следует отнести:

1) свойства когнитивных процессов:

мышление (аналитичность, т.е. способность выделять наиболее существенные аспекты предварительного и судебного следствия; критичность; логичность; умение замечать противоречия; стратегичность;

речь: ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность;

восприятие и внимание: наблюдательность, распределенность, переключаемость;

память (объем профессионального опыта; оперативность, т.е. способность быстро извлекать необходимые доказательства);

воображение: образность, прогностичность, репродуктивность, творчество;

2) свойства регуляторных процессов: гуманизм, честность, лидерство, настойчивость, стрессоустойчивость, компромиссность, эмпатия;

3) свойства коммуникативных процессов: социальная активность, способность к диалогу, экстравертивность, информативность (объем и скорость переработки информации), вербальная активность, общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность.

Вопрос 1. Юридическая психология как наука. Предмет, принципы и задачи юридической психологии, ее структура.

Юридическая психология как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология - отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология – единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею.

Предмет юридической психологии – это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.

Общей задачей юридической психологии является изучение основных закономерностей и психологических особенностей правоохранительной деятельности.

К числу частных задач относят:

- осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;

- раскрытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

- обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека;

- раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

- выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества.

Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.

Принципы юридической психологии.

- личностного подхода

- единства сознания и деятельности;

-развития;

-детерминизма;

-объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Вопрос 2. Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Для юридической психологии присущи методы, которые не встречаются в других отраслях психологических знаний.

К числу таких специальных методов можно отнести:

- метод составления психологического портрета преступника;

-метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

-метод судебно-психологической экспертизы;

-следственный или розыскной гипноз;

-метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить что указанные методы вооружают юристов эффективным оружием в сфере раскрытия и расследования преступлений.

В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы:

• научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);

• психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);

• судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания).

По способам юридической психологии методы подразделяются на:

• метод психологического анализа материалов уголовного дела;

• анамнестический (биографический) метод;

• методы наблюдения и естественного эксперимента;

• инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.383 с.