Тема 2. Когнитивная психология и социальная перцепция. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2. Когнитивная психология и социальная перцепция.

2018-01-07 429
Тема 2. Когнитивная психология и социальная перцепция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы

· Перечислите общие закономерности процесса восприятия.

· Какие факторы влияют на восприятие?

· Что означает выражение «Восприятие является активным процессом»?

· Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человеком человека?

· Какова зависимость между особенностями личности и точностью восприятия?

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 1.

Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.

 

Тема 3. Эмпирические исследования социальной перцепции.

 

Задание

Студенты получают для ознакомления и анализа описание одного из экспериментальных исследований, посвященных социальной перцепции.

 

Список исследований для анализа:

1. Д. Кенрик, С. Гутиеррес «Эффект контраста» и суждения о физической привлекательности.

2. М. Росс, К. Макфарланд, Г. Флетчер Влияние установок на личные воспоминания.

3. Р. Фазио, К. Уильямс Доступность установки как фактор, влияющий на взаимосвязи «установка-восприятие» и «установка-поведение».

4. К. Диккерсон, Р. Тибодо, Э. Аронсон, Д. Миллер Использование когнитивного диссонанса с целью стимулирования экономии воды.

 

На занятии рассматриваются модели экспериментов, студенты учатся вычленять исследуемые категории и их эмпирические референты, систематизировать полученные результаты. Одна из целей занятия – научить вычленять основные элементы программы научного исследования.

 

Литература

1. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003, гл. 8. 13.

Тема 4. Теоретические проблемы социального познания.

 

Вопросы:

1. Как наше знание о мире хранится в памяти и извлекается из нее?

2. Как сохраняются и организуются стереотипы?

3. Как происходит выбор тех структур знаний, которые используются в конкретной ситуации?

4. Как люди осуществляют поиск новой информации?

5. Как меняются структуры нашего знания в свете противоречащей им информации?

6. Какие стороны ситуации воздействуют на имеющееся знание?

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 4.

2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 5.

 

Тема 5. Эффекты и механизмы социальной перцепции.

 

Вопросы:

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

3. Проблема точности межличностного восприятия.

 

Задание:

Определите эффекты и феномены межличностного восприятия в следующих примерах:

1. Постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

2. Человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

3. Человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

4. При восприятии знакомого человека наиболее значимой оказывается новая информация о нём.

5. Чтобы лучше понять другого человека мы ставим себя на его место, пытаясь понять условия, обстоятельства, в которых оказался человек.

6. После встречи с незнакомым человеком мы с большей вероятностью вспомним начальную информацию о нём.

7. Благодаря этому механизму в общении двух людей реализуется шесть позиций (три у одного человека и три - у другого):

Ø сам человек, каков он есть

Ø представление человека о самом себе

Ø человек, каким он видится другому.

8. В эксперименте группе взрослых испытуемых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой - преступника. В результате в зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии.

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 4, с. 110-139.

2. Петровская Л.А. Социальная перцепция и обратная связь.// Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. /Составители Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: МГУ, 1998. с.94-103.

Тема 6. Эмоции и социальная перцепция.

 

Вопросы

1. Как эмоции влияют на установки, внутригрупповые отношения, близкие межличностные отношения, принятие решений, переговоры?

2. Составьте список теорий эмоций. Есть ли различия в их посылках или их можно считать дополняющими одна другую?

3. Составьте список факторов, которые потенциально способны вызвать различные эмоциональные реакции отдельных людей, а также представителей отдельных групп и культур в идентичных ситуациях. Расскажите о механизмах, опосредствующих эти эффекты.

 

Литература

1. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 6.

Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.

 

Тема 7. Каузальная атрибуция в процессе межличностного восприятия.

Вопросы

1. В какой степени модель Келли является «идеализированной» и каким образом она повлияла на более поздние исследования?

2. Как связаны друг с другом внешние и внутренние каузальные атрибуции?

3. Охарактеризуйте вклад когнитивной и мотивационной составляющих в установки, влияющие на атрибуции.

4. Почему теория атрибуции так продуктивна в прикладных исследованиях?

5. Каков вклад теории атрибуции в психотерапию?

 

Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 3.

2. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер, 2005, с. 100-129.

 

 

Тема 8. Познание собственного «Я».

 

Людям необходимы адекватная Я-концепция, устойчивые представления о самих себе, цели для самосовершенствования и возможность гордиться или хотя бы быть довольными собой и своими достижениями. Иногда эти потребности работают вместе, а иногда противоречат друг другу.

 

Вопросы

1. Как мы согласовываем потребность в устойчивом собственном «Я» с потребностью в самосовершенствовании?

2. Как мы объединяем потребность в точном восприятии собственной личности с желанием быть довольным собой?

3. Подумайте, при каких обстоятельствах одна из этих потребностей оказывается особенно значимой и как может быть разрешен конфликт между этими потребностями.

 

Литература

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, гл. 5,6.

    1. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004, гл. 4.
    2. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер, 2005, гл. 2.

Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.

Тема 9 (работа 1). Влияние установок на восприятие.

Занятие проходит в активной форме. Студенты знакомятся с методиками исследования социальной перцепции. Проводится учебный эксперимент, воспроизводящий в модифицированном виде исследование, описанное А.А.Бодалевым (Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Педагогика, 1982, с. 37-39).

Студентам предъявляется портрет незнакомого человека, сопровождающийся несколькими отличающимися друг от друга комментариями, создающими разные установки. Студенты должны составить по фотографии психологический портрет.

Обычно предлагаются комментарии, описывающие несколько социальных ролей:

· Ученый-гуманитарий, автор крупной научной работы,

· Отец семейства и дедушка, любимый детьми и внуками.

· Организатор эффективно работающего трудового коллектива,

· Душа компании, тамада, хороший рассказчик,

· Фронтовик, кавалер боевых наград,

· Человек, выросший в профессорской семье.

 

Результаты работы обрабатываются и анализируются. Анализ становится основой групповой дискуссии о роли установок, стереотипов и предубеждений в формировании образа другого человека.

 

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Педагогика, 1982, с. 37-39).

2. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003, гл. 8. 13.

3. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 8.

4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.:КСП+, 1999, с. 100-119.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.