Занятие 13. Свойства личности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Занятие 13. Свойства личности

2018-01-07 161
Занятие 13. Свойства личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие о темпераменте.

2. Физиологическая основа темперамента.

3. Типологические свойства.

4. Типы темперамента.

5. Характер и его структура.

6. Темперамент и характер в структуре личности.

7. Способности, их основные концепции.

8. Общие и специальные способности.

9. Способности и наследственность.

10. Проблема измерения способностей.

11. Характерные ошибки диагностики интеллекта и способностей.

12. Развитие способностей.

 

Литература

Основная:

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. С. 535-550; 620-633.

2. Психология индивидуальных различий. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: «ЧеРо», 2000. С. 128-153; 172-178; 352-378.

3. Черемошина Л.В. Психология памяти. М.: ACADEMIA, 2002. С. 48-71

Дополнительная:

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. С. 201-215.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4 – в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

Занятие 14. Общение и межличностное взаимодействие

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Общение и его функции.

2. Социальная перцепция.

3. Общение и коммуникация.

4. Невербальная коммуникация.

5. Интерактивная функция общения.

6. Социальный контроль и социальные нормы.

7. Роли и ролевые ожидания в процессах общения.

8. Влияние в условиях межличностного взаимодействия.

9. Проблема межличностной совместимости.

10. Закономерности межличностного взаимодействия.

11. Исследование процессов общения.

12. Психологическая помощь при нарушениях процессов общения.

 

Литература

Основная:

1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. М.: Олма Пресс, 2003.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Тетра Системз, 2000.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.

Дополнительная: Майерс Д. Психология Минск.: ПОППУРИ, 2001. С. 738-796.

4. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. М.: ПИТЕР, 2003.

5. Кричевский Р.А., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.

6. Куницына А.А. и др. Межличностное общение. СПб.: ПИТЕР, 2001.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

№ п/п Формы организации Формы контроля
  Подготовка к практическим занятиям Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений
  Поиск, анализ, структурирование информации, систематизация философских тем и проблем Контрольная работа
  Выполнение работы научно-исследовательского характера Курсовая работа
  Исследование, осмысление и аргументированное изложение проблемы Реферат

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов включает:

1) Чтение литературы;

2) Подготовку к практическим занятиям

3) Подготовку контрольной работы (для заочной формы обучения)

4) Подготовку курсовой работы

5) Подготовку к экзамену.

Требования к выполнению контрольных работ

(для заочной формы обучения)

 

Цель контрольной работы: студенты научатся осуществлять поиск, анализ, структурирование информации, приобретут навыки систематизации философских тем и проблем.

Прогнозируемый результат:

В результате выполнения контрольной работыстуденты демонстрируют:

ü теоретические знания (понимание изученной темы, проблемы);

ü практические навыки анализа, структурирования, систематизации и аргументации.

Рекомендуемая структура контрольной работы:

1. Введение (краткое обоснование актуальности, научной и практической значимости выбранной темы; цель, задачи).

2. Основная часть (описание сути проблемы и изложение предлагаемых различными авторами путей ее решения).

3. Заключение (формулировка выводов, оценки и предложений студента).

4. Библиографический список (включает не менее 9 источников, послуживших основой для написания реферата, а также исследования, монографии и т. д.).

Критерии оценивания:

ü адекватность формулировки цели и задач контрольной работы;

ü структурированность работы и содержащейся в ней информации;

ü наличие всестороннего анализа темы, проблемы;

ü логичность изложения результатов работы и аргументированность выводов;

ü использование источников, исследований, словарей, энциклопедий, периодических изданий, Интернет-ресур­сов;

ü наличие цитат из оригинальных текстов (источников и др.); цитата не должна быть более чем 2–6 стандартных предложений; предпочтительно изложение мыслей философа в собственной интерпретации).

 

3. Методические рекомендации студентам

По написанию рефератов

Написание реферата является

- одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;

- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса.

Целью написания рефератов является:

-привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);

-привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;

-приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;

-выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.

Основные задачи студента при написании реферата:

- с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;

- верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

- уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

Требования к содержанию:

- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;

- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)

- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;

- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.

 

Структура реферата.

1. Начинается реферат с титульного листа.

2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.

3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.

б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.

в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.

4. Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников.

Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:

- соответствие содержания выбранной теме;

- отсутствие в тексте отступлений от темы;

- соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;

- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;

- умение логически мыслить;

- культуру письменной речи;

- умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);

- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;

- способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;

- соблюдение объема работы;

- аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.

Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.

 

Требования к написанию курсовых работ

(для очной и заочной формы обучения)

Требования к написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине, содержатся в «Методических рекомендациях по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине «Общая психология»».

 

VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Примерные темы курсовых работ

 

  1. Личностные мотивы обращения к религии.
  2. Особенности восприятия цвета в разные возрастные периоды..
  3. Родительско-детская привязанность и особенности интеллектуального развития ребенка.
  4. Эмоциональное общение младенца как условие психического развития.
  5. Темперамент и характер в структуре личности старшеклассников.
  6. Иллюзии восприятия в СМИ.
  7. Личностные предпосылки переживания одиночества.
  8. Динамика развития свойств внимания у школьников.
  9. Динамика развития памяти в начальной школе.
  10. Закономерности ощущений и проблемы профотбора.
  11. Психологические особенности агрессивного поведения у старшеклассников.
  12. Cтатус ребенка в группе и особенностей развития его внимания.
  13. Особенности жизненной стратегии мужчин и женщин в первом периоде взрослости.
  14. Гендерные различия в представленииях подростков об ответственности.
  15. Особенности мотивации профессиональной деятельности.
  16. Сравнительный анализ интеллектуальных способностей студентов и слушателей.
  17. Влияние характеристик голоса на восприятие аудиорекламы.
  18. Особенности развития эмпатийных способностей детей младшего школьного возраста.
  19. Межличностные отношения в группе подростков и их ценностные ориентации.
  20. Различия в личностных особенностях подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
  21. Взаимодействие старших дошкольников и взрослых как условие формирования познавательных потребностей.
  22. Взаимосвязь когнитивно - стилевых особенностей личности и восприятия юмора.
  23. Социальная перцепция в ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
  24. Представление об успехе и видение жизненной перспективы у студентов.
  25. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с редко встречающимися и распространенными именами.

 

2. Примерные темы контрольных работ по общей психологии

1. Методы изучения психики человека и животных.

2. Основные модели изучения психики.

3. Основные этапы эволюционного развития психики.

4. Внешняя и внутрення речь.

5. Факторы, влияющие на научение.

6. Управление действиями и движениями.

7. Взаимодействие навыков.

8. Методы изучения ощущений.

9. Виды восприятия (один на выбор).

10. Развитие произвольного внимания.

11. Методы изучения памяти.

12. Индивидуальные особенности мышления.

13. Воображение и приемы саморегуляции.

14. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.

15. Мотивация достижения и уровень притязаний личности.

16. Эмоции в регуляции поведения и деятельности.

17. Динамика волевой регуляции в онтогенезе.

18. Факторы, влияющие на самооценку.

19. Основные модели изучения личности.

20. Основные типологические свойства.

21. Темперамент в структуре личности.

22. Характер в структуре личности.

23. Основные проблемы диагностики способностей.

24. Факторы, влияющие на восприятие человека человеком.

25. Причины межличностной несовместимости.

3.Примерные темы рефератов

1. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

3. История становления психологической науки.

4. Структура современной психологии.

5. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

6. Сознание и речь.

7. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.
8. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

9. Виды и развитие человеческой деятельности.

10. Связь восприятия с движениями.

11. Восприятие и научение.

12. Восприятие и умозаключение (мышление).

13. Психологические теории внимания.

14. Ассоциативная теория памяти.

15. Психоаналитическая теория памяти.

16. Факторы, влияющие на развитие памяти.

17. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

18. Теории памяти в психологии.

19. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

20. Воображение и творчество.

21. Сновидения, галлюцинации и грезы.

22. Развитие воображения.

23. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.

24. Концепция развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

25. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

26. Классификация и содержание новейших теорий личности.

Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.