Критерий смысловой адекватности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Критерий смысловой адекватности

2018-01-04 172
Критерий смысловой адекватности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При оценке смысловой адекватности начисляются штрафные очки: чем грубее ошибка, тем больше штраф. При оценке грамматического строя речи эти данные не учитываются. Правила штрафования для каждого вида заданий серии указаны ниже. Начисленные таким образом штрафы суммируются. Они пересчитываются по специальной шкале и имеют значение при подсчете переднего индекса, в который входят с отрицательным знаком:

0 — пять и менее штрафных очков за смысловые ошибки;
(–5) — от 6 до 15 штрафных очков за смысловые ошибки;
(–10) — от 16 до 25 штрафных очков за смысловые ошибки;
(–15) — 26 и более штрафных очков за смысловые ошибки.

Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия

Начисляются как штрафные баллы с отрицательным знаком. Как правило, встречаются при составлении предложений из слов в начальной форме и при повторении предложений. При оценке проб третьей серии не учитываются, но входят в задний индекс. Оцениваются по совокупности допущенных ошибок во всей серии:

0 — отсутствие фонетических ошибок;
(–5) — одна фонетическая ошибка;
(–10) — две фонетические ошибки;
(–15) — три и более фонетические ошибки.

Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет. Это зависит от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой первого вида, непосредственно связанной с синтаксисом.

А) Составление предложений по картинкам (см. приложение 1)

Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:

Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу
Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снежную бабу
Кошка лакает молоко.

Б) Составление предложений по картинкам (см. приложение 2)

Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:

Мальчики играют в мяч (в футбол).
Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).
Мальчик лезет через забор.
Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).
Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.

В) Составление предложений по картинкам (см. приложение 3)

Инструкция для ребенка Посмотри на картинку и постарайся составить предложение.
Варианты правильных ответов:

Мужчина и женщина грузят сено на машину.
Мальчик уступает место старушке в трамвае.
Школьница пришла навестить свою больную подругу.
Врач приглашает больную пройти в кабинет.
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Оценки за грамматическое структурирование

3 — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка за построение фраз всех трех видов — 45 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — правильное выполнение;
1 — смысловая неполнота;
2 — смысловая неточность;
3 — смысловая неадекватность.

Величина штрафной оценки в каждом конкретном случае индивидуальна. После пересчета по специальной шкале, приведенной выше, самый низкий результат соответствует (–15) баллам.

Г) Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция для ребенка Я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, дать, косточка.
Петя, купить, шар, мама, красный.

Оценки грамматического строя речи

3 — правильное выполнение;
2 — неправильный порядок слов, пропуск членов предложения;
1 — негрубые аграмматизмы;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

Максимальная оценка — 15 баллов.

Штрафные оценки за смысловые ошибки

0 — правильное выполнение;
1 — смысловая неполнота;
2 — смысловая неточность, незначительное искажение ситуации;
3 — невозможность смыслового программирования предложения, смысловая неадекватность.

Д) Повторение предложений

Инструкция для ребенка Повторяй за мной как можно точнее.

В саду было много красных яблок.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.