Нормативно-правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Нормативно-правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России

2018-01-07 134
Нормативно-правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основополагающим правовым актом, регулирующим иностранные инвестиции в России, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ)[13]. В качестве иностранных инвестиций этим Законом рассматриваются вложения в отечественную экономику, осуще­ствляемые нерезидентами, то есть такими экономическими субъектами, про­исхождение и правоспособность которых, а применительно к гражданам и дееспособность, не находится в юрисдикции России.

В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ иностранная инвестиция — это «вложение иност­ранного капитала в объект предпринимательской деятельности на терри­тории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, при­надлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (ин­теллектуальной собственности), а также услуг и информации».

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест[14].

Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Правовое регулирование иностранных инвестиций представляет собой законодательную защиту иностранных вложений. Регулирование происходит между представителями обоих стран – иностранного инвестора и представителем объекта, куда происходит вложение. Правовое регулирование достигается за счет международных норм, за счет общегражданского или специального законодательства.

Международные нормы гарантируют:

-право инвестора оплачивать налоги с получаемой прибыли только в одной стране;

-дополнительные гарантии и льготы, предоставляемые двусторонними соглашениями;

-различные конвенции.

Специальное законодательство осуществляет регулирование за счет законов, действующих на территории, куда вкладываются инвестиции. Общегражданское законодательство вступает в силу, когда специальное законодательство не в силе регулировать иностранные инвестиции.

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности...[15]», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях[16]», которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И, несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно - необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.

Главными задачами создания такого закона стали[17]:

-определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;

-способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.

Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.

Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности...» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.

Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.

Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.

Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

-возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством;

-возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством;

-возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством;

-гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект;

-возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования;

-возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации, на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта;

-возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг;

-возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале;

-возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя[18].

Итак, на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций необходимо не только для защиты прав существующих инвесторов, но и для привлечения новых. Немаловажную роль в привлечении играет и внутренняя политика – ведь инвестор отдает предпочтение той стране, где существует экономическая, а также социальная стабильность.

Еще один фактор, влияющий на привлечение иностранных инвесторов, – доступность в необходимости информации, честность и открытость потенциальных партнеров. Привлечь инвесторов можно и за счет предоставления особых экономических льгот и условий, удовлетворяющих обе стороны. На территории России, например, для этого организованы особые экономические зоны – территории с существующими на них для иностранных инвесторов выгодных условий.

Выводы по первой главе

Таким образом, законами Российской Федерации понятию «иностранные инвестиции» дается следующее определение: это все разновидности ценностей (материальные и нематериальные, в том числе интеллектуальные), вкладывая которые в объекты различных видов деятельности, можно получить прибыль.

Для всех инвесторов, в том числе и иностранных, существует риск вложить свои капиталы в убыточные проекты и не получить предполагаемую прибыль. В этом случае инвестор теряет свои инвестиции, а проект теряет репутацию на международном уровне. Существует много способов избежать такой ситуации, главное - правильно распоряжаться имеющимся капиталом и инвестировать только в прибыльные проекты.

На территории РФ законами допускается инвестирование иностранными инвесторами своего капитала путем:

-создания предприятий, зданий, сооружений полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам;

-приобретения предприятий, зданий, сооружений, принадлежащим юридическим или физическим лицам;

-покупки прав на пользование природными ресурсами;

-покупки ценных бумаг, в том числе акций, облигаций и др.;

-покупки национальной валюты и драгоценных металлов;

-осуществления финансовых операций, официально разрешенных на территории РФ, в том числе выдача кредитов, займов, паев.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.