III. 3 краткий терминологический словарь — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

III. 3 краткий терминологический словарь

2018-01-07 145
III. 3 краткий терминологический словарь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лкалькулия - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Аксиология - (греч. - ахiа - ценность, lоgоs - учение) - раздел фило­софии, изучающий проблему ценностей (применительно к человеческо­му обществу - проблему социальных ценностей). Аксиологический принцип выделяется в настоящее время как один из методологических принципов специальной психологии и коррекционной педагогики.

Амнезия - нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания. Возникает при различных ло­кальных поражениях мозга.

Анализ - мысленный процесс расчленения предмета (явления) на составные части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Анализаторы - сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма.

Анамнез - совокупность сведений о развитии ребенка и отмечае­мом у него заболевании (нарушении развития). А. - важная часть ком­плексного обследования.

Апраксин - нарушение произвольных, прежде всего целенаправ­ленных движений и действий, возникающее при поражении коры го­ловного мозга.

Астенический синдром - состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению.

Астигматизм - нарушение оптического аппарата глаза, при кото­ром фокусирование параллельно падающих на глаз лучей невозможно в одной точке из-за различной преломляемости их в разных отделах глаза. Асфиксия - удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся ком­плексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, г.о. деятель­ности нервной системы, дыхания и кровообращения.

Асфиксия новорожденного - состояние при рождении, характери­зующееся отсутствием дыхания или нерегулярными дыхательными движениями при наличии сердечных сокращений.

Атаксия - нарушение моторики, проявляющееся расстройством ко­ординации движений.

Атрофия - патологические структурные изменения в тканях, свя­занные с угнетением обмена веществ в них. А. - процесс, характери­зующийся уменьшением объема и размеров, а также выраженными в той или иной степени качественными изменениями клеток, тканей и органов.

Атрофия зрительного нерва - заболевание, характеризующееся на рушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами.

Д.з.н. наступают различные расстройства зрительных функций вплоть до полной слепоты.

Атрофия мышечная - нарушение трофики (питания) мышц, сопро­вождающееся постепенным истонченном и перерождением мышечных волокон, уменьшением их сократительной способности.

Аудиограмма - графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электро-акустического прибора (аудиометра).

Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся со­средоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реально­го внешнего мира.

Аффективные нарушения - расстройства эмоционально-волевой сферы. А.п. проявляются как в форме повышенной возбудимости (раз­дражительность, гневливость), так и виде снижения возбудимости (апа­тия, безразличие). А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими заболеваниями центральной нервной системы; у детей нередко возникают как следствие неправильного воспитания.

Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональ­ные переживания, возникающие внезапно под влиянием травмирующих ситуаций, эмоций отрицательного характера.

Ахроматическое зрение - расстройство цветового зрения, характе­ризующееся потерей способности различать хроматические тона. При А.з. весь окружающий мир воспринимается в сером цвете.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Внимания объем - количество элементов, одновременно восприня­тых за один акт восприятия.

Возбудимость - способность организма, его органов и тканей пере­ходить под влиянием действующего раздражителя из состояния физио­логического покоя в состояние деятельности, возбуждения.

Воля - способность к произвольному выбору деятельности и внут­ренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В. обеспечивает произвольную регуляцию поведения.

Высшая нервная деятельность - деятельность коры больших полу­шарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организ­ма к внешнему и внутреннему миру и уравновешивание организма с окружающей средой.

Гемипарез - парез мышц одной стороны тела.

Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела в результате на­рушения проводимости центрального нейрона кортико-спинального (пирамидного) пути.

Генеалогический метод (исследования) - составление и анализ ро­дословных человека (ребенка) с целью установления закономерностей наследственной передачи нормальных и патологических признаков.

Глаукома - заболевание глаз, основным проявлением которого яв­ляется повышение внутриглазного давления.

Дальнозоркость (синон.: гиперметропия) - клиническая рефракция глаза (аномалия рефракции), при которой фокус параллельных лучей после преломления их в глазу расположен позади сетчатки. Причины Д.: ослабление функций преломляющего аппарата глаза или относи­тельная короткость (небольшая величина) переднезадней оси глаза. В связи с этим выделяются такие формы Д., как рефракционная., осевая, и комбинационная форма дальнозоркости.

Деградация - общее прогрессирующее и частично обратимое сни­жение психической деятельности.

Демснция - слабоумие, которое характеризуется обеднением пси­хической деятельности. Д. проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, край­нем затруднении при использовании знаний прошлого опыта.

Депривация (психическая) - психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых у человека не имеется возможности для удовлетворения его основных психосоциальных по­требностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Д. у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных лично­стных и социальных потребностей.

Дефект развития - физический или психический недостаток, вызы­вающий стойкое нарушение нормального развития ребенка.

Децибел (дБ) - единица измерения интенсивности (силы) звука. В дБ. принято измерять слуховые пороги у слабослышащих и неслыша­щих (глухих) детей.

Диагностика (мед.) - процесс распознавания болезни (дефекта раз­вития) и оценки индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей субъекта, включающий целенаправлен­ное исследование, истолкование полученных результатов и их обобще­ние в виде установленного диагноза.

Диагноз - краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития). В коррекционной психологии и педаго­гике для установления диагноза наряду с клиническими данными широ­ко привлекаются данные педагогического и психологического исследо­ваний.

Дистрофия клеток и тканей - патологический процесс, возникаю­щий в связи с нарушением обмена веществ и характеризующийся появ­лением в клетках и тканях измененных количественно и качественно продуктов обмена, что приводит к морфологическим (структурным) изменениям поврежденных органов. (Например, дистрофия сетчатки глаза, зрительного нерва и др.) Д. рассматривается как один из виД°в повреждения ткани. Зрительные функции - способность воспринимать свет, цвет, фор­му и пространственные отношения предметов.

Иннервация - наличие в органах и тканях организма нервных окон­чаний. Различают афферентные (центростремительные) нервы, по кото­рым раздражения поступают в центральную нервную систему, и эффе­рентные (центробежные), передающие импульсы к периферии.

Катаракта - заболевание глаза, характеризующееся помутнением

хрусталика.

Коммуникация - понятие, используемое для характеристики обме­на информацией в человеческом обществе.

Компенсация - восстановление или восполнение недоразвитых, на­рушенных или утраченных функций вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний или травм. Компенсация функций осуществ­ляется путем использования сохранных или перестройки частично на­рушенных функций.

Координация движений - согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение оп­ределенного двигательного эффекта.

Коррекция дефекта - его устранение, преодоление отмечаемого на­рушения развития.

Коррекционное обучение - особый вид обучения, имеющий целью полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение необходимой общеобразовательной подготовки.

Коррскционная (специальная) педагогика - наука о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.

Коррекционно-воспитательная работа - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического и физического развития детей.

Леворукость - предпочтительное использование левой руки для осуществления двигательных актов. Л. чаще всего является врожденной и обусловлена наследственно детерминированной спецификой развития и функционирования ЦНС.

Локализация функций - связь физиологических и психических функций с работой тех или иных групп клеток коры головного мозга.

Миопия (синон.: близорукость) - один из видов аномалий рефрак­ции глаза, при котором параллельные лучи света, падающие на глаз, после преломления сходятся не на сетчатке, а впереди нее.

Моноплегия - паралич одной конечности. Частично выраженный паралич называется парезом (монопарез).

Мутации - возникающие естественно или вызываемые искусствен­но изменения наследственных свойств организма в результате пере­строек и нарушений в генетическом материале организма – хромосомах и генах

Мутпзм_ - нарушение речевого общения (молчание}, возникающее вследствие психической травмы. М. относится к группе невротических реакций и носит временный, преходящий характер.

Нарушение фиксации взора - перемещение фиксирующей точки из области центральной ямки сетчатки в периферическую зону. Н.ф.в приводит к неправильному восприятию локализации предметов в про­странстве, нарушению ориентации. Наблюдается при катаракте, помут­нениях роговицы и др. заболеваниях.

Неврозы - группа заболеваний нервной системы, характеризую­щихся функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. К ним относят: неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.

Невропатия - врожденное патологическое состояние ЦНС с резко повышенной общей, особенно вегетативной возбудимостью и нервно-психической истощаемостью. Н. отрицательно сказывается на деятель­ности клеток коры головного мозга.

Негативизм детский - немотивированное и неразумное сопротивле­ние ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Может проявляться в грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.

Недоразвитие речи - качественно низкий (по сравнению с нормой) уровень сформированное™ той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нистагм - непроизвольные, быстро следующие друг за другом ] ритмические движения глаз (дрожание глаз). Н. наблюдается при нали­чии болезненных процессов в различных отделах глаза, при некоторых заболеваниях центральной нервной системы и поражениях вестибуляр­ного аппарата.

Обобщение - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчи­вых свойств предметов и их отношений.

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма, пред­ставляющий собой совокупность взаимосвязанных морфологических (анатомических), физиологических, метаболических (обмен веществ) преобразований в организме.

Ортодонтия - раздел медицины, занимающийся изучением, преду­преждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета.

Ортопедия - отрасль медицины, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением деформаций и нарушений функций опорно-двигателыюго аппарата.

Остатки слуха (остаточный слух) у глухих - сохранившаяся возмож-ность слухового восприятия при глухоте, позволяющая непосредст­венно вос-принимать некоторые звуки окружающего мира. По объему воспринимаемых частот выделяют

4 "слуховые" группы глухих детей, имеющих остатки слуха.

Остаточное зрение - зрение, характеризующиеся остротой зрения от светоощущения до 0,04 при применении обычных средств коррекции (очки).

Острота зрения - способность различать две точки как отдельные

при минимальном расстоянии между ними.

Паралич - выпадение двигательных функций с отсутствием силы мышц в результате патологических процессов в нервной системе, вызы­вающих нарушение структуры и функций двигательного анализатора.

Парез - ослабление двигательных функций, сопровождающееся

снижением силы мышц.

Патогенез - раздел патологии (мед.), изучающий механизмы воз­никновения и развития болезней.

Поле зрения - пространство, одновременно видимое глазом при не­подвижном положении головы и фиксации взора в одной точке. Патоло­гические изменения П.з. наблюдаются при заболеваниях сетчатки, зри­тельного нерва, поражениях проводящих нервных путей или зритель­ных центров.

Полиомиелит - острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, характеризующееся поражением серого вещества спинного мозга и мозгового ствола (с развитием вялых парезов и пара­личей).

Профилактика - система мероприятий по предупреждению заболе­ваний (нарушений в развитии).

Психастения - тип астенической психопатии, болезненное состоя­ние, характеризующееся некоторыми специфическими чертами харак­тера (нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность).

Психика - свойство высокоорганизованной материи, заключаю­щееся в отражении объективной действительности в форме ощущений, представлений, мыслей, чувств, волевых действий и т.п.

Психопатия - патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к измене­нию условий внешней среды, в повышенной реактивности.

Психолого-педагогическая диагностика - диагностический про­цесс, направленный на установление особенностей психического и по­знавательного развития индивида (ребенка), выявление задержки или отклонений в психофизическом развитии, их характера и степени выра­женности, основных проявлений психического дизонтогенеза. В П.-П. Д. используются методы специального психолого-педагогического изу­чения, методики нейропсихологического и патопсихологичсского об­следований, метод педагогических наблюдений и др.). 259

Психотерапия - лечение при помощи психического воздействия на человека.

Работоспособность - способность человека выполнять трудовую (учебную, предметно-практическую) деятельность в течение опре­деленного времени с заданной эффективностью и качеством.

Реабилитация - в медико-педагогическом значении - возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей.

Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в результате психических травм и не связанные с органическим пора­жением центральной нервной системы.

Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях.

Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в еди­ное целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и процессе познания.

Соматический - в физиологии (раздел медицины) обозначает те­лесные явления в отличие от явлений психических. Производные терми­ны: соматическое развитие, соматические заболевания, соматический статус (состояние здоровья и особенности конституционального раз­вития организма человека).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - об­щеобразовательное учреждение для лиц (детей и подростков) с ограни­ченными возможностями развития.

Специальные образовательные условия - условия обучения и вос­питания, без которых невозможно (существенно затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями развития. С.О.У. включают специальные образовательные программы, методы и приемы обучения и воспитания, технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные услуги, другие виды социальной психолого-педагогической помощи.

Судороги - непроизвольное сокращение отдельных или целых групп мышц, возникающее внезапно и проявляющееся длительно или приступообразно.

Тактильная чувствительность - один из видов кожной чувствитель­ности. С Т.ч. связаны ощущения прикосновения, давления и частично вибрации.

Токсоплазмоз - паразитарное заболевание, заражение которым мо­жет происходить от домашних животных (кошек, собак, кроликов, кур и др.) и диких животных (зайцев, сусликов и др.). Врожденный Т. (при внутриутробном заражении плода) может являться одним из факторов, приводящих к олигофрении и возникновению различных врожденных уродств.

Тонус - постоянная (фоновая } активность нервных центров, неко­торых тканей и органов, обеспечивающая их готовность к действию. Тонус мышц - напряжение, обеспечивающее поддержание определен­ной позы тела и положение его в пространстве. Фонация - голосообразование.

Фонематический слух - способность к слуховому дифференциро­ванному восприятию звуков речи - фонем. Ф.с. имеет важнейшее значе­ние для овладения звуковой стороной языка.

Шизофрения - психическая болезнь с непрерывным или приступо­образным течением, проявляющаяся изменениями личности в виде ши­зофренического дефекта(снижение психической активности, эмоцио­нальное оскудение, аутизм, нарушение мышления при сохранности так называемых формальных способностей интеллекта - памяти, приобре­тенных знаний и др.). Ш. может сопровождаться бредом, галлюцина­циями, аффективными нарушениями.

Эмоции - переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Э., участвуя в регуляции поведения, способству­ют целостной оценке воспринимаемой ситуации. Э. способствуют уси­лению, ускорению и оптимизации когнитивных (познавательных) пси­хических процессов в проблемных ситуациях..

Энцефалит - воспаление головного мозга, инфекционное заболева­ние, возникающее вследствие проникновения в мозговую ткань болез­нетворных микроорганизмов.

Энцефалопатия - мелкоочаговое поражение головного мозга, обу­словленное воздействием на мозг различных повреждающих факторов (травмы головного мозга, нарушения кровообращения, инфекции, ин­токсикации и др.).

Эпилепсия - нервно-психическое заболевание, выражающееся в периодически повторяющихся судорожных припадках, характерных психических нарушениях (инертность мышления, повышенная раздра­жительность, импульсивность и др.), а в некоторых случаях - в сниже­нии умственных способностей. Э. у детей возникает чаще всего вслед­ствие воспалительных заболеваний и травматических повреждений мозга.

Этиология - учение о причинах возникновения болезней

(нарушений развития).

Эхолалия - автоматическое повторение чужих слов. Э. наблюдает­ся у взрослых и детей, страдающих органическими поражениями мозга, в т.ч. при олигофрении (при имбецильности и резко выраженной дебильности).

Язык - система знаков, служащих средством человеческого обще­ния, мыслительной деятельности, способом передачи информации и ее хранения.

 

IIР И Л О Ж Е Н.И Я

Приложение 1.

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, вос-

питанников с отклонениями в развитии.*

Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность го­сударственных, муниципальных специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклоне­ниями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соз­даются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

• специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-ин­тернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создают­ся для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с наруше­нием опорпо-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее типовое положение распространяется также на спе­циальные классы, группы (в том числе для детей со сложными де­фектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся воспитанников с отклонениями в раз­витии, а также уровень реализуемых образовательных программ опре­деляются Министерством образования Российской Федерации по со­гласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательно­го учреждения.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется - коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются - воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь вос­питанника, реализацию конституционного нрава граждан на полу­чение бесплатного образования в пределах специального го­сударственного образовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам усло­вия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и инте­грации в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руковод­ствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образования, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профес­сионального образования, настоящим Типовым положением.

6. Для государственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

I. Организация деятельности коррекционного учреждения

1. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения яв­ляются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения введе­ние органов местного самоуправления допускается только согласия

последних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осу­ществляются в порядке, установленном законодательством россий­ской Федерации.

И. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, уста­новленные законодательством Российской Федерации, возникают у кор­рекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации при- 263

обретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредит­ных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соот­ветствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его за­явлению соответствующим государственным органом управления обра­зованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения явля­ется установление соответствия содержания, уровня и качества обуче­ния и воспитания требованиям специального государственного образо­вательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение пред­ставляет в соответствующий государственный орган управления обра­зованием перечень документов, определяемый министерством обра­зования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или не аттестованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную ак­кредитацию в порядке, установленном Законом Российской Фе­дерации «Об образовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами кор­рекционное учреждение может реализовывать дополнительные обра­зовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами оп­ределяющих его статус образовательных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекцион-ном учреждении определяется уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образо­вательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предель­ная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

— для глухих — 6 человек;

— для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием ре­чи, обусловленным нарушением слуха— 10 человек;

— для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха — 6 человек;

— для слепых — 8 человек;

— для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;

— для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;

— для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата — 10 чело­век;

— для имеющих задержку психического развития - 12 человек;

— для умственно отсталых - 12 человек;

— для глубоко умственно отсталых - 10 человек;

— для имеющих сложные дефекты - 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делит­ся на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учи­тывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения^ III. Образовательный процесс

18. Содержание образования в коррекционном учреждении опре­деляется образовательной программой (образовательными програм­мами), разрабатываемой исходя из особенностей психического разви­тия и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориенти­рованных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представите­лей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для, индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррек­ционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждаю­щими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двига­тельные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном уч­реждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждае­мыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих сударственную аккредитацию, выдается в установленном порядке до кумент государственного образца об уровне образования и (или) ква лификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

 

 

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педаго­гические, инженерно-педагогические и медицинские работники кор-рекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (за­конных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения вос­питанники переводятся с согласия родителей (законных пред­ставителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обу­чения в коррекционном учреждении.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере вы­явления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагоги­ческого наблюдения в условиях образовательного процесса.

28 Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в дру­гое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осу­ществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учрежде­ния.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуще- ствляют штатные медицинские работники, которые совместно с адми­нистрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспан­серизацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и против эпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, и в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в орга­низации индивидуального и дифференцированного подхода к воспи­танникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им ре­комендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необ­ходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводится ме­дикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолсчение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. Управление коррекционным учреждением

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в со­ответствии с законодательством Российской Федерации и уставом кор­рекционного учреждения.

Управление коррекционным учреждением строится на принци­пах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления кор­рекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и дру­гие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекцион­ного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекци­онного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осуществляет директор (заведующий), прошедший соответ­ствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении дан­ного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет от­ветственность перед родителями (законными представителями), госу­дарством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответст­вии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалифи­кационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

 

 

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-VIII * __________

(Извлечение) <...> Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида

1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее - коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспита­ния неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрителы-юй основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

2. Коррекционное учреждение I вида осуществляет образова­тельный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6-7 лет, с учетом подготовительного класса);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок ос­воения 5—6 лет);

3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

3. На первой ступени общего образования в начальных классах (1-3 классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявле­нию и целостному развитию его способностей, формированию у школь­ников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребен­ка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством об­щения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоя­тельной умственной деятельности.

На второй ступени общего образования (7-10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанник<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.