Тема 9. Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 9. Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы

2018-01-07 288
Тема 9. Дети с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дневное отделение - 2 (4) ч.; очно-заочное отделение -2ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

сновные виды нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с реактивными состояниями, переживаниями, дети с психастенией; с нарушениями поведения.

При рассмотрении двух следующих вопросов обращается внимание на то, что в связи с отсутствием в системе гособразова-ния широкой сети специальных учебно-воспитательных учреж-дений для детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы многие из них (при наличии нерезко выраженных нарушений) могут находиться в образовательных учреждениях общего типа В связи с этим практическое осуществление всех необходимых организационных и медико-педагогических мероприятий, прово­димых с детьми этой группы в период их пребывания в ДОУ и школе, приобретает первостепенное значение. Основные меро­приятия комплексного медико-педагогического воздействия и организация их проведения в образовательных учреждениях представлены в методической части пособия, с.с. 227-231).

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы находят­ся на диспансерном учете у врача-психоневролога и не менее.двух раз в течение года должны проходить психоневрологиче­ское (или неврологическое) обследование. Постоянный медицин­ский контроль за ними осуществляется педиатром ДОУ или школьным врачом.

Педагогические мероприятия в отношении изучаемой груп­пы детей (основные направления педагогического воздействия) разбираются на практическом занятии в плане повторения и уг­лубления материала лекционного курса. Организационные фор­мы работы: контрольный опрос студентов; заслушивание и ана­лиз небольших докладов (рефератов), подготовленных студента­ми по соответствующим литературным источникам (с.54, №№ 2, 6, 9,10 и др.).

В конце занятия студенты получают практические задания по психолого-педагогическому обследованию детей с нерезко вы­раженными нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Занятие 2-е. Учебные вопросы.

1. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушения­ми эмоционально-волевой сферы.

2. Программа (задачи, основные разделы) психолого-педагоги­ческого обследования.

3. Специфика организации и приемов обследования. Учет лич-ностно-психологических особенностей ребенка в процессе про-ведения обследования.

4.Психолого-педагогический анализ особенностей личности и оведенческих реакций детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

5 Разбор практических заданий по обследованию детей с раз­личными нарушениями эмоционально-волевой сферы (стойкие конфликтные переживания, перенесенные реактивные состояния, психастения, психопатические формы поведения).

6 Практические задания по ознакомлению с особенностями и приемами педагогического подхода к детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.*

Методические рекомендации к проведению занятия

При изложении первого вопроса используются рекомендации по проведению психолого-педагогического обследования и педа­гогического изучения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, содержащиеся в специальной литературе (с.54, №№ 4,7,9; Методическая часть пособия, с.с. 65-75 и др.). По это­му вопросу рекомендуется подготовить к занятию выступление кого-либо из студентов.

Второй вопрос либо излагается самим преподавателем, либо обсуждается в вопросно-ответной форме беседы педагога со сту­дентами по выполненным ими конспектам литературных источ­ников (с.54, №№ 2. 4, 7, 10 или 1 1). Преподаватель останавливает внимание обучающихся на особенностях трактовки личностных, в том числе поведенческих реакций ребенка, а также на основных психологических и педагогических критериях анализа данных, выявляемых в ходе обследования детей (данные непосредствен­ных наблюдений за ребенком, тестовых обследований, сведения, полученные от педагогов и родителей и др.). Подчеркивается роль сопоставительного анализа (сравнение с нормой, с другими видами нарушений психического развития), значение учета со­путствующих факторов (отношение ребенка к процедуре обсле­дования, взаимоотношение с обследующим, поведенческие реак­ции и др.), характера взаимодействия ребенка с окружающим социумом, степени выраженности и особенностей аффективных Реакций и пр.

 

мозговую травму и др.). Подчеркивается определяющая таких факторов, как создание условий воспитания ребенка, необ, ходимых для полноценного психофизического развития, органи­зация гигиенически обоснованного режима дня, закаливание ор, ганизма, установление правильных взаимоотношений между р0 I дителями, воспитателями и ребенком, предупреждение аффек­тивных реакций у ребенка-невротика; необходимость комплекс­ного подхода к профилактике эмоционально-личностных и пове­денческих нарушений у детей.

Вторая половина занятия отводится на контрольный опрос студентов по теме: «Дети с нарушениями в развитии эмоцио­нально-волевой сферы». Организационной формой может быть письменная контрольная работа. (Используются и специально разработанные тестовые задания.) Перечень примерных кон­трольных вопросов приводится в методической части пособия (с.257).

ЛИТЕРА Т УРА К ТЕМЕ

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992.

2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -М.. 1997.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1998.

4. Ковалев В.В. Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

6. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследовании психически больных детей. - М.,1963.

7. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф> Кумариной. - М., 2001. Раздел V.

8. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баеиская Е.Р., Либлинг М.М Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -1990.

9. Левченко И.К). Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.

10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пр° блемами развития. - СПб., 2003.

11. Психология детей с нарушениями и отклонениями психической развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., 2002.

12. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

Тема 10. ОТБОР ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение -1ч.

Занятие 1-е. Учебные вопросы.

1. Организация и содержание психолого-педагогического обсле­дования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях (ПМПК), консультационно-диагностических цен­трах (КДЦ).

2. Особенности проведения обследования в ПМПК при различ­ных аномалиях детского развития (сенсорные нарушения, нару­шения интеллектуального развития, дефекты речи, дисгармонич­ное и искаженное психическое развитие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата).

3. Практические задания студентам по проведению обследова­ния детей с отклонениями в развитии по программе, используе­мой в ПМПК.

Методические рекомендации к проведению занятия.

Вопрос об организации обследования детей в ПМПК излага­ется преподавателем; как дополнительный вариант работы реко­мендуется коллективное обсуждение составленных студентами конспектов литературных источников по теме (с.57-58; №№ 2, 3, о, ^7). Содержание психолого-педагогического обследования де­тей в ПМПК (КДЦ) студенты изучают с использованием про­грамм исследования, разработанных И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной, а также группой сотрудников Института коррекционнои педагогики РАО под руководством Е.А. Стребелевой. (Прак­тическая часть пособия, с. 101-116). Под руководством препода­вателя проводится обсуждение содержания основных разделов программы психолого-педагогического обследования детей. По второму вопросу плана занятия преподаватель знакомит обучающихся с особенностями обследования в ПМПК детей с различными отклонениями в развитии (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллектуального развития, недостатками речи и др.). Рассматриваются примеры варьирования как организационной, так и методической сторон программы обследования в зависимости от характера отмечаемого у ребенка нарушения и степени его тяжести. (Основные задачи и. разделы обследования, используемые методы и их место в общей программе обследования, объем и значение тестовых заданий, изучения продуктов практической деятельности детей: рисунки, аппликации и [С.57-58, №№ 1, 3, 4, 6,8, 9, 11; методическая часть пособия, 66-75].) В заключительной части занятия студенты получают практические задания по обследованию детей с отклонениями развитии (по программе психолого-педагогического обследования, используемой в ПМПК). Обследование детей, имеющих проблемы в развитии, может проводиться и в психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) при массовых общеобразо­вательных и коррекционных учреждениях.

Занятие 2-е.
Учебные вопросы.

1. Показания для направления детей с различными нарушениями развития на ПМПК (комиссию). Общие и специальные показания.

2. Порядок направления детей на психолого-медико-педаго гическую комиссию (сроки направления, необходимая докумен­тация, образцы практических, в том числе письменных, работ детей, представляемых в комиссию и др.).

3. Разбор и оценка выполнения практических заданий по программе обследования детей, используемой психолого-медико педагогическими комиссиями (ПМПК) и консилиумами.

Методические рекомендации к проведению занятия

Изучение первого и второго вопросов проводится на основ' обсуждения соответствующей научно-методической литератур' и нормативных документов (с.57-58, №№ 2, 3, 6, 9, 10). При рас смотрении второго вопроса обучающиеся знакомятся с образца ми документов, а также практических работ детей, представляв мых в ПМПК из детского общеобразовательного учреждения.

Организационные формы работы на занятии: объяснение преподавателя, выступления студентов с последующим коллек- тивным обсуждением; выполнение обучающимися практических контрольных заданий (с использованием индивидуальных карточек-заданий). Задания по первому вопросу включают описание симптомов, свидетельствующих о наличии у детей тех или иных нарушений развития, а также отклонении, типичных для временного отставания в развитии (при различной степени выраженности последнего). Задача студентов - проанализировать «исходные данные» и решить вопрос о необходимости направления ребенка на ПМПК и целях этого направления. Аналогичными по содержа-нию являются и задания по второму вопросу.

Разбор самостоятельных студенческих работ по обследова­нию детей (по программе ПМПК) проводится в выше указанной форме (отчет студента по выполненному заданию, обсуждение и анализ представленных материалов, оценка выполненной рабо­ты) При выполнении практического задания с участием студен­тов в работе ПМПК или ПМПк (консилиума) анализируется ход обследования ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии.

В конце занятия подводятся итоги изучения темы. В заклю­чительном выступлении преподаватель подчеркивает значение своевременного направления детей на ПМПК и определяющую роль этого учреждения в решении вопроса об оказании эффек­тивной лечебной, психологической или психолого-педагогичес­кой помощи детям с отклонениями в развитии, а также всесто­ронней помощи специалистам, работающим с данной категорией детей и подростков. Особо подчеркивается важнейшая роль ПМПК в комплектовании образовательных и лечебных учрежде­ний коррекционного профиля.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

1. Венгер Л.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специ­альные дошкольные учреждения. - М., 1972.

2. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 1988.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.

4. Основы специальной психологии / Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.

5. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С. Ши­лова. - М., 2001.

6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекцпопные

образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М.,

2001.

7. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.