Понятие о художественной речи. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Понятие о художественной речи.

2018-01-07 247
Понятие о художественной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фрагменты

Лингвистика текста.

1. Текст как понятие лингвистики.

2. Лингвистический анализ текста, его виды и уровни.

Ключевые слова: текст, лингвистический анализ текста, лингвостилистический анализ, лингвистический комментарий, полисемантичность, модальность, образность.

Литература:10, 12, 13, 15, 20, 21, 22, 28, 30.

Существуют два подхода к изучению языка художественных произведений: лингвистический и литературоведческий. Между представителями этих филологических дисциплин в течение длительного времени идет научная полемика. Выдающийся филолог XX века академик В.В.Виноградов положил в основу изучения художественной речи лингвистический принцип. Он связывает развитие различных стилистических особенностей с развитием национального литературного языка и развитием творческого метода как содержательной категории, отдавая приоритет литературному языку в его общенациональном значении. Профессор Г.Н.Поспелов возражал: национальный литературный язык в 30е - 40е годы XIX века, например, был один, а применение богатых стилистических средств было разнообразным (Пушкин, Гоголь, Достоевский), хотя все эти писатели были реалистами. Откуда это различие? Из специфики содержания их литературных текстов, от творческой типизации, от особенностей эмоционально-оценивающего сознания. Речь художественного произведения всегда специфически экспрессивна и в конечном счете обусловлена именно особенностями содержания произведения. Литературный язык (как и внелитературные диалекты) - это живой источник возможных стилистических красок, откуда каждый писатель берет нужное ему.

Задачей лингвистического анализа текста является выявление в тексте системы языковых средств, с помощью которых передается его идейно-тематическое и эстетическое содержание. Традиционно выделяют следующие виды лингвистического анализа текста:

1. Комплексный.

2. Выборочный (уровневый, частично-лингвистический).

3.Лингвостилистический (лингвопоэтический).

4. Сравнительный.

5. Лингвистический комментарий как прием анализа отдельных фактов языка для частного освещения смысла определенных контекстов, сочетаний, отрывков, важных для понимания сложных языковых фактов.Например, фраза из стихотворения А.Пушкина «соблазнительная честь» сегодня может быть воспринята как «честь, представляющая для кого-то соблазн», тогда как во времена А.Пушкина такая грамматическая форма означала «честь соблазнителя».

Выделяются следующие уровни лингвистического анализа текста:

1. Фонетический.

2. Словообразовательный.

3. Морфологический.

4. Лексический.

5. Синтаксический.

6. Стилистический.

При анализе фонетического уровня используются следующие понятия:

Аллитерация - повтор согласных звуков с целью подчеркнуть какое-либо качество, признак, состояние:

И сейчас же щ етки, щ етки

Затре щ али, как тре щ отки…

Ассонанс – повтор гласных звуков с целью подчеркнуть пространственно-временные отношения:

Там в небес ах, перед народом

Через лес а, через мор я

Колдун несет богатыр я…

Диссонанс (консонанс) – неточная рифма, основанная на совпадении только согласных звуков, а ударные гласные не совпадают:

Сквозь огонь про ш ли,

сквозь пушечные д у ла.

Вместо гор восторга -

горе д о ла.

Стало:

коммунизм –

обычнейшее д е ло.

(В. Маяковский)

Звуковая организация поэтической речи по сравнению с разговорной переживается и артикулируется более обостренно. С древних времен одним из критериев в поэтике и риторике служила эвфония, т.е. благозвучие, основанное на гармоничном сочетании гласных и согласных звуков. Отступление от благозвучия – какофония, «неэстетичное» скопление гласных и согласных звуков - считалось предосудительным и целенаправленно избегалось.

С другой стороны, словесные и звуковые повторы являются действенным средством художественной выразительности (ассонанс, аллитерация, диссонанс).

При анализе звуковой организации текста необходимо знать и учитывать частотность в национальном языке соответствующих звуков, чтобы объективно судить о случайности или преднамеренности их скопления. Сами по себе звуки органически присущей им содержательности не имеют, а приобретают ее окказионально. Словесные и звуковые повторы в каждом конкретном случае обладают многообразными художественными функциями.

Словообразовательные явления художественного текста часто относят к лексическому уровню. Наибольший интерес здесь представляют авторские неологизмы (окказионализмы):

Досыта изиздеваюсь,

Нахальный и едкий» (В. Маяковский).

 

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно…

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил, // Кузнечик… (В. Хлебников).

При анализе морфологических средств, имеющих стилистическое значение, можно обратить внимание на стилистическую окраску синонимических пар (Александрович – Саныч), частотность употребления в тексте различных частей речи (см. стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»), на нетрадиционное использование прописной буквы (Любовь, Она), на видовые признаки используемых глаголов и т.д.

 

Лексический уровень анализа текста оказывается ведущим. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты: экспрессивную окраску слов, устаревшие/новые слова, профессиональную/диалектную /просторечную лексику, роль синонимов, антонимов, омонимов, на наличие специфической группы слов (пейзажная, философская, тематическая лексика и т.п.). Особенно важным является рассмотрение художественной речи.

При рассмотрении синтаксического уровня следует учитывать размер предложения, особенности его построения, роль однородных членов предложения, тип текста, значение некоторых типов предложений, не являющихся частотными в данном тексте, а также синтаксические фигуры. Каждому функциональному стилю свойственны свои особенности синтаксических построений, свои типичные конструкции, которые вводятся в художественное произведение и взаимодействуют в нем со специальным стилистическим эффектом. Для разговорной речи, например, характерны избыточность синтаксического построения, перераспределение границ предложения, эллиптические предложения, смещенные конструкции.

Фигуры синтаксиса - приемы построения предложения в речи: инверсия, градация, оксюморон, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, стык, кольцо, рефрен, синтаксическая тавтология, анаколуф, антитеза, эллипсис и др. Экспрессивную функцию могут выполнять и клишированные предложения, которые широко используются в разговорной речи для быстрой, стандартной и одновременно эмоциональной реакции в ходе общения.

Повтором, или репризой, называется фигура речи, которая состоит в повторении звуков, слов, морфем, синонимов или синтаксических конструкций в условиях достаточной тесноты ряда, т. е. достаточно близко друг от друга, чтобы их можно было заметить: Многообразие присущих повтору функций особенно сильно выражено в поэзии. Хиазм состоит в том, что в двух соседних словосочетаниях (или предложениях), построенных на параллелизме, второе строится в обратной последовательности, так что получается перекрестное расположение одинаковых членов двух смежных конструкций. Различают ещеэпифору, т. е. повторение слова в конце двух или более фраз,и кольцо. Повторение союзов называетсяполисиндетон. Тавтологией принято называть повтор, который ничего к содержанию высказывания не добавляет.

Пропуск логически необходимых элементов высказывания может принимать разные формы и иметь разные стилистические функции. Сюда относятся использование односоставных и неполных предложений (эллипсис), бессоюзие, умолчание и зевгма.

Планы комплексного анализа текста

(вопросы и задания являются примерными и могут варьироваться

в зависимости от особенностей текста)

I. По Т.М. Пахновой (для 9-го класса).

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок).

4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).

6. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

7. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

8. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетание)?

9. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

10. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

11. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.

12. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

13. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

14. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, сжатое, выборочное и т.д.).

15. Произведите на материале текста разные виды разбора.

16. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Примечание: Т.И.Пахнова полагает, что для положительной оценки учащемуся достаточно выбрать из предложенной программы 6-8 заданий, включая разные виды разбора, и выполнить их правильно.

 

II. По В.В. Бабайцевой (для старших классов).

1.Определить тему художественного текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

А) начало текста;

Б) ключевые слова;

В) ключевые предложения.

2.Определить тип художественного текста.

3. Указать синтаксические особенности художественного текста:

А) количество и преобладающие типы предложений;

Б) способ связи предложений (цепная, параллельная);

В) средства связи частей текста, способствующие его смысловой и грамматической целостности: порядок слов (тема и рема), градация ударений (расставьте смысловые ударения), лексические повторы, местоимения, союзы.

4.Определить стиль текста:

А) охарактеризовать влияние речевой ситуации на стиль (где и с кем происходит общение);

Б) к какому функциональному стилю принадлежит текст;

В) найти стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

5. Орфографический и пунктуационный комментарий.

 

III. По Г.Н. Ивановой-Лукьяновой:

1.Определите тип текста и его жанрово-стилистические особенности.

2.Определите тему, проблему, идею текста, охарактеризуйте место и время описываемых событий. Рассмотрите образ автора, выявите модальность текста.

3.Проанализируйте средства языковой выразительности на различных языковых уровнях.

4.Определите значимые функционально-семантические категории (определённости, качественности, количественности, времени, вида), которые могут выражаться морфологическими, лексическими, синтаксическими средствами.

5. Охарактеризуйте экспрессивно-окрашенную лексику.

 

IV. По Горобец Л.Н.:

1.Выразительное чтение текста.

2.Отметить фоновые знания (вся совокупность сведений о социально-культурном фоне, который характеризует художественный текст: история создания, дата и период написания, рассмотрение текста в линейном, горизонтальном плане, филологические сведения (лингвистический комментарий)).

3. Особенности, которые влияют на отбор языковых средств:

А) стихи/ проза;

Б) жанр;

В) тип текста;

Г) стиль текста;

Д) членение на смысловые отрезки.

4.Определение модальности текста (Модальность – это грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку объективной действительности. Содержание высказывания может мыслиться как реальное – нереальное, возможное – невозможное, поэтому модальность бывает объективная (выражает отношение сообщаемого к действительности, выражаясь в категориях наклонения, времени, типах интонации) и субъективная (выражает отношение говорящего лица к сообщаемому, проявляясь во вводных словах, лирических отступлениях, интонации, эмоционально окрашенной и оценочной лексике, говорящих фамилиях, порядке слов, модальных словах и пр.).

5.Лесический уровень (здесь и в пп. 6-9 - средства, значимые для организации.данного текста).

6.Синтаксическиммй уровень.

7.Фонетический уровень.

8.Морфологический уровень.

9.Словообразовательный уровень.

10. Средства и приёмы художественной речи.

 

Вопросы для самоконтроля:

- Расскажите об известных вам видах лингвистического анализа текста.

- Назовите уровни ЛАТ и рассматриваемые на них языковые явления.

- Какие типы текстов вы знаете, каковы их признаки?

- Морфологические средства, имеющие стилистическое значение.

- Словообразовательные средства, имеющие стилистическое значение.

 

 

Понятие о типах текста.

1.Повествование и его признаки.

2.Описание.

3.Рассуждение.

Ключевые слова: повествование, описание, рассуждение, ключевые слова, цепная и параллельная связь, тезис, аргументы.

Литература:7, 10, 12, 20, 28, 30.

 

В тексте различаются различные функционально-смысловые типы изложения:

Описание включает в себя перечисление предметов или признаков, свойств описываемого объекта. Содержание сообщения-описания развертывается в пространстве – физическом или логическом. В описании последовательно сообщается о предметах, свойствах, существующих одновременно.

Повествование передает действия, процессы, события. Содержание сообщения-повествования развертывается во времени и передает последовательность действий. В художественном тексте повествование в чистом виде встречается редко и обычно сочетается с элементами описания.

Рассуждение противопоставлено описанию и повествованию. В сообщении-рассуждении преобладают логические доказательства тех или иных положений. Такое сообщение имеет аргументативный характер. В художественных текстах рассуждение встречается реже, чем в научной и публицистической речи, и обычно дается в контексте описания и повествования.

Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам. Прежде всего между предложениями существует смысловая связь. Причем связанными могут быть и предложения, расположенные рядом, и разделенные другими предложениями. Различают параллельную и цепную связь предложений.

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенностями данного вида связи является прямой порядок слов, выраженность членов предложения одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова. Средством связи могут быть риторические фигуры. Параллельная связь может усиливаться вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец). Часто используются наречия места (справа, позади, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения.

Во многих текстах с параллельной связью данное (тема) – первое предложение, а новое (рема) – все последующие. Они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипны, параллельны.

Средствами цепной связи являются повтор ключевого слова, замена его синонимом или синонимическим оборотом, местоимением. Связь также может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

Нередко в описательных текстах преобладает параллельный тип связи, а в повествовательных – цепной. Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной, которые в таких случаях не являются основными. Кроме параллельной и цепной связи, существуют и другие, менее распространенные.

 

Вопросы для самоконтроля:

- Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?

- Назовите языковые средства, характерные для цепной связи.

- Назовите языковые средства, характерные для параллельного вида связи.

- Перечислите признаки описания, повествования и рассуждения.

 

 

Композиция, сюжет.

1.Понятие о композиции. Внешняя и внутренняя сторона композиции. Сюжет. Фабула.

2.Сюжетные и внесюжетные элементы.

3.Виды и приемы композиции.

Ключевые слова: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, внесюжетные элементы, сюжет, фабула, виды композиции.

Литература: 4,7,13,19,20,28,31

 

Композиция (от лат. composition – сочинение, составление, соединение) - внешняя и внутренняя идейно-художественная связь всех элементов текста. Внешняя сторона композиции – деление текста на главы, части, сюжетные и внесюжетные элементы. Внутренняя сторона композиции – группировка образов художественного произведения и структура отдельного образа (приемы его создания).

В композиции выделяются следующие элементы:

1. Экспозиция (от лат. exposition – изложение, объяснение) - изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке.

2. Завязка – момент начала развития событий, начало возникновения конфликта.

3. Развитие действия – основная часть сюжета (развития характера в действии), в которой происходит движение конфликта, его разрастание.

4. Кульминация (лат. culmen – вершина) – момент максимального напряжения, предельного обострения противоречий.

5. Развязка – момент, завершающий течение событий, кладущий им конец.

Существуют также внесюжетные элементы - элементы сюжета, не показывающие характер в основном действии.

Каждый тип текста имеет свои композиционные особенности:

1. Повествование может начинаться сразу с завязки или развязки, могут быть и иные отступления от хронологии. Однако для всех повествовательных текстов общими являются завязка, кульминация, развязка.

2.. Наиболее характерные элементы описания: общие представления о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.

3. Рассуждение включает в себя тезис (высказанные кем-либо мысли), доказательство/опровержение (аргументы/контраргументы), сопровождающиеся примерами, вывод (заключение).

Повествование, описание, рассуждение часто связывают с определенными видами литературы. Повествованием считают текст эпического литературного произведения (кроме прямой речи персонажей), описание используется в различных видах литературы, рассуждение преобладает в научных текстах. Однако это деление очень условно.

 

Все перечисленные особенности композиции присущи прежде всего текстам эпическим. Что касается лирики, то здесь мы редко найдем развернутый сюжет, описание хода событий. Обстоятельства чаще выступают здесь в виде отдельных фактов, не составляющих единой цепи. Композиция каждого литературного произведении уникальна. Общие тенденции зависят от принадлежности лирического произведения к одному из следующих типов:

1) собственно-лирическое произведение, в котором преобладают лирические, т.е. эмоционально окрашенные размышления и переживания лирического героя. Композиционно это поток словесных высказываний, которые сменяют друг друга, демонстрируя движение и динамику мыслей и настроений («О, весна без конца и без краю…» А.Блока, «Брожу ль я вдоль улиц шумных» А.С.Пушкина).

2) эмоционально-изобразительный тип лирики. Здесь имеет место чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций лирического героя, которые могут быть упорядочены («Парус» М. Лермонтова) или нет. Нередко эмоциональный заряд дает о себе знать в конце текста («19 октября» А.Пушкина).

3) с обственно- изобразительный, или повествовательный тип лирики. Здесь композиция может быть почти сюжетной («Сжала руки под темной вуалью…» А.Ахматовой), или же смена фактов и ход событий могут быть никак не выражены композиционно, главной оказывается эмоциональная насыщенность, настроение, выражаемые с помощью языковой экспрессии.

Вопросы для СРС:

- Дайте определения внешней и внутренней стороны композиции, сюжета, фабулы.

- Перечислите сюжетные элементы композиции.

- Назовите внесюжетные элементы.

- В чем отличие предыстории от пролога?

- В чем отличие последней истории от эпилога?

- Назовите известные Вам виды композиции.

- Какие композиционные приемы Вы знаете?

- Прокомментируйте схему «Композиционное единство произведения».

 

Основы стихосложения.

1.Понятие о стихотворной речи и ее особенностях;

2.Силлабо-тоническая система стихосложения (размер, рифма, строфа).

Ключевые слова: стихотворная речь, силлабо-тоническая система стихосложения, размер, рифма, строфа, стопа, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий, спондей, дольник, паузник, ассонанс, консонанс, клаузула.

Литература:4,6,13,31.

 

В 30-х гг. XVIII в. В. Тредиаковским, а вслед за ним М.Ломоносовым была введена силлабо–тоническая система стихосложения (силлабо – слово, тонос – ударение), основанная на чередовании ударных и безударных слогов, причем ударные слоги стоят на определенном месте. Такое чередование образует стопу. Стопа – основной признак силлабо-тонической системы. Стопа – чередование одного ударного слога с одним или двумя безударными.

Стопа образует размер. Различают двусложные и трехсложные размеры.

 

К двусложным относятся хорей и ямб.

Хорей – двусложный размер с ударением на одном слоге. Например:

Мчатся тучи! Вьются тучи!

- v / - v / - v / - v

Ямб - двусложный размер с ударением на 2-ом слоге.

Пора, пора, рога трубят!

v - / v - / v - / v -

У А.С. Пушкина 90% стихотворений написано ямбом.

 

К трехсложным размерам относятся дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактил ь – трехсложный размер с ударением на первом слоге.

Сейте разумное, доброе, вечное…

- vv / - vv / - vv / - vv

Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге (среднем).

Как ныне сбирается Вещий Олег…

v - v / v - v / v - v / v -

Анапест – трехсложный размер с ударением на третьем слоге (от греч. – обратно ударяемый).

Назови мне такую обитель…

vv - / vv - / vv - / v

Если в силлабо-тонической системе встречаются длинные слова, несущие только одно ударение, то образуется облегченная стопа, которая называется пиррихие м: vv (2 безударных слога).

Если же в одной строке сойдутся два слова или части двух слов, каждый из которых несет ударение, то образуется утяжеленная стопа - спондей --(2 удар.)

Иногда в поэтической строке предыдущее слово отдает свое ударение последующему, что обозначается воздушной стрелкой и называется проклитикой. Обратное явление называется энклитикой:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, крики, скрежет…

_ _ | V _ |V _ |V _ |V

V V |V _ |V _ |V _ |V

- Это четырехстопный ямб (двусложный размер стиха с ударением на втором слоге) со спондеем в первой строке и пиррихием во второй строке.

 

Основным принципом большинства стихов является рифма – созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк. Основное назначение рифмы – быть сигналом конца строки. Ее различают по пяти признакам:

1.По характеру звучания:

точная – испУ га – дрУ га, неточная – про ст О р ами ст О р оны;

2.По форме: простая – золотая/ улетая, составная – палимы/ росли мы;

3. По слоговому объему. Слоговой объем, образующий конец строки, называется клаузулой, которую начинают определять от последнего ударного слога стихотворной строки до конца строки: По этому признаку рифма бывает односложная мужская – ОлЕг/набЕг, двусложная женская – обИтель/ хранИтель, трехсложная дактилическая – стрАнники / изгнАнники, многосложная гипердактилическая – приплЯсывая/ опоЯсывая.

4.По положению в строке: начальная, срединная, внутренняя, конечная.

5. По положению в строфе. Строфа – группа стихотворных строк с определенным расположением рифмы. Каждая строфа четко выделяется графически: двустишие, трехстишие, четверостишие с парной, перекрестной или кольцевой рифмой и т.п. Строфой с обязательным расположением рифмы является онегинская строфа, состоящая из 14 строк (4 перекрестных, 4 парных, 4 кольцевых, 2 парных).

«Серебряный век» русской поэзии породил промежуточные формы стиха:

Дольник - сочетание разных двусложных размеров, где пропущенный безударный слог заменяется паузой (^):

Пусть всегда ^будет солнце _ V| _ ^|_ V |_ V|

Паузник – сочетание трехсложных размеров, где пропущенный безударный слог заменяется паузой (^):

Буря хохочет в седых ^кудрях _ V V| _ V V| _ ^ V| _

В поэзии также различаются свободный стих (верлибр) и стихотворения в прозе.

Вопросы для самоконтроля:

- Что такое стихотворная речь и каковы ее особенности?

- Расскажите о силлабо-тонической системе стихосложения.

- Расскажите о рифме, ее признаках и видах.

- Охарактеризуйте известные вам двусложные и трехсложные размеры стиха, промежуточные формы стиха.

ПРАКТИКУМ

 

Понятие о художественной речи:

1. Система прямых значений слова;

2. Художественные тропы;

3. Фигуры синтаксиса;

4. Звукопись.

Вопросы и задания:

- Рассмотрите художественные тексты по следующей схеме:

1.Система прямых значений слова. 2.Художественные тропы. 3.Синтаксическая организация речи. 4.Фонетические особенности.

- Что включает в себя понятие художественной речи?

- Какие языковые явления входят в систему прямых значений слова?

- Какие виды тропов основаны на категории количества?

- Какие фонетические явления рассматривает звукопись?

- Определите приемы художественной речи в приведенных отрывках.

- Распределительные диктанты: отличите историзмы от архаизмов; диалектизмы от варваризмов и просторечий; диалектизмы от жаргонизмов и устаревших слов.

- Выборочные диктанты на нахождение заданного явления художественной речи.

- Используя предложенные слова, создайте максимально возможное количество фигур художественной речи.

- Подберите перифразы к данным словам.

- Составьте с заданными словами словосочетания на основе оксюморона.

- Подберите к данным словам составные сравнения.

- Назовите особенности художественной речи следующих отрывков:

 

- Вечер. Взморье. Вздох ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томлений, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог... (К. Бальмонт)

- Желтый снег покорно свозили. Шелестел шелест лопат, как старушечий шепот весеннего времени. Ленивая, лунная ночь, лепетавшая талыми пятнами, изливалась льющимся лепетом. Громыхали пролетки: «Тра-ра-ра-та…старое…Все то же». Ворона с тающей кучи удивленно хрипела в мокроту. (А.Белый)

- Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись, от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими степными могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес («Пойдешь – не вернешься»), пыльными ураганами? (Ч.Айтматов)

- Не доказано, что риск – благородное дело, но благородное дело – это почти всегда риск.

– Нет уверенности в завтрашнем дне: какое оно будет, завтрашнее дно?

- Неприятная закономерность: деньги то начинают кончаться, то кончают начинаться.

- Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно.

- Мечта женщины – быть женщиной мечты.

- Наши кони идут к деревушке,

где ты был убит,

команданте.

Как в политике, пропасть –

и слишком налево,

и слишком направо.

Отпустите поводья, мучачос,

Коням их спокойно отдайте,

может, вывезут кони, -

иначе мы сгинем напрасно. (Е. Евтушенко)

- Минуты,

Дни

Или года

Промчатся в этот вечер.

Любовь одна.

И жизнь одна.

И ночь одна –

До встречи.

А. Дементьев.

 

- Я рад тому, что ветка у окна,

дождем набрякшая, скользит по раме

и, мысли пасмурные отогнав,

меня роднит с лесами и ветрами.

Я рад тому, что мыслить мне дано,

что взгляд мой в миллиардолетьях тонет,

что я Вселенной призрачное дно

ищу. Мне звезды холодят ладони. (С. Щипачев)

- И упало каменное слово на мою еще живую грудь (А.Ахматова).

- А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (Маяковский).

- Все спит – и человек, и зверь, и птица (Гоголь).

-Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему не равной реки в мире (Гоголь).

-Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни (Гоголь).

-О, как мучительно тобою счастлив я (Пушкин).

-Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поиске пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины (Б. Пастернак).

-Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дальней лозы прозябанье (Пушкин).

- Настанет день, – печальный говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят, –

Остужены чужими пятаками, –

Мои глаза, подвижные, как пламя

И – двойника нащупавщий двойник –

Сквозь легкое лицо проступит – лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс! (М. Цветаева)

-«Любезная мама Евдокия Петровна Кордюкова. Спешу вам писать, что я нахожусь в Красной Конной армии товарища Буденова, а также тут находится наш кум Никон Васильевич, который есть в наше время красный герой. Они взяли меня к себе в экспедицию политотдела». (И.Бабель)

 

-Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом (Тютчев)

- Гуди, набат, гуди сильнее,

Гуди над Русью без конца…

Пусть от твоих ударов мощных

Дрожат холодные сердца (Шкулев)

Литература: 5, 6,13,15,20,21,31.

 

 

Понятие о теме, проблеме и идее художественного произведения.

1. Понятие о теме, проблеме и идее. Тематика, главные и частные темы, тематический мотив.

2. Соотношение темы и проблемы. Типы проблематики.

3.Идея как отражение авторского мировоззрения.

4. Пафос и его виды.

 

Вопросы и задания:

- Определите тему, проблему и идею данных текстов.

- Определите тип проблематики известных произведений художественной литературы. Аргументируйте свой ответ.

- Каковы способы художественного выражения идеи произведения?

- Найдите ошибки в формулировках тем школьных сочинений, объясните их причины.

- Определите, раскрыта ли тема в предложенных творческих работах.

- Найдите в тексте главную и частные темы, тематические мотивы.

- Каково соотношение темы и идеи с конфликтом?

- Прокомментируйте высказывание Н.Г.Чернышевского: «Искусство воспроизводит жизнь, чтобы объяснить ее значение и вынести свой приговор». Для обсуждения предлагается ряд других высказываний по теме.

Задания для самостоятельной работы учащихся (даются учителем на занятии либо выборочно в качестве домашнего задания):

1.Определите тему, проблему и идею басни Крылова «Стрекоза и муравей».

2.Какое значение имеет проблематика для автора и читателя?

3.Определите тип проблематики в рассказе Лескова «Левша».

4.Каковы способы художественного выражения идеи произведения?

5.Что мы имеем в виду, когда говорим о теме как об объективной стороне художественного содержания?

6.В чем особенности тем конкретно-исторических и вечных? Приведите примеры соответствующих художественных произведений. Могут ли они сочетаться в одном художественном произведении?

7.Что определяет выбор темы писателем?

8.Какое значение имеет проблематика для автора и читателя?

9.Назовите и охарактеризуйте основные типы проблематики. Что общего и различного в социокультурном и национальном типах проблематики?

10.В какой сфере художественного произведения выявляется отношение автора к миру и его ценностям?

11.Может ли идея не совпадать с авторским художественным замыслом? Приведите примеры.

12.Какова взаимосвязь с темой и идеей такого понятия, как конфликт? Покажите на конкретном литературном примере.

13.Дайте определение пафоса и определите его виды. В чем различие между а) героикой и романтикой; б) сатирой и юмором; в) сатирой и инвективой? Приведите примеры литературных произведений с различными видами пафоса.

14.Определите тему, проблему, идею, назовите приемы создания образа в стихотворении В. Брюсова «Путник», стихотворении А. С. Пушкина «Анчар».

15.Произведите лингвистический анализ стихотворения М. Лермонтова «Нищий».

16.Определите тему, проблему, идею стихотворений А.С. Пушкина:

***

Глухой глухого звал к суду судьи глухого,

Глухой кричал: «Моя им сведена корова», -

«Помилуй, - возопил глухой тому в ответ, -

Сей пустошью владел ещё покойный дед».

Судья решил: «Пошто ж идти вам брат на брата,

Не тот и не другой, а девка виновата».

Золото и булат

«Всё мое», - сказало злато;

«Всё мое», - сказал булат.

«Всё куплю», - сказало злато;

«Всё возьму», - сказал булат.

17.Произведите лингвистический анализ басни И. Крылова «Разборчивая невеста», назовите вид пафоса.

18. О пределите тему, проблему, идею и вид пафоса следующих басен И. Крылова «Петух и жемчужное зерно», «Две бочки», «Лев, серна и лиса» (1 по выбору).

19.Определите приемы создания образа в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника». Сформулируйте его тему, проблему, идею.

 

Литература:3,4,8,13,29,21.

НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Учебно- методическая литература


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.289 с.