Пути реализации и критерии соответствия — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пути реализации и критерии соответствия

2018-01-07 158
Пути реализации и критерии соответствия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовно-нравственное совершенствование человека является составляющей задачи его развития в целом. Сам процесс развития, определённый нами ранее, может быть представлен как процесс движения самости в своём отождествлении – от внешних объектов и нижних уровней структуры человека, к его божественной сути.

Главный путь, двигаясь по которому человек совершенствуется максимально быстро – это путь осознания им всего того, что с ним происходит. Самый медленный путь – путь неосознаваемых проб и ошибок. На востоке говорят, что чело век начинается только тогда, когда он снимет с себя «проклятье неосознаваемых воплощений». До достижения этой ступени – начала осознавания своего бытия – никакое воспитание не может дать роста духовности и нравственности. Можно только управлять поведением человека, создавая у него определённые представления, но как только представления поменяются при изменении внешних условий и воспитателей, всё вернётся «на круги своя», и, вчера казавшийся духовным и нравственным, человек покажет свои истинные достижения.

Прекрасным примером тому служит ситуация на островах Майями после разрушительного воздействия стихии. Вчера мирные и воспитанные граждане готовы были перегрызть друг другу горло за бутылку пресной воды и кусок пищи. Ситуация была настолько соответствующей животному состоянию ума и разума, что вертолёты ООН не рисковали приземлиться, боясь потерять и технику и свои жизни. Они сбрасывали продукты и воду, зависая над толпой. Репортёры нашли только одного человека, который в этой битве за выживание не участвовал. На вопрос: почему он стоит в стороне? Он ответил: «Да, у меня есть и семья и дети, они тоже на грани гибели, но я не могу драться за еду!». Это было достижение его осознаваемого личностного роста, его субъективной, а не показной, внешней нравственности и духовности, и это достижение не могут изменить никакие внешние условия. Теперь это уже то, что он всегда будет носить с собой и не только в этой жизни, но и в будущих. Отметим, что этот человек был элементом одной и той же воспитательной среды, но результат этого воспитания получился другой. Он стал нравственным, остальные только делали соответствующий вид. И всё дело здесь в осознанности бытия, в качестве субъектности.

Рассмотрим ещё один пример – метасистемный. Согласно писанию Бог дал Моисею скрижали с заповедями. Они общеизвестны. Обратим внимание на то, что они даны в виде приказа: никого не ставь перед ликом моим; не убий и так далее, что противоречит принципу свободы воли и заявлению о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Если человек тоже свободен и тоже творец, то какие могут быть по отношению к нему приказы?

Эту ситуацию можно разъяснить. Те продвинутые люди, кто писал Библию, были далеко не боги, а скорее всего умные политики. Они хорошо понимали, что уровень развития тогдашнего среднестатистического человека, если бы ему рассказали о свободе его воли, привёл бы к социальному хаосу – к битвам за еду воду, пространство, богатство и т.п., что мы наблюдаем даже сейчас и в «благополучной», «культурной» Европе, и на Ближнем Востоке, где с помощью Интернета и технологий информационных войн многие страны ввергнуты в хаос, опять таки, из-за низменной алчности «цивилизованных демократов», чья духовность и нравственность если и отличается от звериной, то только в худшую сторону. (Сытый зверь никогда не будет заготавливать еду впрок, убивая всех, кто попадётся на пути. Даже голодный зверь никогда никого не убивает на водопое… Нравственность животных в её положительном смысле бывает выше человеческой и намного.)

С момента написания Библии прошло много веков, и сейчас появились попытки устранить возникшие противоречия, поскольку разум человека развился, и он начал анализировать ранее неприкосновенный текст, что привело к весьма нелицеприятным открытиям (см. например [27]).

В частности Нил Уолш в своей работе «Беседы с Богом» [37], попытался устранить указанные выше противоречия в заповедях. Он пишет, что задал вопрос Богу насчёт этого несоответствия, на что Бог ответил, что таких заповедей он Моисею не давал, поскольку не мог противоречить самому себе. Бог сказал, что текст заповедей был совсем другим, а Моисей, вероятно, их отредактировал под свои конкретные задачи.

Итак, изначально, по современной интерпретации Н. Уолша, содержание заповедей следующее: «Ты узнаешь, что ты приблизился ко мне, когда уже никого не сможешь ставить перед ликом моим»; «Ты узнаешь, что ты приблизился ко мне, когда уже никого не сможешь убивать»…

Этот вариант трактовки может быть весьма точно обоснован с применением естественно научного подхода. Кроме того, он недвусмысленно говорит о том, что никто не может привести человека к Богу (внешними усилиями заставить отождествить его самость со своей сутью), он может придти к нему только сам. «Я сам», – говорит малыш, памятуя заповеданный ему Богом истинный путь. И вот тут родители должны дать питание в ось духа, утверждая справедливость этого требования. Но, если родители боятся, что ребёнок, который сам захотел вымыть чашку, разобьёт её, они могут совершить тягчайшее воспитательное преступление, не дав ему это сделать. Цена чашки несоизмерима с бесконечной ценностью проявленного духа, но понимание этого доступно не всем.

Таким образом, мы обозначили два диаметрально противоположных по эффективности пути развития духовности и нравственности в человеке: путь проб и ошибок; путь осознания себя и своего жизненного мира. Разумеется, в связи с тем, что каждый человек уникально индивидуален, он может пробовать и то, и другое. Если перечень вариантов развития изобразить в виде отрезка лини, ограниченного двумя обозначенными путями, то, поскольку линия представляет собой совокупность бесконечного множества точек, это показывает простейшую иллюстрацию уникальности пути каждого.

Теперь осталось обозначить критерии соответствия самому процессу и отдельным ступеням этой лестницы, ведущей в небо.

Критерии соответствия даны на рис. 3, иллюстрирующем интегральное видение всех процессов, происходящих с человеком.

Итак, в пространстве индивидуального субъективного в качестве критериев выступают красота, правда, искренность, доверие (в пределе – вера, как ве дание Ра, т.е. пребывание в Боге). Если в человеке в процессе его жизнедеятельности эти субъектные качества развиваются, то этот человек и его воспитатели – на правильном пути.

В пространстве индивидуального объективного основным критерием является объективная истина. Следовательно, духовно-нравственное воспитание и самовоспитание должны включать в себя и научное познание, а достигнутый уровень покажет уровень развития этой составляющей воспитания. Например, математика и физика, зарождающиеся в пространстве субъективного, находят широкое применение и в объективном пространстве, поскольку эти науки способствуют движению самости в её отождествлении с телом абстрактной и конкретной мысли, со своим умом. Пройти эту ступень мимо абсолютно невозможно.

На эту тему есть удивительный пример. Учитель Махатмы Ганди (Маха Атма означает – великая душа) как-то указал ему на недоразвитость системы вывода мысли в письменный текст. На вопрос М. Ганди: «Что же делать?», Учитель ответил, что необходимо писать по десять страниц текста в день и что неважно, что он будет писать, главное, чтобы получался красивый текст.

Через некоторое время вышла в свет изумительная книга Махатмы Ганди – «Автобиография». Текст получился очень красивым.

В пространстве коллективного объективного можно увидеть очень легко – какой функциональной системе соответствует конкретная личность. Если она является частью функциональной системы, направленной на убийство нравственности и духовности, например, в системе взяточников или производства и распространения легальных и нелегальных наркотиков, то это однозначно указывает на безнравственность и бездуховность этой личности. Самость, осознанно устремившаяся к своему духу, уже никого и ничего не может убивать.

В пространстве коллективного субъективного основные критерии справедливость, целесообразность, культурное соответствие (если под культурой понимать Культ Ура – почитание света знания).

Эти критерии не могут быть отнесены к точным, поскольку находятся в пространстве субъективного, но, если использовать завет Христа – не судить по словам их, а судить по их делам, т.е. рассматривать не сами критерии вообще, а их отображения в делах человека, то и здесь несложно определить направление движения каждой личности.

Очень наглядная модель пути предложена Дипаком Чопрой в его работе «Путь волшебника». Он делит путь восхождения личности к индивидуальности на семь основных ступеней [43].

Первая ступень достигается личностью во время её рождения. Этой ступени соответствует неосознаваемая ребёнком интеграция с миром, что и позволяет ему выжить в этом мире на первом этапе.

Вторая ступень – рост эго. Человек занимается любимой игрой библейского Адама – делит мир на отдельные объекты, присваивает им имена, или изучает уже придуманные его предшественниками. Рост эго возможен только в процессе успешной деятельности. Неудачи принижают человеческое эго, не дают ему расти, поэтому, пребывая на этой ступени, ребёнок и затем взрослый человек все удачные достижения старается присвоить себе, а неудачи списывает на других. Человек на этой ступени не принимает идею о том, что всё происходящее с нами есть результат наших мыслей, слов и дел. На рост эго может уйти несколько лет, если выращивающая его личность является проекцией достаточно продвинутой индивидуальности. Если опыт пребывания в человеческой форме разума у индивидуальности ещё мал, у порождаемых ею личностей на прохождение второй ступени их жизни будет не хватать. Главный критерий распознавания этой ступени – поиск личностью виноватых на стороне. Другим, не менее наглядным критерием является актуализация принципа проекции своих недостатков на других. Человек смотрится в другого человека как в зеркало и видит в нём себя. Если смотрящийся в это зеркало не делит своё эго на маску (хорошее) и тень (плохое), он и в людях будет видеть только хорошее. Об этой ступени написано много теорий и книг.

Третья ступень – человек достигающий, им движет жажда обладания: деньгами, людьми, титулами, учёными степенями и т.п. Утолить эту жажду невозможно, можно только осознать, что с тобой происходит и подчинить своей воле своё тело желаний. Критерий распознавания этой ступени можно выразить фразой из мультика «Падал прошлогодний снег», один из героев которого всё время повторяет: «Маловато будет!».

Четвёртая ступень – человек дающий (не путать с теми «меценатами», которые сначала украдут миллиард, а потом пожертвуют рубль). Это состояние сознания, при котором человек способен что-либо давать другим без надежды на вознаграждение, тут же забывая о своём даре. Верх достижений на этой ступени – дарение людям себя. На этой ступени человек уже не просто знает, но и понимает, что в пространстве субъективного нет границ, что надо поддерживать жизненность всей системы, частью которой ты являешься. На этой ступени осознаётся целесообразность нравственности в её положительном смысле.

Пятая ступень – человек ищущий, ищущий смысл своего существования. Эго, достижения, дарения – всё это утрачивает свою актуальность, превращаясь в обыденность, в уже пройденное и познанное. Человек задумывается над тремя сокровенными вопросами: кто я, откуда пришёл на эту Землю и зачем? На этой ступени человек приближается к своей сути, к своему духу. Это состояние поиска и актуализации своей духовности. Самость в своём отождествлении вплотную подходит к духовным структурам человеческой организации.

Шестая ступень – человек видящий, человек, у которого открывается «око духа». Он в буквальном смысле видит то, что недоступно сенсорным системам, мало того, он может лишить себя этих сенсорных систем, чтобы они не мешали оку духа смотреть на мир. Общеизвестный пример такого случая – болгарская ясновидица Вангелия.

Седьмая ступень – человек познавший (по-восточному Будда). На этой ступени достигается осознанная интеграция с миром, в отличие от младенца, который также интегрирован в мир, но не осознаёт этого. Текстовое описание состояния сознания человека на высших ступенях его духовно-нравственного развития невозможно. Поэтому мудрецы всегда использовали для этого язык притч, что давало каждому вопрошающему свободу воли в их интерпретации – по уровню своего ума и разума. Вот одна из них в сжатом изложении. Ученик, обращаясь к Учителю, просит его объяснить – в чём его отличие от Учителя? «У нас одинаково устроены тела, мы говорит одни и те же слова, часто делаем одни и те же дела, но я чувствую себя одиноко и дискомфортно в этом мире, а ты всегда радостен и всем доволен?». «В том то и дело, – отвечает Учитель, – что ты чувствуешь себя в мире, а я чувствую мир в себе».

В мире существует много других моделей развития человека и критериев соответствия различным уровням в этих моделей. Поэтому в заключение данной работы мы рекомендуем читателям обратиться к изучению восьмеричного пути, предложенного Буддой своим ученикам. Этот путь нисколько не потерял своей актуальности и в наше время. Он может использоваться всеми, независимо от вероисповедания, учёности и социального статуса. Сам путь обозначен в виде восьми способностей, которые могут быть достигнуты после его прохождения. Они следующие.

1. Правильное распознавание (что касается закона причинности).

2. Правильное мышление.

3. Правильная речь.

4. Правильное действие

5. Правильная жизнь.

6. Правильный труд.

7. Правильная бдительность и самодисциплина.

8. Правильное сосредоточение.

Гаутамой Буддой также были указаны следующие десять великих препятствий в движении по этому пути, названных оковами.

1. Иллюзия личности.

2. Сомнение.

3. Суеверие.

4. Телесные страсти.

5. Ненависть.

6. Привязанность к земле.

7. Желание наслаждения и успокоения.

8. Гордость.

9. Самодовольство.

10. Невежество.

Необходимо отметить, что логико-дискурсивной расшифровке (интерпретации) элементов восьмеричного пути и десяти оков посвящены многие книги исследователей и адептов буддизма. Мы могли бы дать свою интерпретацию этих текстов, используя естественнонаучный, тринитарный и интегральный подходы, но это объем отдельной книги в связи с чем, здесь это не будет представлено.

Можно лишь указать, что сам по себе восьмеричный путь не является линейной структурой, т.е. нельзя достигнуть одной из указанных способностей, не достигнув других. Невозможно сбрасывать оковы одну за другой. Этот процесс интегральный, поэтому и полная актуализация нравственного и духовного потенциала личности (просветление), как результат этого процесса, появляется только в виде синергетического эффекта, когда все элементы проработаны и соединяются в одну систему.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Амонашвили Ш.А.Школа жизни. М.: – Изд. дом. Шалвы Амонашвили, 1998. С. 21–23.

2. Аристотель Сочинения в четырёх томах. Т.2. Ред. З.И. Микеладзе. М., «Мысль», 1978. 687 с.

3. Антарова К.Е. Две жизни. В трёх частях, четырёх книгах. – М.: «Сирин», «Скорпион», 1993.

4. Аугустинавичуте А. Соционика: Введение./сост. Л. Филиппов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 1998. – 448 с.

5. Баранцев Р.Г. Понятия – Образы – Символы. Источник: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0019/d01/00190005.htm

6. Бах Ричард. Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии. Перев. с англ. – К.: «София», Ltd., 1999. – 224 с.Бессознательное, Т.1. Природа, функции. Методы иссле­дования. – Тбилиси: Мецниереба, 1977, – 788 с.

7. Гендель М. Космоконцепция розенкрейцеров или мистическое христианство. – М.: Литан. 2004. – 560 с.

8. Дети индиго, кто они? Источник: http://www.e-puzzle.ru/

9. Захаревич В.Г., Непомнящий А.В. Самоконтроль, саморегуляция и самоорганизация в учебном процессе. Учебное пособие по курсу «Инженерная психология». Таганрог: ТРТИ. 1989 г. 85 с.

10. Источник: http://www.youtube.com/watch?v=JRESfP7c1tw&feature=relmfu

11. Источники: http://www.princeton.edu/~pear/, http://www.mind-lamp.com/

12. Калинаускас И. Наедине с миром – СПб.: Фонд «Лики культур», 2002. – 306 с.

13. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.// Психологический журнал, 2003, Т.24, № 5, с.45-57.

14. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии. СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2001. 360 с.

15. Краткий словарь по философии. Изд. 2-е, доработанное и дополненное. – М.: Политиздат, 1970. – 398 с.

16. Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. Издание четвертое, дополненное и исправленное. – Государственное издательство политической литературы. 1954. – 703 с.

17. Лама Анагарика Говинда.Психология раннего буддизма. Санкт–Петербург, Изд–во «Андреев и сыновья», 1993, с1–129.

18. Листы сада Мории. Часть 2. Озарение. Источник: www.agniyoga.org

19. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20. с. 82.

20. Марченко Е.Д. Законы радуги С-Пб., Авторский центр «Радатс», 464 с.

21. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2003. – 416 с. Моуди Р. Жизнь после жизни.

22. Монро Роберт. Далёкие путешествия. Пер. с англ. – К.: «София», 2001, М.: иД «Гелиос», 2002. – 352 с.

23. Монро Роберт. Окончательное путешествие. Пер. с англ. – К.: «София», 2001, М.: иД «Гелиос», 2002. – 228 с.

24. Монро Роберт. Путешествия вне тела. Пер. с англ. – К.: «София», 2001, М.: иД «Гелиос», 2001. – 320 с.

25. Непомнящий А.В. Безопасность личности и общества в структуре инновационного образования. // Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. №1. – с. 3-9

26. Непомнящий А.В. Молодежная политика: содержание и основные направления реализации. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 128 с.

27. Никонов А. П. Опиум для народа. Религия как глобальный бизнес-проект / Александр Никонов. - М.: ЭНАС; СПб.: Пи­тер, 2009. - 344 с. - (Точка зрения).

28. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов/Б.А.Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др.; Под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Вышсшая Школа, 1986. - 448 с.

29. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М. Педагогика – Пресс, 1998. – 440 с.

30. Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 7. М., Наука, 1986. 320 с.

31. Рокотова Н. (Рерих Е.И.) Основы буддизма. – Третье изд., доп. – Рига: Угунс, 1997. – 144 с.: илл.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии URl: http://azps.ru/hrest/28/43343.html (дата обращения 23.12.10)

33. Уилбер К. Краткая история всего/ Кен Уилбер; пер. с англ. С.В. Зубкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006.- 476 [4] с.: ил.

34. Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные стратегии саморазвития человека. Пер. с англ. В.Данченко. Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder-London: Shambala, 1981 К.: PSYLIB, 2004

35. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира/ К. Уилбер; пер с англ. В. Самойлова под htl А. Кмселева. – М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002.- 476. [4] с. – (Тексты трансперсональной психологии).

36. Уилсон Роберт Антон. Психология эволюции/пер.с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2008. – 304 с.

37. Уолш Н.Д. Беседы с Богом. Необычный диалог. Кн. 2/ Пер. с англ.под ред. И. Старых. – К.: «София», М.: «Гелиос»,2002. – 368 с. – («Беседы с Богом»)

38. Успенский В.А. Теорема Гёделя о неполноте. – М.: Наука. 1982, – 112 с.

39. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. Пер. с англ. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. – 192 с., ил.

40. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др.; Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.

41. Философский словарь / Под ред. М. Розенталя. – Издание 3-е. – М.: Политиздат 1972. – 490 с.

42. Хелингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удаётся. – М. Институт консультирования и системных решений, 2010. – 328 с.

43. Чопра Дипак. Путь волшебника. Пер. с англ. Н. Шпет. – К.: «София», 2002; М.: ИД «Гелиос», 2002. – 272 с.

44. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений, т.1. Биография. Глоссарий. Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Адити», 1998. – 571 с.

45. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962; M., 1975

 

 

Непомнящий Анатолий Владимирович

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

МЕТОДОЛОГИЯ, КОНЦЕПЦИЯ

И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Ответственный за выпуск А.В. Непомнящий
Редактор  
Корректор  

 

ЛР № 020565 от 23 июня 1997 г. Подписано к печати 18.07.2011 г.
Формат 60х841/16 Бумага офсетная
Офсетная печать. Усл. п.л. – 4,0 Уч.-изд.л. – 4,0
Заказ № Тираж 100 экз.

 

«С»

_______________________________________________________________

 

Издательство Технологического института

Южного федерального университета в г. Таганроге

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

 

Типография Технологического института

Южного федерального университета в г. Таганроге

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.